Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи"
рабочая программа по теме

Зенкова Наталья Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи" относится к естественнонаучной направленности с элементами экспериментальной деятельности и составлена в соответствии с нормативными документами, является модифицированной.  Программа адресована детям 5-7 лет. Программа разработана на 1 год обучения, которая включает в себя 144 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_-_issledovateli_2018.docx259.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Крапивинский дом детского творчества

4

РАССМОТРЕНА                        ПРИНЯТА                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                на заседании педагогического                Директор МБУДО

методического совета                        совета                                        Крапивинский ДДТ

Протокол №  1                                Протокол №  1                                _________________

                                                                                А.Ю.Мизюркин

от  28.08.2018г.                         от  05.09.2018г.                        Приказ №  123

                                                                                от  10.09.2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПОЧЕМУЧКИ»

«Мы-исследователи»

Возраст учащихся:  5 – 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

Зенкова Наталья Николаевна

педагог дополнительного образования

пгт. Крапивинский

2018

Содержание

Раздел №1.

Комплекс основных характеристик программы………………………………..3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………..11

1.3. Содержание программы…………………………………………………….12

1.3.1. Учебно – тематический план обучения……………………………...13

1.3.2. Содержание учебно – тематического план………………………….17

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..29

Раздел №2.

Комплекс организационно – педагогических условий………………………..33

2.1. Календарный учебный график обучения………………………………….33

2.2. Условия реализации программы…………………………………………...34

2.3. Формы аттестации/контроля……………………………………………….35

2.4. Оценочные материалы……………………………………………………...37

2.5. Методические материалы…………………………………………………..38

2.6. Список литературы………………………………………………………….40

РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – исследователи» относится к естественнонаучной направленности с элементами экспериментальной деятельности и составлена в соответствии с нормативными документами.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 о направлении информации Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром через экспериментирование.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы познавательное развитие детей изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Понимая значение экспериментирования в развитии ребенка разработана программа «Мы - исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников

В процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка, педагог может быть «научным консультантом». Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Исследовательская деятельность является способом развития познавательных интересов дошкольников, это одна из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить им то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы ребят.

Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы – изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково – исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – исследователи» - модифицированная, составлена в 2018 году. Занятия по программе проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с постоянным составом.

Программа скорректирована с учетом регионального компонента и адаптирована к  условиям в данном учреждении.

Отличительная особенность программы от аналогичных программ детских садов заключается в том, что она предусматривает не только получение знаний детьми, но и улучшение знаний приобретенных ими в данных образовательных учреждениях. Детский сад дает теоретические знания, данная программа их дополняет, через проведение практических занятий. Задачи общие, но пути решения разные.

Адресат программы

Программа адресована детям 5 – 7 лет.

Число учащихся в объединении 12 человек.

Комплектация объединения осуществляется по принципу открытости и добровольности без предварительного отбора по способностям и уровню подготовки. Набор в группы свободный. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.

Объем и срок освоения программы

Программа разработана на 1 год обучения для дошкольного возраста, которая включает в себя 144 часа.

Режим, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно – исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те самые собой разумеющиеся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастных особенностей учащихся, то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Детское экспериментирование свободно от обязательности, как и при игре, продолжительность опыта не регламентируется, дети могут варьировать условия опыта по своему усмотрению, работают, общаясь друг с другом.

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Обучение по программе проводится в форме занятий, сочетающих теоретическую и практическую части. Это:

  • беседы;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • экскурсии и прогулки;
  • экологические лаборатории;
  • экологические сказки;
  • экологические праздники, викторины, конкурсы;
  • занятия с элементами экспериментирования;
  • игры – путешествия;
  • природоохранные акции;
  • моделирование (создание моделей);
  • проекты;
  • дидактические игры;
  • проблемные ситуации;
  • открытые занятия.

Занятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» могут проводиться одновременно со всеми учащимися, группами и индивидуально.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий

Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов и на практике они могут быть реализованы в комплексе:

  • Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, работа с книгой, метод примера, сравнение, опрос);
  • Наглядный метод (показ, демонстрация объектов, иллюстраций и экранных пособий, использование схем, макетов, наблюдение);
  • Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, изготовление поделок, выполнение рисунков, проведение опытов);
  • Игровой метод (дидактические и развивающие игры, игры – путешествия, викторины);
  • Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).

Формы и методы занятий направлены на то, чтобы организовать атмосферу интересной деятельности путем создания ситуаций, вызывающих особо яркие впечатления у детей, создать положительный настрой на занятиях, повысить интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.

На каждом занятии широко используется игровой метод обучения (ролевые, дидактические, познавательные, развивающие игры, игры – путешествия, игры – соревнования, викторины, конкурсы, игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, подвижные).

Игра, как никакая другая форма обучения, позволяет детям этого возраста пройти основные этапы усвоения материала – восприятие, осмысление, запоминание. В игровой форме быстрее происходит развитие воображения, логического и творческого мышления, внимания, памяти.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип связи теории с практикой, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип научности, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, принцип сознательности и творческой активности учащихся, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности, принцип результативности, принцип актуальности.

Методы воспитания (стимулирования и мотивации)

- эмоциональные (поощрение и порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью);

- познавательные (опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций);

- волевые (предъявление учебных и организационных требований, информирование о результатах обучения, самооценка, прогнозирование будущей деятельности);

- социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересовать в результатах коллективной работы, устойчивый интерес к данному виду деятельности).

