методическая разработка : сценарий концерта-лекции "Из глубины веков"
методическая разработка по музыке на тему

Кузьмина  Анна Валериевна


Сценарий концерта-лекции содержит материал о возникновении и развитии старинныхинструментов клавиной группы. В материале представлен репертуар композиторов XVII -XVIII веков, соответствующий требованиям программы по фортепиано и максимально раскрывающий жанры старинной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx29.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Школа хорового искусства  «ПОЛЕТ» им.Т.Е.Селищевой

Методическая разработка

Тема: Сценарий концерта – лекции  «Из глубины веков»

Выполнила:

Кузьмина А.В.

преподаватель по классу фортепиано

г.о. Жуковский

2014

Цели:

  • Расширить  представление  учащихся  об  исторических этапах  в возникновении  и  развитии клавирных инструментов;
  • Пробудить интерес к старинной  музыке;  

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Познакомить учащихся с клавирным  наследием XVII – XVIII веков.
  • Формирование исполнительских навыков
  1. Развивающие:
  • Расширение знаний в области музыкальной культуры
  • Развитие общей музыкальной и художественной культуры
  1. Воспитательные:
  • Развитие личностных качеств учащихся посредством музыки
  • Создание условий для творческой самореализации
  1. Предварительная работа:
  • Разработка сценария
  • Подбор репертуара
  • Репетиционно – постановочная работа

Репертуар концерта:

  • Г. Бём. Менуэт, исп. Гаврикова Света
  • Г. Телеман. Модерато, исп. Хомич Алиса
  • Г. Перселл. Прелюдия из сюиты  № 1 , исп. Ефремова Надя
  • Ж.Дюффли. Куранта, исп. Кольцова Алина
  • Ф.Э. Бах. Полонез g - moll, исп. Копотева Зоя
  • И.С.Бах.  Маленькая  прелюдия  F-dur,  исп. Кравчук Марина
  • И.С.Бах. Маленькая прелюдия c –moll,  исп. Музычук Настя.
  • И.С.Бах. Французская сюита, Аллеманда c-moll,  исп. Бахчинян Изабелла
  • И.С.Бах. ХТК I том. Прелюдия и фуга c – moll, исп. Кольцова Алина
  • И.С.Бах. Концерт f-moll, исп. Бахчинян Изабелла и Кузьмина Анна Валериевна

Ведущий:  «Музыка - величайшая сила, - учили древнегреческие философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать.» Перелистаем страницы истории на две с половиной тысячи лет назад и перенесемся в удивительную страну Элладу. Ее  жители не  представляли себе  жизни без  прекрасного,  без искусства.  

Согласно древнегреческой мифологии, музы – это богини – покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора – покровительница танцев, Эрато – любовной поэзии, Эвтерпа -  лирической поэзии и песен. От муз и произошло слово  «музыка». Эллины отводили музыке особую роль: танцы, гимнастика, пантомима сопровождались музыкой. Любой спектакль сопровождался пением и игрой на музыкальных инструментах. Соревнования в искусстве музыкального исполнения включались в программы Олимпийских и Пифийских игр. Прославленным музыкантам на городских площадях устанавливались памятники.

Древнегреческие философы, уверенные в том, что все в мире находится в строгой гармонии, находили закономерности между музыкой и астрономией, музыкой и философией, музыкой и математикой. Одним из ученых Древней Греции,  изучавших взаимосвязь музыки с другими науками был Пифагор. Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония, а числа образуют те же  соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы.

Интересовали великого ученого и сугубо музыкальные проблемы : лады и интервалы. Для их изучения он использовал монохорд – однострунный музыкальный  инструмент, представлявший собой прямоугольный ящичек, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна, а  звук извлекался ударом молоточка или защипыванием струны. На верхней плоскости ящика бала нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов.

Монохорд был первым, хотя и крошечным шагом на пути к рождению фортепиано.

  • Г. Бём. Менуэт, исп. Гаврикова Света

По-разному складывались судьбы музыкальных инструментов. Например, флейта подверглась усовершенствованию и продолжала существовать, широко использовалась в оркестрах. Лиру постигла печальная судьба, она безвозвратно исчезла. А вот монохорд начинают совершенствовать, размещая над ящиком – резонатором все большее количество струн, называя инструмент по-прежнему монохордом. Простой в изготовлении и удобный в использовании он становится популярным на протяжении многих веков во многих странах.

  • Г. Телеман. Модерато, исп. Хомич Алиса

Ведущий:  Появился подобный инструмент и на Руси. Это были столь любимые в русском народе гусли. Постепенно количество струн у монохорда насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно. Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера? В эпоху раннего Средневековья уже знали и пользовались органом. Это был хорошо разработанный многозвучный клавишно-духовой инструмент. Вот и пришла кому-то в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру и к многострунному монохорду.

Немало пришлось поломать голову ученым  над разгадкой тайны «английской шахматной доски». Оказалось, что речь идет о самом раннем клавишно-струнном инструменте. Не исключено, заключили историки, что этот далекий предок фортепиано родился, как и шахматы на Востоке, а в начале нашего тысячелетия был завезен в Европу, в частности в Англию. Клавиши первых инструментов были не прямоугольными, а почти квадратными и , возможно, одного размера.

После разгадки тайны «английской шахматной доски» установили приблизительную дату появления  в Европе первых клавишно-струнных инструментов – XIV- XV века.

