РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
статья на тему

Пирогова Татьяна Арсеньевна

 О значении и роли «Маленьких прелюдий» в фортепианной педагогике сказано так много и глубоко аргументированно, что трудно себе даже представить насколько осиротела бы без них музыка, не говоря уже о педагогических возможностях развития у ученика полифонического слышения и интеллекта. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Пирогова Т.А.

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДШИ

             О значении и роли «Маленьких прелюдий» в фортепианной педагогике сказано так много и глубоко аргументированно, что трудно себе даже представить насколько осиротела бы без них музыка, не говоря уже о педагогических возможностях развития у ученика полифонического слышения и интеллекта.

             Музыкальная жизнь баховского времени в основном состояла из обучения музыке и музицирования. Концертная практика была менее развита. Процесс обучения предполагал, для развития техники, играть в течение многих месяцев упражнения для всех пальцев на обеих руках, дабы добиться ровного, качественного и легкого звука. Чтобы скрасить монотонность и удержать интерес к занятиям, Бах писал небольшие пьесы, где эти упражнения были соединены вместе. Такой характер носят шесть маленьких прелюдий для начинающих и, в еще большей степени, пятнадцать двухголосных инвенций. Бах писал эти «упражнения» прямо во время занятий по просьбе ученика. Композитор сочинял так, что невозможно осознанное, выразительное исполнение его произведений без участия мыслительного процесса. Его произведения просто незаменимы для развития музыкального мышления. Многообразие других музыкальных стилей станет доступнее после погружения в стиль баховской полифонии.

Работа над произведениями Баха усложняется тем, что в рукописях  клавирных сочинений полностью отсутствуют исполнительские указания. Из динамики Бах использовал только три обозначения: forte, piano и, редко pianissimo. Не применял ни crescendo, ни diminuendo, ни mp или ff. Вилочек и акцентировки Бах так же не применял. То же с темпами: accelerando, stringendo, piu mosso, rallentando, ritenuto Бах совсем не применял.

             Давая ученику нотный текст, мы должны четко помнить, что исполнительские указания не принадлежат Баху, это вмешательство редактора и, как бы они не притягивали нас своей конструктивностью, наличие многих редакций не делает точной ни одну из них, более того, они противоречат друг другу. Большая задача воспитательного значения: научить ученика различать авторский текст и редакторские пометки.

Не менее важно учитывать то обстоятельство, что клавирные произведения написаны совсем не для фортепиано. Инструменты в XYIII веке носили обобщенное название клавира.  Клавирные произведения – это произведения, написанные для какого-либо клавишного инструмента того времени: клавесина, клавикорда и, наконец, органа.    

          Звуковые средства клавесина позволяют, во-первых, придавать различный характер произведениям, во-вторых, в двухголосных произведениях придавать различную окраску каждому голосу. Эти звуковые краски позволяют более ясно чувствовать структуру и характер произведения. Гибкость мелодической игры достигалась не за счет применения динамики, а за счет ритма и артикуляции.

          Задача педагога – помочь ученику найти в средствах фортепиано приемы динамики, необходимые для правдивого исполнения клавесинных произведений Баха. Добиться богатства красок поможет образное представление звука внутри себя, а затем пытаться перенести это ощущение в процесс игры (инструментовка). Фортепианную инструментовку развивает так же выработка противопоставлений звучностей в пределах данного произведения. Исполнение двух голосов в различной инструментовке так же очень хорошо развивает слуховые навыки. Фортепиано не может соревноваться с клавесином в способности безошибочно создавать контрастирующие между собой тембры, но фортепиано превосходит клавесин в возможности придать мелодии динамическую гибкость. Соединение контрастной инструментовки клавесина с гибким исполнением клавикорда – вот возможности фортепиано.

          Одна из основных задач при работе над полифонией остается работа над певучестью, интонационной выразительностью, самостоятельностью голосов. Ведущий принцип русской фортепианной педагогики – это отношение к фортепиано, как к «поющему» инструменту. Осмысленность и певучесть необходимо вырабатывать как можно раньше, с самых первых уроков, даже в гаммах и этюдах. Ученики часто играют Баха механически, когда пальцы впереди сознания идут, не повинуясь ему. Работа над полифонией требует навыка умения работать в медленном темпе, иначе результат будет малоутешительным.                                                                                                                                

          Легкие полифонические обработки народных песен, - подголосочного склада – лучший материал для начала освоения полифонии. А от того,  как педагог подведет ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, зависит дальнейшее отношение ученика к полифонии в целом.

