«Персонализация образовательной деятельности на занятиях во внеурочной деятельности в рамках программы «Кладовая истории»
проект (6 класс)

Олексенко Анжела Павловна

  В представленном проекте рассматривается возможность использования различных современных подходов в совершенствовании образования в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Персонализация образовательной деятельности на занятиях во внеурочной деятельности в рамках программы «Кладовая истории»

Пояснительная записка

Меняются времена.  Практически все мы, родились в ХХ веке, в индустриальную эпоху. Поэтому изменения окружающей реальности и разрыв между нашим поколением и поколением современных школьников, поколением Z, воспринимаем особенно остро. Мы можем закрывать глаза на это, но на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, сменились ценностная и экономическая парадигмы. Основа постиндустриального общества — информация. Чтобы проверить это, достаточно сравнить капитализацию прибыли ресурсодобывающих компаний и компаний, чья экономическая модель основана на информации (например, Google или Facebook).

Постиндустриальное общество опирается на наукоёмкие технологии, информацию и знания как на основной производственный
ресурс (при высокой доступности данных).

В условиях высокой доступности информации (есть интернет и возможность быстрого поиска информации) наиболее ценными качествами становятся:

  • способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи — залог успешного решения;
  • критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников;
  • креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
  • умение продуктивно взаимодействовать с коллегами.
    Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
  • эмоциональный интеллект. Это способность к эмпатическому восприятию окружающих, позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги;
  • умение учиться на протяжении всей жизни;
  • умение принимать решения;
  • ответственность как способность отвечать за результаты
    собственных действий.

Изменения происходят во многом благодаря тому, что экономика и общество все больше зависят от прорывных технологий. Если мы не изменяемся вместе с миром, мир рано или поздно начнёт менять нас. Цифровые инструменты не должны заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но могут существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру.

Всё это заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным результатам, поэтому главной целью образования является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей, обеспечивающих эффективную деятельность во всех сферах общественной жизни.

Чтобы сделать образовательный процесс максимально эффективным, надо понять, какие факторы больше всего влияют на результат. Исследования, проводимые учёными разных стран, показывают, что наибольшее влияние на качество образования оказывает качество обратной связи. Поэтому повышение качества обратной связи каждому ребёнку позволяет улучшить результаты.  

Существуют десятки моделей обучения, не все из них одинаково эффективны для всех детей. Например, модели, предполагающие только онлайн-занятия по предмету с минимальным участием преподавателя, работают только у высокомотивированных детей или при активном участии тьютора. Кроме того, если в модель не включена проектная работа как необходимое условие, ребёнок не получает достаточной практики применения новых знаний, а при отсутствии групповой работы не формируются соответствующие навыки. Поэтому, выбирая свою модель работы и ставя перед собой высокие цели, надо тщательно продумать и понять, как будут влиять на результаты все компоненты выбранной модели.

Персонализированное образование — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Персонализированный подход базируется на положении, что человек учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и, если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося). При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний.

Четыре фактора успеха

Первые четыре фактора были выделены институтом Клейтона Кристенсена на основании анализа работы более чем 200 школ.

Персонализация
Предоставление ученику права самому выбирать, каким образом, когда, как и (до некоторой степени) что он будет делать.

Индивидуализированное обучение предполагает, что содержание, учебные
технологии (например, материалы) и темп обучения основаны на способностях и интересах каждого отдельного ученика. Индивидуализированное обучение не требует соотношения один учитель — один ученик. 

Персонализированное обучение предполагает ориентацию на интересы каждого учащегося. материалы, темп, структура и цели обучения могут различаться в зависимости от образовательных потребностей учащихся, задавая тем самым для каждого из них уникальную образовательную траекторию.

Обучение, основанное на мастерстве

Этот критерий соответствует одному из положений теории полного усвоения знаний, разработанной американским психологом Б. Блумом. Оно гласит, что для перехода к новой теме дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом.

Среда высоких ожиданий

Такая среда должна быть индивидуализированной по отношению к каждому ученику. У каждого ребёнка есть цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут движения к этой цели.