В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке выставок, конкурсов, в проведении экскурсий, поездок, походов.

Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях. В программе предусмотрены экскурсии и совместно с родителями. Кроме этого родители посещают родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально – значимых акциях и др.

Основные применяемые технологии в процессе реализации программы:

  • Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально – ритмические паузы, специальные упражнения для рук и глаз.

  • Технологии развивающего обучения предполагают максимальное

развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для учащихся создается спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной оценки.

  • Технологии проблемного обучения

Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

  • Игровые технологии обладают средствами, активизирующими

деятельность детей. В дошкольном возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Часто вводятся в игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

  • Новые информационно - коммуникационные технологии в

настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер представляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.

  • Технология проектного обучения применяется с целью

самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности, позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, и, как следствие – желанию учиться.

Алгоритм учебного занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.

Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной деятельности детей.

2 этап. Основной.

Задачи этапа: обеспечение восприятия учащимися нового материала, формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение учащимися нового материала и первоначальное развитие практических умений.

3 этап. Итоговый.

Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения  учащимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего занятия.

Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей; информация о литературе, которую нужно использовать к следующему занятию.

Результат деятельности на 3 этапе: подготовка учащихся к самооценке собственной деятельности; определение перспектив развития творческой деятельности детей в данной образовательной области.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы – формирование основ целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи программы

Личностные (воспитательные):

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • стимулировать желание детей экспериментировать;
  • формировать коммуникативные навыки.

Метапредметные (развивающие):

  • развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
  • развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Предметные (обучающие):

  • расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Реализация данной программы предусматривает комплексное развитие детей:

  • речевое развитие – использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
  • физическое развитие – использование подвижных игр, физкультминуток;
  • социально – коммуникативное развитие – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности;
  • познавательное развитие – рассмотрение ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении и применении в деятельности;
  • художественно – эстетическое развитие – сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.

  1. Содержание программы

Содержание программы представлено учебно – тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.

  1. Учебный план

Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе

«Мы - исследователи»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации /

контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

Беседа с элементами экскурсии. Знакомство в группе. Правила ТБ, ПБ, ГО и ЧС, ПДД. Вводный инструктаж.

2

1

1

Беседа

Опрос

Раздел №1 «Наш мир» - 18 часов

Тема 1.1. Окружающий мир

2

1

1

Игра – путешествие

«Мой мир»

Тема 1.2. История освоения космоса

2

1

1

Игра – путешествие

«Легенды звездного неба»

Тема 1.3. Солнечная система

4

1

3

Опрос

Тема 1.4. Живая природа

2

0,5

1,5

Викторина

«В царстве живой природы»

Тема 1.5. Неживая природа

2

0,5

1,5

Игра – эксперимент с объектами неживой природы

Тема 1.6. Времена года

2

0,5

1,5

Наблюдение

Тема 1.7. Явления природы

2

0,5

1,5

Наблюдение

Тема 1.8. Сутки и дни недели

2

0,5

1,5

Беседа с элементами опроса для закрепления изученного

Раздел №2 «Удивительный мир животных» - 28 часов

10.

Тема 2.1. Мир животных

2

1

1

Рисунок – тест «Сказочное животное»

11.

Тема 2.2. Рыбы

2

0,5

1,5

Наблюдение за рыбками в аквариуме

12.

Тема 2.3. Древние животные

4

1

3

Игра – путешествие «Древнейшие животные»

13.

Тема 2.4. Пресмыкающиеся

2

0,5

1,5

Конкурс поделок «Черепаха из грецких орехов»

14.

Тема 2.5. Птицы

2

1

1

Игровые ситуации

15.

Тема 2.6. Млекопитающие или звери

4

1

3

Викторина

«Что, Где, Когда», ребус

16.

Тема 2.7. Земноводные

2

0,5

1,5

Игровые ситуации

17.

Тема 2.8. Дикие животные

2

1

1

Игра – путешествие в мир диких животных

18.

Тема 2.9. Грызуны

2

1

1

Беседа с элементами опроса для закрепления изученного

19.

Тема 2.10. Хищные животные

2

1

1

Викторина

«В мире животных»

20.

Тема 2.11. Домашние и прирученные животные

4

1

3

Викторина

«Мы в ответе за тех, кого мы приучили»

Раздел №3 «Удивительный мир растений» - 14 часов

21.

Тема 3.1. Мир растений и грибов

2

1

1

Игра – путешествие «Живая планета»

22.

Тема 3.2. Деревья и кустарники

2

0,5

1,5

Экологическая игра

«Деревья и кустарники»

23.

Тема 3.3. Цветы

4

1

3

Наблюдение

24.

Тема 3.4. Овощи, фрукты, ягоды

2

0,5

1,5

Викторина

«Полезные витамины»

25.

Тема 3.5. Грибы

4

1

3

Экологическая сказка

«Замечательный зонтик»,

мини - выставка

Раздел №4 «В мире вещей» - 8 часов

26.

Тема 4.1. Продукты. 

2

0,5

1,5

Игра

«Поле Чудес»

27.

Тема 4.2. Одежда и обувь, головные уборы, аксессуары. 

2

0,5

1,5

Конкурс моделирования

28.

Тема 4.3. Игрушки и учебные вещи.

2

0,5

1,5

Игра

«Тайны школьного портфеля»

29.

Тема 4.4. Спорт  и спортивные вещи.