          Следующий этап в освоении полифонии очень удобен при прохождении маленьких шедевров, вошедших в «Нотную тетрадь».  Небольшие пьесы, в основном, танцевальные, отличаются богатством мелодий, ритмов и многообразием построений. Педагог знакомит ученика с историей создания сборника.

          «Маленькие прелюдии», написанные со скромной целью – быть упражнениями для учеников, являются следующей ступенью по сложности в освоении полифонии. Сборник был сформирован Ф.Грипенкерлем. Эти миниатюры не так легки для исполнения, как кажется на поверхностный взгляд. Лаконизм и емкость содержания в сочетании с артистизмом требуют глубокой проработки. Также ученик знакомится с характерными особенностям баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения.

         В XYIII веке, в эпоху Баха, прелюдия, которая, начиная с XY века, являлась  импровизационным вступлением, имевшим целью подготовить музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения, обрела большую законченность и стала самостоятельным жанром.

         Каждая из пьес «Маленьких прелюдий» по складу и настроению воплощает только один образ, и однотипное мелодическое движение.

         Рассмотрим Прелюдию C-dur и те трудности, с которыми столкнется педагог в освоении учеником полифонических навыков. В этой прелюдии ученик имитацию представляет как повторение темы – одноголосной музыкальной мысли – в другом голосе. Имитация – основной полифонический способ развития темы. Важнейшая задача при работе над полифонией – изучение темы.

         Определив вместе с учеником характер прелюдии как праздничный и торжественный, поручаем голоса разным инструментам: верхний голос – звонкой трубе, а нижний – виолончели. Артикуляция: восьмые – legato, четверти – non legato.

         Тема состоит из трех восходящих мотивов. Проучиваем каждый мотив отдельно, играем от разных нот, добиваемся выразительного ровного «пения» всех звуков мотива, и более значительного интонирования его вершины. Обращаем внимание ученика на септиму, которая заключает в себе энергию, определяющую все последующее развитие Прелюдии. Необходимо привлечь ученика к аналитической работе, пояснив, что это -  единственно верный путь к освоению баховской полифонии.

         Своеобразна динамика в Прелюдии: общее динамическое нарастание в теме происходит по мотивам как по ступеням.После трех динамических стадий развития тема приходит к кульминации. Перед темой (с 8 -11), начиная с 7 такта, следует, внезапно начав с piano, сделать энергичный динамический подъем к кульминации всего произведения (13 такт). Кульминация завершается радостно-ликующей каденцией. Это динамический план.

          Проучивая эту прелюдию, очень полезно тему поиграть в разных регистрах, поручить, мысленно, разным инструментам исполнить ее. Усложним задачу: педагог предлагает гармоническую основу, а ученик воспроизводит тему. Затем – поменяться ролями. Такой подход к освоению материала позволит учащемуся ясно представлять строение пьесы, ее форму, гармонический фундамент, цельность всех элементов пьесы.

          Далее переключаем внимание ученика на мелодию, сопровождающую имитацию темы в басовом голосе: противосложение. Здесь оно состоит из двух мотивов (такты 4 – 6). Каждый из которых, содержит два звука: первый   – на слабом времени, второй – на сильном (ямбический мотив). У Баха он исполняется отдельно, решительно и четко. В этой прелюдии противосложение близко характеру темы и развивает ее. Предпочтительнее, чтобы тема в басовом регистре звучала тише и глуше, чем в сопрано и, по своему тембру, была ближе к виолончели. У Баха имитацию чаще следует подчеркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса, тембром. Именно такая манера игры выявляет наличие двух самостоятельных голосов, а это -  главное в полифонии.

         Значит динамика – не лучший способ сделать тему различимой. Слышен окрашенный тембром отточенный артикуляцией и фразировкой голос. Артикуляция в прелюдиях, - «прием восьмушки» -  за исключением некоторых. Их певучий характер требует исполнения legato.                                          

         При работе над этой прелюдией знакомим ученика с понятием остинато. Работа над мордентом ведется особо, начиная с первого занятия. Акцент -  на первый звук, а второй и третий – тише.

         В заключении отметим, что «музыка Баха решительно ничего не даст ученику, если у него не возникнет душевного контакта с нею, не почувствует ее величия и очарования. Постепенное и плавное наращивание знаний дает определенный уровень владения полифонией. Чтобы ученики играли «Баха в стиле Баха» надо помнить, что главная руководящая нить – это осознание мотивного строения произведений». [1, 153]

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.,       «Музыка», 1988.

2. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха  музыкальной школе.   М., «Музыка», 1974.                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано....

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...