Концерт-лекция на тему: "Серебряные трубы"
учебно-методический материал по теме

Макейкина Надежда Константиновна

08 февраля 2018 года в  зале «Гренада» МБОУ «Восходненская школа» для учащихся начальных классов состоялся концерт-лекция на тему:"Серебряные трубы»". В концерте приняли участие учащиеся и преподаватели народного отделения МБУДО «Восходненская ДМШ». Ведущая этого мероприятия преподаватель и концертмейстер Макейкина Н.К. рассказала в увлекательной и доступной для младших ребят форме о следующих инструментах: флейты, трубы, тенора, кларнета, саксофона, аккордеона. Рассказ сопровождался показом инструментов и исполнением на них пьес. Дети были поражены бархатным, чарующим  звучанием духовых и народных инструментов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

08 февраля 2018 года в  зале «Гренада» МБОУ «Восходненская школа» для учащихся начальных классов состоялся концерт-лекция на тему:"Серебряные трубы»". В концерте приняли участие учащиеся и преподаватели народного отделения МБУДО «Восходненская ДМШ». Ведущая этого мероприятия преподаватель Макейкина Н.К. рассказала в увлекательной и доступной для младших ребят форме о следующих инструментах: флейты, трубы, тенора, кларнета, саксофона, аккордеона. Рассказ сопровождался показом инструментов и исполнением на них пьес. Дети были поражены бархатным, чарующим  звучанием духовых и народных инструментов.

           Впервые на сцену вышла самая маленькая артистка, обучающаяся только первый год, Командир Виктория с пьесой Е.Тиличеевой «К пионерам в гости», которая  заслуженно получила море оваций после своего дебюта. Также бурные овации заслужили самые старшие воспитанники преподавателя Шинкарецкого В.А., лауреаты многих конкурсов, как районных, так и Региональных: Ивашёв Алексей и Шведов Андрей. Ведущая Макейкина Н.К. представила  зрителям номера: это и обработки русских и украинских народных песен и произведения: В.Боганов «Хотим побывать на луне» и А. Виноградов «Песня»( концертмейстер Анцибор О.В.).

           Особый восторг собравшихся вызвало выступление преподавателей: Макейкиной Н.К. (аккордеон) и Шинкарецкого В.А.( саксофон), которые исполнили «Танго» Е.Розенфельда. Также Шинкарецкий В.А.на кларнете исполнил   очень  проникновенное и чувственное произведение: Релаух «Мой путь», аккомпаниатор Анцибор О.В.

               По окончании концерта зрители поделились своими впечатлениями:                                       «Холодным февральским днём так приятно окунуться в волшебный мир музыки. 08 февраля этот мир музыкальных звуков нам подарили учащиеся и преподаватели народного отделения Восходненской детской музыкальной школы. Все слушатели, дети и взрослые, очень благодарны за прекрасный концерт, который  сопровождался интересным, в доступной для младших школьников форме, рассказом ведущих: преподавателей Макейкиной Н.К. и Шинкарецкого В.А. Дети услышали звучание разных инструментов: флейты,  трубы, тенора, кларнета, саксофона, аккордеона. Порадовали своим выступлением маленькие артисты. Спасибо всем: маленьким музыкантам, преподавателям, концертмейстерам, ведущим за доставленное удовольствие. Ждём новых встреч!».                                                                                                                                    А вот так  сказали о концерте ученики преподавателя Макейкиной Н.К.- Мустафаева С. и Беседкина А.: «Мы узнали столько нового и интересного о музыкальных инструментах. Даже у наших одноклассников появилось желание  научиться играть на этих музыкальных инструментах, поступив учиться в музыкальную школу». Об этом концерте мы расскажем родителям и друзьям. Спасибо нашим педагогам!».                                                                                                                                                                                                  

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного              образования «Восходненская детская музыкальная школа»

                Красногвардейского района Республики Крым

                 Лекция -  концерт на тему:

         «Серебряные трубы» для учащихся

              МБОУ «Восходненская школа»

