ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОЧЕМУЧКИ»
рабочая программа на тему

Глушко Юлия Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012). 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от29.08.2013 г. № 1008). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей». 5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). 6. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»). 7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, педагогов, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. Сегодня школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6-6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения. Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе и давать поиграть в неё, а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим педагогом (учителем), привык к нему и его требованиям. Новизна данной программы заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности и может использоваться в учреждениях дополнительного образования, при подготовке дошкольников к школе. Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагог способствует формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы и математические представления. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Годичные занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников, когда педагог дополнительного образования имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации дошкольников к общению в начальной школе. Программный материал позволяет организовать полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников; не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольных образовательных учреждений. Программа является обобщением опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Творческие задания подобраны в соответствии с принципом системной дифференциации, они направлены на всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза. Цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств дошкольника, воспитания активной жизненной позиции. Обучение и воспитание по данной программе содействует развитию творческой, социальной, психологической активности ребенка, формированию у старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, педагогов для реализации преемственности между дошкольным этапом обучения и начальной школой. Задачи, решаемые в ходе освоения программы Обучающие: - формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности. Воспитательные: - воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям. - воспитывать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству; Развивающие: - способствовать систематизации знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение; - развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей; - развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации; - развивать детскую самостоятельность и инициативу. Оздоровительная: - формирование здорового образа жизни. Отличительной особенностью программы является определенная самостоятельность, взаимосвязанность и взаимодополняемость изучаемых блоков. Программа носит интегрированный характер. Материал каждого блока включает разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, способствующих наиболее эффективному развитию у детей математических, пространственных представлений, связной речи. Направленность программы: социально-педагогическая Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-6,5 лет; Срок реализации программы - 1год. Общее количество часов по программе за год - 432 часа из них: «Математика вокруг нас» - 72 часа, «Юные художники»- 36 час, «Знакомство с художественной литературой» - 36 час., «Я познаю мир» - 36 час, «Час игры» - 36 час «Веселые пальчики» - 72 часа, «Подвижные игры»- 36 час, «Музыка» - 36 час «По дороге к Азбуке» - 72 часа,. Режим работы: занятия поводятся 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия - 30 минут (в течение занятий проводятся, зарядки для глаз, физкультминутки для снятия усталости), перерывы между занятиями составляют 10 минут для проведения динамических пауз. Основные принципы работы по данной программе: • принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. • принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. • принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. • принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. • принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. • принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. • принцип обучения деятельности. Организация деятельности с использованием имеющихся у детей знаний, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. • креативный принцип: необходимо учить творчеству, т.е. формировать у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе. Общая схема организации занятия (30 мин). 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–7 мин). Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен: - понимать, что от него требуется в игре; - определить, может он играть в эту игру или не может; - определить, хочет он играть в эту игру или не хочет. 2. Затруднение в игровой ситуации (1–5 мин). В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи («мы это не знаем, мы это еще не умеем...»). Педагогом определяются те вопросы, на которые надо найти ответ; решается над чем необходимо подумать и как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. 3. Открытие нового знания или умения (5–8 мин). Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. 4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин). На данном этапе проводятся игры, с использованием детьми новых знаний или умений. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. 5. Повторение и развивающие задания. Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени. 6. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: «что нового узнали?»; «где новое пригодится?». Рекомендации: старшим дошкольникам прививаются учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся программа ежегодно корректируется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchki_dop_programma_2018-2019_god.docx94.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУДО «ЦДТ»)

Принята на заседании

педагогического совета

от «     »____________

Протокол №_____

             Утверждаю

И.о. директора МБУДО «ЦДТ»

_________________Р.Н. Кургина

Приказ №____от____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПОЧЕМУЧКИ»

Возраст обучающихся: 6-6,5 лет

Срок реализации:1 год

                                                                                          Автор-составитель

                                                  Глушко Юлия Сергеевна

педагог дополнительного образования

Тула 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка                                                                               - 3

2. Учебный план                                                                        - 7

3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

  программы                                                                                                       - 8

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы                                                                         23

5. Список литературы                                                                                     - 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММЫ

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз

от 29.12.2012).

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утв.

 распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  1. Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

(Приказ Минобрнауки РФ от29.08.2013 г. № 1008).

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

 от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

 организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

  1. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
  3. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

     Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
           В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, педагогов, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Сегодня школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6-6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

Для формирования  «внутренней позиции школьника»,  положительного отношения к школе старшему дошкольнику  необходимо не просто рассказывать о школе и давать  поиграть в неё, а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  со своим педагогом (учителем), привык к нему и его требованиям.  

