Проект "Хоровое пение" для преодоления познавательно - поведенческих проблем и стимулирования роста и развития учащихся 8-9 лет
статья на тему

Леонтьева Светлана Владимировна

В представленном материале дополнительное образование рассматривается как компенсирующее недоработки семейного и общего образования и воспитания детей, без преодоления которых невозможно развитие и познавательный рост детей в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_horovoe_penie.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  "Хоровое пение"

для преодоления познавательно - поведенческих проблем   и стимулирования роста и развития  учащихся 8-9 лет

В  ЦТРиГО  "На Васильевском"  проводятся занятия эстетического цикла, на которые приходят учащиеся начальных классов  из школ района. Проект  "Хоровое пение" входит в этот цикл и   рассчитан  на любого ученика начальной школы не  обладающего   особенными музыкальными данными. Проект дает возможность объединить  в хоровом творчестве учащихся с разным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать в коллектив  детей разных характеров  и проявлений  -  робких,  замкнутых и неуверенных в себе, гиперактивных и флегматичных, с выраженными музыкальными данными и с минимальными музыкальными данными.

Образовательная программа  «Работа со школьными хорами», в которую входит проект "Хоровое пение", рассчитана  на младших школьников. Уровень освоения ОП – общекультурный. Хоровые группы  формируются из детей вторых - третьих классов общеобразовательной школы.  Занятия по хору организуются  отдельно для  групп  девочек и мальчиков. Эти школьники приходят на хоровые занятия один раз в неделю на 1 час.

Итак, в  проекте  "Хоровое пение", педагог  дополнительного образования работает с любыми очень разными приходящими на занятия   из соседних общеобразовательных школ детьми. В  ходе занятий довольно быстро  выясняются  - уровень развития  учащихся, особенности  их познавательных процессов, воспитанность, умении общаться с педагогом и своими товарищами. В этой связи при  реализации проекта выяснились серьезные проблемы детей, без преодоления  или снятия острой выраженности которых,  проект оказался бы неэффективным. Выявление проблем детей поставило педагога перед необходимостью продумать и разработать систему проведения занятий,  которая способствовала бы не только  хотя бы некоторому преодолению замеченных  проблем,  но и созданию условий для стимулирования  развития  и роста  учащихся.

В центре представленного материала – анализ познавательных особенностей групп школьников 2 класса, и рассмотрение системы работы с  этими детьми, направленной на ослабление выраженности выявленных  у них проблем.

Фактически в представленном  материале  дополнительное образование рассматривается  как компенсирующее недоработки  семейного  и общего образования и воспитания детей, без преодоления которых  невозможно развитие  и познавательный  рост  детей в дальнейшем.

Первые же хоровые занятия со школьниками начальных классов позволили диагностировать ряд проблем. Рассмотрим основные из них, без преодоления которых проведение хоровых занятий было бы невозможно.

Дисциплина. Дети не воспринимают элементарных требований о поведении в общественных местах – в классе, на занятии. У  многих детей нет понимания «можно» и «нельзя»! Большинство считает, что им все можно – болтать параллельно с педагогом, кривляться, разговаривать с другими учениками, можно драться, грубить в ответ на замечания.

Недостаточно развитое внимание. Для рассматриваемой  группы детей сосредоточиться и быть внимательными очень сложно. В таком состоянии они могут находиться не более 10 минут.  Выяснилось, что дети  не приучены к длительной мыслительной работе, требующей сосредоточенности. Дети на занятии смотрят в пространство, т.е. куда угодно, только не на педагога.

Недостаточно развитая память. В данном случае, имеется  ввиду восприятие на слух, т.к. на занятиях по хору мы не пишем, не смотрим в тексты, а только слушаем  и запоминаем  материал на слух. Дети 8 лет (некоторым уже 9 лет) в течение 20 мин. не могли запомнить 2 строчки из общего текста песни.  С трудом запоминают  последовательность из 2-3 слов!

Интеллектуальное развитие на очень низком уровне. Учащиеся 8-9 лет не  понимают, казалось бы, простого.   Например: учим текст песни «и шум прибоя слышится, и дух столетий…». Из группы никто не знает, не может объяснить словосочетание «шум прибоя»! Половина   не понимает слово «столетие»!  Возможно, это отражение того, что близкие родственники общаются с детьми только на бытовом,  довольно низком уровне.

Артикуляция – столь важная позиция не только  в пении, но и в обычной жизни, в повседневном общении. У учащихся этой группы вялый артикуляционный аппарат, зажатая челюсть, как следствие – невнятная речь.

Выяснилась   проблема  и с координацией. Практически все дети  нескоординированы! Есть проблемы и с  мелкой моторикой.