2

0,5

1,5

Дидактическая игра «Виды спорта»

Раздел №5 «Песочная страна» - 8 часов

30.

Тема 5.1. Песок и глина

2

0,5

1,5

Проблемная ситуация

«Как получить чистый песок»

31.

Тема 5.2. Цветной песок

2

0,5

1,5

Эксперимент

Проблемная ситуация

«Как помочь Маше?»

32.

Тема 5.3. Для чего человеку песок и глина

2

0,5

1,5

Мини – выставка

33.

Тема 5.4. Тайна хрустальной туфельки

2

0,5

1,5

Исследование

Раздел №6 «Каменная сказка» - 8 часов

34.

Тема 6.1. Какими бывают камни

2

1

1

Исследование

35.

Тема 6.2. Что такое горы

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

36.

Тема 6.3. Дымящие горы

2

0,5

1,5

Наблюдение

37.

Тема 6.4. Как человек использует камни

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

Раздел №7 «В царстве воды» - 14 часов

38.

Тема 7.1. Волшебница – вода  

2

0,5

1,5

Природоохранная акция

«Чистая вода»

Самоанализ выполненной работы

39.

Тема 7.2. Игры с водой

2

0,5

1,5

Опрос

40.

Тема 7.3. Впитывание воды

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

41.

Тема 7.4. Замерзшая вода

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

42.

Тема 7.5. Вода растворитель

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

43.

Тема 7.6. Испарение воды

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

44.

Тема 7.7. Неутомимая путешественница

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

Раздел №8 «Где найти воздух» - 6 часов

45.

Тема 8.1. Воздух – первое знакомство: вдох - выдох

2

0,5

1,5

Наблюдение

Самоанализ

46.

Тема 8.2. Воздух есть везде

2

0,5

1,5

Опрос

47.

Тема 8.3. Свойства воздуха

2

0,5

1,5

Опрос

Раздел №9 «Волшебный магнит» - 8 часов

48.

Тема 9.1. Магниты

2

0,5

1,5

Опрос

49.

Тема 9.2. Сила притяжения

2

0,5

1,5

Беседа – опрос

50.

Тема 9.3. Фокусы с магнитами

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

51.

Тема 9.4. Игры с магнитами

2

0,5

1,5

Исследование

Раздел №10 «Свет и зеркало» - 10 часов

52.

Тема 10.1. Свет повсюду

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

53.

Тема 10.2. Свет и тень

2

0,5

1,5

Игра с карточками «Свет бывает разный»

54.

Тема 10.3. Солнечные зайчики

2

0,5

1,5

Наблюдение

Экологическая лаборатория

55.

Тема 10.4. Радуга в небе

2

0,5

1,5

Исследование

56.

Тема 10.5. Что такое зеркало?

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

Раздел №11 «В мире электричества» - 6 часов

57.

Тема 11.1. Что такое молния?

2

0,5

1,5

Проблемная ситуация

58.

Тема 11.2. Фонарики

2

0,5

1,5

Наблюдение

Исследование

59.

Тема 11.3. Электрический театр

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

Раздел №12 «Секреты предметного мира» - 8 часов

60.

Тема 12.1. Волшебные стеклышки

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

61.

Тема 12.2. Как поможет лупа?

2

0,5

1,5

Проблемная ситуация

«Как его увидеть?»

62.

Тема 12.3. Секретные записки

2

0,5

1,5

Самоанализ выполненной работы

63.

Тема 12.4. Волшебная бумага

2

0,5

1,5

Проблемная бумага «Такая разная бумага»

Раздел №13 «Итоговые занятия» - 6 часов

64.

Тема 13.1. Экологический поход

2

2

Защита проектов «Тропинка в природу»

Презентация мини – исследований и наблюдений

Индивидуальный тест

65.

Тема 13.2 Мониторинг

2

2

Тестирование

Диагностика уровня экологических умений, знаний и навыков учащегося

66.

Тема 13.3. Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Выставка лучших работ учащихся

Анкетирование

ИТОГО

144

40

104

  1. Содержание учебно – тематического плана

Вводное занятие

Теория: Знакомство и комплектование группы. Ознакомление с содержанием программы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности (во время занятий, экскурсии, массовых мероприятий, инструкция по действиям при угрозах террористического характера). Беседа о правилах дорожного движения, о пожарной безопасности.

Практика: Игра «Давай знакомиться», игра «Дорожное колесо».

Форма контроля: Беседа, опрос.

Раздел №1 «Наш мир»

Тема 1.1. Окружающий мир

Теория: Понятие окружающий мир. Объекты окружающего мира. Понятие Родина. Наша Родина – Россия. Родной поселок, регион. Я и моя семья. Особенности труда людей разных профессий. Общее представление об инструментах. Материалы для изготовления различных предметов.

Практика: Составление схемы родословного древа.

Форма контроля: Игра – путешествие «Мой мир».

Тема 1.2. История освоения космоса

Теория: Знакомство детей с историей освоения космоса. Представление детей о космической технике (искусственные спутники, орбитальные космические станции, скафандры, космический корабль). Знакомство с известными космонавтами.

Практика: Эксперимент «Ракета из воздушного шарика».

Форма контроля: Игра – путешествие «Легенды звездного неба».

Тема 1.3. Солнечная система

Теория: Общее представление о Солнечной системе, ее составе и разнообразии планет.

Практика: Создание макета Солнечной системы.

