Рабочая программа "Физика в фотографии"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Ягодненского сельского поселения Комсомольского района
«Согласовано» Руководитель МО классных руководителей ________/О.О.Охрименко/ ФИО Протокол № 1 от «29»августа 2016г. | «Утверждаю» Директор _____________/_С.П. Сподобаева/ ФИО Приказ № 65 от « 30 » __августа 2016 г._ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Физика и цифровые технологии обработки изображения»
8 класс
Руководитель: Самар Марьяна Михайловна
учитель физики и информатики
(Должность, квалификационная категория)
2016 - 2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются:
1.1. общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;
1.2. общая характеристика курса внеурочной деятельности, дополнительного образования;
2) личностные и метапредметные результаты освоения курса;
3) содержание курса;
4) календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Физика и цифровые технологии обработки изображения» для 8 класса разработана на основе авторской программы Е.С. Зикрань «Цифровая фотография и ПК».
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
1.1. Цель изучения курса -.научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения, используя интересы местного сообщества.
1.2. Задачи:
1.Освоение основных композиционных правил построения снимка.
2.Знакомство и освоение навыков и технологий при съёмке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт.
3.Приобретение знаний и навыков работы в самой распространённой компьютерной программе – текстовом редакторе «Microsoft Word».
4.Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Abode Photoshop».
5.Работа на пленере.
1.3. Общая характеристика курса
Актуальность программы. Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания ХХ века.
За последние 10-12 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных плёнок, лабораторий экспресс-обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъёмки и химической обработки фотоматериалов, особенно на начальном этапе обучения, перестало быть актуальным. Но технологическая революция на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с плёнкой и химической обработкой материалов идёт цифровая с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.
Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передаёт достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.
Достоинство данной программы – её технологичность и направленность на местное сообщество (Фотография и видеосъёмка в программе Интел «Путь к успеху»), что позволяет не только осваивать азы фотографического процесса, компьютерной грамотности, но и осваивать их на основе местного сообщества.
Фотография, снабжённая информацией, играет немаловажную роль в образовательном процессе.
Как показывает практика работы в школе, темы весьма не простые для восприятия и понимания учащимися. Дело в том, что для восприятия и понимания необходимо иметь определенный базовый потенциал мыслительных способностей. А более конкретно – сформированность образного и пространственного мышления. И помочь может здесь использование принципа наглядности. Для объяснения обозначенных тем можно использовать рисунки, схемы, предложить простые опыты, подтверждающие существование данных законов. Но более важно показать проявление законов в природе. А слово «физика», как известно, в переводе с греческого означает «природа».
Новизна данной программы в том, что она предназначена для обучения с нулевого уровня школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По целевым установкам и прогнозируемым результатам она относится к образовательным.
Фотографируя природу, мы с одной стороны, находим подтверждение физических законов; с другой стороны, обретаем понимание тех, или иных изменений происходящих в природе. Помочь в понимании законов физики может фотография. Здесь важно то, что в отличие от простого рисунка или схемы, человек может воспринимать знакомые картины природы или объектов. Причем воспринимать на основе физических законов.
Общая цель программы состоит в том, чтобы научить школьников основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения, обучить творческому конструированию в процессе создания художественной фотографии, сформировать навыки творческого подхода в работе с мультимедиа-технологиями.
2. Результаты освоения курса
По окончании 1-го года обучающиеся будут владеть:
• навыками работы с цифровым фотоаппаратом и другой техникой: ПК, сканером, принтером;
• знаниями по области применения в быту и основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и другой техники;
• знаниями по основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
• умениями по проведению фотосъемки, цифровой обработкой изображений, подготовке их к фотопечати;
• умениями и навыками по передаче снимков на ПК разными способами.
В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств обучающихся:
• познавательного интереса к фотоделу;
• познавательной активности, самостоятельности и инициативности;
По окончании 2-го года обучающиеся будут владеть:
• знаниями по истории фотографии, жанрам художественной фотографии и их специфике;
• знаниями о направлениях современной художественной фотографии;
• умениями по компьютерной обработке фотограмм из архива (раскрашивание, коррекция снимков по-старому и по-новому); архивированием снимков в серию, коллаж на определенную тематику;
• умениями по сканографии, как средством сохранения архивов;
• технологией по цифровой обработке фотографий с элементами дизайна;
• умениями создания слайд-шоу.
Будут закреплены такие личностные качества как:
• смекалка, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
• эстетический вкус;
• отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Итоги реализации программы подводятся в конце каждого года обучения на отчетной выставке работ, а также по результатам участия воспитанников в фотовыставках и конкурсах, фестивалях.
Формы контроля освоения программы. Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.
Для проверки знаний воспитанников проводятся викторины, тестирование.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. Стартовый, (сентябрь): собеседование с ребенком для выявления исходного уровня.
2. Текущий, (в течение года для 1-го и 2-го года обучения): тестирование, выставки.
3. Промежуточный, (декабрь): мониторинг (см. приложение 1).
4. Итоговый, (май): мониторинг, выставка. Наши фотографии используются как наглядные материалы на стендах СЮТ, в докладах и рефератах учащихся объединения «Юный геолог-эколог» (педагог Шатилова Г.Б.), представляемых обучающимися на научно-практических конференциях.
Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (городских, краевых и российских).
С целью определения результатов освоения детьми дополнительной образовательной программы, дважды в год – на середину и конец учебного года, в соответствии с Положением, проводится мониторинг. Заполняется таблица результатов обучения воспитанников, в которой оцениваются результаты теоретических знаний, практических и общеучебных умений и навыков по 3-бальной системе и определяется уровень достигнутых результатов.
Прогнозируемый результат:
-умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка;
-владение навыками и технологиями съёмки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт;
-знание и умение работать в текстовом редакторе «Microsoft Word»;
-владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора «Abode Photoshop»;
-оформление альбомов «Физика в фотографиях» и «Фотография в образовательном процессе»;
-овладение коммуникативными навыками.
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения.
При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приёмов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.
Критерием оценки данных работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие применённых приёмов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).
При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие применённого приёма или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.
Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причём не только профессионального, но и социального, нравственного, гражданского характера.
Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием – это основное условие посещения занятий со временем формирует самодисциплину, самоорганизованность.
Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.
Программа способствует эстетическому развитию учащихся.
Содержание программы обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися.
Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, её жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии.
Основы фотографии.
Практические занятия: фотосъёмка.
Тема 3. Фотокомпозиции. Линейная перспектива, тональная перспектива, правило 1/3, построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки, кадрирование снимка по линиям, ритмический рисунок изображения, диагональ в кадре, тональность фотографии.
Тема 4. Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» пейзажа. Съёмка по теме «Сельский пейзаж».
Тема 5. Работа с информацией. Нахождение информации в книгах и интернете. Отбор нужной информации.
Тема 6. Программа «Movie Maker».
Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с окнами изображения, изготовление копии изображения, создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.
Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы
«Movie Maker». Улучшение фотографий. Знакомство с инструментами для улучшения фотографий, кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение чёрно-белой фотографии, создание обратного по тону изображения, затенение углов, осветление теней, размытие участков изображения, увеличение резкости.
Практические занятия: улучшение фотографий.
Ретушь фотографий. Знакомство с инструментами, вызов набора кистей, дополнительные кисти, создание новой овальной кисти, создание кисти произвольной формы, создание орнамента с помощью кистей, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента «Штамп».
Практические занятия: ретушь фотографий.
Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения, прибавление и вычитание выделения, сохранение области выделения, смена области выделения, изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.
Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.
Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при помощи инструментов выделения, выделение при помощи «Быстрой маски», перемещение выделенной области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.
Тема 6. Оформление личной странички альбома. Выработка умения размещать фотографии и текст на странице документа, создавать фон страницы, определять соответствие фотографии и текста, объединять и классифицировать информацию по темам.
Тема 7. Оформление презентаций предметных. Создать презентации для начальной школы по математике и окружающему миру, используя тематические фотографии и соответствующий текст.
Тема 9. Оформление альбома «Физика в фотографиях». Создать методическое пособие для учащихся и учителей, используя фотографии учащихся.
Литература
Техника фотографии
1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.
3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.
Искусство фотографии
1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.
6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.
8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.
Компьютерные технологии
1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
2. Введение в Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.
3. Мак-Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.
4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.
5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма-пресс, 2002.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся
№ п/п | ТЕМА | Общее кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1.09 |
2 | Введение в фотографию. История фотографии. Фотосъёмка. Пленер. | 1 | 8.09 |
3 | Фотокомпозиция. Линейная перспектива, тональная перспектива. | 2 | 15.09 22.09 |
4 | Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» осеннего пейзажа. Репортажная съёмка. | 3 | 29.09 6.10 13.10 |
5 | Обработка текстовой информации. | 2 | 20.10 27.10 |
6 | Программа « Movie Maker». Улучшение фотографий. Изменение изображения при помощи фильтров программы. | 3 | 10.11 17.11 24.11 |
7 | Оформление личной странички альбома для местного сообщества. | 5 | 1.12 8.12 15.12 22.12 12.01 |
8 | Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» зимнего пейзажа. Репортажная съёмка. | 3 | 19.01 26.01 2.02 |
9 | Оформление презентаций для уроков физики, биологии, истории. | 5 | 9.02 16.02 23.02 2.03 9.03 |
10 | Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» весеннего пейзажа. Репортажная съёмка. | 3 | 16.03 30.03 6.04 |
11 | Оформление альбома «Физика в фотографиях». | 7 | 13.04 20.04 27.04 4.05 11.05 18.05 25.05 |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-57168-1570098899.jpg)
Рабочие уроки по Искусству. Раздел " художественные приёмы в фотографии"
Спорный вопрос: есть ли жизнь на Марсе! Ответ простой. А знаем ли мы свою Землю, людей, соседей, детей, которые учатся в нашей школе? На своих уроках я пытаюсь найти решение этих вопрсов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-397946-1391518330.jpg)
Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие
При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-718596-1448971226.jpg)
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Обработка листа фотографии рабочего дня. Определение коэффициента возможного уплотнения рабочего времени и роста производительности труда".
Практическая работа "Фотография рабочего дня..." дает возможность расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения раздела профессионального модуля и приобрес...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1116848-1550261037.jpg)
"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...
История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.
Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276211-1602153108.jpg)
Урок "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"
План урока ИЗО в 9 классе...