                                                                                                                                         

                                                         

                                                         Макейкина Надежда

                                                         Константиновна,

                                                         преподаватель, концертмейстер

                                                         

                                                         

                                                       

                                               

                                                             

                                                               

                                                       

                                           с. Восход

                                       08.02.2018  года    

                                                   План

                      Лекции – концерта  «Серебряные Трубы»

 1. Рассказ в форме беседы: «Духовые инструменты»

(Краткие исторические сведения о возникновении и развитии духовых инструментов: классификация, устройство, материалы производства, а также сферы применения)

2. Викторина

3. Концерт

4. Использованная литература.

Преподаватели: Шинкарецкий В.А., Макейкина Н.К.

Концертмейстеры:  Макейкина Н.К., Анцибор О.В.

Выходят ведущие: Макейкина Н.К. и Шинкарецкий В.А.

Шинкарецкий В.А. Уважаемые ребята, коллеги!

Сегодня мы расскажем вам о духовых и народных инструментах.

Мы проведём нашу встречу в доброй доверительной обстановке.

По ходу моего рассказа можно будет задавать вопросы с обоих сторон, и сразу на них отвечать.

Итак, кто может назвать какие – ни будь духовые инструменты?

Из ваших ответов видно, что вы кое - что знаете.

А теперь я расскажу, когда они появились и как назывались, а также из чего их делали, и где нашли своё применение.

Возникновение духовых музыкальных инструментов относится к глубокой древности. В течение многих веков музыка примитивных дудок и свирелей, сделанных из тростника или костей животных, сопутствовала народным развлечениям и трудовым процессам; старинные рога звучали на охотах и празднествах; флейты, трубы и барабаны сопровождали военные походы, сражения и победные торжества.

До 16 века сочетание инструментов носило большей частью случайный характер. В старинных научных книгах и литературных сочинениях описываются небольшие ансамбли инструментов, использовавшиеся в войсках в середине 16 века; таковы, например, ансамбли труб и литавр, бывшие в конных отрядах, или сочетание флейт и барабанов, применявшееся в пехоте. Подобные ансамбли можно считать зародышами военно – оркестровой музыки. Оркестров же с постоянно установившимся составом инструментов в средние века не существовало.

Первые оркестры стали создаваться в начале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития, когда появились первые оперы, первые крупные многоголосные инструментальные сочинения. Слово «оркестр» древнегреческого происхождения, означавшее в античном театре место для размещения хора и для танцев на театральной сцене. В настоящее время оркестром мы называем коллектив музыкантов с различными инструментами, назначение которого – исполнять музыкальные произведения, созданные для оркестра. Существуют оркестры симфонические, театральные, камерные, духовые, оркестры народных инструментов и другие. Все они составляются по определённому принципу и имеют определённый, установившийся в художественной практике, состав инструментов.

Духовые музыкальные инструменты прошли сложный путь развития, прежде чем смогли занять постоянное место в оркестре. На протяжении нескольких столетий они подвергались различным и существенным усовершенствованиям. Так, например, прямые и длинные дудки (свистки, продольные флейты,) были видоизменены и превращены в поперечные флейты; строй, и звук флейт были улучшены.

Старинная тростниковая пастушеская свирель с язычком (пищиком), сложенным из двух тростниковых пластинок, послужила родоначальником старинному гобою; в то же время старинный басовый гобой, так называемый «бомбарда», стал предком современного фагота. Другой сельский инструмент с одинарным язычком, называвшийся в России «жалейка», послужил основой, из которой был сконструирован кларнет.

