Проект презентации: «Память о Холокосте – путь к толерантности»
проект на тему

Цель проекта: Нацистский геноцид  евреев стал не только самой трагичной страницей еврейской истории, но и страшным событие европейской истории 20 века. Без изучения этой проблемы невозможно осмыслить многие исторические процессы современности.  Собрать  наиболее значимые факты из истории Холокоста,  фотоматериал, с  последующей  разработкой интерактивной презентации в программе Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский»

Проект

Тема: «Память о Холокосте – путь к толерантности»

В рамках участия в международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности», проводимом Центром (НПЦ) «Холокост», г. Москва

 1. Введение

2. Основная часть

  • сбор и анализ информации по теме проекта
  • создание презентации
  • участие в конкурсе

3. Заключение.

1.Введение

Одним из самых чудовищных проявлений деятельности Гитлера и его идеологии стал Холокост – массовое преследование и уничтожение европейских евреев в период с 1933 по 1945 год. Это стало беспрецедентным примером уничтожения в истории наряду с геноцидом армян в начале 20-го века в Османской империи. 27 января, день памяти жертв Холокоста, был связан с первым освобождением одного из лагерей - Освенцима.

Цель нашего проекта: Нацистский геноцид  евреев стал не только самой трагичной страницей еврейской истории, но и страшным событие европейской истории 20 века. Без изучения этой проблемы невозможно осмыслить многие исторические процессы современности.  Собрать  наиболее значимые факты из истории Холокоста,  фотоматериал, с  последующей  разработкой интерактивной презентации в программе Power Point.

 Реализация проекта предполагает создание интерактивной презентации, позволяющей получить представление по данной проблематике

В ходе работы над проектом мы поставили перед собой задачи:

  • Изучить литературу по теме проекта
  • Закрепить  навыки работы в программе  Power Point.

Методы работы:

  • Работа с литературой и  интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;
  • оформление материала в текстовом редакторе;
  • разработка интерактивной презентации.

Предполагаемые результаты:

  • выяснить, что Холокост – проблема современного человечества;
  • познакомиться с историческими фактами Холокоста;
  • разработать интерактивную презентацию;
  • принять участие в международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности»;
  • поделиться презентацией в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/, в рамках проекта для одаренных детей Алые паруса и на инфоуроке.

Срок реализации проекта – 1-2 месяца.

Возраст – 11-14 лет.

2. Основная часть

Работая над проектом мы узнали, что главной целью, которую ставили перед собой приспешники Гитлера и авторы решения еврейского вопроса, было целенаправленное истребление отдельной нации. В результате погибло до 60% европейских евреев, что составило приблизительно треть в целом от населения евреев. По разным данным, было уничтожено до 6 млн человек. Освобождение наступило только в 1945 году, 27 января. Международный день памяти жертв Холокоста объединил в себе память не только о погибших евреях.

В более широком смысле Холокост как явление нацистской Германии предполагает уничтожение и прочих национальных, гомосексуальных меньшинств, безнадежно больных, а также медицинские эксперименты. Этим терминов стали обозначить в принципе все преступные действия и идеологию фашизма. В частности, было истреблено до трети от общей численности населения цыган. Не включая военные потери, были истреблены порядка десяти процентов поляков и приблизительно три миллиона военнопленных Красной Армии. Машина смерти В массовой «чистке» человеческих ресурсов ключевое внимание уделялось и больным. Душевнобольные и нетрудоспособные подвергались массовому истреблению. К ним же относились и гомосексуалисты, которых было уничтожено девять тысяч. Кроме истребления, система холокоста предполагала постоянное совершенствование системы истребления. Сюда же относятся и бесчеловечные медицинские эксперименты, которые в рамах лагерей ставили на заключенных врачи и ученые Вермахта. Воистину «промышленные» масштабы уничтожения людей продолжались вплоть до вторжения союзных войск на территорию Германии. В связи с этим 27 января, день памяти жертв нацизма, объединил в себе все человеческие жертвы целенаправленного истребления в рамках созданной системы лагерей.