Таким образом, при работе  и общении с детьми, их диагностике  выяснилось наличие комплекса взаимосвязанных проблем. В результате основная  задача педагога сместилась от  целей, связанных с реализацией  проекта  "Хоровое пение" на формирование и осуществление корректирующей системы работы с этими детьми..  В основе системы две осознаваемых педагогом цели – преодоление или нивелирование познавательно- поведенческих проблем детей для  стимулирования их роста и развития, в компенсаторно-мотивационном режиме.

Рассмотрим далее суть системы.  

В основе проекта – систематические занятия – это основной инструмент воздействия педагога  на учащихся в данном случае.

Система работы  педагога с данным контингентом детей, как и с другими детьми, заключается в постепенном последовательном преодолении выявленных проблем и достижении определенного положительного результата, сбалансированности в развитии, возникновении понимания педагога со стороны детей, что стимулирует и поддерживает их  дальнейший рост  и развитие.  Когда сами дети  начинают понимать и чувствовать изменения в себе в  лучшую сторону, процесс обучения для них самих становится интересным. В этом случае их можно  мотивировать перспективами  роста и развития.

Предпосылка и важнейшее условие спокойного, в благоприятной обстановке, проведения занятия – это дисциплина. Основная задача на этом этапе  - заставить детей реагировать на педагога, на его слова, на замечания,  комментарии, требования, просьбы и пр.  

Для этого  педагог совершенно осознанно говорит тихо и спокойно, чтобы дети прислушались. Кстати, этот прием (говорить тихо) помогает не только с детьми, но и со взрослыми. В начале занятия  я жду тишины. Приходится некоторое время молчать. Учащиеся сначала не понимают, почему педагог на них смотрит и молчит. Первое время «пауза» длилась довольно долго, примерно 3-5 минут. Со временем, из недели в неделю, от занятия к занятию, эта «пауза» сокращалась. Постепенно пришло понимание, что педагог будет говорить только в тишине. Дети стали быстрее «приходить в себя», быстрее возникает тишина в классе. Со временем некоторые, наиболее адекватные дети,  стали одергивать своих одноклассников, добиваясь тишины и внимания. Когда внимание собрано, начинаем занятие.

Для формирования внимания применяются разные приемы. Совсем немного (примерно 10%  времени занятия)   отводится на дыхательные и вокальные упражнения, чтобы немного активировать нужную мускулатуру, настроить слух  к  голосу, а голос к слуху, собрать внимание.

В течение всего занятия обязательно смотрю детям в глаза, чтобы был  постоянный контакт. Периодически задаю вопрос «вы услышали, что я сказала?». Далее прошу повторить, то, что было сказано. Также использую известный прием – кто правильно ответил, заслужил один поощрительный балл. Этот момент соревнования помогает во многих случаях. Со временем группа стала более внимательна. Некоторые учащиеся с первого раза могут повторить услышанное. Прогресс был заметен. И, конечно, использую необходимую смену деятельности.

Запоминание материала – текста,   стихотворений, мелодии.  Занятия в хоре предполагают произвольное запоминание материала, чаще всего стихотворного текста. Текст необходимо запомнить не механически, а осмысленно, понимая его. Трудности с развитием памяти у детей  преодолеваем рядом приемов.

После того, как педагог прочитывает текст, выясняем, о чем данное стихотворение. Поскольку основу произвольного запоминания составляет результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала, после прочтения  прошу детей рассказать своими словами содержание. Если встречаются сложные слова – поясняю их.

С этой группой детей возникают дополнительные трудности выучивания текста. Педагог вынуждена выучивать текст  с детьми путем бесконечного повторения, по одной строчке, группой и с каждым отдельно. Получается 10-12 раз повторений. Более того, каждый раз вспоминаем, как пишутся те или иные буквы, те или иные слова. В процессе запоминания текста занимаемся активной артикуляцией. Таким образом, используемые приемы оказывают комплексное воздействие на учащихся – текст – понимание – написание –  постепенное  осмысленное запоминание.

Постольку поскольку, на хоровых занятиях мы не пишем и не смотрим в листочек с текстом – не используем зрительную (визуальную) и моторную (кинестетическую) память – мы активируем звуковая (аудиальная) память.  Этот вид памяти также важен в жизни, как и другие виды.

Вполне понимаю, что встречаясь с детьми один раз в неделю, сложно требовать от них 100%   запоминания, учитывая особенность этой группы. Но, с другой стороны, тексты песен, которые мы учим, настолько просты, что их может запомнить средний ребенок 5-6 лет. Потому, каждое занятие мы начинаем с повторения.

Надо отметить, что спустя некоторое время, процесс повторения текста в этой группе стал проходить быстрее. Стоит детям напомнить начало (первые слова), они хором продолжают начатую строчку из текста. На следующем занятии напоминаю одно слово, а через два занятия уже прошу самих вспомнить название песни и текст. Как говорят в народе – вода камень точит. Процесс развивается хоть и медленно, но  явно позитивно.  