Новизна данной программы заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности и может использоваться в учреждениях дополнительного образования, при подготовке дошкольников к школе.  

Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагог способствует формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы и математические представления. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Годичные занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.

Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников, когда педагог дополнительного образования имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации дошкольников к общению в начальной школе.

Программный материал позволяет организовать полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников; не дублирует образовательные программы развития и воспитания дошкольных образовательных учреждений.

Программа  является обобщением опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Творческие задания  подобраны в соответствии с принципом системной дифференциации, они направлены на всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза.  

Цель программы: создание  условий для развития  коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств дошкольника, воспитания активной жизненной позиции.

Обучение и воспитание по данной программе содействует развитию творческой, социальной, психологической активности ребенка, формированию у  старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, педагогов  для реализации преемственности между дошкольным этапом обучения и начальной школой.

Задачи, решаемые в ходе освоения  программы

Обучающие:

- формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

- воспитывать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

Развивающие:

- способствовать систематизации знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение;

- развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей;

- развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации;

- развивать детскую самостоятельность и инициативу.

Оздоровительная:

- формирование здорового образа жизни.

Отличительной особенностью программы является определенная самостоятельность, взаимосвязанность и взаимодополняемость изучаемых блоков. Программа носит интегрированный характер. Материал каждого блока включает разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, способствующих наиболее эффективному развитию у детей математических, пространственных представлений, связной речи.

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-6,5 лет;

Срок реализации программы - 1год.

Общее количество часов по программе за год -  432 часа из них: «Математика вокруг нас» - 72 часа, «Юные художники»- 36 час, «Знакомство с художественной литературой» - 36 час., «Я познаю мир» - 36 час, «Час игры» - 36 час «Веселые пальчики» - 72 часа, «Подвижные игры»- 36 час, «Музыка» - 36 час «По дороге к Азбуке» - 72 часа,.

Режим работы: занятия поводятся 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия - 30 минут (в течение занятий проводятся, зарядки для глаз, физкультминутки для снятия усталости), перерывы между занятиями составляют 10 минут для проведения динамических пауз.

Основные принципы работы по данной программе:

  • принцип развития.  Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  • принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь,  и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  • принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • принцип обучения деятельности. Организация деятельности с использованием имеющихся у детей знаний, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  • креативный принцип: необходимо учить творчеству, т.е. формировать у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

             В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам  не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой,  как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.

Общая схема организации занятия (30 мин).

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–7 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения.  Дети  сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.


2. Затруднение в игровой ситуации (1–5 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи («мы это не знаем, мы это еще не умеем...»). Педагогом определяются те вопросы, на которые надо найти ответ; решается над чем необходимо подумать и как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–8 мин).

Педагог  с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое,  дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На данном этапе проводятся игры, с использованием детьми  новых знаний или умений. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

6. Итог  занятия.
Дети фиксируют в речи: «что нового узнали?»; «где новое пригодится?».

Рекомендации: старшим дошкольникам прививаются учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия дошкольников  качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.

В зависимости  от уровня подготовленности обучающихся программа ежегодно корректируется.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование блоков

Кол-во часов

Форма контроля

в неделю

за год

Групповой

Фронтальный

1.

«Математика вокруг нас»

2

72

2.

«Юные художники»

1

36

3.

«Знакомство с художественной литературой»

1

36

4.

«Я познаю мир»

1

36

5.

«Час игры»

1

36

6.

«Веселые пальчики»

2

72

7.

«Подвижные игры»

1

36

8.

«Музыка»

1

36

9.

«По дороге к Азбуке»

2

72

ИТОГО:

12

432

Блок «Математика вокруг нас»

Направлен на формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Цель: формирование у детей основных мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Задачи:

- формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять её;

- формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развивать мелкую моторику и зрительно- двигательную координацию у детей.

Учебный план

блока «Математика вокруг нас»

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

Групповой

Фронтальный

1.

Количество и счет

15

5

10

2.

Геометрические фигуры

7

4

3

3.

Величина

9

-

9

4.

Ориентировка во времени

10

1

9

5.

Ориентировка в пространстве

10

1

9

6.

Логические задачи

19

2

18

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

72

13,5

57,5

К концу года дети должны знать:

цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +, -, =,<, >;

название текущего месяца, последовательность дней недели;

состав чисел из двух меньших.

К концу года дети должны уметь:

называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

сравнивать группы предметов;

соотносить цифру с числом предметов;

решать простейшие логические задачи на установление закономерностей.

