КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка» творческое объединение «Мягкая игрушка»
план-конспект на тему

Светлана Тимофеевна Пасюченко

Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»

Цель: Совершенствование умений шитья,   формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творческих способностей детей в      процессе освоения навыков шитья.

Задачи:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shityo_igolnitsy_shlyapka.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КИРЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО   ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ:

«Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»

творческое объединение «Мягкая игрушка»

Педагог дополнительного образования: Пасюченко С. Т.

г. Киреевск 2018г.

Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»

Цель: Совершенствование умений шитья,   формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творческих способностей детей в      процессе освоения навыков шитья.

Задачи: 

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Год обучения: 1 год обучения

Дата проведения:

Методы обучения: 

  • словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение),
  • наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта),
  • практический (упражнения, показ трудовых приемов),
  • эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).
  • валеологические (физминутки).

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, колонки, презентация «Изготовление сувенира – игольницы «Шляпка», гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп», физкульминутка «Солнца лучик золотой».

Материалы: образцы выполненных работ; ткань (желательно тонкое сукно или стрейч);  ножницы; иглы; нитки; тесьма, ленты, кружево; готовые круги из картона и синтепона  D-10 см., заготовки материала D-16см., 18см.

Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, сувенир, шляпка, тулья.

Терминология: прометать, приметать, пришить.

Место проведения: Просторный, хорошо освещенный  учебный класс дополнительного  учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

I.  Организационный момент: 

Проверка готовности к занятию

Постановка цели урока и объяснение задач.

II. Теоретическая часть: 

Актуализация знаний обучающихся:

Информация об истории иглы.

Загадывание загадок.

Техника безопасности.

Объяснение нового материала.

Гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп»  

III. Практическая часть:

Работа обучающихся.

Физкультминутка «Солнца лучик золотой»

Работа обучающихся.

IV. Заключительная часть:

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Вывод.

Уборка рабочего места.

Ход занятия:

I. Организационный момент: 

Приветствие учащихся, проверка явки в форме игры считалки:

Всё могу я сосчитать: и салазки на горе,

И коляски во дворе, и девчонок и мальчишек,

Их сестрёнок и братишек, и прилавки в гастрономе,

И окошки в нашем доме! Раз, два, три, четыре, пять и т. д. (кол-во детей)

Сообщение темы и постановка перед детьми целей занятий.  

II. Теоретическая часть:

Педагог:  Слайд 3. Давным-давно в Азии в 18 веке до нашей эры был изготовлен этот предмет.  Угадайте что это:

Очень нужная сестричка — толще нитки, тоньше спички.
И у тоненькой сестрички клювик острый, как у птички.
Есть и ушко, но оно не для слуха ей дана.              (Иголка)

– Правильно, ребята это иголка.

Педагог:

Из истории иглы. Слайд 4.

Если бы существовало «первобытное» патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце», все последующие изобретатели за тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка, - вот и все «изобретение». Этой же костью, только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы ей стали искать замену - очень уж она была хрупка. В дело пошли терновые шипы, но ими в основном пользовался бедный люд, более зажиточные сшивали одежду серебряными и золотыми иглами.  Затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные иглы в Европе появились в XIV веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид. В Россию стальная игла была завезена в ХVII веке из Германии. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. 
С помощью этого нехитрого устройства выходили умопомрачительные наряды для модниц всех времен и народов, тончайшие вышивки-картины, шитые жемчугами и бисером оклады икон, повседневная одежда, детские игрушки ...

Педагог: А какие иглы бывают?

Ответы детей:

– Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной формы. Они еще бывают машинные, хирургические, ручные.

– В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 для изготовления изделий из плательных тканей.

– А еще иглы нечетных номеров длиннее, чем иглы четных номеров.

Педагог: Молодцы! Как много интересного вы рассказали.

– А,  скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с иголкой?  

    (Осторожно, не оставлять, где попало).

– Правильно!

Слайд 5: Давайте вспомним с вами технику безопасности.

  • Труд – дело важное. Порой небезопасное.
    Правила должны мы знать, их четко нужно выполнять.
  • С ножницами не играй, высоко не поднимай.
    И, держа за острый край, подружке их передавай.
    Лишь окончена работа -  ножницам нужна забота:
    Не забудь ты их закрыть  и  на место положить.
  • Ты с иголкой не шути, и  в руках не тереби,
    А, уж взяв ее за ушко, уколи ее в подушку.

Слайд 6: Педагог: Послушайте ещё одну загадку:

В нашем доме знают точно, что хранится в ней так прочно:

То, что в стоге не найдёшь, ты всегда в неё воткнёшь.

Можно брать её с собой – выручит в беде любой.

Это милая вещица в каждом доме пригодится.

С нею дело спорится! Зовут её …  (игольница)

2. История игольниц, виды игольниц.

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

Слайд 7. А что представляет из себя игольница, как вы думаете?

Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери.

Слайд 8. Игольница – самая первая  и ценная вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром.

Слайд 9. История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди.

