Концерт-лекция по теме "Марши"
презентация к уроку по музыке по теме

Павлова Анна Львовна

    Данное мероприятие разработано для проведения в классе фортепиано. Участники его – дети и родители.  Известно, что субъекты воспитательного процесса, в данном случае  семья и ребенок, одинаково интенсивно воздействуют друг на друга. Основываясь на опыте, мы можем с удовлетворением констатировать, что ребенок, занимающийся музыкой, постепенно все более влияет на семью, создавая в доме музыкальную среду. Совместное участие в подобных музыкальных вчерах стимулирует переход от формального контроля со стороны родителей к сотрудничеству, сопереживанию, сотворчеству.

    Предлагаемые материалы   могут  быть использованы также  на уроках музыкальной литературы первого года обучения при  изучении темы «Марши», а также на уроках музыки в школе.

     Огромные возможности наглядного представления учебного материала на основе современных мультимедийных средств помогают развивать образное мышление учеников, раскрывать их творческие способности.

    К сожалению, формат сайта не позволяет загрузить музыкальные номера, встроенные в прозентацию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАРШИ

Слайд 2

Марши сопровождают организованные шествия людей

Слайд 3

Духовой оркестр

Слайд 5

Офицеры и рядовые Лейб-гвардии егерского полка

Слайд 6

В.И. Агапкин

Слайд 10

Авиаторы- черноморцы «Русские витязи» МИГ-29

Слайд 12

И.О. Дунаевский. Марш физкультурников

Слайд 13

М. Блантер. Футбольный марш

Слайд 14

И.О. Дунаевский. Выходной марш

Слайд 15

М.И Глинка. Марш Черномора

Слайд 16

П. И. Чайковский. Марш деревянных солдатиков

Слайд 17

1. Какие виды маршей вы узнали? 2. Каковы черты, характерные для всех маршей? Энергичный характер Темп шага Чёткий ритм Размер 4/4 (2/4)

Слайд 18

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА И. Дунаевский. Выходной марш (цирковой) М. Блантер. Футбольный марш В. Агапкин. «Прощание славянки» М. Глинка. Марш Черномора П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»



Предварительный просмотр:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Приокского района г. Нижнего Новгорода

 

МАРШИ

концерт-лекция

 для детей и родителей

                                                                                         

                                                                                         

                                                                                    Автор:    ПАВЛОВА  

                                                                                    Анна  Львовна,   педагог

                                                                                    дополнительного образования

                                                                                    высшей категории

                                                                                    по   классу  фортепиано

                                                                                           

Нижний Новгород

2011

Любовь к искусству и, в частности, к музыке –  это и  цель и результат воспитания творческой активности учащихся, их художественного вкуса.

        Воспитывая любовь к музыке, необходимо активизировать познавательную деятельность ребёнка, опираясь на его чувственное восприятие.  

        Согласно современным психологическим воззрениям, основой для познавательной деятельности ученика является визуальное мышление, поскольку способность оперировать образами имеет прямое отношение к формированию его интуитивного опыта,  готовности опираться на собственное воображение.  

            Для реализации подобного подхода необходимо обогатить дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса, создавая и внедряя в учебно-воспитательный процесс обладающую избыточным наполнением  информационную визуальную среду обучения.          

         Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные  возможности  для  создания  креативной  визуальной образовательной среды и сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации обучения. При этом огромные возможности наглядного представления учебного материала на основе современных мультимедийных средств помогают развивать образное мышление учеников, раскрывать их творческие способности.

Электронная презентация как нельзя более соответствует задачам формирования визуальной среды обучения. Эмоционально окрашенное прекрасной, яркой музыкой зрительное восприятие образов, запечатлённых на полотнах известных художников либо фотографиях, иных иллюстрациях, подкреплённое их логическим осмыслением, формирует у детей более устойчивые понятия, активизирует музыкальную память и, в конечном итоге, содействует развитию творческого воображения юных музыкантов.

        

        Данное мероприятие разработано для проведения в классе фортепиано. Участники его – дети и родители.

        Рассказ педагога сопровождается  мультимедийной презентацией Power Point со встроенными аудио файлами. Затем дети исполняют на фортепиано различные детские пьесы в жанре марша, специально выученные к этому концерту.

Оснащение        мероприятия: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.