Форма контроля: Опрос.

Тема 1.4. Живая природа

Теория: Живая природа и ее разнообразие. Признаки живой природы. Значение объектов живой природы в жизни человека, в природе. Значение охраны живой природы.

Практика: Дидактическая игра «Признаки живой природы».

Форма контроля: Викторина «В царстве живой природы».

Тема 1.5. Неживая природа

Теория: Неживая природа и ее составляющие (вода, песок, камни, глина). Признаки неживой природы. Отличие от живой природы. Значение объектов неживой природы в жизни человека, в живой природе. Зависимость условий жизни от объектов неживой и живой природы.

Практика: Дидактическая игра «Живое, неживое».

Форма контроля: Игра – эксперимент с объектами неживой природы.

Тема 1.6. Времена года

Теория: Времена года, их характерные особенности. Погодные изменения в природе в различные времена года. Знакомство с приметами, пословицами и песнями о временах года. 

Практика: Экскурсия «Осенняя пора».

Форма контроля: Наблюдение.

Тема 1.7. Явления природы

Теория: Знакомство с явлениями природы (половодье, дождь, град, радуга, гроза, листопад, перелетные птицы и т.д.). Понимание и оценивание природных явлений, их влияние на погоду.

Практика: Эксперимент «Торнадо в бутылке».

Форма контроля: Наблюдение.

Тема 1.8. Сутки и дни недели

Теория: Общее представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь). Ознакомление с днями недели.

Практика: Игра «Здравствуй Солнце золотое!».

Форма контроля: Беседа с элементами опроса для закрепления изученного.

Раздел №2 «Удивительный мир животных»

Тема 2.1. Мир животных

Теория: Животные, их разнообразие. Значение в природе, в жизни человека. Животные в сказках.

Практика: Игра – викторина о животных персонажах мультфильмов, сказок.

Форма контроля: Рисунок – тест «Сказочное животное».

Тема 2.2. Рыбы

Теория: Рыбы и их разнообразие (карп, щука, окунь и т.д.). Отличительные признаки. Особенности жизнедеятельности. Особенности внешнего вида. Значение в природе, в жизни человека.

Практика: Эксперимент «Живая рыбка».

Форма контроля: Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Тема 2.3. Древние животные

Теория: Знакомство с доисторическими животными, обитавшими на разных континентах тысячи и миллионы лет назад. Разнообразие динозавров.

Практика: Игра «Что внутри яйца», изготовление макета «Динозавры».

Форма контроля: Игра – путешествие «Древнейшие животные».

Тема 2.4. Пресмыкающиеся

Теория: Черепахи и их особенности. Разнообразие видов. Змеи и их особенности. Ядовитая змея нашего края – гадюка. Меры безопасности.

Практика: Поделка «Черепаха из грецких орехов».

Форма контроля: Конкурс поделок.

Тема 2.5. Птицы

Теория: Птицы, разнообразие видов. Отличительные признаки (наличие клюва, перьев, крыльев и т.д.). Птицы нашего края (ворона, лебедь, синица, воробей и т.д.). Значение в природе, в жизни человека.

Практика: Эксперимент «Поилка для птиц».

Форма контроля: Игровые ситуации.

Тема 2.6. Млекопитающие или звери

Теория: Млекопитающие или звери, разнообразие видов. Отличительные признаки. Значение в природе, в жизни человека.

Практика: Дидактическая игра «Чьи детки», аппликация «Кошка из ваты».

Форма контроля: Викторина «Что? Где? Когда?», ребус.

Тема 2.7. Земноводные

Теория: Знакомство с земноводными животными. Общее представление о внешнем виде и особенностях жизни земноводных (лягушка, тритон).

Практика: Оригами «Лягушонок».

Форма контроля: Игровые ситуации.

Тема 2.8. Дикие животные

Теория: Дикие животные, разнообразие видов. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе, жизни человека. Детеныши.

Практика: рисунок с использованием трафаретов «Дикие животные леса».

Форма контроля: Игра – путешествие в мир диких животных.

Тема 2.9. Грызуны

Теория: Грызуны, разнообразие видов и их значение. Отличительные особенности. Крысы, мыши, хомячки – приносимый вред и польза.

Практика: Экологическая игра «Значение грызунов».

Форма контроля: Беседа с элементами опроса для закрепления изученного.

Тема 2.10. Хищные животные

Теория: Хищные животные, разнообразие видов. Особенности жизнедеятельности. Питание. Значение хищных животных в природе и в жизни человека.

Практика: Экологическая игра «Зоопарк».

Форма контроля: Викторина «В мире животных».

Тема 2.11. Домашние и прирученные животные

Теория: Домашние животные, разнообразие видов. Правила ухода и содержания домашних животных. Значение в жизни человека. Внешний вид. Прирученные животные, содержащиеся в домашних условиях.

Практика: Игра «Ферма», дидактическая игра «Домашние животные».

Форма контроля: Викторина «Мы в ответе за тех, кого мы приучили».

Раздел №3 «Удивительный мир растений»

Тема 3.1. Мир растений и грибов

Теория: Мир растений и грибов, разнообразие видов. Цветущие растения. Представление о растении как живом организме.

Практика: Оригами «Цветок», прослушивание записи «Голоса леса».

Форма контроля: Игра – путешествие «Живая планета».

Тема 3.2. Деревья и кустарники

Теория: Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие дерева. Чем деревья отличаются от кустарников. Разнообразие видов.

