Рабочая программа ОЗВ Информационные технологии, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Мужичкова Дарья Геннадьевна

Рабочая программа ОЗВ Информационные технологии, 11  класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Информационные технологии» базируется на современных представлениях об информационных технологиях, составлена на основе программы Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы. — М.: «Просвещение», 2002) и программы по информатике Н. В. Макаровой (Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003)

Курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Знание компьютера  и  информатики актуально в наше время.  Компьютер помогает человеку  обрабатывать  большие объемы информации за короткое время,  что значительно облегчает  работу человека.  Все  больше  компьютеров встречаются   в различных  учреждениях,  и  знание информатики  всё больше становится необходимым для каждого человека, для каждого хорошего специалиста.  Этот курс рассчитан не только научить  печать текст, пользоваться графическими редакторами, но и изучает  различные программы,  использование которых  необходимо  каждому пользователю. Также здесь учащиеся ознакомятся  с  операционной системой,  научатся самостоятельно её устанавливать и настраивать,  научатся работе с  файлами,   ознакомятся с программами для обслуживания и настройки компьютера (утилитами).

Общая характеристика курса

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Основой для ее формирования является образовательная область «Информатика и информационные технологии».

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Курс «Информационные  технологии»  ориентирован на изучение следующих образовательных линий:

Информационные технологии — технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии.  

Компьютерные коммуникации — информационные ресурсы глобальных сетей; организация и информационные услуги сети Интернет.

Программой предусмотрено проведение как непродолжительных практических работ (10-20 мин) на отработку отдельных технологических приёмов, так и практикумов  – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практикумы, где это возможно, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

Изучение курса «Информационные технологии» направлено на достижение следующих целей:

•        освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•        овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•        воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

     

Задачи курса: 

  • обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной естественнонаучной картины мира, значение информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества;
  • создать условия для формирования у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного общества;
  • привить навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности и для развития и усовершенствования меж предметных связей.
  • сформировать знания у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования, основ алгоритмизации и программирования;
  • сформировать у учащихся основы информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач;
  • развить интерес учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.

Для достижения поставленных целей планируется использование следующих образовательных технологий:

  • технология дистанционного обучения;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • развивающая технология;
  • игровая технология;
  • индивидуальное обучение,

а также различных методов и форм обучения:

- словесных (объяснение, беседа, лекция), в которые входит работа с учебником

- наглядных: метод  иллюстраций, метод  демонстраций (показ мультимедийных презентаций)

- практических: практические работы на компьютере.

Основными формами контроля  являются:

  • тестирование;
  • наблюдение активности на занятиях;
  • беседа с учащимися, родителями;
  • анализ результатов выполнения диагностических заданий;
  • создание мультимедийных презентаций.

Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют проектную работу, обобщающую все знания и умения по проденному материалу. На последнем занятии учащиеся пишут итоговое тестирование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11  класс (34 часа)

Коммуникационные технологии и информационная безопасность (7 часов)

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Защита информации от несанкционированного доступа.

Информационные ресурсы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, интерактивное общение. Создание своего почтового адреса.

Поиск информации в компьютерных сетях.

Интерактивной общение в локальной и глобальной сетях

Основные понятия сайтостроения (3 часа)

Понятие WWW. Гипертекстовый  документ, web-сайт. Классификации web-сайтов.  Размещение и хранение web-страницы. Понятие web-сервера и принципы его работы.

Обзор программ (браузеров) для просмотра веб-сайтов.

Введение в HTML. Основы создания сайта (8 часов)

Язык HTML. Основы, версии и стандарты языка HTML. Основные разделы кода веб-страницы. Понятие тэгов HTML, их типы и оформление.

Объявление типа документа. Варианты и стандарты

Открытие блока HTML и начало блока заголовков

Обзор заголовков гипертекстовых документов, их синтаксис и назначение. Обзор других тэгов, входящих в блок заголовков.

Закрытие блока заголовков и открытие основного блока (тэг BODY). Обзор основных параметров тэга BODY и их использование. Закрывающие тэги блоков HTML

Создание шаблонного кода веб-страницы в простом текстовом редакторе и проверка его работы в браузере.

