"Музыка книжных строк" (литературно-музыкальная композиция)
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Медведева Инесса Владимировна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню книги, включает в себя чтение отрывков из книг и исполнение под гитару песен, написанных по мотивам этих книг. Исполнители - обучающиеся творческого объединения "Бардовская песня". Аудитория - школьники старших классов и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_muzyka_knizhnyh_strok.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция  «Музыка книжных строк»

(посвящается празднованию Дня книги)

Автор: Медведева Инна Владимировна, педагог дополнительного образования. Центр Детского творчества «Восход», г. Иркутск.

Оборудование

- Проигрыватель. Запись песни «Баллада о борьбе» В.Высоцкого.

- Книги для оформления сцены.

Оформление сцены 

На сцене стоит стол, на столе красиво разложены книги разного цвета, разного формата, некоторые раскрыты, в другие вложены яркие закладки.

На сцене двое ведущих, читающих тексты из книг, и сменяющие друг друга исполнители песен. Первый ведущий – взрослый, второй – кто-то из обучающихся.

Сценарий

Звучит в записи песня В.Высоцкого «Баллада о борьбе».

На сцену выходят двое ведущих. Берут со столика каждый по книге ( в книги заранее вложены тексты ведущих).

Вступление.

Первый ведущий:

Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.(Петр Андреевич Павленко)

Второй ведущий:

Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. (Эрнест Хемингуэй)

Первый ведущий:

Сколько-нибудь стоящая книга всегда возникает прямо из жизни и писать ее надо собственной кровью. (Ричард Олдингтон)

Второй ведущий:

Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. (Сэмюэл Смайлс)

Первый ведущий:

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. (Рэй Брэдбери)

Второй ведущий:

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. (Франческо Петрарка)

Первый ведущий:

– Вы когда-нибудь задумывались, сколько песен написано на стихи великих поэтов?  А как часто книжные сюжеты становятся основой для новых баллад?

В нашей сегодняшней программе прозвучат именно такие песни – источником вдохновения для их авторов стали прочитанные книги. В основном это книги, написанные для детей, - и вы увидите, как удивительно иногда преломляется в памяти автора песни воспоминание о детской книге: песни-то создаются совсем не детские…

Итак, начнем! Мы будем зачитывать вам отрывок из книги, а потом будут звучать песни, связанные с книгой, в исполнении участников объединения «Бардовская песня».

Основная часть.

Второй ведущий:

Александр Грин «Алые паруса»

«...Не знаю, сколько пройдет лет, -- только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. -- "Зачем вы приехали? Кого вы ищете?" -- спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. -- "Здравствуй, Ассоль!»  -- скажет он.

Первый ведущий:

– По книге «Алые паруса» написано множество песен! Сейчас прозвучит песня Владимира Ланцберга «Алые паруса».

Звучит песня «Алые паруса» В. Ланцберга.

Первый  ведущий:

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Лебеди, гуси и утки начинали готовиться к отлету. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости. Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Наступил  роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом.


- Ну, трогай! - громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавший косяк.

- Неужели я совсем одна? - думала Серая Шейка, заливаясь слезами. - Лучше бы тогда Лиса меня съела..."

Второй ведущий:

– По детской сказке «Серая Шейка» написана песня Вероники Долиной. Она очень грустная. Но мы помним, что в сказке для уточки по имени Серая Шейка все закончилось хорошо!

Звучит песня «Серая Шейка» В.Долиной

Первый ведущий (ПРИМЕЧАНИЕ: этот текст следует читать педагогу-женщине или девушке старшего школьного возраста):

«Одиссея»

«…О, если б так и меня олимпийские боги сгубили

 80   Или б сразила стрелой Артемида, чтоб я Одиссея

        Снова увидеть могла, хоть сошедши под страшную землю,

        Чтобы мне быть не пришлось утехою нового мужа!

        Переносимы, однако, бывают несчастья, когда кто

        Плачет все дни напролет, жестоко печалуясь сердцем,

 85   Ночи же сон им владеет. Про все человек забывает -

        И про печаль и про радость, лишь сон ему веки покроет.

        Мне же и самые сны лишь зловещие бог посылает.

        Кто-то, на мужа похожий, меня обнимал этой ночью,

        Был он, каким отправлялся в поход. Охватила мне сердце

 90   Радость, и думала я, что это не сон, а уж правда".

Второй ведущий:

– Да, порой настолько древние тексты, как «Одиссея» великого Гомера, волнуют и вдохновляют современных поэтов.

Вы помните?.. Верная жена Одиссея Пенелопа, дожидаясь мужа, днем ткала полотно, а ночью потихоньку распускала его, чтобы иметь предлог не выходить снова замуж и хранить верность любимому супругу.

Слушайте песню Елены Гурфинкель – современного нам автора – «Полотно».

Звучит песня «Полотно» Е.Гурфинкель

Первый   ведущий:

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«…- Самое главное - то, чего глазами не увидишь... - сказал он.

- Да, конечно...

- Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

- Да, конечно...

- Это как с водой. Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка, а все из-за ворота и веревки. Помнишь? Она была очень хорошая.

- Да, конечно...

- Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями».

Звучит песня «Маленький принц» М. Таривердиев, слова Н. Добронравова

Первый ведущий:

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита».

«Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, музыка под вербами ударила сильнее, и веселее взлетел сноп искр из костра. Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми сережками, видными в луне, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш. Светящиеся гнилушки висели на ивовых прутиках перед музыкантами, освещая ноты, на лягушачьих мордах играл мятущийся свет от костра.
Марш игрался в честь Маргариты. Прием ей оказан был самый торжественный. Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями, и над пустынным зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия. Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк, осведомляясь о том, хорошо ли купалась королева, предложил прилечь и отдохнуть.
Маргарита так и сделала».

Второй ведущий:

 По мотивам романа «Мастер и Маргарита» написано множество стихов и песен. Прозвучит песня Елены Гурфинкель «Мой Мастер».

Звучит песня Е. Гурфинкель «Мой Мастер».

Второй ведущий:

Владислав Крапивин. «Голубятня на желтой поляне»

«– Я не знаю, откуда они взялись и какие они в своей природной сущности, хотя бился над этим много лет. Может, пришельцы из других пространств, а может, наша собственная плесень. Только точно знаю: это цивилизация паразитов… если их можно назвать цивилизацией… Они - тараканы и клопы. Посудите сами. Сколько сил надо положить, чтобы развести пчел или, скажем, шелкопряда. А клопы лезут из щелей сами - стоит хозяевам только зазеваться или стать ленивыми… Вот и в человеческой жизни: когда люди становятся равнодушными, ленивыми или слишком сытыми, когда им наплевать на свою планету, появляются те, которые велят. И кое-кто из людей - не против: так спокойнее и проще…

Другие считают, что их нет. Вернее, делают  вид, что их нет. Многим так спокойнее и безопаснее жить…»

Первый ведущий:

- Прозвучит песня Григория Рейнхарда на стихи Владислава Крапивина.

Звучит песня «Помиритесь, кто ссорился» Г.Рейнхар, ст. Вл.Крапивина.

Первый ведущий:

– Иногда по мотивам детских книг сочиняются совсем не детские песни, которые даже трудно связать с первоисточником. Тем не менее, если уж автор сам признает, что песня написана по мотивам книги – значит, так и есть! Песня Зои Ященко «Голубая Стрела»!

Звучит песня «Голубая Стрела»  З.Ященко.

Второй ведущий:

Джек Лондон «Смок и Малыш»

«Неделю спустя Смок уже карабкался по отрогам гор, окаймляющих южный

берег Индейской реки. На водоразделе между Индейской рекой и Клондайком он бросил нарты и навьючил своих псов. Каждая из шести огромных собак тащила по пятидесяти фунтов. Такой же груз был и на спине у Смока. Смок шел впереди, приминая своими лыжами мягкий снег, а за ним гуськом тащились собаки.

   Он любил эту жизнь, эту суровую полярную зиму, дикое безмолвие,

беспредельные снежные равнины, на которые вздымались обледенелые горные громады, еще безымянные, еще не нанесенные на карту».

Звучит песня Александра Борисова «На Аляске».

Первый ведущий:

Редьярд Джозеф Киплинг «Откуда взялись броненосцы»

«— Я встретил над рекою одну зверюшку и хотел выцарапать ее из-под панциря, - сказал Ягуар. - Она сама сказала, что ей хочется этого, и вот теперь у меня вся лапа в зано-о-озах!

— Ах, сыночек, сыночек! — сказала мать, изящно помахивая грациозным хвостом. — По этим занозам, которые впились в твою лапу, я вижу, что то был Еж. Тебе следовало кинуть его в воду.

— В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я не видел ее. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно переселиться отсюда в другие места. Здесь, на мутной реке Амазонке, все звери такие умные. Мне, бедному, не справиться с ними».

Второй ведущий:

– Песня «На далекой Амазонке» написана Виктором Берковским на стихи Редьярда Киплинга в переводе на русский язык Самуила Маршака. Эта песня звучит в детском мультфильме «Ежик плюс черепаха».

Звучит песня В.Берковского «На далекой Амазонке».

Заключительное слово.

Первый ведущий:

– На этом наша программа заканчивается. Мы хотели напомнить вам, как много значат в нашей жизни прочитанные нами книги: они дают пищу нашему уму и чувствам, они становятся источниками вдохновения для нового творчества! Песен, написанных по впечатлениям от книг, очень-очень много, а ведь существуют еще и песни, написанные на стихи великих поэтов, старых и современных!

Второй ведущий:

– Мы прощаемся с вами. Мы будем рады, если вам вдруг захочется взять в руки те книги, отрывки из которых мы сегодня здесь зачитывали. Может быть, вы их уже когда-то читали – и тогда вы как будто встретитесь со старым другом, а может быть, эти книги станут для вас открытием!

Читайте книги, друзья!

Первый ведущий:

– Читайте книги!

Звучит вступление к песне В.Высоцкого «Баллада о борьбе». Участники программы выходят на сцену для поклона. Ведущие называют имена участников.

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есенин и музыка". Литературно-музыкальная композиция

Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов. В ходе литературно-музыкальной композиции учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством С. Есенина, развивают чувство прекрасн...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Открытое мероприятие. Музыкальная композиция "Музыка Победы".

Задачи: Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку.Развивать творческое нестандартное мышление и воображение ...

Коллективная работа над композицией «Комната моей мечты. Пространство музыки и музыка пространства». Лепка из глины

Создание фрагмента композиции «Островок» для коллективной работы «Комната моей мечты»....

Методическая разработка "Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ"

 Книга – результат сотворчества писателя и художника -  иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал.Необходимо чтобы учащиеся в детской ш...

«Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ»

Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В данной статье даны советы воспитатлям разных возрастных групп по оформлению и содержа...