продолжать заданную закономерность;

вести счет предметов в пределах 10;

составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: «сколько было? сколько стало? сколько осталось?»;

классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;

устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: «слева – направо», «вверху – внизу», «впереди – сзади», «близко – далеко», «выше – ниже», «раньше – позже», «вчера – сегодня – завтра»;

распознавать известные геометрические фигуры  (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку  и изображать простейшие фигуры «от руки»;

ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Блок «Юные художники»

Ведущая роль  в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Программный материал данного блока направлен на формирование художественной культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения  к искусству, к прекрасному; обогащение внутреннего мира ребенка, развитие его воображения, эстетических чувств.

Цель: введение ребенка в волшебный мир гармонии линий, разнообразия форм и цвета в жизни, в окружающем мире, в изобразительном искусстве.

Задачи:

- расширить представление о красоте родной природы, о её цветовом многообразии и красоте окружающего мира;

- научить проявлять эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, к окружающей природе, к произведениям художников, к традициям своего народа;

- формировать представление о видах изобразительного искусства и народного творчества;

- научить рисовать простыми изобразительными художественными материалами: карандаш, акварель, гуашь, мелки.

Учебный план

блока «Юные художники».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

«Волшебница осень»

5

1

4

3.

«Зимние мотивы»

5

-

5

4.

«Весна – красна»

5

-

5

5.

«Я художник – фантазер»

24

-

24

6.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

36

2

34

      К концу года обучения дети должны иметь представление:

-  о видах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

К концу года обучения дети должны уметь:

-  передавать форму, величину и цвет предмета;

-  располагать предметы на всём листе, на широкой полосе;

-  различать и использовать цвета, их оттенки;

-  смешивать краски и получать необходимые цвета путём смешивания соответствующих красок;

-  пользоваться карандашом, кистью, художественными материалами (восковые мелки,  фломастеры, гелиевые ручки, пастель и т.д.)

Блок «Знакомство с художественной литературой»

                                                 

Программный материал данного блока направлен на развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса; формирование художественной культуры через знакомство с литературными произведениями; позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге через театральную деятельность. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. На занятиях по литературному чтению дети знакомятся с героями книг, писателями и поэтами, учатся обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр - драматизации, а также игровыми действиями, в обучении правильному произношению.

Формы проведения занятий разнообразны (беседы; наблюдения; игровая деятельность - народные, подвижные игры, элементы игры на народных инструментах; игры на развитие мелкой моторики; театрализация; инсценирование и постановочная деятельность).

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством театральной деятельности.

Задачи: 

- знакомить дошкольников с разнообразием   литературных жанров, с устным народным творчеством,

- развивать потребность  общения с книгами;

- обращать внимание на изобразительно-выразительные средства;

- учить находить основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением;

- воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к  героям книги.

Учебный план

блока «Знакомство с художественной литературой ».

п/п

Название разделов

Кол-во часов

Форма контроля

общ.

теор.

прак.

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Знакомство с произведениями С.Я. Маршака

3

2

1

Фольклор

6

3

3

3.

Произведения поэтов и писателей России.

15

6

9

4.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

10

5

5

5.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

36

17

          19

К концу года обучения дети должны:

- различать жанры произведения;

- называть любимые сказки и рассказы;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть стих

Блок «Я познаю мир»

Содержание  блока  состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Оно обеспечивает развитие у ребенка интереса к предметам и явлениям окружающей действительности; ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку и их функциональным назначением; формирование о первоначальных представлений о явлениях природы, сезонных изменениях.

Цель: расширение представлений детей о различных природных объектах, о жизни окружающего  мира в целом.

Задачи:

- закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах;

-  воспитывать чувство  милосердия и гуманное отношение ко всему живому;

-  учить правильному поведению в природной среде;

- обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных;

- систематизировать и углублять представление детей о сезонных изменениях в природе;

- обогащать представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном и водном;

- совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении;

- расширять     представление о родном крае, воспитывать чувство гордости за свою страну, знать флаг, гимн и герб;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Учебный план

блока «Я познаю мир».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Предметное окружение.

8

3

5

3.

Явления общественной жизни.

8

4

4

4.

Природное окружение. Экологическое воспитание.

14

7

7

5.

Охрана здоровья.

4

2

2

6.

Итоговое занятие.        

1

1

-

7.

Итого

36

18

18

К концу года обучения дети должны:

иметь представление о различных природных объектах;

иметь представление о растительности леса, луга, сада, поля; о домашних животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края;

иметь представления об основах экологической культуры и экологическом воспитании;

выбирать и группировать предметы в соответствии с поставленной задачей.