Личная ответственность

Дети должны понимать, что они принимают решения сами, а результаты

это их зона ответственности. Серьёзной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают,

зачем они изучают тот или иной предмет и вообще учатся.  Персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает ученику выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого, что позволяет сформировать устойчивую мотивацию у учащихся.

Два дополнительных фактора:
Проектная и совместная (групповая) работа.

Практико-ориентированная работа

Во-первых, это проектная работа, ориентированная на реальную жизнь. Именно такая деятельность учит применять полученный опыт на практике, помогает перенести знания и универсальные учебные действия на реальные жизненные ситуации и сформировать метапредметные компетенции.

Различные формы групповой работы

Во-вторых, необходимо использовать различные формы групповой работы: коллективно-распределенную учебную среду, работу в парах, работу в малых группах. Каждый вид групповой работы имеет свои особенности организации, и учитель должен быть знаком с ними. В групповой работе развиваются коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни. Умение эффективно работать в группе, быть единой командой, адекватно
оценивать свои возможности, слышать партнёров, идти к единой цели — важный фактор конкурентоспособности для современной экономики.

Расширить область интересов учащихся можно через внеурочную деятельность, которое стало неотделимой частью основного общего образования школьников. В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования - особенно в контексте «воспитания историей» -вызывают всеобщий интерес как со стороны государства, общества, педагогической общественности, так и отдельных граждан.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы, желания, интересы детей и родителей, мною был разработан проект «Персонализация образовательной деятельности на занятиях во внеурочной деятельности в рамках программы «Кладовая истории» для обучающихся 6 класса.

Данный проект разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться, и направлена на повышение мотивации учащихся к изучению истории, географии и культурного наследия своего края.  Содержит основные требования ФГОС основного общего образования.

Данный проект учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре:

  • компетентностный подход к образованию, его индивидуализация;
  • развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования;
  • повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.

Цель проекта: Персонализация образовательной деятельности изучения истории Отечества в соответствии с образовательным индивидуальным маршрутом каждого обучающегося.

Задачи проекта:  

  • проанализировать теоретико-методологическую основу проекта;
  • описать методику создания индивидуально-образовательных маршрутов, учитывающих различные потребности обучающихся;
  • осуществить принципы персонализированного подхода к обучению;
  • разработать программно-методический комплекс;
  • доказать на примере, эффективность разнообразных форм и методов персонализации образовательной деятельности.

Общая характеристика

Данный проект дополняет школьный курс истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев. Проект призван привить интерес к истории Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

Актуальность проекта обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

 Важным фактором реализации проекта является стремление развивать у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничеств.

Модель персонализированного образования ориентирована на создание для ребёнка пространства возможностей, в котором он ставит цели, принимает решения, делает выбор, видит результаты, при этом прокладывает свою индивидуальную траекторию развития.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет каждому, на основе самооценки, стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений.

Проект педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу.

В представленном проекте рассматривается возможность использования различных современных подходов в совершенствовании образования в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС.

Проект предусматривает теоретические и практические занятия, организацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Основное внимание в работе уделяется осуществлению таких видов урочной и внеурочной деятельности учащихся, которые позволяют выявлять их личностные качества, потребности, предпочтения, интересы и реализовывать их в процессе обучения.

 Формы самостоятельной работы и их практическая направленность.

Проект предусматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Формы самостоятельной работы и их практическая направленность

Формы работы

Практическая направленность

Различные виды работы с текстами

Формирование умений смыслового (продуктивного) чтения

Подготовка письменного сообщения (текста)

Формирование умения работы по составлению сообщения

Работа с исторической картой

Формирование картографических умений

Выступление  с докладами, сообщениями, презентациями

Овладение навыками публичных  выступлений, умениями формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией, критически оценивать работу и выступать в роли  оппонента

Работа с историческим словарем

Составление словаря исторических названий, терминов.