Сами евреи значительно чаще употребляют другой термин – Шоа, который обозначает политику фашистов по целенаправленному уничтожению народа и переводится, как катастрофа или бедствие. Считается более корректным термином, нежели Холокост. Этот термин объединил в себе всех, кто жил в оккупированных территориях и погиб при массовых расстрелах, в лагерях, тюрьмах, гетто, убежищах и лесах, при попытке сопротивления, в качестве участника партизанского, подпольного движения, во время восстаний или при попытке к бегству, пересечении границы, был убит нацистами или их сторонниками. Еврейское слово оказалось максимально емким и включило в себя всех представителей нации, погибших от нацистского режима, а также прошедших через страшные мучения плена и лагерей, но все же выживших. Для всех них 27 января – день памяти жертв Холокоста – является знаковой, исторической вехой, о которой вряд ли еврейский народ сможет когда-нибудь забыть.

Цифры смерти и жизни.  Сразу после войны начали появляться первые цифры, отражавшие чудовищные злодеяния Третьего рейха на территории Европы и России. Так, по самым ранним оценкам, для реализации различных целей по отношению к «неполноценным» людям – использование в качестве рабской силы на стройках и производствах, изоляция, наказание, уничтожение – было организовано семь тысяч лагерей и гетто. В число неполноценных, помимо евреев, входили славяне, поляки, цыгане, умалишенные, гомосексуалисты, неизлечимо больные. В начале 21-го века официально было объявлено, что таких учреждений нацисты создали порядка двадцати тысяч. К таким выводам во время исследований пришли сотрудники и ученые Мемориального музея Холокоста, который находится в Вашингтоне. Спустя десять лет этот же музей объявил, что нашел новые места дислокации подобных лагерей смерти, которых, по их подсчетам, в Европе было около 42,5 тыс. Как известно, после окончания войны мировая общественность охарактеризовала действия нацистов как преступление против мира и человечности и приняла решение судить тех, кто остался. На знаменитом Нюрнбергском процессе, который длился более десяти дней, была озвучена официальная на тот момент цифра убитых евреев – 6 миллионов. Однако эта цифра, безусловно, не отражает действительности, поскольку поименного списка погибших нет. При приближении советских и союзных войск гитлеровцы уничтожали любые следы, которые могли бы пролить свет на истину. В Иерусалиме, в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма, есть поименный список идентифицированных четырех миллионов. Но трудности подсчета истинного количества жертв объясняются тем, что убитые на территории Советского Союза евреи никак не могли быть посчитаны, поскольку все проходили под грифом «советский гражданин». Кроме того, было много погибших в Европе, которых было некому фиксировать. При подсчете сводных данных ученые используют сведения переписей, сделанных до войны и после. Согласно этим данным, в Польше погибло 3 млн евреев, СССР – 1,2 млн, Белоруссии – 800 тыс., Литве и Германии – по 140 тыс., Латвии – 70 тыс., Венгрии – 560 тыс., Румынии – 280 тыс., Голландии – 100 тыс., во Франции и Чехии – по 80 тыс., в Словакии, Греции, Югославии было уничтожено от 60 до 70 тыс. человек. Какие бы сложности ни вызывали подсчеты, для всех, кто чтит международный день памяти жертв Холокоста, кратко озвученные зверства нацистов являются преступлением против человечности.

