Рабочая программа "Физика в фотографии"
рабочая программа (8 класс) на тему

Рабочая программа "Физика в фотографии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_v_fotografiyah.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Ягодненского сельского поселения Комсомольского района

«Согласовано»

Руководитель МО классных руководителей

________/О.О.Охрименко/

ФИО

Протокол № 1

от «29»августа 2016г.

«Утверждаю»

Директор

_____________/_С.П. Сподобаева/

ФИО

Приказ № 65

от « 30 » __августа 2016 г._

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Физика и цифровые технологии обработки изображения»

8 класс

Руководитель: Самар Марьяна Михайловна

учитель физики и информатики

(Должность, квалификационная категория)

2016 -  2017  учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

1)    Пояснительная  записка, в которой конкретизируются:

1.1. общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;

1.2. общая характеристика курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;

2)  личностные и метапредметные результаты освоения курса;

3)  содержание курса;

4) календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса                     

 Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Физика и цифровые технологии обработки изображения» для  8 класса разработана на основе авторской программы Е.С. Зикрань  «Цифровая фотография и ПК».

Программа рассчитана  на 35 часов, 1 час в неделю.

1.1.  Цель  изучения   курса -.научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения, используя интересы местного сообщества.

1.2.  Задачи:

1.Освоение основных композиционных правил построения снимка.

2.Знакомство и освоение навыков и технологий при съёмке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт.

3.Приобретение знаний и навыков работы в самой распространённой компьютерной программе – текстовом редакторе «Microsoft Word».

4.Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Abode Photoshop».

5.Работа на пленере.

1.3.  Общая характеристика курса  

Актуальность программы. Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания ХХ века.

За последние 10-12 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных плёнок, лабораторий экспресс-обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъёмки и химической обработки фотоматериалов, особенно на начальном этапе обучения, перестало быть актуальным. Но технологическая революция на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с плёнкой и химической обработкой материалов идёт цифровая с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.

Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передаёт достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.

Достоинство данной программы – её технологичность и направленность на местное сообщество (Фотография и видеосъёмка в программе Интел «Путь к успеху»), что позволяет не только осваивать азы фотографического процесса, компьютерной грамотности, но и осваивать их на основе местного сообщества.

Фотография, снабжённая информацией, играет немаловажную роль в образовательном процессе.

Как показывает практика работы в школе, темы весьма не простые для восприятия и понимания учащимися. Дело в том, что для восприятия и понимания необходимо иметь определенный базовый потенциал мыслительных способностей. А более конкретно – сформированность образного и пространственного мышления. И помочь может здесь использование принципа наглядности. Для объяснения обозначенных тем можно использовать рисунки, схемы, предложить простые опыты, подтверждающие существование данных законов. Но более важно показать проявление законов в природе. А слово «физика», как известно, в переводе с греческого означает «природа».

Новизна данной программы в том, что она предназначена для обучения с нулевого уровня школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По целевым установкам и прогнозируемым результатам она относится к образовательным.

Фотографируя природу, мы с одной стороны, находим подтверждение физических законов; с другой стороны,  обретаем понимание тех, или иных изменений происходящих в природе. Помочь в понимании законов физики может фотография. Здесь важно то, что в отличие от простого рисунка или схемы, человек может воспринимать знакомые картины природы или объектов. Причем воспринимать на основе физических законов.

Общая цель программы состоит в том, чтобы научить школьников основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения, обучить творческому конструированию в процессе создания художественной фотографии, сформировать навыки творческого подхода в работе с мультимедиа-технологиями.

2. Результаты освоения курса

По окончании 1-го года обучающиеся будут владеть:

•        навыками работы с цифровым фотоаппаратом и другой  техникой: ПК, сканером, принтером;

•        знаниями по области применения в быту и основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и другой техники;

•        знаниями по основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;

•        умениями  по проведению фотосъемки, цифровой обработкой  изображений, подготовке их к фотопечати;

•        умениями и навыками по  передаче снимков на ПК разными способами.

В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств обучающихся:

•        познавательного интереса  к фотоделу;

•        познавательной активности, самостоятельности и инициативности;

По окончании 2-го года обучающиеся будут владеть:

•        знаниями по истории фотографии, жанрам художественной фотографии и их специфике;

•        знаниями о направлениях современной художественной фотографии;

•        умениями по компьютерной обработке фотограмм из архива (раскрашивание, коррекция снимков  по-старому и по-новому); архивированием снимков в серию, коллаж на определенную тематику;

•        умениями по сканографии,  как средством сохранения архивов;

•        технологией по цифровой обработке фотографий с элементами дизайна;

•        умениями создания слайд-шоу.

Будут закреплены такие личностные качества как:

•        смекалка, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;

•        эстетический вкус;

•        отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Итоги реализации программы подводятся в конце каждого года обучения на отчетной выставке работ, а также по результатам участия воспитанников в  фотовыставках и конкурсах, фестивалях.

Формы контроля освоения программы. Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.

Для проверки знаний воспитанников проводятся викторины, тестирование.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Стартовый, (сентябрь): собеседование с ребенком для выявления исходного уровня.

2. Текущий, (в течение года для 1-го и 2-го года обучения): тестирование, выставки.

3. Промежуточный, (декабрь): мониторинг (см.  приложение 1).

4. Итоговый, (май): мониторинг, выставка. Наши фотографии используются как наглядные материалы на стендах СЮТ, в докладах и рефератах учащихся объединения «Юный геолог-эколог» (педагог Шатилова Г.Б.), представляемых обучающимися на научно-практических конференциях.

Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (городских, краевых и российских).