Практика: Опыт «Ветка березки в воде».

Форма контроля: Экологическая игра «Деревья и кустарники».

Тема 3.3. Цветы

Теория: Органы цветкового растения. Значение корневой системы. Функции корня. Способы размножений.

Практика: Эксперимент «Раскрасить цветок», опыт «Где семена быстро взойдут» (на солнце, в темном месте или вдали от солнечных лучей).

Форма контроля: Наблюдение.

Тема 3.4. Овощи, фрукты, ягоды

Теория: Овощи, разнообразие видов. Вершки и корешки. Где растут овощи. Фрукты, разнообразие видов. Цитрусовые. Где растут фрукты. Ягоды, разнообразие видов. Культурные. Дикорастущие.

Практика: Опыт «Музыкальный горох».

Форма контроля: Викторина «Полезные витамины».

Тема 3.5. Грибы

Теория: Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов.

Практика: Гриб из соленого теста.

Форма контроля: Экологическая сказка «Замечательный зонтик», мини – выставка.

Раздел №4 «В мире вещей»

Тема 4.1. Продукты

Теория: Формирование представления детей о полезных продуктах, о необходимости соблюдать санитарно – гигиенические правила при употреблении пищи.

Практика: Эксперимент «Колумбово яйцо».

Форма контроля: Игра «Поле Чудес».

Тема 4.2. Одежда и обувь, головные уборы аксессуары

Теория: Знакомство детей с видами одежды, деталями одежды, обуви, головных уборов. Общее представление детей об одежде, обуви. Связь одежды со временами года.

Практика: Игра «Модельер».

Форма контроля: Конкурс моделирования.

Тема 4.3. Игрушки и учебные вещи

Теория: Знакомство детей с понятием «Игрушка». Формирование знаний о свойствах, качестве, функциональном назначении игрушек и бережное отношение к ним. Представление детей о школе, о профессии учителя, о названиях и назначениях школьных принадлежностей.

Практика: Кукольный театр своими руками.

Форма контроля: Игра «Тайны школьного портфеля».

Тема 4.4. Спорт и спортивные вещи

Теория: Общее представление о спортивных атрибутах. Рассказать о назначении  спорта в нашей жизни. Формирование основ здорового образа жизни.

Практика: Загадки о спорте.

Форма контроля: Дидактическая игра «Виды спорта.

Раздел №5 «Песочная страна»

Тема 5.1. Песок и глина

Теория: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами. Показать, чем они похожи и чем отличаются.

Практика: Строительство песочного замка.

Форма контроля: Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?».

Тема 5.2. Цветной песок

Теория: Знакомство с различными видами песка (речной, пустынный, морской). Показать способ изготовления цветного песка.

Практика: Создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала.

Форма контроля: Эксперимент. Проблемная ситуация «Как помочь Маше?».

Тема 5.3. Для чего человеку песок и глина

Теория: Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Практика: Лепка тарелки из глины.

Форма контроля: Мини – выставка.

Тема 5.4. Тайна хрустальной туфельки

Теория: Знакомство с сырьем (зола, пищевая сода, кварцевый песок) из которого получают стекло. Представление о видах стекла, его качествах. Использование  в быту, технике, изготовлений украшений.

Практика: Просмотр презентации «Мир стекла». Прослушивание игры на бокалах.

Форма контроля:  Исследование.

Раздел №6 «Каменная сказка»

Тема 6.1. Какими бывают камни

Теория: Знакомство с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Практика: Опыт «Рассмотрим камень через лупу».

Форма контроля: Исследование.

Тема 6.2. Что такое горы

Теория: Знакомство детей с существованием особых ландшафтов – гор, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы.

Практика: Создание модели гор из различных камней.

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Тема 6.3. Дымящие горы

Теория: Расширить представления детей о горах, дать первое представление о вулканах.

Практика: Опыт «Вулкан».

Форма контроля: Наблюдение.

Тема 6.4. Как человек использует камни

Теория: Знакомство с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен. Какую роль в жизни человека играют камни.

Практика: Строительство дома из различных материалов (соломка, ветки, камни).

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Раздел №7 «В царстве Воды»

Тема 7.1. Волшебница – вода

Теория: Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Формирование представлений о трех состояниях воды.

Практика: Видеофильм «Живая вода», Эксперимент «Сухой из воды».

Форма контроля: Природоохранная акция «Чистая вода». Самоанализ выполненной работы.

Тема 7.2. Игры с водой

Теория: Вода принимает форму сосуда. Дать представление о плавучести предметов.

Практика: Эксперимент «Плавает – тонет».

Форма контроля: Опрос.

Тема 7.3. Впитывание воды

Теория: Рассказ – беседа о том, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показ, как пьют растения.

Практика: Полив растений, Фильтрование воды.

Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.

Тема 7.4. Замерзшая вода

Теория: Различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Свойства льда. Дать представление об айсбергах.

Практика: Эксперимент «Тающий лед».

Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.

Тема 7.5. Вода растворитель

Теория: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости и что при этом происходит с водой.

Практика: Работа в дневниках наблюдения.

Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.

Тема 7.6. Испарение воды

Теория: Общее представление о том, что все жидкости испаряются по – разному. В состав их входит вода. Понятие о том, что вода испаряется и превращается в пар.

Практика: Эксперимент «Удивительное вещество – вода».

Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.

Тема 7.7. Неутомимая путешественница

Теория: Знакомство с круговоротом воды в природе.