Один из самых известных и страшных лагерей смерти. И хотя здесь нацисты вели довольно строгий учет узников, нет единого мнения о количестве жертв. На мировом процессе называлась цифра в 4 млн человек, эсэсовцы, работавшие в лагере, называли 2-3 млн, различные ученые называют от 1 до 3,8 млн. Освобождением именно этого лагеря и обозначен день 27 января – международный день памяти жертв Холокоста. Лагерь, известный в мировой практике как Аушвиц, был организован недалеко от польского города Освенцим. С 1941 по 1945 годы на его территории было уничтожено 1,4 млн человек, из которых 1,1 млн – евреи. Этот лагерь просуществовал дольше всех и вошел в историю как символ Холокоста. Через два года после окончания войны здесь был организован музей, вошедший в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку это был первый лагерь, который был освобожден в ходе разгрома фашистских войск, он стал квинтэссенцией жестокости, бесчеловечности, истинного ада на Земле. По решению ООН, 27 января, день памяти жертв геноцида 2-й мировой войны, стал международным днем памяти.

  На международном трибунале в Нюрнберге было рассказано, что решение этого вопроса делилось на три этапа. До 1940 года от евреев зачищалась Германия и занятые ею области. До 1942 года велась работа по концентрации всего еврейского населения в Польше и Восточной Европе, находящейся под управлением Германии. Тогда были сформированы по всей восточной территории гетто, где они были изолированы. Третий период длился до конца войны и подразумевал полное физическое уничтожение евреев. Приказ об окончательном решении вопроса был подписан непосредственно самим Генрихом Гиммлером. До уничтожения планировалось, помимо помещения в гетто, отделить их от другого населения, так называемая сегрегация, а также предусматривалось полное вытеснение из общественной жизни, конфискация их имущества и приведение евреев в такое состояние, когда возможность выживания обеспечивалась бы только рабским трудом. Память и об этих преступлениях заключена в мероприятиях, проводимых 27 января. День памяти жертв посвящен не только тем, кто погиб, но, возможно, в первую очередь тем, кто ценой невероятных усилий смог выжить.

Стоит отметить, что далеко не сразу был обозначен в мировой хронике войны международный день памяти жертв Холокоста. Дата была утверждена отдельной резолюцией ООН, которая была принята 1 ноября 2005 года. Тогда специальное заседание Генеральной ассамблеи ООН, посвященной 60-летию освобождения, началось с минуты молчания. В заседании приняла участие и та страна, которая стала источником чудовищной катастрофы европейского еврейства. Демократическая Германия, заявил тогда ее представитель, извлекла уроки из опасных и чудовищных ошибок своего прошлого, методов управления неверного, заблуждавшегося руководства. Именно для этой страны 27 января, день памяти жертв Холокоста в Германии, ежегодные церемонии по этому поводу являются непрестанным напоминанием ошибок. Однако немецкий народ понимает свою ответственность перед этим народом и сознательно не маскирует свое прошлое. В 2011 году этот день впервые включил упоминание и цыган как жертв геноцида.

3.Заключение

Изучая литературу по данному вопросу, мы узнали  совершенные зверства человека против человека остаются в истории и памяти человечества навсегда. Однако есть такие преступления, напоминание о которых должно повторяться из раза в раз, чтобы не допустить, уберечь, предупредить. Именно к такому преступлению относится планомерное уничтожение нацистами всех тех, кого они считали низшими расами и не заслуживающими права на жизнь. Для лучшего изучения этого периода в школах проводят открытые уроки с демонстрацией документальной хроники, в том числе съемок, сделанных самими нацистами в лагерях и на массовых казнях. «27 января – день памяти жертв Холокоста» – классный час с таким названием проводится во многих российских и европейских школах. На этих уроках подробно объясняется происхождение слова и его значение. В частности, что слово имеет греческий библейский корень, который означает «жертва всесожжения». На уроках школьникам демонстрируют чудовищные слайды с фото, облетевшими весь мир после международного трибунала, закрепляется смысл международной трагедии, связанной с Холокостом. На основе полученных данных ребятами была составление интерактивная презентация, которая приняла участие в  международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Данная интерактивная презентация может быть применима в воспитательных и образовательных целях для детей и взрослых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Память о Холокосте - путь к толерантности."

В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе  с молодежью стараемся показать, насколько ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Презентация к классному часу "Память о Холокосте - путь к толерантности"

Презентация к классному часу "Память о Холокосте - путь к толерантности"...