С целью определения результатов освоения детьми дополнительной  образовательной программы, дважды в год – на  середину и конец учебного года, в соответствии с Положением, проводится   мониторинг. Заполняется таблица результатов обучения воспитанников, в которой оцениваются результаты теоретических знаний, практических  и общеучебных умений и навыков по 3-бальной системе и определяется уровень достигнутых результатов.

Прогнозируемый результат:

-умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка;

-владение навыками и технологиями съёмки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт;

-знание и умение работать в текстовом редакторе «Microsoft Word»;

-владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Abode Photoshop»;

-оформление альбомов «Физика в фотографиях» и «Фотография в образовательном процессе»;

-овладение коммуникативными навыками.

Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения.

При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приёмов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.

Критерием оценки данных работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие применённых приёмов и эффектов содержанию работы;  наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).

При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие применённого  приёма или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.

Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причём не только профессионального, но  и социального, нравственного, гражданского характера.

Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием – это основное условие посещения занятий со временем формирует самодисциплину, самоорганизованность.

Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.

Программа способствует эстетическому развитию учащихся. 

Содержание программы обучения

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися.

Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, её жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии.

Основы фотографии.

Практические занятия: фотосъёмка.

Тема 3. Фотокомпозиции.  Линейная перспектива, тональная перспектива, правило 1/3, построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки,  кадрирование снимка по линиям, ритмический рисунок изображения, диагональ в кадре, тональность фотографии.

Тема 4. Пейзаж. Особенности съёмки  «сельского» пейзажа. Съёмка по теме «Сельский пейзаж».

Тема 5. Работа с информацией. Нахождение информации в книгах и интернете. Отбор нужной информации.

Тема 6. Программа «Movie Maker». 

Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с окнами изображения, изготовление копии изображения,  создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя. 

Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы
«Movie Maker». Улучшение фотографий. Знакомство с инструментами для улучшения фотографий, кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение чёрно-белой фотографии, создание обратного по тону изображения, затенение углов, осветление теней, размытие участков изображения, увеличение резкости.
 

Практические занятия: улучшение фотографий. 

Ретушь фотографий.  Знакомство с инструментами, вызов набора кистей, дополнительные кисти, создание новой овальной кисти, создание кисти произвольной формы, создание орнамента с помощью кистей, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента «Штамп».

Практические занятия: ретушь фотографий.

Создание искусственного фона.  Инструменты выделения, различные способы выделения, прибавление и вычитание выделения, сохранение области выделения, смена области выделения, изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области. 

Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.

Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при помощи инструментов выделения, выделение при помощи «Быстрой маски», перемещение выделенной области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.

Тема 6. Оформление личной странички альбома. Выработка умения размещать фотографии и текст на странице документа, создавать фон страницы, определять соответствие фотографии и текста, объединять и классифицировать информацию по темам.

Тема 7. Оформление презентаций предметных. Создать презентации для начальной школы по математике и окружающему миру, используя тематические фотографии и соответствующий текст.

Тема 9. Оформление альбома «Физика в фотографиях». Создать методическое пособие для учащихся и учителей, используя фотографии учащихся.

Литература

Техника фотографии

1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.

3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.

Искусство фотографии

1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.

2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.

3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.

4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.

5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.

6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.

7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.

8. Морозов С.  Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.

9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.

10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.

11. Родионов Н.А.  Вечное движение. – М.: Планета, 1972.

12. Хейлин Р.  Светофильтры. – М.: Мир, 1988.

13. Чибисов К.В.  Очерки по истории фотографии. – М.:  Искусство, 1987.

Компьютерные технологии

1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.

2. Введение в Microsoft.  Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.

3. Мак-Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.

4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.

5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В.  Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.

6. Леонтьев В.П.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма-пресс, 2002.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся

п/п

ТЕМА

Общее

кол-во

часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1.09

2

Введение в фотографию. История фотографии. Фотосъёмка. Пленер.

1

8.09

3

Фотокомпозиция. Линейная перспектива, тональная перспектива.

2

15.09

22.09

4

Пейзаж. Особенности съёмки  «сельского» осеннего пейзажа. Репортажная съёмка.  

3

29.09

6.10

13.10

5

Обработка текстовой информации.

2

20.10

27.10

6

Программа « Movie Maker». Улучшение фотографий.  Изменение изображения при помощи фильтров программы.

3

10.11

17.11

24.11

7

Оформление личной странички альбома для местного сообщества.

5

1.12

8.12

15.12

22.12

12.01

8

Пейзаж. Особенности съёмки  «сельского» зимнего пейзажа.  Репортажная съёмка.  

3

19.01

26.01

2.02

9

Оформление презентаций для уроков физики, биологии,

истории.

5

9.02

16.02

23.02

2.03

9.03

10

Пейзаж. Особенности съёмки  «сельского» весеннего пейзажа.  Репортажная съёмка.    

3

16.03

30.03

6.04

11

Оформление альбома «Физика в фотографиях».

7

13.04

20.04

27.04

4.05

11.05

18.05

25.05

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие уроки по Искусству. Раздел " художественные приёмы в фотографии"

Спорный вопрос: есть ли жизнь на Марсе!  Ответ простой. А знаем ли мы свою Землю, людей, соседей, детей, которые учатся в нашей школе?  На своих уроках я пытаюсь найти решение этих вопрсов. ...

Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....

Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.

Рекомендации для родителей. Беседа....

Методические рекомендации по выполнению практической работы "Обработка листа фотографии рабочего дня. Определение коэффициента возможного уплотнения рабочего времени и роста производительности труда".

Практическая работа "Фотография рабочего дня..." дает возможность расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения раздела профессионального модуля и приобрес...

"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....