Практика: Эксперимент «Круговорот воды».

Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.

Раздел №8 «Где найти воздух»

Тема 8.1. Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Теория: Представление о том, что человек не может жить без воздуха. Знакомство детей с историей изобретения воздушного шара.

Практика: Эксперимент «Вдох – выдох».

Форма контроля: Наблюдение. Самоанализ.

Тема 8.2. Воздух есть везде

Теория: Беседа. Воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.).

Практика: Опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.

Форма контроля: Опрос.

Тема 8.3. Свойства воздуха

Теория: Знакомство со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Практика: Опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.

Форма контроля: Опрос.

Раздел №9 «Волшебный магнит»

Тема 9.1. Магниты

Теория: Знакомство с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его способностями.

Практика: Изготовление компаса.

Форма контроля: Опрос.

Тема 9.2. Сила притяжения

Теория: Знакомство с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Практика: Демонстрация опытов притяжения предметов магнитом.

Форма контроля: Беседа – опрос.

Тема 9.3. Фокусы с магнитами

Теория: Представление  о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. Предметы, взаимодействующие с магнитом.

Практика: Эксперимент «Почему скрепка движется?». Самостоятельные опыты с магнитом.

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Тема 9.4. Игры с магнитом

Теория: Расширения и уточнения представлений о свойствах  магнита.

Практика: Игры с магнитом «Рыбалка», «Бабочка».

Форма контроля: Исследование.

Раздел №10 «Свет и зеркало»

Тема 10.1. Свет повсюду

Теория: Значение света. Объяснение, что источники могут быть искусственными – изготовленными людьми (лампа, фонарик, свеча) и природными (солнце, луна, костер).

Практика: Опыты «Волшебные лучи».

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Тема 10.2. Свет и тень

Теория: Знакомство с образованием тени от предметов. Сходство тени и предмета. Знакомство с тенью в разное время суток. С помощью теней создать образы.

Практика: Опыт «Семь оттенков света», Теневой театр.

Форма контроля: Игра с карточками «Свет бывает разный».

Тема 10.3. Солнечные зайчики

Теория: Причина возникновения солнечных зайчиков.

Практика: Игра «Поймай солнечного зайчика».

Форма контроля: Наблюдение. Исследование.

Тема 10.4. Радуга в небе

Теория: Знакомство детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

Практика: Эксперимент «Поймай радугу», Изготовление мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

Форма контроля: Исследование.

Тема 10.5. Что такое зеркало?

Теория: Знакомство со свойствами зеркала и понятием «отражение».

Практика: Рассматривание отражений в зеркале.

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Раздел №11 «В мире электричества»

Тема 11.1. Что такое молния?

Теория: Знакомство с понятиями «электричество», «электрический ток». Основы безопасного обращения с электричеством. Причина образования молнии.

Практика: Опыт «Как увидеть молнию?».

Форма контроля: Проблемная ситуация.

Тема 11.2. Фонарики

Теория: Знакомство с батарейкой – хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.

Практика: Рассматривание коллажа «Электричество вокруг нас». Опыт с лимоном.

Форма контроля: Наблюдение. Исследование.

Тема 11.3. Электрический театр

Теория: Наэлектризованные предметы могут двигаться. Электричество притягивает.

Практика: Опыты «Вертушка», «Ожившие волосы».

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Раздел №12 «Секреты предметного мира»

Тема 12.1. Волшебные стеклышки

Теория: Знакомство с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, телескопом, биноклем.

Практика: Самостоятельная работа с микроскопом.

Форма: Самоанализ выполненной работы.

        

Тема 12.2. Как поможет лупа?

Теория: Знакомство с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Практика: Опыт «Большие насекомые».

Форма контроля: Проблемная ситуация «Как его увидеть?».

Тема 12.3. Секретные записки

Теория: Возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.

Практика: Эксперимент «Письмо».

Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.

Тема 12.4. Волшебная бумага»

Теория: Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, размокает).

Практика: Оригами «Собачка». Игра «Приключения бумажного человечка.

Форма контроля: Проблемная ситуация «Такая разная бумага».

Раздел №13 «Итоговые занятия»

Тема 13.1. Экологический поход

Теория: Организация и проведение экскурсий с целью мини – исследований и наблюдений за живой природой. Повтор правил ПДД.

Практика: Оформление дневника наблюдений.

Форма контроля: Защита проектов «Тропинка в природу». Презентация мини – исследований и наблюдений. Индивидуальный тест.

Тема 13.2. Мониторинг

Теория: Закрепление пройденного материала по программе.

Практика и форма контроля: Тестирование. Диагностика уровня экологических умений, знаний и навыков учащегося. Наличие и характер представлений об объектах природы.

Тема 13.3. Итоговое занятие

Теория: Беседа. Презентация фото – слайдов о работе за учебный год.

Практика: Игровое шоу с элементами концерта и награждением за работу в течение учебного года. Награждение лучших учащихся и их родителей за сотрудничество.

Форма контроля: Выставка лучших работ учащихся. Анкетирование.