Обзор тэгов HTML для работы с текстом (11 часов)

Создание текстовых заголовков различных уровней и их позиционирование на веб-странице

Обзор тэгов оформления и выделения текста, изменение его размеров и цвета. Обзор тэгов разрыва строк и выделения блоков, их области применения. Обзор тэгов создания списков различных типов

Принципы вставки спецсимволов и тэги псевдографики. Понятие Unicode, его создание и применение.

Тэги вставки изображений на web-страницы и их параметры.

Понятие, использование и принципы построения таблиц. Обзор тэгов создания таблиц и их параметры.

Понятие гиперссылки. Типы и области применения гиперссылок. Тэги создания гиперссылок и их параметры. Создание кода и разработка шаблона новостной ленты сайта.

Понятие карты сайта, её назначение и использование (5 часов)

Обзор тэгов создания карты сайта и их параметров. Пример создания карты сайта

Понятие, типы и использование фреймов. Использование мультимедиа на веб-сайте. Создание сайта и его выгрузка в Интернет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Введение в информационные технологии

  Учащиеся должны знать:

  • отличие информационной технологии от материальной;
  • отличие информационной технологии от информационной системы;
  • историю развития информационной технологии;
  • назначение и структуру графического интерфейса.

Операционная система Windows

Учащиеся должны уметь:

  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;
  • выполнять различными способами стандартные действия с папками и файлами;
  • работать в программе Проводник;
  • выполнять стандартные действия с окнами;
  • изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
  • осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
  • устанавливать различные типы драйверов;
  • выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;
  • выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.

Технология обработки графической информации

Учащиеся должны знать:

  • возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  • особенности растровой и векторной графики;
  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  • технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать любой графический объект;
  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

Компьютерные презентации

Учащиеся должны знать:  

  • назначение и функциональные возможности Power Point;

∙  объекты и инструменты Power Point;

∙  технологию настройки Power Point;

∙  объекты, из которых состоит презентация;

∙  этапы создания презентации;

∙  технологию работы с каждым объектом презентации.

 Учащиеся должны уметь:  

  • создать слайд;

∙  изменить настройки слайда;

∙  создать анимацию текста, изображения;

∙  вставить в презентацию звук и видеоклип;

∙  настроить анимацию клипа;

∙  создавать управляющие кнопки;

∙  создавать презентацию из нескольких слайдов;

∙  пользоваться Сортировщиком слайдов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

а) учебная и методическая литература

  1. Задачник-практикум. /Под ред. У. Л. Хеннера, И. Г. Семакина.— М.: Лаборатория Базовых   Знаний, 1999.
  2. Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Программы образовательных учреждений. Информатика. — М.: Просвещение, 2002.
  5. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 — 11 кл. — М.: БИНОМ, 2001.
  6. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных  учреждений. — М.: БИНОМ, 2001.
  7. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. —  М.: БИНОМ, 2001.
  8. Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособия для учителей. — М.: БИНОМ, 2001.
  9. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. Ч. 1-2. — М.: Лаборатория Базовых   Знаний, 1999.
  10. Шафрин Ю. А., Горячев А. В. Практикум по информационным технологиям. — М.:    Лаборатория базовых   Знаний, 1999.

б) Internet-ресурсы

  1. Блокнот учителя информатики: справочники, методики, программы и многое другое - http://edu.h1.ru/ 
  2. Виртуальные педагогические методические Интернет-объединения - http://www.vms-list.narod.ru/index.html 
  3. Вопросы теории. Лабораторный практикум. Тесты
    http://school.ort.spb.ru/library/koi/ 
  4. Дидактические материалы по информатике и программированию
    http://comp-science.narod.ru/didakt_i.html 
  5. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» http://www.ipo.spb.ru/ 
  6. Задачи, пособия, программы, ссылки - http://2000.world.lv/inx/ 
  7. Информатика и программирование - материалы: электронные версии книг. Статьи. Олимпиадные задачи по информатике. Ответы на часто задаваемые вопросы - http://www.andrey.nnov.ru/ 

в) Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

п/п

Тема

Программное обеспечение

1

Информация и информационные процессы

Электронный калькулятор Windows

Электронный калькулятор WiseCalc

2

Информационные модели

Электронные таблицы Microsoft Excel

Электронный учебник «Информационное моделирование»

3

Информационные системы

Система управления базами данных Access

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Файловый менеджер Total Commander

Архиватор WinRAR

Антивирусные программы: Kaspersky AntiVirus и Dr.Web

Антивирусная программа Norton Antivirus

5

Компьютерные технологии представления информации

Электронный калькулятор Windows

Электронный калькулятор WiseCalc

6

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Растровые графические редакторы GIMP и Paint 

Векторный графический редактор Word

Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint

Звуковой редактор Звукозапись.

