Общеобразовательный маршрут «Хрустальный башмачок»
методическая разработка на тему

Варзумова  Екатерина Анатольевна

развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования  общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка, формирование творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                                                                                                                       

Образовательный маршрут "Хрустальный башмачок"

Объединения "Ритм"

Возраст детей: 7 -17 лет                                                                                          

Реализация программы: 1 год

Педагог дополнительного образования

 Рыжикова Екатерина Анатольевна

с. Мыс Каменный

2015 год

Пояснительная записка

Социально – экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания  необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. В этом и состоит актуальность данной программы.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. В процессе занятий двигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными, у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или переходе с одного движения на другое.

Так как занятия хореографией осуществляются под музыку, необходимо обратить особое внимание  на качество ее исполнения. Высокохудожественная музыка воспитывает хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор детей. Поэтому следует уделять  огромное внимание работы педагога с музыкальным материалом.

Процесс обучения хореографическому искусству в основном построена на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движений. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности и возраст детей.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.

Используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений с дальнейшим разбором его по частям, демонстрация упражнений, словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с  описанием техники исполнения движений; изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. д.

Принцип доступности требует постановки задач перед воспитанниками, соответствующих их силам, постепенно повышая трудность осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных правил: от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности у детей.

В работе занятий по хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слова, наглядное восприятие и практическое.

Учитывая требования современного дополнительного образования, был создан образовательный маршрут  танцевального объединения «Ритм». Данный образовательный маршрут реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • Развивать  мотивацию детей к познанию и творчеству;
  • Содействовать  личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
  • Приобщать  подрастающее поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

 сохранению  и охране  здоровья детей.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;
  • научности;
  • интеграции;
  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах образовательного маршрута, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель:  развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования  общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка, формирование творческих способностей детей.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

  •   расширять  знания в области современного хореографического искусства;
  •    способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
  •  формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  • Содействовать  гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  • Развивать чувства гармонии, чувства ритма;
  • Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности;
  •  Воспитать такие черты характера, как: самокритичность, самоконтроль, целеустремленность

В области обучения:

  • В процессе обучения, у учащихся формируются музыкальность, ритмичность; развиваются танцевальные способности: знание позиций ног и положения рук, элементов народно – сценического танца.
  • Ребята изучают разные по характеру и манере исполнения стили и направления в хореографии

В области физической подготовки:         

  •   Развивать  психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
  •  Развивать физические способности: силу ног, пластичность рук, гибкость тела, эластичность мышц и подвижность суставов;
  •   укреплять физическое и психологическое  здоровье.

В хореографическое объединение приходят дети с  7 лет. Наполняемость групп составляет от 8 до 12  человек.  Дети  занимаются  3 часа в неделю.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

В результате освоения образовательного маршрута 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

  • лексику изучаемых разделов(танцевальных жанров), четко передавать характер исполняемых движений.
  • позиции рук и ног;
  • названия классических движений;
  • первичные сведения об искусстве хореографии.

уметь:

  • правильно передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.)
  • владеть основными хореографическими упражнениями
  • уметь исполнять ритмические комплексы упражнений под музыку.
  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;
  • исполнять движения классического экзерсиса.

 

                                   

 

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводные занятия. Правила техники безопасности

1

1

-

2.

Танцы народов мира

17

5

12

3.

Танец сегодня

3

3

-

4.

Игровые технологии

10

-

10

5.

Азбука классического танца

9

1

8

6.

Создание творческого образа

9

2

7

7.

Ритмика

14

1

13

8.

Репитиционно-постановочная работа

35

-

35

9.

Аттестационные занятия

2

-

2

10.

Участие в мероприятиях и концертах

7

-

7

11.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

1

-

1

Итого:

108

13

95

Содержание изучаемого курса

Вводные занятия.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием образовательного маршрута. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии и изучение основных движений  :

 Бальные танцы - танго, вальс, полька.

 народные танцы - русские народные, испанские танцы, Китая, Африки, Индии.

 Особенности восточного танца - Турция, Египет.

 Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.

Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.

Танец сегодня.

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.

Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...

Игровые технологии.

«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.

Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» (333, с. 186).

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

Создание творческого образа

Совместный процесс прослушивания музыки помогает мне заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

 «Ритмика»

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.

Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.

 Азбука классического танца

Изменение позиции рук и ног. Pile , Portdebra , Releve ,Battemen ,Grandplie ,Ronddejambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

 Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, игровые программы. Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.

Методическое обеспечение образовательного маршрута

Понятие хореографии как искусства

Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.

При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор – исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.

Средневековье налагает на хореографическое искусство табу – запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).

Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).

Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат.танцую), который имеет свою жанровую структуру.

Хореография – это своеобразная метатеория балетного искусства, которое рядом с классическим и народно характерным танцем использует элементы пантомимы и тому подобное.

Становление искусства балета

Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли хореографии.