Слайд 10. Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных  материалов и разной основы – деревянной  и слоновой кости.

Слайд 11. А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди. А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Слайд 12. Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело.

Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.

Слайд 13. Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница.

Слайд 14. И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – её «дом» должен быть удобным и комфортным.

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки.

Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Слайд 15. Игольницы могут быть простой формы:

  • Квадрат
  • Круг 
  • Сердечко 

Слайд 16. Или сложной формы: 

  • Игольница - сумочка 
  • Игольница – кактус

Слайд 17.

  • Игольница - цветок 
  • Игольница на руку, на палец 

Слайд 18.

  • Игольница – шкатулка
  • Игольница - туфелька 

Слайд 19.

  • Игольница - корзиночка 
  • Игольница – игрушка

Слайд 20.

  • Вкусная игольница 

Слайд 21.

  • Игольница – в форме животных, человека, домовых.

Слайд 22.

Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками.

Слайд 23.

Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой.

3. Постановка учебной проблемы

Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:

Слайд 24.

Если хочешь модной быть, успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток должен подходить под...                 (шляпку)

Слайд 25.

  • Что означает слово «шляпа»?
    (
    Шляпа – это головной убор)
  • Какую функцию выполняет этот головной убор? 
    (
    Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни).

Слайд 26.

О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп».

Слайд 27.

Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает.
Слайд 28.

Для тепла вот эта шляпа.
В холод носит ее папа.

      Эта важная из меха –
     Для достижения успеха.
Слайд 29.

А это вот не важная, лёгкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь
.
Слайд 30.

Вот – нарядная мамина шляпка.
А это смешная дедулина шапка.
Слайд 31.

Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче
.
Слайд 32.

Это бабулина, очень симпатичная.
А вот и Викулина шляпка – девичья.

Слайд 33.

4. Проблемный вопрос:

  • Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
  • Сформулируйте тему урока

Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки»

Слайд 34.

Образцы игольниц-шляп. Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.

Слайд 35. Повторить и закрепить ручные швы.

Гимнастика для глаз «Осенний калейдоскоп».

III. Практическая работа

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно, выполнять игольницу и закрепить изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса.

     Думаю, нам можно приступить к практической работе.  Сейчас мы разберём и посмотрим последовательность работы на слайдах как это должно выполняться.

Слайд 36. Инструменты и материалы при выполнении игольницы.

Слайд 37. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки

Шаг 1

Мы подготовили  поля шляпки из картона и синтепона  D-10 см., круги из ткани D-16 см., 18 см.

Слайд 38. Шаг 2

Прометать круг  из ткани D-18 см.  двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку».

Шаг 3

Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани D-18 см., затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу.

Слайд 39. Шаг 4

Прометать круг  из ткани D-16 см.  двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку».

Шаг 5

Набить круг синтепоном, но не очень плотно, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки.

Слайд 40.  Шаг 6

Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья. Что такое тулья, как вы думаете. Основная, верхняя бесполая  часть шляпы, шапки или фуражки (без полей, околыша, козырька и т. п.).

Слайд 41. Шаг 7

Соединить обе заготовки между собой потайными стежками.

Шаг 8

Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент.

Шаг 9

Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов.

5. Физкультминутка «Солнца лучик золотой»

6. В ходе выполнения воспитанниками практического занятия педагог:

  • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
  • Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.
  • Контролирует ход работы детей.

IV. Заключительная часть: подведение итогов.

Педагог:

Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать:

  1. Что нового вы узнали?
  2. Что сегодня в работе для Вас было трудным?
  3. Где вы будете использовать ваши игольницы?

 (Ответы ребят)

V. Рефлексия

Теперь вы должны оценить свою работу.

«Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

  • красная – весело, интересно, занимательно;
  • коричневая – трудно, волнительно;
  • белая – безразличие, скука, усталость.

Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

Педагог:

   Вот и закончился урок,

        Все убрать нам нужно в срок,

        Мусор быстро уберём

        Всё в шкатулку соберём!

Я благодарю всех за плодотворную работу и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным.

Я прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.

VI. Используемая литература и интернет ресурсы:

  • Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика»- М.: Школа-Пресс, 1993. (Б-ка журнала «Школа и производство»)
  • Богданов В.В., Попова С.Н. « Истории обыкновенных вещей»- М.: Педагогика-Пресс, 1992
  • htt://nsportal.ru
  • htt://nevozmoznogo.net
  • http://neposed.net
  • http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».

Цель:  Закрепление полученных  умений и навыков по оформлению мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить знания по оформлению мягкой игрушки,     закрепить тех...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»

Тема:  «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных  навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. ЗНАКОМСТВО С ПТИЦАМИ».

Тема:  «Путешествие в сказочный лес. Знакомство  с видами  птиц». Цель:    Закрепление полученных знаний и умений  по раскрою игрушки, знакомство с ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик» творческое объединение «Мягкая игрушка»

Тема: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик».Цель: познакомить с ролью  игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку - снеговик.Задачи: Образовател...