краткий конспект классного часа "Музыка природы"
классный час на тему

Кудрявцева Анастасия Александровна

Конспект сезонного цикла 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_muzyka_prirody.docx36.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тип урока: Классный час

Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих  красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов,  поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.

2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать

3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству

Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)

Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский,  «Осень» А.Вивальди

 

Ход урока:

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие

II.Основная часть

1. Актуализация  опорных  знаний

(на доске размещены картины природы)

- Ребята, что вы видите на доске?

(картины природы)

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)

- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.

2. Раскрытие темы урока

К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.

- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях?  ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)

- Вы знаете, что в изобразительном искусстве  жанр живописи, изображающий картины природы называется

Если видишь: на картине нарисована река,

или ель, иль белый иней, или сад и облака.

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

обязательно картина, называется….(пейзаж)

А в музыке – музыкальным пейзажем.

Чтение

«Без музыки не проживу и дня

Она во мне , она вокруг меня.

И в пенье птиц и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов

И в заре рассвета над землей

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно радость и тоска.

В ней просто миг и долгие века.

 И воскресить умеет и убить.

Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас?

Хотя бы день , пол дня , хотя бы час. ?

Без наших дум и радостей земных,

Без смешных и несмешных?

Мы ей за все спасибо говорим

И, веря в торжество её, творим!

Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.

- Ребята, какое время года сейчас?  (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы

 сентябрь -  октябрь  -  ноябрь

Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово  СОН -  в это время  природа готовится ко сну:  улетают птицы,  деревья  теряют листву.  Но одно остаётся неизменным:  осень красивейшая  пора года,  и за  это её  очень любят и поэты, и писатели,  и художники, и композиторы.

Как много осенних пейзажей радуют глаз!

- Какие краски используют художники для изображения  осени?  (ответы детей)

- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы  изобразить на своей картине?  (ответы детей)

- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина

- Ребята, выйдем во двор, а там листочки летят и шуршат, шуршат, шуршат. Давайте потанцуем с листочками. Танец «Я с листочками хожу».

Осень  (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.

- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.

(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)

П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием  «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.

Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.

- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой?  (опадание     листьев, шум ветра)

- Какой была по характеру пьеса?  (тихой, медленной, напевной, грустной)

- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы  (минор)

(слайд с изображением портрета А. Вивальди)

Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений  «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».

Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

«Времена года. Осень.» А. Вивальди

3. Творческая работа

Ребята, посмотрим ваши работы, которые вы создали этой осенью.  Выставка работ.

III.  Заключительная часть.

Обобщение и подведение итогов:

Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?

                 - Что мы делали? Какую музыку слушали?

                   (высказывания детей…)

Поощрение активных детей оценкой.

 

Список  литературы:  Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие конспекты по теме "Динамика материальной точки"

Конспекты включают темы: законы Ньютона, силы в природе. Помощь начинающему учителю....

Краткие конспекты по теме "Электродинамика (начало)"

Конспекты включают темы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, напряженность, линии напряженности. В помощь начинающему учителю....

Краткий конспект уроков по Excel

Электронные таблицы - не самый простой для понимания учениками материал.Однако, если ученикам удаётся разобраться в теории, они с лёгкостью и желанием применяют таблицы в работе с другими программами....

Конспект классного часа на тему «Природа не прощает ошибок».

План – конспект открытого классного часа на экологическую тему в форме телепередачи «Час Пик»....

Конспект классного часа "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Содействовать формированию чувства ответственности за природу и все живое...

Классный час "Природа всегда нова..." (русская природа в творчестве П.И. Чайковского и И.И. Шишкина)

Классный час знакомит учащихся с творчеством великих деятелей русской культуры Петра Чайковского и Ивана Шишкина, которых по праву можно назвать певцами родной природы....

Краткий план-конспект классного часа

Краткий план-конспект классного часа в помощь классному руководителю (пустографка)...