Основателем классического балетного искусства был французский балетмейстер Ж.Ж. Новерр, который отстаивал идею синтеза между танцем и музыкой. По мнению Новерра, именно синтез предопределял создание полноценного хореографического образа.

Ведущими школами классического балета в начале XIX ст. становятся итальянская и французская, которые совершенствуют, развивают на новом уровне основные принципы балета XVII–XVIII ст., ведут поиски новых средств и приемов, значительно усложняют технику прыжка, вращения, и тому подобное.

Процесс развития балетного искусства XIX ст. имел взаємовпливо-вий характер. Да, поиски, которые происходили в европейской хореографии, стимулировали становление этого вида искусства в России, которая впоследствии приведет к обратному процессу – влиянию искусства российского балета на западноевропейский («Российские сезоны» в Париже). 216

Плодотворно работали в России западные балетмейстеры Ш. Дидло (1767–1837), который поставил много разножанровых представлений и воспитал таких звезд балетного искусства, как А. Истомина (1799–1848) и Е. Телешова (1804–1857), и А. Сен-леон (1821–1870).

Последующий расцвет балета происходит во второй половине

XIX – в начале XX ст. и связанный прежде всего с именем М. Петипа (1818–1910), который осуществил новаторские балетные постановления. Всемирное признание Петипа принесли балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» (в соавторстве из Л. Ивановым), а имена О. Преображенской, М. Кшесинской, П. Гердта вошли в историю балетного искусства.

Новый этап в развитии российского балета связан с именем О. Горского (1871–1924) – постановщика балетов «Дон Кихот» и «Саламбо». Он отказался от обветшалых приемов пантомимы, предпринял действие более четким и более динамическим, начал активно вовлекать в художественное оформление своих спектаклей известных художников, в частности К. Коровина и О. Головина.

Анализируя искусство хореографии, следует отметить, что оно представлено не только классическим балетом, но и непосредственно повязане и с традициями народного танца, который воспроизводит в движении и пластике специфику национального самосознания (ансамбль танца им. П. Вирского).

Яркая страница в развитии искусства народного танца связана с традициями испанской национальной культуры, в частности с деятельностью хореографа и танцовщика А. Гадеса, в творчестве которого объединились искусство классического балета и уникальное явление испанской культуры – искусство фламенко.

Следовательно, искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.

Великие хореографы и танцоры


Как  стать великим танцором? На этот вопрос, пожалуй, вам никто не сможет ответить, даже сами великие танцоры мира. Если же все-таки задаться целью выяснить, как каждый из них стал великим, то мы быстро найдем ответ на этот вопрос. Каждый из них с раннего детства много и долго занимался, начиная с изучения классической хореографии, заканчивая созданием собственной, неповторимой танцевальной манеры.

Майя Плисецкая – великая русская балерина ХIХ- ХХ веков. Первый этап жизни великой танцовщицы был связан с ежедневными тренировками, травмами. В балетах ей доставались лишь небольшие роли. Она пришла в Большой театр, где начала отрабатывать новые классические партии, которые в скором времени принесли ей огромный успех и всемирную славу. Второй этап ее жизни и творчества – хореографическая деятельность и выступления на большой сцене в балетах "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Дама с собачкой", "Болеро", "Аве Майя" и во многих других. Хореографы всего мира ставили свои лучшие спектакли именно для нее. И все же «Лебединое озеро» принесло ей больший успех, чем остальные балеты, ведь люди во всем мире помнят и знают невероятную пластику тела и руки Майи Михайловны Плисецкой, которые будто живут самостоятельно, отдельно от тела балерины.

Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру". Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью, философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную философию танца.

Игорь Моисеев – великий танцор, хореограф, создатель ансамбля народного танца, который сейчас называется его именем. В 1937 году был создан ансамбль, а в 1943 - школа-студия народного танца. И. Моисееву удалось показать всю красоту народного танцевального искусства. По сути он создал новый жанр, который называется академический народный танец. Ансамбль Игоря Моисеева уже давно стал достоянием Российской культуры. Движения участников ансамбля не только четки и отточены. Ансамбль отличается поразительной синхронностью. Каждый танец представляет собой маленький спектакль, который имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку.

Красота и сила, четкость хореографического мастерства, колоссальная энергетика, талант и эксцентричность, все это составляющие таланта великих танцоров мира.

Упражнения для развития чувства ритма

1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком( без хлопка) 

- Стоят шеренгой, тактируют. 
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан» 
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. 
С барабаном ходит ежик, 
Бум - бум - бум! 
Целый день играет ежик, 
Бум - бум - бум! 
С барабаном за плечами, 
Бум - бум - бум! 
Ежик в сад попал случайно 
Бум - бум - бум! 
Очень яблоки любил он 
Бум - бум - бум! 
Барабан в саду забыл он 
Бум - бум - бум! 
Ночью яблоки срывались 
Бум - бум - бум! 
И удары раздавались 
Бум - бум - бум! 
Ой, как зайчики струхнули! 
Бум - бум - бум! 
Глаз до зорьки не сомкнули 
Бум - бум - бум!