  1. Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе «Мы – исследователи»

На конец учебного года учащиеся будут

знать:

- понятие об окружающем мире;

- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;

- основные правила личной гигиены;

- правила техники безопасности при проведении физических экспериментов

- признаки различных объектов окружающего мира;

- изученные правила охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей

безопасности;

уметь:

- проводить простейшие опыты;

- работать с экспериментальным инструментарием;

- уметь вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведенных наблюдениях;

- сравнивать и обобщать собственные наблюдения;

- выполнять творческие правила работы и участвовать в планируемых акциях;

- делать выводы;

владеть:

- приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- элементарными естественнонаучными и экологическими знаниями;

- навыками постановки элементарных опытов.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе

«Мы – исследователи»

Учебно – познавательные компетенции:

- умение организовать свое рабочее место, пользоваться карандашом, работать с тетрадью и в дневниках;

- умение самостоятельно «добывать» нужную информацию.

Коммуникативные компетенции:

- умение задавать вопрос, высказываться по заданной теме;

- умение сотрудничать с другими при выполнении общего задания;

- умение представить группе итог проделанной работы;

- умение работать в группе;

- умение ответить на вопросы своих сверстников.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов:

- знание элементарных правил личной гигиены;

- знание правил безопасности.

За период освоения программы будут формироваться личностные качества:

- любознательность;

- активность;

- интерес к занятиям;

- воображение;

- фантазия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по итогам освоения программы

Личностные результаты изучения курса «Мы – исследователи»

У учащихся будут сформированы:

  • нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по

отношению к окружающим;

  • интерес к природе;
  • положительная самооценка;
  • потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля,

самостоятельность.

Учащиеся приобретут:

  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • первоначальные знания и умения и соблюдения правила безопасного

поведения.

Метапредметные результаты изучения курса «Мы – исследователи»

Учащиеся научатся:

  • применять условные знаки, схемы, для решения и оформления учебных

и познавательных задач.

У учащихся будут сформирован:

  • интерес к познавательной деятельности.

Учащиеся будут владеть:

  • первичными навыками учебно – исследовательской и проектной

деятельностью.

Предметные результаты изучения курса «Мы – исследователи»

Учащиеся овладеют базовыми знаниями:

  • получат первоначальное представление об окружающем мире;
  • узнают о существовании Вселенной, планет, звезд и места самого себя

в окружающем мире;

  • получат первоначальные знания о явлениях природы – дождь,

снегопад, снег, туман, радуга, метель, вьюга;

  • узнают о травянистых растениях, кустарниках, деревьях, их

отличительных признаках и смогут рассказать о них;

  • приобретут первоначальные знания об особенностях групп животных –

зверей, птиц, рыб, насекомых;

  • сформируются знания о временах года и умения описывать их;
  • познакомятся с государственными символами России: гимн, герб, флаг;
  • узнают для чего нужно соблюдать режим дня.

По завершению обучения по дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» учащиеся могут продолжать заниматься в объединениях естественнонаучной направленностей, успешно обучаться по программам связанных с туристско – краеведческой деятельностью.

РАЗДЕЛ II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Учебная группа

Дата начала и окончания учебного года: 15.09. 2018 г. – 25.05.2019г.

Количество учебных недель: 36 недель

Количество учебных дней: 72 дня

Продолжительность каникул: 01.01.2019г. – 09.01.2019г.

Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся занимают не более 15 минут основного времени занятия, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года

Сроки организационных выездов:

  • экскурсии – в течение учебного года;
  • походы – в начале учебного года;
  • социально – значимая деятельность (акции) – по графику

социальных партнеров: Городская библиотека, ГДК, клуб ветеранов «Берегиня».

2.1. Календарный учебный график

                Календарный учебный график имеет следующие разделы и является самостоятельным документом.

п/п

Дата прове-дения заня-

тия

(месяц / число)

Время прове-

дения

занятия

Форма органи-

зации занятия

Количество часов

Название раздела и темы занятия

Место проведе-

ния занятия

Формы контроля

всего

теории

практики


2.2. Условия реализации программы

Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Материально – техническое обеспечение

  1. Кабинет с окном площадью 15 м2 .
  2. Столы – 5 шт., стулья – 10 шт. – регулируемые в соответствии с ростом

учащихся.

  1. Стеллажи – 2 шт. – для хранения методических пособий и литературы.
  2. Письменный стол.
  3. Ноутбук, проектор.
  4. Стенды, плакаты, картинки.
  5. Иллюстрации объектов живой и неживой природы.
  6. Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные

часы, магниты, микроскопы, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

  1. Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек,

птичьих перьев, шишек, спичек, семян, минералов.

  1. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки.

  1. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,

шурупы, детали конструктора.

  1. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  2. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
  3. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,

(без игл), резиновые груши.

  1. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

сито, свечи.

  1. Глобус, карты, макеты.
  2.  Наглядный и дидактический материал.
  3.  Наборы карточек в соответствии с темами программы.
  4.  Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
  5.  Канцелярские принадлежности.
  6.  Фотоаппарат.
  7.  Сенсорные ящики.
  8.  Книги.
  9.  Дневники наблюдений.
  10.  Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.

Информационное обеспечение

  1. Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток;
  2. Познавательные презентации по экспериментальной деятельности;
  3. Видеоматериалы по окружающему миру (о природе);
  4. Слайд – шоу (фото) по воспитательной работе;
  5. Информационные сайты и педагогические порталы по работе с дошкольниками.

Методическое и дидактическое обеспечение

Для реализации данной программы необходимы:

Методические разработки: 

  • планы и конспекты занятий;
  • вопросники;
  • картотеки опытов и экспериментов;
  • планы лабораторных работ;
  • тесты;
  • диагностические и психологические игры;
  • кроссворды.