Всю эту группу называют «деревянные инструменты» по роду материала, из которого они вырабатывались. Они имели общий принцип устройства, состоящий в том, что в корпусе инструмента просверливались отверстия, предназначенные для изменения высоты звука. В последующее время, в 18 и особенно в 19 веках, эти инструменты непрерывно совершенствовались. Количество отверстий возросло с 6 – 7 до 20 и более. Большая часть отверстий была снабжена клапанами. В настоящее время флейты, гобои, кларнеты и фаготы снабжены механизмом, доведённым до очень большого совершенства. Правильно расставленные отверстия, многочисленные удобно расположенные клапаны способствуют большой технической подвижности и точной интонации звуков. (термин «деревянные инструменты», прочно укоренившийся, нельзя считать правильным, потому что в настоящее время некоторые инструменты вырабатываются не только из дерева, а из металла, пластмассы или эбонита.)

Трубы в разные времена и у разных народов изготовлялись из различных материалов: дерева, глины, древесной коры (бересты), кости, металла. Предком валторны был старинный охотничий сигнальный инструмент, устроенный из полого рога животного или из дерева. Позже трубы и валторны стали изготавливать из тонкой латуни, и в таком виде они вошли в оркестр.

До начала 19 века валторны и трубы не имели механического приспособления для изменения высоты звука, и это ограничивало возможности их использования в оркестре. Пользуясь лишь звуками натурального звукоряда, (натуральным звукорядом называется ряд различных по высоте звуков, которые могут быть получены на духовых инструментах путём передувания. Передувание вызывается изменением напряжения губ и силы вдувания воздуха.) весьма ограниченного в смысле мелодических возможностей, валторны и трубы редко участвовали в исполнении главных мелодий оркестрового сочинения, в большинстве случаев – в темах фанфарного характера. Более обычной их ролью было исполнение сопровождающих партий.

В конце 18 века петербургский музыкант и музыкальный мастер Кельбель сделал приспособление для изменения высоты звука валторны. Приспособление состояло из отверстий, просверленных в трубке валторны и прикрытых клапанами. При открывании каждого из отверстий столб воздуха на валторне укорачивался, так же, как и на деревянных инструментах, благодаря чему звучание натурального звукоряда повышалось. Эти инструменты обладали полным хроматическим звукорядом и в этом отношении могли стать в один ряд с деревянными инструментами. Но звук их, грубый и хриплый, значительно уступал качеству звука натуральных труб и валторн. Несмотря на этот недостаток, они широко распространились в военных оркестрах в 1815 – 1825 годах.

Пистонный или вентильный механизм (для получения хроматического звукоряда на медных инструментах), существующий в наше время, был изобретён в период между 1812 – 1820 годами. Имеются все основания предполагать, что это изобретение было сделано в России, так как этот механизм получил широкое практическое применение в России ранее, нежели в других странах.

Каждый музыкальный духовой инструмент представляет собой трубку строго определённой длины и ширины. Источником звука является колебательное движение воздуха, заполняющего внутренний объём трубки. Колебательное движение возникает при вдувании воздуха и совершается с определённой частотой. Звук, издаваемый инструментом, распространяется во внешней воздушной среде.

Частота колебания частиц воздуха, а, следовательно, и высоты издаваемого инструментом звука, находится в прямой зависимости от длины трубки, - удлинение трубки понижает, а укорочение повышает звук.

По виду возбудителя звуковых колебаний духовые инструменты разделяются на амбушюрные, язычковые и свистящие.

В настоящее время духовые инструменты применяются практически во всех ансамблевых и оркестровых коллективах, а также в сольных выступлениях музыкантов духовиков. Сейчас, когда мы немного разобрались, будем двигаться дальше. Мы уже знаем, что духовые инструменты прошли большой путь в своём развитии. Из примитивных дудочек они превратились в современные, отвечающие техническим и художественным запросам музыкального искусства.

 Ведущая Макейкина Н.К.

А теперь у меня вопрос. Может быть кто - то уже знает это.

Из каких материалов делают духовые инструменты в настоящее время?

Исходя из ответа (правильный ответ: «медные» - из специального сплава «латунь», а «деревянные» из ценных пород чёрного и красного дерева, а также из эбонита пластмассы.

И ещё инструменты можно разделить на три вида по начальному этапу звукоизвлечения. Кто скажет? (это мундштучные, язычковые и свистящие).