3. Учитель говорит: 
Дятел сел на толстый сук 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Всем друзьям своим на юг 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Телеграммы дятел шлет, 
Что весна уже идет, 
Что растаял снег вокруг: 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Дятел зиму зимовал, 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: В жарких странах не бывал! 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: И понятно, почему, 
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр». 
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют. 
Кыш - кыш (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп (в ладоши) 
Шлеп - шлеп (по коленям) 
Топ - топ ( ноги поочередно) 
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм: 
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски. 
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо». 
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт». 
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

8. Игра: «Музыкальные топотушки». 
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности. 

9. Показ рукой - ударение на каждое слово. 
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? 
(Можно прыгать как зайчики). 
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам, 
Все прямо и прямо - 2 раза. 
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки» 
На эти слова должны быстро повернуться. 
Ой, чки, чки, чки, огурчики. 
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я». 
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики. 
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши. 
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

14. Пение с движением руки по движению мелодии. 
Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.

Виды современных танцев

Танец живота (bellydance)

Это женский танец, обладающий большой терапевтической пользой. Его родиной считается Древний Египет. По другой версии, танец живота индийского или цыганского происхождения, а в последнее время — повальное всемирное увлечение, распространившееся благодаря своей сексуальности и полезности

Танец живота — это набор изолированных движений мыщц, «главный эффект» которого, по мнению известного учителя танцев Мохаммеда Гадави — сексуальное возбуждение за счет созерцания подвижной и гибкой талии.

С медицинской точки зрения танец очень полезен для женского организма: усиливая кровоснабжение внутренних органов малого таза, он выступает хорошим средством профилактики гинекологических заболеваний. Развивая мышцы таза и тазового дна, он существенно облегчает роды. Кроме того, танец живота — признанное средство лечения и профилактики целлюлита.

Брейк данс

Танцевальная часть мировой культуры хип-хоп. Зародился он в Нью-Йорке в 1969 году под названием «GoodFoot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Geton theGoodFoot».

Брейк данс — зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры. В переводе с английского — ломаный танец. Делится он на Botton (нижний, брейкинг) и Top (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки, включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т. д.

Второй больше требует развитой пластики и артистизма — например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле как kingtut между телом и руками, плечом, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы.

Латина

Зажигательный клубный танец, синтезированный из множества народных латиноамериканских, а также стандартизованных бальных европейских танцев.

Латина — модный танец современной клубной аудитории. Он адаптирован к популярной молодежной музыке. Включает в себя наиболее яркие сексуальные движения кубинской румбы, веселые наклоны самбы, знаменитый ритм ча-ча-ча и другие элементы популярных танцев Южной Америки. Кроме того, в латину входят и движения испанского пасодобля — танца, имитирующего корриду. Есть в ней и свинговая веселость сверхбыстрого американского джайва.

От естественно-эротичных латино-американских танцев латина унаследовала сексуальный характер, а клубная эстетика сделала латину очень энергичной. Получился игривый, задорный танец, он быстро подчинил себе танцующую молодежь и стал неотъемлемой частью музыкальной поп-культуры.

Клубный танец

Производная от различных современных танцевальных практик, позволяющая двигаться под любую клубную музыку.

Музыкальная эклектика, смешение стилей обозначили необходимость танца, который умело вписывался бы в многообразие изменчивых темпов и ритмов современной музыки.

Клубный танец — это несколько наборов определенных движений в том или ином стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного сочинительства, импровизации. Клубный танец — это модное универсальное умение органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке, и в элитном ночном клубе; оно основано на знании новейших танцевальных техник.

R&B

Самый модный танец на Западе, танцевальная составляющая шоу-бизнеса таких звезд, как JastinTimberlake, MariahCarey, Shakira, B2K и других.

Rnb — ритм и блюз, танцевальное зрелище, популяризуемое MTV-культурой. Оно базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное специфическое движение — так называемый «кач».

«Кач» rnb напоминает о фривольности, показных манерах в городской негритянской эстетике США. Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление развязности, беззаботности танцора.

Хип-хоп

Движения под музыку, наряду с брейк дансом выступающие танцевальной основой современной культуры хип-хоп. С 1981 года хип-хоп существует не только как популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина. Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец.

Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» — подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к ритму.

Список литературы

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.

16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий. Вечер отдыха "Хрустальный башмачок"

Конкурсы и викторины, посвященные 8 Марта. Поздравления от имени юношей....

Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.

В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1.      Изучени...

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Рабочая программа танцевального кружка "Хрустальный башмачок"

Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передав...

индивидуальный общеобразовательный маршрут Иванченко И.Д.

индивидуальный общеобразовательный маршрут профессионального развития  социального педагога на 2020 – 2022 год Иванченко И.Д....