2.3. Формы аттестации/контроля

Для отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» в каждом разделе предусмотрен диагностический инструментарий (представлен в приложении), который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала.

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей учащихся проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений и навыков в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мы – исследователи».

Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на:

  1. Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей;
  2. Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности учащихся к восприятию нового материала;
  3. Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью обобщения занятий по теме;
  4. Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей, определение результатов обучения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Важным в осуществлении программы является комплексное и систематическое отслеживание результатов, которое позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет учащимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль теоретических и практических знаний и умений: беседа, опрос, игровые ситуации, игры – задания, диагностические игры, игры с моделированием, игры – эксперименты, тестирование, конкурсы, выставки, практические задания, познавательные викторины, открытые и итоговые занятия, праздничные мероприятия, концерты, методические разработки, дневнаудиозапись, видеозапись, фото, портфолио.

Контроль личностных качеств – анкетирование, наблюдение, анализ результатов детей в мероприятиях (в социально – значимой деятельности), самооценка учащихся, анализ приобретенных навыков общения, экспертное оценивание (родители, педагоги).

Творческие выставки (мини – выставки, выставки с презентациями, презентации работ и т.п.) – являются формами итогового контроля по большим разделам и темам программы. Они осуществляются с целью определения уровня мастерства, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.

По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз (диплом, свидетельство, грамота, сертификат, благодарственное письмо и т.п.).

Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, выставках на различных уровнях (Международном, Федеральном, областном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

В качестве диагностического инструментария используются:

  • Таблицы мониторинга;
  • Материалы анкетирования;
  • Выставки;
  • Конкурсы;
  • Экологические праздники;
  • Демонстрация моделей;
  • Защита проектов;
  • Готовые изделия;
  • Открытые занятия;
  • Диагностические карты;
  • Тесты;
  • Аналитические справки;
  • Дневники наблюдений (наблюдения за природой);
  • Дневники самоконтроля;
  • Портфолио;
  • Концерты;
  • Защита творческих работ.

2.4. Оценочные материалы

Пакет диагностических методик представлен в приложении №1 к программе. Перечень имеющихся оценочных материалов, позволяющих определить достижения и учащимися планируемых результатов по программе.

2.5. Методические материалы

Методическая литература

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир [Текст]: Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования / В.А. Забзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность [Текст]: методическое пособие по правилам дорожного движения / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
  7. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения для педагогов / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  8. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н.Н. Подъяков // педагогический вестник. №1. – 2010.
  9. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание детей [Текст]: программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Методические  материалы:

  • печатные определители растений;
  • определители серии «Энциклопедия природы России»;
  • компьютерные определители объектов природы России;
  • учебные видеофильмы и аудиоматериалы (CD);
  • диск (DVD). Фиксики (Фикси лаборатория);
  • диск (CD). Развивающая аудио – энциклопедия;
  • методические пособия по экологии, биологии, зоологии (CD);
  • атласы и карты Кемеровской области, планы местности;
  • раздаточные карточки;
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Дополнительный иллюстративный материал: 

  • фотографии и репродукции о животных и растениях;
  • альбомы по теме занятий.

В помощь программе также могут использоваться образовательные интернет – ресурсы:

  • http://www.nhm.ac.uk - в игре можно самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
  • http://zerkalenok.ru - раздел экологических советов.
  • http://www.sbio.info - в помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова.        
  • http://wwwdarwin.museum.ru - Живые  существа:  электронная иллюстрированная энциклопедия.
  • http://www.zensh.ru - Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам.
  • http://moseco.narod.ru - Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема».

2.6. Список литературы

для педагогов и учащихся

  1.  Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.
  2.  Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия [Текст] / Н. Ф. Виноградова,

    Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

  1.  Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронкевич. СПб.: Детство – пресс, 2006.
  2.  Душнов, А. С. Моя улица [Текст] / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
  3.  Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества

детей / О.Б. Дыбина. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002.

  1.  Дыбина, О. Б., Игры – путешествия в прошлое предметов [Текст] / О.Б.

    Дыбина. – М.: Сфера, 1999.

  1.  Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3.  Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / Человек: Сфера, 2010.
  4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2013.
  5. Костюченко М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко // «Дошкольное воспитание» - №8 2006. – с. 84 – 92.
  6. Мартынова Е.А.Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст]: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий // Учитель, 2011.
  7. Микалко Майкл. Игры для разума Тренинг креативного мышления [Текст] – Спб.: «Питер», 2007.
  8. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л. П. Молодова. – М.: Асар, 1996.
  9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под редакцией Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2014.
  11. Рыжова Н.А. Волшебница – вода [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Линка – Пресс, 1997.
  12. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас [Текст] / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
  13. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009.
  14. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.

для родителей

  1. Александрова, О.В. Большая энциклопедия развития [Текст] – М.: ЭКСМО,2014.
  2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Бухаджанка Суварна. Космические путешествия. Мои первые открытия [Текст] – М.: ЭКСМО,2012.
  4. Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления [Текст] – Спб.: «Питер», 2007.
  5. Няньковская, Н. Моё тело. Главная книга хороших привычек [Текст] – М.: ЭКСМО,2013. 
  6. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас [Текст] / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
  7. Скари Ричард. Город добрых дел [Текст] – М.: Карьера Пресс, 2013.
  8. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет [Текст]: Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб.: Смарт, 1996.
  9. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Шорыгина, Т. А.   Путешествие   в   мир   природы [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...