Блок «Час игры»

Программное содержание данного блока направлено на активизацию и развитие сенсорных возможностей ребёнка посредством игровой деятельности, что позволяет сделать образовательный процесс успешным и увлекательным.

Цель: создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

Задачи: 

  • создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
  • формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
  • содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
  • развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
  • способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание форм, образов и материалов;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи;
  • воспитывать интерес к театральной деятельности.

Учебный план

блока «Час игры».

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения

6

2

4

3.

Игры для развития интеллектуальных способностей

12

6

6

4.

Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков

8

2

6

5

Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков

5

1

4

6

Кукольный театр

4

2

2

Итого:

36

13,5

22,5

К концу года дети могут:

- помогать и доверять друг другу, приходить к объему решению;

- распознавать и подбирать цвета, формы, числа;

- составлять целое из частей;

- контролировать движения тела;

- ориентироваться в пространстве;

- концентрировать внимание;

- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

- удерживать и воспроизводить информацию;

- логически мыслить;

- принимать участие в кукольных играх-импровизациях.

Блок «Веселые пальчики»

Направлен на подготовку детей к обучению письму. У ребенка  кроме развитых слуховых ощущений  должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развита координация движений и такие процессы как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление.


Цель: развитие мелкой моторики руки, речи.

Задачи: развитие до необходимого уровня психофизиологических функций,  обеспечивающих готовность к обучению: мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

        

Учебный план

блока «Веселые пальчики».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Пальчиковая гимнастика.

20

5

15

3.

Работа в тетрадях.

15

3

12

4.

Работа с пластилином.

15

1

14

5.

«Мы рисуем».

20

1

19

6.

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

72

12

60

К концу года обучения дети должны уметь:

  • выполнять  различные пальчиковые упражнения
  • точно обводить контуры фигур, линии узоров;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять штриховку, закрашивать предмет.

Блок «Подвижные игры»

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивация и потребности в систематической активности. Особенностью раздела является установка на комплексное формирование основ физической культуры, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитания.

Цель: формирование основ физической культуры детей.

Задачи:

- познакомить с техникой ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающих упражнений, упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, мячом, подвижными  играми;

 - учить соблюдать игровые правила, доброжелательно относиться к товарищам по игре;

 - научить  выполнению комплекса утренней гимнастики;

 - способствовать формированию правильной осанки.

Учебный план

блока «Подвижные игры».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Групповые игры.

9

-

9

3.

Игры-эстафеты (командные игры).

9

-

9

4.

Игры на свежем воздухе.

7

-

7

5.

Музыкальные игры.

5

-

5

6.

«Детство - веселая страна»

4

-

4

7.

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

36

-

36

К концу года обучения дети должны:

-  владеть техникой ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, мячом, подвижные игры;

-  соблюдать игровые правила, доброжелательно относиться к товарищам по игре;

-  знать и выполнять комплекс  утренней  гимнастики;

-  правильно выполнять  упражнения для равновесия и правильной осанки.

Блок «Музыка»

Дошкольники способны откликаться на музыку разного характера, проникаясь ее настроением, сопереживая тем чувствам, которые в ней переданы композитором, высказывать свое отношение к тем или иным музыкальным персонажам.

Обучащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам, ритмам и мелодиям; от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ.


Цель: формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся. как одной из составных частей общей культуры личности.

Задачи: 

1.формировать музыкально – информационную культуру обучающихся и основы музыкальных знаний  

- о звуковой природе музыкального искусства;

- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке,  песня, танец, марш, народная, классическая и современная музыка;

- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств  (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.

2. формировать культуру музыкального восприятия, умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано (аудиозаписи);

- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные композитором;

- различать песню, танец, марш;

 - определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.

3. формировать музыкально – исполнительскую культуру первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);

- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей;

4. формировать музыкально – релаксационную культуру, умения и навыки использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт – терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.

Учебный план

блока «Музыка».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

«Волшебное царство звуков»

10

-

10

3.

«Сказочная страна»

11

-

11

4.

«На родных просторах»

4

-

4

5.

«Остров музыкальных сокровищ»

9

1

8

6.

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

36

3

33

К концу года обучения дети должны уметь:

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции педагога, по заданным правилам;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы ;

оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством педагога).

Блок «По дороге к Азбуке».

     Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Задачи работы по развитию речи:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

Учебный план

блока «По дороге к Азбуке».

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

Групповой

Фронтальный

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Речь.

