Рабочая программа кружка "Азбука экономики"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Дивакова Екатерина Владимировна

Кружок "Азбука экономики" рассчитан на 34 часа в год, для обучающихся 7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogrekono.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Азбука экономики» составлена на основе Примерной программы курса «Введение в экономику» (Автор программы – Л.Б. Азимов, МГУ), Программа рассчитана на 34 часа.

Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории. Его применение обусловлено тем, что у определенной части обучающихся есть желание познакомиться с предметами, лежащими за рамками учебных предметов.

 «Азбука экономики» представляет собой доступно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при построении курса акцентировано внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, чтобы исключить перегрузку материала отвлеченными понятиями, не подкрепленными примерами из реальной жизни.

Для того чтобы сделать занятия экономики живыми и интересными, при разработке тематического плана было предусмотрено большое количество практических занятий, в ходе которых целесообразно использовать активные формы обучения, деловые игры и практикумы. Итогом изучения курса «Азбука экономики» должна стать деловая игра «Экономика производства», где ученики смогут применить полученные знания – выбрать эффективную технологию производства того или иного товара, а затем лучший способ его реализации. Обучаемые научатся устанавливать цену на товар в условиях рынка и реализовывать его с получением наибольшей прибыли.

Базовым учебным пособием для изучения курса «Азбука экономики» является учебник авторов Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика», а также  «Введение в экономику» (автор В.С. Автономова). Некоторые темы, выходящие за рамки экономической теории, как таковой, но имеющие большое познавательное и практическое значение разработаны на основе учебника «Основы маркетинга» (Ф. Котлер).

При изучении курса «Азбука экономики» предполагается регулярно проводить небольшие контрольные работы. Это поможет учителю увидеть слабые места в преподавании, выявить понятия и проблемы, требующие дополнительных пояснений, оценить степень усвоения материала каждым учащимся. Кроме того, по окончанию каждой темы запланирована контрольная работа, а в конце курса – итоговая.

В результате освоения курса «Азбука экономики» ученики должны достигнуть следующего уровня:

Личностные результаты:

  • готовность и способность к образованию и самообразованию  на протяжении  всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей  профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
  • Критичность мышления
  • Логическое решение жизненных экономических задач
  • Умение мыслить на микро- и макроуровне
  • Использовать полученные знания в системе со знаниями других предметов
  • Понимать экономические механизмы в повседневной жизни и использовать их

Метапредметные результаты:

  • владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности;
  • готовность и способность  к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметные результаты:

  • овладение базовыми экономическими понятиями;
  • владение применением полученных теоретических знаний в социальной реальности российского общества;
  • владение навыками и опытом разработки стратегий экономически целесообразного поведения.

Общая характеристика предмета «Экономика»

Экономика – это  особый  мир,  со  своими  законами  и  проблемами,  драмами  и  противоречиями.  Он  сложен  и  загадочен,  этот  мир  экономики,  а  главное – открыт  для  каждого,  кто  хочет  войти  в  него  активным  участником.

Быть  вне  экономики  невозможно:  подобно  невидимым  лучам,  экономические  отношения  пронизывают  жизнь  каждого  человека.  И  как  бы  ни  казались  абстрактными  вопросы  экономического  устройства  общества,  именно  от  них  зависит  повседневное  счастье  людей:  если  это  разумное  устройство,  то  люди  свободны  и  богаты,  а  труд  их  плодотворен.

Экономическая  наука  не  всегда  способна  предсказать  конкретный  ход  развития  событий,  однако  она  способна  открыть  их  экономическую  логику,  и  в  познании  этой  логики  ее  практическая  ценность.

Становление  рыночных  форм  занимает  целую  эпоху,  но  именно  они  образуют  подлинное  богатство  страны. Поэтому данная программа имеет, в первую очередь, практическую направленность.

Изучение  экономики  направлено  на  достижение  следующих  целей:

- развитие  гражданского  образования,  экономического  образа  мышления;  

потребности  в  получении  экономических  знаний  и  интереса  к  изучению  экономических  дисциплин;  способности  к  личному  самоопределению  и  самореализации;

- воспитание  ответственности  за  экономические  решения;  уважения  к  труду  и  предпринимательской  деятельности;

- освоение  системы  знаний  об  экономической  деятельности  и  об  экономике  России  для  последующего  изучения  социально – экономических  и  гуманитарных  дисциплин;

- овладение  умениями  получать  и  критически  осмысливать  экономическую  информацию,  анализировать,  систематизировать  полученные  данные;  подходить  к  событиям  общественной  и  политической  жизни  с  экономической  точки  зрения;  освоение  способов  познавательной,  коммуникативной,  практической  деятельности,  необходимых  для  участия  в  экономической  жизни  общества  и  государства.

Место курса «Азбука экономики» в учебном плане

Курс «Азбука экономики» является дополнительным и изучается на кружке по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Азбука экономики»

1. Личностные результаты

Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость, осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления об уважении к человеческому труду. Учащиеся понимают, как формируются в рыночной экономике цены и скидки с цены, в результате чего получают навыки логического мышления, которые могут применять на практике.