  • Г. Перселл. Прелюдия из сюиты  № 1 , исп. Ефремова Надя

Ведущий:  Далее произошло следующее: на смену монохорду пришел инструмент с мягким, нежным звуком, легкий и удобный, легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук – клавикорд. При нажатии клавиши, она касалась струны гвоздем, жестко закрепленным на ее конце. Впоследствии гвозди заменили латунными стерженьками, называемыми тангентами.  (Демонстрация иллюстраций с изображением различных вариантов клавикорда)

Почти одновременно с клавикордом появился  клавесин. Его прямым предком был цимбал – треугольный ящик со струнами, на котором играли еще древнеассирийские музыканты. « А что, если присоединить к цимбалу клавиатуру?» - подумали мастера. Так и сделали – на близком к струнам конце клавиши закрепили специальный язычок; он-то и защипывал струну, когда музыкант нажимал клавиши. Язычки из перьев вороны оказались наиболее долговечными. В течении нескольких веков они использовались в клавесине, пока им на смену не пришли язычки из кожи и металла.(Демонстрация иллюстраций с изображением клавесинов)

Клавирная музыка XVI – XVII веков чрезвычайно изобиловала украшениями (они также назывались «манерами», «мелизмами»). Изящное исполнение манер считалось одним из первых признаков мастерства.

  • Ж.Дюффли. Куранта, исп. Кольцова Алина.

Ведущий:  «Каждому клавиристу следовало бы иметь и хороший клавесин и хороший клавикорд, чтобы можно было попеременно играть на них всевозможные произведения. Тот кто хорошо играет на клавикорде, сможет сыграть и на клавесине, но не наоборот. Итак, чтобы научиться хорошему исполнению, надо пользоваться клавикордом, а чтобы приобрести нужную силу в пальцах - мудро примирил противоположные точки зрения на клавесин и клавикорд  Филипп Эмануэль Бах, композитор и выдающийся исполнитель на обоих инструментах.

  • Ф.Э. Бах. Полонез g - moll, исп. Копотева Зоя.

Ведущий:  Импровизация в то время считалась самым ответственным и распространенным видом музыкального турнира. Музыкантам предлагалась тема – и соревнующийся должен был в присутствии публики сочинить на эту тему собственное произведение.

Осенью 1717 года жителей немецкого города Дрездена облетела весть: в город прибыл знаменитый французский органист , клавесинист и композитор Луи Маршан, любимец Людовика XVI. И хотя в Германии было немало опытных исполнителей  и талантливых музыкантов, ни один не решался вступить в поединок со знаменитым французом. Маршан уже готов был считать себя лучшим исполнителем не только Франции и Италии, но и Германии, когда на его вызов откликнулся молодой, но уже известный у себя на родине и , вероятно,  за ее пределами музыкант. Специально для встречи с Маршаном в Дрезден приезжает Иоганн Себастьян Бах. Однако, как гласит легенда, Луи Маршан, испугавшись оказаться побежденным, бежал из Дрездена , переодевшись в женское платье. Состязание не состоялось.

  • И.С.Бах.  Маленькая  прелюдия  F-dur,  исп. Кравчук Марина

Ведущий:  И.С.Баху  было чуть более  тридцати  лет, когда произошла эта курьезная, навсегда «прославившая» Маршана история. Но уже тогда, в начале XVIII века и позднее, в зрелые годы, И.С.Бах  не имел себе равных как органист, клавесинист, непревзойденный импровизатор не только в Германии, но во всей Европе.

  • И.С.Бах. Маленькая прелюдия c –moll,  исп. Музычук Настя.
  • И.С.Бах. Французская сюита, Аллеманда c-moll,  исп. Бахчинян Изабелла

Ведущий: И.С. Бах был еще ребенком, когда известный немецкий музыкант Андреас  Веркмейстер впервые предложил усовершенствовать строй клавира, разделив октаву на двенадцать равных частей -  полутонов. Труд Веркмейстера  оставался лишь неподтвержденной теорией пока не появился на свет нотный том, на первом листе которого рукою автора было выведено следующие заглавие:

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР

 или

ПРЕЛЮДИИ и ФУГИ

во всех тонах и полутонах,

касающихся как терций мажорных, или До, Ре, Ми,

так и терций минорных, или Ре, Ми, Фа

для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении

Составлено и изготовлено

ИОГАННОМ СЕБАСТЬЯНОМ БАХОМ –

в настоящее время

великокняжеским  Ангальт-Кётенским

капельмейстером и директором

камерной камерной музыки  

в году  1722

  • И.С.Бах. ХТК I том. Прелюдия и фуга c – moll, исп. Кольцова Алина

Так впервые в истории клавишных инструментов  была подтверждена возможность использования всех двадцати четырех тональностей, но и раскрыты неведомые ранее их красота и богатство звучания.

Великий музыкант был не только гениальным композитором, но и замечательным педагогом. И.С.Бах предлагал своим ученикам прелюдии и фуги из ХТК  после того, как они справлялись с его более легкими сочинениями: инвенциями и  сюитами.

  • И.С. Бах. Французская сюита h – moll . Аллеманда, исп. Андрианова Юля
  • И.С. Бах. Инвенция d – moll, исп. Лунева Полина

Ведущий: Большинство современников считали Баха выдающимся исполнителем, его сочинения казались им «слишком учеными и  скучными», их почти никто не играл. После смерти композитора его произведения и вовсе были забыты. Прошло около ста лет прежде чем вновь зазвучали его бессмертные творения.

  • И.С.Бах. Концерт f-moll, исп. Бахчинян Изабелла и Кузьмина Анна Валериевна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

методическая разработка урока "Каменная поступь золотого века"

Методическая разработка интегрированного урока (история СПб + физика), включает конспект урока,  раздаточный материал к уроку....

методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"

методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...

Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс

Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...