10

2

8

3.

Предложение и слово.

5

1

4

4.

Слог. Звук.

6

2

4

5.

Мир гласных звуков.

10

3

7

6.

Мир согласных звуков.

16

4

12

7.

Закрепление и обобщение изученного.

23

6

17

8.

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

72

20

52

К концу года обучения дети должны знать:

-Понятие «звук», «слог», «слово», «предложение»

-Понятия «гласный» и «согласный» звук.

К концу года дети должны уметь:

- правильно произносить звуки;

-членить простые предложения на слова с указанием их последовательности;

- делить двусложные и трехсложные слова;

- отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы  по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита.

СОДЕРЖАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

         Занятия носят комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. Это является продолжением игровой деятельности ребёнка – ведущей деятельности дошкольника. Педагогу предоставляется возможность объединять содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач воспитания и  обучения, а также варьировать место занятия в педагогическом процессе.

Педагог имеет право изменять количество часов на прохождение отдельных тем занятий в пределах данного блока программы, учитывая индивидуальные особенности обучающихся данной учебной группы.

1. Блок «Математика вокруг нас».

  В разделе «Количество и счет» проводится работа по ознакомлению детей от 1 до10. Дети учатся писать цифры от 1 до 10 (в клетке). Этому предшествует подготовка руки к написанию цифр (дети учатся обводить цифры по точкам, закрашивать их контурные изображения).

  Дети знакомятся с математическими знаками +, -, =, < ,> и учатся их писать

  Дети учатся соотносить число, предмет, цифру. При закреплении знаний о числах от 1 до 10 знакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти  числа.

  Дети учатся решать простые арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения. Проводится работа по ознакомлению детей с порядковыми числительными.

  В разделе «Геометрические фигуры» дети знакомятся с новой геометрической фигурой – трапецией, учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а также символические изображения предметов из геометрических фигур.

  В разделе «Величина» дети учатся делить предметы на четыре части, определять, что часть меньше целого, целое больше части.

  В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомятся с названиями дней недели и месяцев.

В разделе «Ориентировка в пространстве» новой и сложной задачей будет определение места предмета по отношению к другому лицу.

  В разделе «Логические задачи» детям предлагаются сложные задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы.

2. Блок «Юные художники»

В разделы «Волшебница осень», «Зимние мотивы», «Весна - красна»,

«Я художник-фантазер» включены творческие задания, раскрывающие:

- образы природы (небо, земля, деревья, травы и цветы, овощи и фрукты и т.п.);

- образы животного мира (домашних и диких животных, птиц, насекомых и т.п.);

- образы людей (членов семьи, мир фантазий и увлечений человека и т.п.)

с использованием различных художественных материалов (акварель, гуашь, тушь, мелки, пластилин и т.д.)

Основными методами являются:

- наблюдение, как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность воспитанников;

- образные сравнения, при которых у ребенка раскрываются творческие возможности, развивается наблюдательность, фантазия и воображение.

3. Блок «Знакомство с художественной литературой».

   

Программный материал блока подобран так, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры воспитания литературных произведений, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с героями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр- драматизации, а также игровыми действиями, в обучении правильному произношению. Цель занятий состоит в приобщении детей к русской национальной культуре. Формы проведения занятий разнообразны (беседы; наблюдения; игровая деятельность - народные, подвижные игры, элементы игры на народных инструментах; игры на развитие мелкой моторики; театрализация; инсценирование и постановочная деятельность).

4.Блок «Я познаю мир».

Раздел «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире; обогащает их представление о видах транспорта;  знакомит детей с дорожными знаками и их назначением; углубляет представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

 Раздел «Явления общественной жизни» расширяет представления детей о родном крае; воспитывает чувство гордости за свою страну; знакомит с символикой России (флаг, герб, гимн).  

Раздел «Природное окружение» формирует представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в воде и воздухе; знакомит с растениями и животными родного края; формирует представления о неразрывной связи человека с природой; углубляет представления о сезонных изменениях в природе.

Раздел «Охрана здоровья» расширяет представления детей о собственном организме, о различных органах; воспитывает бережное отношение человека к своему здоровью.

5.Блок «Час игры»

  В разделе Вводное занятие. Знакомство с детьми. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Обучение общению.

  В разделе Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения Развитие умения дружить, взаимодействовать друг с другом. Развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в своих силах. Создание атмосферы взаимного доверия. Формирование коммуникативных навыков. Развитие умения чувствовать другого, настраиваться на чужой замысел. Обучение рефлексии, снятие тревожности и неуверенности.