Предлагаемые материалы   могут  быть использованы также  на уроках музыкальной литературы первого года обучения при  изучении темы «Марши».

Цель: развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, приобщение детей и их  родителей  к ценностям  мировой  музыкальной  культуры.

                                     

Задачи:

  • знакомство с жанром марша;
  • овладение навыками исполнения марша;  
  • воспитание чувства эстрадности, формирование навыков концертных выступлений;
  • формирование интереса к серьезному музыкальному искусству;
  • формирование образно-зрительных ассоциаций на основе использования насыщенной визуальной среды.

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА

      Музыка, сопровождавшая движения людей, известна с глубокой древности. Древние обряды, игры, праздники, военные походы всегда сопровождала музыка. Она помогала людям объединиться в общем настроении, чувстве, движении. Так, ещё в глубокой древности возникли два жанра: марш и танец. Их назначение — организовать движения идущих или танцующих людей. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства — ритм и темп.

      Французское слово «марш» означает «ходьба», «движение вперёд».

Марши сопровождают организованные шествия людей. Они бывают торжественные, церемониальные, походные, спортивные, траурные, цирковые, песни-марши

      Наиболее распространён походный марш. Обычно это пьеса мужественного, волевого характера с четким ритмом. Размер марша чаще всего 4/4; темп энергичного шага. Мелодия ярка и лаконична, четко разделена на фразы, легко запоминается. Походный марш тесно связан с военной музыкой, звучанием духового оркестра.

      Первые русские походные марши появились в 18 веке.

      В 1711 году Пётр I издал указ о создании полковых духовых оркестров. Отныне каждый полк русской армии должен был иметь свой оркестр. Духовые оркестры исполняли не только военную музыку, но и танцевальную. Музыканты часто выступали перед горожанами на площадях и в парках.

      Одним из первых русских военных походных маршей был «Марш Преображенского полка», который представляет собой обработку старинной русской народной солдатской песни «Славны были наши деды». Бодрая, энергичная мелодия даёт представление о характере походного марша.

     

        Также с тех давних времён до нас дошёл «Егерский марш», который остаётся известным и популярным и в наши дни.

      «Егерь» в переводе с немецкого означает «охотник, стрелок». В прусской армии егеря (их набирали из сыновей лесничих и охотников) доказали свою эффективность. Для действий на пересеченной местности нужны были не стройные сомкнутые ряды, а небольшие отряды ловких и метких стрелков, способных действовать поодиночке. В русской армии по образцу европейских были созданы отделения лёгкой стрелковой пехоты и в том числе Лейб-гвардии Егерский Его Императорского Величества полк.

        Среди русских походных маршей нет более известного и всеми любимого, чем «Прощание славянки». Его сочинил в 1912 году будущий военный дирижёр, а в то время трубач духового оркестра Василий Иванович Агапкин.

     

         Тогда, в 1912 г. шла ожесточенная война между странами Балканского полуострова и Турцией. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Марш посвящён им. Его обаяние — в лирическом тоне высказывания, лёгкой дымке грусти. В марше — две основные музыкальные темы. Первую (мягкую, задушевную) можно назвать  «темой прощания». Вторая тема — мужественная, энергичная.

         Ещё раз уточним, каковы же музыкальные особенности маршей? Маршам присущ энергичный характер, темп шага, чёткий ритм, размер 4/4  (2/4).    Черты маршевой музыки настолько устойчивы, что не изменились и столетия спустя. Разные роды войск  в настоящее время имеют свои марши.

                           

        Мы с вами послушаем   знаменитый «Авиамарш» О. Хайта на стихи П. Германа («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»). Это песня-марш.

        Маршевая музыка звучит и во время спортивных мероприятий.

       Существует множество спортивных маршей, которые сопровождают спортивные парады, шествия, спортивные церемонии. Например, «Марш физкультурников» И.О. Дунаевского на стихи В.  Лебедева-Кумача («Ну-ка, солнце, ярче брызни!») – характер его энергичный, светлый, радостный.

          Широко известен футбольный марш  М. Блантера, этим маршем у нас в стране начинаются все футбольные матчи.

 

         Часто марши звучат и во время  цирковых представлений, создавая праздничное, радостное, приподнятое настроение.                                              

         Все мы хорошо знаем знаменитый «Выходной марш» И.О. Дунаевского из к/ф «Цирк».