Ведущая Макейкина Н.К. А теперь поговорим о сфере применения духовых инструментов на современном этапе. Жду ваших ответов…Сейчас можно резюмировать: Это Духовой оркестр, Симфонический, Оркестр народных инструментов, Эстрадный, Джаз оркестр, великое множество различных ансамблей, а также сольное исполнительство.

                А теперь ребята, познакомимся с народными инструментами: аккордеоном.                                                                                                         Первый аккордеон изготовил и дал ему название венский мастер К. Демиан (1829 г.).В России название аккордеон бытует с 19 века. Ранние модели имели на правой клавиатуре 5-10 кнопок, а на левой клавиатуре  2-4 кнопки. Аккордеон произошёл от губной гармоники. В течении времени он видоизменялся, а как выглядит аккордеон в настоящее врем,я я вам сейчас продемонстрирую( показ инструмента).

Ведущая Макейкина Н.К.                                                                                  Послушайте концерт, на котором будут звучать инструменты, с которыми мы вас познакомили.

Программа концерта:

1. Командир В.. уч.1 класса исполнит Е.Тиличеева «К пионерам в гости»                       ( преподаватель Шинкарецкий В.А., концертмейстер Макейкина Н.К.).

Ансамбль духовых инструментов в составе:                                                         Ивашёв Алексей, уч. 3 класса,                                                                                        Шведов Андрей, уч.3 класса,                                                                            Шинкарецкий В. А., преподаватель                                                                            исполнят следующие обработки народных песен:

2.У.н.п. «Ой на гори, тай женци жнут»

3. р. н. п. «Я на камушке сижу»

4. у. н. п. «Ехал казак за Дунай»

5. у. н. п. «Ой лопнул обруч»

          6. у. н. п. Засвистали казаченьки»                                                                                   ( преподаватель Шинкарецкий В.А., концертмейстер Анцибор О.В.).

 Ансамбль блокфлейтистов в составе: Командир В. и Стасюк М. исполнят:                                                             7.Командир Виктория, уч. 1 кл. И. Пушечников «Дуэт»

(преподаватель Шинкарецкий В. А., концертмейстер Макейкина Н.К.).

8. Преподаватели Шинкарецкий В.А. и Макейкина Н.К.исполнят Е.Розенфельд «Танго».

4. Использованная литература:

1) Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Г. В. Келдыш.

2) Д. Свечков «Духовой оркестр»

3) С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»

4) С. Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной куль туры»

5) В. Блажевич «Школа коллективной игры на духовых инструментах».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"

Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...

Сценарий концерта-лекции "Музыкальное путешествие по странам и континентам"

Сценарий концерта-лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "Музыкальное путешествие по странам и континентам". Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран. В концерте п...

концерты - лекции

quot;Пушкинский бал". Представлен ознакомительный материал о светской жизни 19 века."В гостях у И.С.Баха""Карл Черни и его творчество"...

Концерт-лекция по теме "Марши"

  Данное мероприятие разработано для проведения в классе фортепиано. Участники его – дети и родители.  Известно, что субъекты воспитательного процесса, в данном случае  семья и р...

Сценарий хорового концерта-лекции "С песней по жизни"

Цель данного проекта - объединить исполнение вокальной и хоровой музыки учащимися перед родительской аудиторией с информационным материалом, который должен способствовать более осознанному восприятию ...

Сценарий концерта-лекции, посвященного 205-летнему юбилею Ф.Мендельсона (17.04.2014)

Сценарий разработан специально для концерта в стенах Сургутского музыкального колледжа.Музыкальные номера, составленные из сочинений немецкого композитора, чередовались рассказом ведущей об интересных...

методическая разработка : сценарий концерта-лекции "Из глубины веков"

Сценарий концерта-лекции содержит материал о возникновении и развитии старинныхинструментов клавиной группы. В материале представлен репертуар композиторов XVII -XVIII веков, соответствующий требовани...