Конечно, если у детей все  получается так, как  надо (вспомнить слова, четко и понятно произнести их, рассказать содержание своими словами, а еще и спеть), то главное  мое слово в ответ  – «молодцы».

Надо сказать, что со временем изменилось отношение детей к самому процессу занятия, к требованиям. Если поначалу некоторые обижались, сердились, или были безучастны к происходящему, то позднее они стали понимать, что к ним предъявляются справедливые требования. Многие учащиеся активно включились в работу (по мере своих сил и способностей).  И, если педагог требует повторить, исправить, вспомнить, то это нужно для них же самих. На своих занятиях я всегда ребятам повторяю, что все, что мы делаем – это того, чтобы они стали еще лучше, образованнее.  

С профессиональной стороны  не требую в этой группе идеальной интонации и других тонкостей. Важно, чтобы дети спели (как сумели), произнесли текст и сделали фразировку. В данной ситуации мне важно, чтобы выученный текст отложился в памяти, чтобы был грамотно, с правильной артикуляцией произнесен, чтобы в этом тексте были понятны фразы и предложения, т.е. структура литературной речи. Некоторые дети даже почти правильно интонируют мелодию. Для них особая похвала.

Таким образом, поддерживающее обучение помогает в этой группе. Выполним правильно – похвала, хорошее поведение – похвала, первый вспомнил текст песни – похвала. Видимо, этой похвалы они не слышат дома. А «доброе слово и кошке приятно»!

Учитывая особенности и проблемы этой группы детей,  фактически 90% времени занятия мы учим текст песни (и отдельно от мелодии, и вместе с мелодией). Но в процессе запоминание текста, в этом виде деятельности,  используются  все приемы (способы, методы, аспекты и пр.), направленные не только на запоминание текста, но и на решение других проблем, а также на  общекультурное развитие учащихся. Обратимся к их рассмотрению.

Развитие интеллекта. Интеллект – «общая способность к познанию, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение и  реализуется через них». Интеллект проявляется  в понимании происходящего вокруг человека и с ним самим.

Когда на занятии начинаешь говорить о музыке, о мелодике, о настроении песни, о смысле текста – хочется рассказать так, чтобы они прочувствовали. К сожалению, видя лица детей, которые не понимают, что и о чем им рассказывают, поначалу приходилось говорить односложно: громко-тихо, грустно-весело, быстро-медленно.

В процессе обучения всегда спрашиваю детей: «вы понимаете, о чем я говорю?». Как правило, все одобрительно кивают головой, а если попросить повторить, то выясняется, что многие не понимают. Как следствие, я адаптирую материал к уровню понимания этих детей. Но, как показывает практика, если «не повышать планку», то и результата не будет.

Достаточно часто, фактически при каждой встрече на наших хоровых занятиях провожу небольшую (т.к. время занятия не позволяет углубиться в тему) беседу с ребятами. Разговор всегда касается и исполняемой песни, и новой песни, которую будем учить, и жизненных ситуаций, и литературы, и истории.

Приятно отметить, что через несколько занятий  многие ребята  начинают слушать  со вниманием,   интересом и их детская благодарность проявляется в приличном поведении до конца занятия и готовности учить музыкальный материал. 

В мою педагогическую практику вошло правило тщательно подбирать музыкальные произведения, песни. Происходит своего рода  интеллектуальный  отбор. Музыкальный материал должен быть направлен не только на развитие музыкальных, вокальных данных обучающихся, но и на развитие литературной речи,  художественного вкуса, личностных качеств,  общее развитие. При  этом замечаю, что  для некоторых из   детей,  тексты песен (стихи)  воспринимаются  как   новая неизведанная планета. 

А ведь поэтические тексты, стихи – это не только литература, но и история, природа, это кладезь переживаний, предмет для размышлений, активатор развития сочувствия, сопереживания, что так необходимо современным детям!

Артикуляция - (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы и от правильности работы этих органов зависит четкость звучания произносимых звуков.  

Проблема четкого произношения – это проблема не только детей, но и взрослых. В быту, как правило, люди говорят, как придется, не задумываясь  - понимают их окружающие или нет. Если не понимают, то переспросят. Есть рад профессий, которые требуют четкости и правильности речи, то соответственно взрослые над этим работают. А дети? А дети как сказали, так и сказали. Если в семье родители говорят правильно, грамотно и четко, то и дети, слыша правильную речь, будут говорить правильно и четко (со временем).

Опыт работы со школьниками показывает, если четкому произношению уделять внимание, оказывается, что через некоторое время дети начинают говорить правильно и четко.