  В разделе Игры и игровые упражнения:

  • "Прошепчи имя",
  • "Найди пару",
  • "Кого не хватает"
  • "Ночной паровоз"
  • "Браво", "Небоскреб",
  • "Отдам тебе то, что есть у меня".

  В разделе Игры для развития интеллектуальных способностей

Развитие речи, словарного запаса. Обучение способности концентрировать внимание. Умение сосредотачиваться на зрительной информации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Развитие воображения и фантазии. Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие пространственных представлений, мыслительных процессов обобщения.

  В разделе игры и игровые упражнения. 

  • "Каскад слов",
  • "Дорисуй фигуры",
  • "Снежинки", "Пантомима",
  • "Найди лишнее слово", "Пуговицы",
  • "Сложи узор", "Мостик"

  В разделе Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков

Ознакомление с цветами. Развитие умения различать цвета. Знакомство с формами предметов, развитие умения заполнять ими пустое пространство. Развитие целостности восприятия, формирование умения составлять из частей целое. Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Формирование умения анализировать предмет, выделять в нём мелкие детали. Осмысление связи между объектами. Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Игры и игровые упражнения.

  • "Пуговички-ниточки",
  • "Цветные бега",
  • "Мозаика",
  • "Что во мне изменилось",
  • "Воробушки по зернышку",
  • "Живая палитра", "Это мое",
  • "О чём я говорю",
  • "Найди свой цвет"

  В разделе Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков

Развитие знаний о своём теле. Развитие общей моторики и координации в пространстве. Тренировка ловкости, гибкости, воспитание организованности и внимательности. Развитие координации движений, двигательных и коммуникативных способностей. Формирование умения осознавать свои ощущения. Развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, умения играть в коллективе.

  В разделе подвижные игры и игровые упражнения: 

  • "Замри" "Кузнечики и бабочки",
  • "Делай как я","Что ты можешь сделать",
  • "Волшебная палочка" , "Слушай музыку"

  В разделе кукольный театр

Знакомство с куклами. Разыгрывание сценок. Разучивание детских стихов. Формирование интереса к театральным играм. Ознакомление со способностями движения кукол. Чтение потешек, попевок, побуждающих к диалогу. Игровые импровизации. Отработка основных эмоций кукольных героев. Развитие творческих способностей. Овладение изобразительными средствами: мимикой, жестами, выразительной речью.

Игры-имитации: 

  • "Покажи, как прыгает зайка",
  • "Покажи, как неслышно ходит кошка"
  • "Покажи, как поет петушок"

6.Блок «Веселые пальчики»

Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

7.Блок «Подвижные игры»

Материал данного блока  направлен на формирование основ физической культуры детей, интересов, мотивации и потребности в систематической активности. Физическое воспитание  рассматривается как комплекс задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитания.

Блок включает комплексы общеразвивающих упражнений, упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, мячом, дыхательные упражнения, гимнастические упражнения – лазанье, элементы легкой атлетики – ходьба, бег, прыжки, а так же различные подвижные игры.

8.Блок «Музыка»

  В разделе Волшебное царство звуков  Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В летнем лесу. В осеннем лесу. Во владеньях Его Величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. 

  В разделе «Сказочная страна»  Сказочные картины: Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство Деда Мороза.

Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются её связи с театром, кино и другими видами искусства. 

  В разделе На родных просторах. Моя Россия. В песне душа народа. В гостях у народных инструментов. Большой хоровод. Здравствуй, масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу. На родных просторах.

Знакомство с народной музыкой страны. 

  В разделе Остров музыкальных сокровищ. Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад: волшебная флейта; старая шарманка;  музыкальная шкатулка; музыкальные картинки.

Воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. 

9.Блок «По дороге к Азбуке».

     Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой  анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе  большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся  понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).

Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.

Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Развитие звуковой  культуры речи и фонематического  слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных и согласных звуков;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями  слов, их использованием в речи.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Этапы реализации программы.

Темы учебного плана

Сроки

Формы организации образовательного процесса

Примечания

Блок «Математика вокруг нас»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Количество и счет

сентябрь-апрель

Геометрические фигуры

октябрь-декабрь

Величина

ноябрь

Ориентировка во времени

декабрь

Ориентировка в пространстве

январь

Логические задачи

октябрь-май

Итоговое занятие

май

Блок «Юные художники»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

«Волшебница осень»

сентябрь ноябрь

«Зимние мотивы»

декабрь-февраль

«Весна – красна»

март-май

«Я художник – фантазер»

октябрь-май

Итоговое занятие

май

Блок «Знакомство с художественной литературой»

                                                 

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Знакомство с произведениями С.Я. Маршака

сентябрь

Фольклор

октябрь-апрель

Произведения поэтов и писателей России.