         Жанр марша часто используется и в таких масштабных музыкально-театральных произведениях, как опера и балет. Широко известен «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Это сказочный марш. Он рисует облик злого колдуна-карлика. Форма марша трёхчастная. Музыка крайних частей (первой и третьей) – это характеристика могущественного волшебника Черномора. Во второй, средней части композитор создаёт атмосферу волшебства и несметных сокровищ Черномора.

        Композиторы написали немало маршей для детей. Они звучат чаще всего в светлом высоком регистре, их фактура легка и прозрачна, в ней нет «плотных» аккордов.

Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

          После знакомства со всеми представленными маршами  детям можно задать несколько вопросов для закрепления  данного материала, а затем провести небольшую музыкальную викторину.

 

 

СЛАЙДЫ,

МУЗ. НОМЕРА

Слайд 1

Слайд 2

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Звучит

«Марш Преображенского полка»

Слайд 5

Звучит

«Егерский марш»

Слайд 6

Слайд 7

Звучит:

В. Агапкин.

«Прощание славянки» 

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Звучит

«Авиамарш»

Слайд 11

Слайд 12

И.Дунаевский. Песня-марш «Марш физкультурников»

Слайд 13

М.Блантер. «Футбольный марш»

Слайд 14

И. Дунаевский.

«Выходной марш».

Слайд 15

М.И. Глинка.

«Марш Черномора»

Слайд 16

П.И. Чайковский.

«Марш деревянных солдатиков»

Слайд 17

Слайд 18

 

Далее  дети исполняют на  фортепиано выученные ими произведения  в жанре марша.

Примерный  репертуар  произведений в жанре марша, исполняемых детьми

  1. М. Лонгшамп-Друшкевичова. «Марш гномиков»;
  2. М. Лонгшамп-Друшкевичова. «Марш дошколят»
  3. В.  Вольфарт. «Маленький барабанщик»;
  4. П.  Берлин. «Марширующие поросята»;
  5. П.  Берлин. «Марш гоблинов»;
  6. Д.  Шостакович. Марш;
  7. Р.  Шуман. Марш;
  8. А.  Жербин. Марш;
  9. П.  Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»;
  10. С.  Прокофьев. Марш.
  11. Егерский марш в 4 руки, обр. А.Павловой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Музыкальная энциклопедия – М. «Советская энциклопедия», 1980
  2. Владимиров. А., Лагутин В. Музыкальная литература, 4 класс. - М., «Музыка», 1986.
  3. Осовицкая О. «В мире музыки». - М., «Музыка», 1999.
  4. Смирнова Э.  Музыкальная литература, 6 класс. - М., «Музыка», 1994.
  5. Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности.  Интернет-журнал "Эйдос". - 2004.  
  6. Павлова   О.А.,  Резник  Н.А.  Роль  визуального  восприятия в изучении         музыкальной грамоты на уроках сольфеджио в младших классах, - СПб.: Информатизация образования, 2003.    
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"

Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...

Сценарий концерта-лекции "Музыкальное путешествие по странам и континентам"

Сценарий концерта-лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "Музыкальное путешествие по странам и континентам". Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран. В концерте п...

концерты - лекции

quot;Пушкинский бал". Представлен ознакомительный материал о светской жизни 19 века."В гостях у И.С.Баха""Карл Черни и его творчество"...

Сценарий хорового концерта-лекции "С песней по жизни"

Цель данного проекта - объединить исполнение вокальной и хоровой музыки учащимися перед родительской аудиторией с информационным материалом, который должен способствовать более осознанному восприятию ...

Сценарий концерта-лекции, посвященного 205-летнему юбилею Ф.Мендельсона (17.04.2014)

Сценарий разработан специально для концерта в стенах Сургутского музыкального колледжа.Музыкальные номера, составленные из сочинений немецкого композитора, чередовались рассказом ведущей об интересных...

методическая разработка : сценарий концерта-лекции "Из глубины веков"

Сценарий концерта-лекции содержит материал о возникновении и развитии старинныхинструментов клавиной группы. В материале представлен репертуар композиторов XVII -XVIII веков, соответствующий требовани...

Концерт-лекция на тему: "Серебряные трубы"

08 февраля 2018 года в  зале «Гренада» МБОУ «Восходненская школа» для учащихся начальных классов состоялся концерт-лекция на тему:"Серебряные трубы»". В ко...