Проектно-исследовательская деятельность

Формирование умений проектной и исследовательской работы

проект предусматривает использование современных учебных материалов. Созданы методические рекомендации, содержащие алгоритмы занятий и рекомендации к организации деятельности обучающихся в процессе выполнения различных заданий. Предложенные задания вызывают интерес школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Проект предусматривает использование современных образовательных технологий. Большое внимание уделяется формированию информационной грамотности на основе информационно - коммуникационных технологий, использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.

Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям

Вид УУД

Ведущая технология

Познавательные УУД

Проектно-исследовательская деятельность, проблемное обучение, ИКТ

Коммуникативные УУД

Технология сотрудничества, критического мышления, игровые

Регулятивные УУД

Технология критического мышления, проблемное обучение

Личностные УУД

Воспитательные, здоровьесберегающие технологии

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный, наглядный, практический.

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.

Кроме индивидуальной формы организации деятельности обучающихся программа проекта предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

К материально-техническому обеспечению образовательного процесса относятся:

  • учебно-иллюстративный материал: презентации по темам, видеоматериалы по темам, дидактический материал по темам, наглядные пособия (исторические карты, таблицы).
  •  методические материалы: методическая литература для учителя, литература для учащихся.
  • материально-техническое обеспечение: игровые средства обучения, персональный компьютер, интерактивная доска.

Вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности обучающихся в, а именно то, что нужно в жизни в ходе решения различных практических задач, т.е. программа предусматривает использование современных оценочных средств - метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.  Новые формы контроля результатов:

  • целенаправленное наблюдение;
  • самооценка и саморефлексия обучающихся;
  • результаты учебных проектов;  
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений обучающихся.

Проект предусматривает развитие образовательной среды школы.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности обучающихся. Формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. На занятиях необходимо создавать проблемные, поисковые и исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

Результаты освоения

Личностные результаты: обучающийся должен осознавать себя гражданином России; осознавать целостность природы, населения, хозяйства; проявлять патриотизм, проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; уважать историю, культуру, традиции и обычаи других народов; любовь к своей малой Родине, своей стране; уметь работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: ставить учебные задачи, вносить изменения в их содержание; планировать и корректировать свою деятельность; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные УУД: классифицировать, систематизировать, перерабатывать информацию; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации (в том числе с помощью средств ИКТ), анализировать и оценивать ее достоверность; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблем.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласовывая сними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты:

Ученик научится:  

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные   исторические эпохи;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Каждый обучающийся в соответствии с индивидуальным маршрутом научиться  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

 Модули

Восточные славяне

Русь в IХ-первой половине XII в.

Русь во второй половине XII—XIII в.

Образование централизованного государства

Наш округ

в истории страны

4 часа

9 часов

9 часов

9 часов

3 часа

Использование цифровых образовательных ресурсов способствует созданию эффективной образовательной среды, обеспечивающей внедрение стандартов в основной и старшей школе, формированию и развитию ключевых компетенций у обучающихся.

Образовательные платформы Учи.ру, РЭШ (Российская электронная школа), также обучение в учебном центре «Сириус». Обучение для каждого ученика в своем темпе и в удобном для себя формате. Данные платформы позволяют отслеживать прогресс и успехи обучающихся.

Платформа Skysmart, позволяет учителю использовать задания Интерактивной рабочей тетради для составления ИОМ.  

Платформа РЭШ позволяет обучающимся составить свою ИОМ по разным предметам.

Школа помогает человеку раскрыть его личностный потенциал.

Школа создаёт условия — ребёнок делает выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс

Разработка учебного материала  содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....

План-конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках проекта "Родной город в задачах"

Технологическая карта занития по внеурочной деятельности в рамках проекта "Родной город в задачах". Проект рассчитан на 9 занятий....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»

Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...

Занятие по внеурочной деятельности в рамках курса «Финансовая грамотность» «ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ перспектива на будущее или …»

В данной разработке представлено занятятие по теме "Электронные деньги перспектива на будущее или ....".Данную разработку можно использовать на уроках по финансовой грамотности или уроках об...

Занятие по внеурочной деятельности в рамках федерального проекта "Разговоры о важном". Тема "Про счастье"

Занятие по внеурочной деятельности в рамках федерального проекта "Разговоры о важном". Тема "Про счастье"...