С учащимися данной группы мы работаем над артикуляцией в течение всего занятия. Сначала проговариваем все гласные звуки, очень четко соблюдая позицию рта. Использую на занятиях некоторые скороговорки, только в медленном темпе. Подобран специальный комплекс вокальных упражнений – распевок, для активного пропевания (произношения) согласных звуков. Все слова песен (стихи), которые мы учим, проговариваем по слогам, следя за правильностью произношения, особенно окончаний слов.  

Бывают, конечно, и неожиданные ситуации, когда ребенок не может открыть свободно рот на звук «а» из-за того, что зажаты (скованы) челюсти. Тогда прошу ребят вспомнить, как пишется прописная буква, еще раз произнести и   проверить – как открывается рот. Иногда рассказываю о Железном Дровосеке из сказки «Волшебник Изумрудного Города». Именно рассказываю, т.к. 90% детей НЕ ЗНАЮТ эту сказку. Через некоторое  время учащиеся начинают  четче произносить слова.  

Чтобы   заставить  детей активизировать артикуляционный аппарат, прошу произнести текст шепотом, но четко, чтобы было понятно. Всегда прошу повторить, если не понимаю даже простого ответа. Таким образом, со временем ребята стали следить за тем, как они произносят и, самое важное, сами исправляются, если что-то не так.

Координация – процесс  согласования активности мышц тела, направленный  на успешное выполнение двигательной задачи. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. У анализируемой  группы детей наблюдается недоразвитость мелкой моторики.

«Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног». К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных мелких движений, которые проявляются, в частности, в  почерке человека. При выполнении мелкомоторных движений часть коры головного мозга, которая отвечает за двигательные процессы и расположена очень близко от речевой зоны активируется на область   кистей рук. Именно поэтому, развитие речи ребенка (и не только речи) неразрывно связано с развитием мелкой моторики.  Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Мелкая моторика развивается естественным образом,  начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.   Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например;  игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, лепка, занятие на музыкальном инструменте.  В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными, они  требуют согласованных действий обеих рук.

На наших хоровых занятиях мы, конечно, не играем в пазлы и бусины, но выполняем простой комплекс разработанных автором упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Используется, адаптированная автором  релятивная  систему З.Кодая по изучению ступеней лада и нот. Кстати, движения пальцами и кистью руки, помогают не только в речевых упражнениях, но и в чистом интонировании (пении). Советский музыковед, педагог, Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР  Л.А. Мазель, считал, что жест - "это как бы интонация, реализованная движением, а интонация - как бы голосовой жест".

Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Надо отметить, что через некоторое время после начала  занятий   учащиеся   группы стали не только чище интонировать изучаемые мелодии, но и точнее выполнять необходимые движения руками, точнее и быстрее ориентироваться «в своих пальцах».

Таким образом, система работы педагога, направленная на преодоление многих проблем    познавательно - поведенческого плана у учащихся  8-9 лет оказалась частично преодоленной в проекте «Хоровое пение».

Надо отметить, что за достаточно короткое время (примерно 4 месяца) произошли изменения в лучшую сторону по всем параметрам. В чем-то больше, чем-то меньше. Главное в том, что  эти дети постепенно, маленькими шажками, включаются в процесс обучения, познания нового, в процесс мышления, анализа, выводов. Они подключились к работе на занятиях и я, как педагог, вижу отклик, хотя пока не у всей группы.

Значительно стала лучше дисциплина. В течение всего занятия ребята стараются быть внимательными. Благодаря систематическим упражнениям (пусть даже один раз в неделю), четче и правильней стала речь. Заметны улучшения с координацией, хотя не у всех ребят. Многие учащиеся в данной группе стали успевать за одно занятие достаточно хорошо выучивать текст песни. Это, безусловно, небольшая вершина, но для всех этих детей очень важная победа.  Они стараются соответствовать требованиям педагога и это – моя победа.

Завершая сообщение необходимо добавить. Дети приходят на занятия один раз в неделю,  но для эффективного  влияния на детей,   их восприятие,   поведение, развитие столь редких занятий недостаточно.  Значительные изменения в лучшую сторону заметны только к третьему году обучения. Хотя и этого времени все же мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Хоровое пение на уроках музыки, как средство стимулирования и выявления музыкальной одаренности подростков.

В статьеподнимается вопрос о роли художественного образования и нравственном развитии учащихся, о значении пения в воспитании подростков. Цель работы: нахождение баланса информационного и исполнительс...

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Коррекция поведенческих проблем.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться...

Практические приемы организации и управления классным коллективом как мотивирующее воздействие и преодоление поведенческих проблем в изучении английского языка.

Приведены формы и взаимодействие в коммуникативной деятельности в начальной и средней школе. Разработаны модели, мотивирующие упражнения и действия для совместного обучения, преподавания языка в класс...

Консультативная работа психолога с родителями в решении поведенческих проблем детей

Не будет результатов в изменении поведения ребенка, если Вы работаете только с ребенком, т.к. ребенок находится в подчинительной позиции к родителям!...