октябрь-май

Произведения поэтов и писателей разных стран.

ноябрь-апрель

Итоговое занятие

май

Блок «Я познаю мир»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Предметное окружение.

сентябрь-октябрь

Явления общественной жизни.

октябрь- декабрь

Природное окружение. Экологическое воспитание.

ноябрь -февраль

Охрана здоровья.

ноябрь-май

Итоговое занятие.        

май

Блок «Час игры»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения

сентябрь-октябрь

Игры для развития интеллектуальных способностей

октябрь- декабрь

Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков

ноябрь -февраль

Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков

ноябрь-май

Кукольный театр

май

Блок «Веселые пальчики»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Пальчиковая гимнастика.

сентябрь-май

Работа в тетрадях.

сентябрь-май

Работа с пластилином.

октябрь-ноябрь

«Мы рисуем».

ноябрь-май

Итоговое занятие.

май

Блок «Подвижные игры»

Вводное занятие.

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Групповые игры.

сентябрь-ноябрь

Игры-эстафеты (командные игры).

октябрь-декабрь

Игры на свежем воздухе.

март-май

Музыкальные игры.

декабрь-апрель

«Детство - веселая страна»

январь-май

Итоговое занятие.

май

Блок «Музыка»

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

«Волшебное царство звуков»

сентябрь-ноябрь

«Сказочная страна»

октябрь-декабрь

«На родных просторах»

март-май

«Остров музыкальных сокровищ»

декабрь-апрель

Итоговое занятие.

май

Блок «По дороге к Азбуке».

Вводное занятие

сентябрь

Групповой

Фронтальный

Речь.

сентябрь-ноябрь

Предложение и слово.

октябрь-декабрь

Слог. Звук.

март-май

Мир гласных звуков.

декабрь-апрель

Мир согласных звуков.

октябрь-апрель

Закрепление и обобщение изученного.

апрель-май

Итоговое занятие.

май

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной программы и организации качественного воспитательно-образовательного процесса необходимо создать условия и методическое сопровождение.

Педагогу: рабочий кабинет  с мебелью для детей дошкольного возраста(столы; стулья); магнитная доска, шкаф для хранения дидактических материалов и игрушек;

Оборудование:  -магнитофон;   -компьютер.

Методические пособия: магнитная азбука, разрезная азбука, счетный материал и т.д.

Дидактический материал: папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам

-наглядные пособия

-подборка информационной и справочной литературы

-набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

-аудиозаписи детской музыки и т.д.

- треугольники

-разрезные картинки

-книги серии «Развивающие игры»

- развивающие игры

Техническое оснащение занятий

Детям: раздаточный материал (в соответствии с темой занятий), букварь, тетради и т.д. Материалы и инструменты:

- простые и цветные карандаши;

- тетради (клетка, косая линейка);

- линейки;

- краски (гуашь, акварель);

- пластилин;

-цветная и белая бумага;

- кисти №2, №4,5

- настольные игры; и т.д.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в дошкольном возрасте. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим занятиям по программе.

     Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала.

Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).

Мониторинг результативности достижений и развития детей делится на несколько этапов:

  1. Ознакомительный - вводный  (перед началом занятий), включающий опросники для детей и родителей, что позволяет лучше узнать детей, круг их интересов, спланировать работу с детьми.
  2. Промежуточный - опросники для родителей.
  3. Итоговый – в конце учебного года проводится итоговое тестирование к школе.

А) мотивационная сфера;

Б) волевая сфера;

В) умственная готовность;

Г) готовность к обучению, как ведущей деятельности в начальной школе.

Методы и формы  работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

  • повествование;  объяснение;
  • диалог; доказательство;
  • рассказ; рассуждение;
  • беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

- создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации:

1. Методы стимулирования интереса к учению: - игры; -соревнования; -познавательные беседы; -создание ситуации успеха; -эмоционально-нравственных ситуаций; -творческие задания.

2.Методы  стимулирования долга и ответственности: - убеждение;- требование;- поощрение;- порицание;- наказание;- поручение.

Методические приёмы реализации программы:

- создание ситуаций успеха на занятиях  – один из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом сюжеты занятий и цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и несложности процесса обучения;

- метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития, сфер и полей жизнедеятельности в условиях ЦДТ

-  метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру;

- метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает»;

- метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа в социокультурной ситуации создаёт возможность выработки различных способов решения задач, поиска новых художественно-эстетических средств воплощения образа;

- ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает метод использования различных игровых форм в организации культурно-досуговой деятельности детей.