2. Метапредметные результаты

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— различать потребности по видам;

— оценивать свои желания и возможности их реализации;

— соотносить виды товаров и место их приобретения;

— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

—кратко  характеризовать  функции  различных  учреждений

3. Предметные результаты

— что такое «экономика», спрос, предложение, важнейшие экономические показатели

- рассчитывать эластичность спроса и предложения по цене

- различать виды потребностей

- понимать, как образуется прибыль предприятия

- разделять и классифицировать доходы и расходы

- строить графики и круговые диаграммы

- рассчитывать инфляцию

- рассчитывать уровень безработицы

- определять валютные курсы одних валют через другие

Содержание  курса «Азбука экономики»

Тема 1. Основы экономической жизни общества (3 часа)

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.

Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие наформирование потребностей.

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов.

Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен.

Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить?

Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Смешанная экономика.

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки». 

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 часа)

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения. 

Тема 3. Виды доходов и расходов. Их группировка и классификация (4 часа)

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережения (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчеты с помощью кредитной карточки). 

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция (3 часа)

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал.

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств).

Предпринимательство и менеджмент.

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.

Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция.

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки + прибыль», прямой сговор).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация).

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией.

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции.

Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы. 

Тема 5. Деньги. Банковская система России (4 часа)

Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита.

Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчетов, дилерские функции). Безналичные расчеты.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов. 

Тема 6. Государство и экономика (4 часа)

Задачи государства в рыночной экономике.

Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов (потребителей, наемных работников, социально незащищенных граждан). Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными и стимулирования положительных внешних эффектов.

Теневая экономика, причины ее возникновения.

Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.

Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды.

Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета (сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг. 

Тема 7. Экономический рост и экономическое развитие (3 часа)

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Агрегированные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методика расчета ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация.

Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения.

Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления.

Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие.

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

Тема 8. Макроэкономические проблемы (4 часа)

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Деятельность профсоюзов в защиту интересов работников. Забастовка.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера.

Создание денег. Денежные агрегаты M1, M2 и M3. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы. 

Тема 9. Международная экономика (4 часа)

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный Банк, Международный валютный фонд).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

1

Тема 1. Основы экономической жизни общества

3 ч

Предметные: знать, что изучает экономика и основные экономические понятия

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности; готовность и способность  к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

2

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке

4 ч

Предметные: знать, как выглядит кривая спроса и кривая предложения, как формируется равновесная цена в рыночных условиях. Уметь строить эти кривые и находить цену

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности;

3

Тема 3. Виды доходов и расходов. Их группировка и классификация

4 ч

Предметные: знать определение доходов и расходов, уметь их различать и классифицировать, рассчитывать совокупный доход

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

4

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция

3 ч

Предметные: знать виды рынков и типы конкуренции на них, знать определение издержек, выручки, всех видов прибыли. Уметь рассчитывать выручку, прибыль. Классифицировать издержки и рассчитывать их

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности; готовность и способность  к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

5

Тема 5. Деньги. Банковская система России

4 ч

Предметные: знать, что такое деньги, как они появились, знать мультипликаторы, знать иерархию российской банковской системы, эмитента денежных средств, что такое денежная масса, функции денег

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач

6

Тема 6. Государство и экономика

 4 ч

Предметные: знать роль государства в экономике, различать экономические системы в зависимости от уровня вмешательства государства

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности;

7

Тема 7. Экономический рост и экономическое развитие

3 ч

Предметные: знать определение экономического роста и развития, их отличия

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

8

Тема 8. Макроэкономические проблемы

4 ч

Предметные: знать, что изучает макроэкономика, основные показатели – ВВП и ВНП, уметь их рассчитывать. Рассчитывать уровень и темп инфляции, уровень безработицы

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем;

9

Тема 9. Международная экономика

4 ч

Предметные: знать, что такое валюта, валютный курс, соотношение валют, валютный коридор

Личностные: критичность мышления, логическое решение жизненных экономических задач, умение мыслить на микроуровне

Метапредметные: готовность и способность  к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Всего

34 ч

Материально-техническое обеспечение

Особенностью  всех  форм  проведения  занятий  является  их  систематический  характер.  Наличие  необходимых  условий  для  занятий:  кабинет  со  свободным  пространством,  где  могут  заниматься   10 – 15  учащихся.  Последовательное  выполнение  целей  и  задач,  поставленных  программой.  Компьютер,  диски  с  программами, проектор, комплект деловой игры «Экономическое производство».  Учебно – практические  пособия.  Интернет – ресурсы.

Литература:

1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2010

2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2010.

Дополнительная учебная литература для подготовки учителя к занятиям

1.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд.

2.Котлер Ф. «Основы маркетинга»

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 2014.

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 2013.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. (2-е изд.). – М.: Дело ЛТД, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...