Текстовый редактор Word

Система оптического распознавания текстов

7

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

(сетевые технологии)

Браузер Internet Explorer

Программа трассировки передачи данных NeoTrace Pro

Менеджер загрузки файлов FlashGet

Программа интерактивного общения в локальной сети ICHAT

Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express

8

Социальная информатика

Браузер Internet Explorer

Календарно-тематическое планирование, 11  класс (34 часа)

Дата

Наименование разделов и тем курса

Примечания

По плану

Факт.

Коммуникационные технологии и информационная безопасность (7 часов)

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Защита информации от несанкционированного доступа.

Информационные ресурсы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, интерактивное общение.

 Практическая работа. «Путешествие по Всемирной паутине» 

Создание своего почтового адреса. Практическая работа   « Работа с электронной почтой» 

Поиск информации в компьютерных сетях.

Практическая работа  «Интерактивной общение в локальной и глобальной сетях» 

Основные понятия сайтостроения (3часа)

Понятие WWW. Гипертекстовый  документ, web-сайт. Классификации web-сайтов.

Размещение и хранение web-страницы. Понятие web-сервера и принципы его работы.

Обзор программ (браузеров) для просмотра веб-сайтов.

Введение в HTML. Основы создания сайта (8 часов)

Язык HTML. Основы, версии и стандарты языка HTML. Основные разделы кода веб-страницы. Понятие тэгов HTML, их типы и оформление.

Объявление типа документа. Варианты и стандарты

Открытие блока HTML и начало блока заголовков

Обзор заголовков гипертекстовых документов, их синтаксис и назначение.

Обзор других тэгов, входящих в блок заголовков.

Закрытие блока заголовков и открытие основного блока (тэг BODY). Обзор основных параметров тэга BODY и их использование.

Закрывающие тэги блоков HTML

Создание шаблонного кода веб-страницы в простом текстовом редакторе и проверка его работы в браузере.

Обзор тэгов HTML для работы с текстом (11 часов)

Создание текстовых заголовков различных уровней и их позиционирование на веб-странице

Обзор тэгов оформления и выделения текста, изменение его размеров и цвета

Обзор тэгов разрыва строк и выделения блоков, их области применения.

Обзор тэгов создания списков различных типов

Принципы вставки спецсимволов и тэги псевдографики. Понятие Unicode, его создание и применение.

Тэги вставки изображений на web-страницы и их параметры.

Понятие, использование и принципы построения таблиц.

Обзор тэгов создания таблиц и их параметры

Понятие гиперссылки. Типы и области применения гиперссылок.

Тэги создания гиперссылок и их параметры

Создание кода и разработка шаблона новостной ленты сайта.

Понятие карты сайта, её назначение и использование (5 часа)

Обзор тэгов создания карты сайта и их параметров. Пример создания карты сайта

Понятие, типы и использование фреймов.

Использование мультимедиа на веб-сайте.

Итоговая проектная работа «Создание сайта и его выгрузка в Интернет».

Итоговое тестирование по темам курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информационным технологиям в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпус...

Рабочая программа по информационным технологиям

Разработка рабочей программы по дисциплине "Информационные технологии"...

Рабочая программа курса "Информационные технологии" 3 класс ( дистанционное обучение)

Представлено календарно - тематическое планирование, в котором прописаны темы уроков, цели и задачи каждого урока, диактические средства....

Рабочая программа по "Информационным технологиям в профессиональной деятельности"

рабочая программа по Ифнормационным технологиям для специальности правоведение...

Рабочая программа по Информационным технологиям для групп бухучета (специальность 080114)

Рабочая программа по Информационным технологиям для групп бухучета (специальность 080114) по ФГОС 3-го поколения...

Рабочая программа по Информационным технологиям

Рабочая программа по Информационным технологиям в соответствии с ФГОС нового поколения...

Рабочая программа ОЗВ Информационные технологии, 11 класс (I вид)

Рабочая программа ОЗВ Информационные технологии, 11 класс (I вид)...