- метод перевода в игровой деятельности на творческий уровень представляет введение в хорошо известную и привычную для дошкольников игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других правил и условий.

        

Формы организации занятий:

- учебное занятии (занятие – сказка; театрализованное занятие; конкурсы; подвижные игры;

-открытое занятие;

-экскурсии;

- праздники

- массовые мероприятия

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях  центра

- работы: индивидуальная;  групповая;  коллективная;  в парах.

Для успешной реализации данной программы необходимо использовать следующие   методические средства:

1. Формирование положительной мотивации к участию в занятиях, мероприятиях (поддержка любых начинаний,  введение  поощрений);

2. Соблюдение четкой, повторяющейся структуры занятий, неизменное расположение предметов,  введение  и соблюдение  правил, ритуалов, временного регламента (с целью дополнительного,  организующего момента при формировании произвольности, привычек);

3. Чередование вербальных и невербальных средств;

4. Усложнение  используемых средств;

5.  Для упражнений использование подробные, четкие инструкции;

6. Использование отдельных упражнений на развитие коммуникативных и познавательных способностей;

7.  Наличие тетрадей, альбомов, набора геометрических фигур, цветных карандашей или фломастеров (для выполнения упражнений);

8. Чередование форм работы (выполнение задания индивидуально, в парах, тройках, группах);

9.  Использование элементов сказкотерапии;

10. Использование ролевых игр.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка  является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни. Старший дошкольник уже имеет основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивацию, коммуникативные умения.

     Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению (желание стать школьником, достаточный уровень волевого развития, умственное развитие, уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности).

        Для обеспечения плавного  и безболезненного перехода ребенка в школу, снятия страхов перед школой  и учителем, знакомства с правилами школьной жизни с детьми 6-6,5 лет необходимо проводить занятия воспитательного и развивающего характера.

    Благодаря занятиям по дополнительной образовательной программе «Почемучки» у ребенка-дошкольника сформируется готовность  к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

         

Список литературы для педагога.

1.Алексеева Л.Н. Музыкальная азбука. — М., 1997.

2. Давыдова Н. «Основы музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.

3. Зеленые страницы, Плешаков А.А., 2012

4. "Игралочка - ступенька к школе. Часть 4. В 2-х книгах. Математика для детей 6-7 лет" Петерсон Людмила Георгиевна, Кочемасова Елена Евгеньевна

5. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке. - М.. 1976

6. Кобалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» – М.:1977;

7.Королёва Е.А.  Музыка в сказках, стихах и картинках. — М., 1994.

8.Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.. 2000.

9. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и

школьного возраста. М., 2003.

10. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,

образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-

творческого. М., 2003.

11.. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

12.Метлов Н.А. «Музыка – детям» -  М., 1985;

13. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». Москва, «Просвещение», 2001.

14. Методические рекомендации «По дороге к азбуке», часть 3 и 4 Т. Р. Кислова

5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

14. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1997;

15. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М.,

2000.

7. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

16. Радынова О.П. Сказка в музыке. — М., 2000.

17.Радынова О. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» -  Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 – 30

18. Рабочая тетрадь, Готовим руку к письму, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2002.

19. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.

логические ударения

20. Учимся писать, 6-7 лет, Рабочая тетрадь, 2005.

21. Чистякова М.И. Психогимнастика.

Список литературы для обучающихся

1. Андрей Плешаков - Зеленая тропинка. Пособие для детей 5 - 7 лет

2.Загадки, стихи для самых маленьких. М.: изд-во «Проф-Пресс», 2000

3. Зеленые страницы, Плешаков А.А., 2012.
4."Игралочка - ступенька к школе. Часть 4. В 2-х книгах. Математика для детей 6-7 лет"
Петерсон Людмила Георгиевна, Кочемасова Елена Евгеньевна
5. По дороге к азбуке (3 и 4 часть) Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева Т.Р.Кислова

6. Рабочая тетрадь, Готовим руку к письму, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2002.

7.Русские народные сказки.

8.Тренируем руку. Штриховка. Рабочая тетрадь. 6-7 лет. Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л,Топоркова И.Г Издательство: Росмэн-Пресс. Серия: Школа Дошколятам Год: 2014

9. Учимся писать, 6-7 лет, Рабочая тетрадь, 2005.

Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью

 30  листов.

И.о. директора МБУДО «ЦДТ»

Кургина Р.Н.  ______________

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность и новизна программы.На этапе дошкольного возраста необхо...