Воспитание сценической культуры и исполнительской выдержки у обучающихся в ДШИ и ДМШ
методическая разработка на тему

Бинецкая Ирина Петровна

Освещены наиболее распространённые причины сценического волнения. Предложены эффективные способы его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая работа30.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

Балтийский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Балтийского муниципального района «Детская школа искусств им. Иоганна Себастьяна Баха»

( МБУ ДО БМР ДШИ им. И.С.Баха)

        

Методическая работа

                

Воспитание сценической культуры

и  исполнительской выдержки

у обучающихся в ДШИ и ДМШ

Выполнила

преподаватель народного отделения

по классу аккордеона  

Бинецкая И.П.

2019

Содержание:

1. Вступление

2. Цель

3. Задачи

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Выводы

7. Список используемой методической литературы

Тема:  «Воспитание сценической культуры  и  исполнительской выдержки у обучающихся в ДШИ и ДМШ».

Цель: осветить наиболее распространённые причины сценического волнения.

 Задачи: предложить эффективные способы его преодоления и сделать выводы.

В современном музыкальном исполнительстве особое место занимает проблема сценического самочувствия обучающегося.

 Детям свойственно конкретно-чувственное восприятие мира. Их жизнь состоит из ряда событий. Ребёнок получает знания и навыки игры на инструменте, воспринимая обучение как процесс, состоящий из музыкальных событий, т. е. публичное выступление ученика это неотъемлемая часть учебного процесса и  выход на сцену для него - это событие. Концерт для обучающегося является праздничным событием, на котором ему предоставляется возможность проявить себя,  услышать похвалу и аплодисменты, продемонстрировать свои успехи.

Обучаясь в музыкальной школе, ребёнок постоянно выступает на концертах, зачётах, конкурсах. Часто сценическое волнение учащегося мешает художественному исполнению произведения. Речь идёт не о том виде эстрадного волнения, которое способствует творческому вдохновению, а о том виде волнения, которое может привести к страху и потере творческих сил исполнителя.

Из педагогической практики известно, что все учащиеся, за редким исключением (дети младшего возраста) ощущают сценическое волнение. У разных людей оно проявляется по-разному. Иногда способный ученик играет в классе хорошо, а на сцене не умеет владеть собой.

Педагоги по-разному относятся к такому сценическому волнению. Одни вообще отрицают его закономерность и считают симуляцией, либо «мелочью». Так известная английская пианистка, педагог Лилиас Маккинон в своей книге «Игра наизусть» пишет: «…каждый из нас в глубине души жаждет сочувствия и когда музыкант-исполнитель говорит: «Ах, я так волнуюсь» - он уподобляется ребёнку, которому нравится привлекать к себе внимание. Такого рода волнение есть не что иное, как определённый вид тщеславия».

По мнению других, сценическое волнение присуще всем и поэтому в практической работе само ликвидируется.

Третьи придают ему преувеличенное значение и считают своим долгом успокаивать  ученика перед выходом на сцену.

Среди музыкантов существует мнение, что сценическое спокойствие зависит от уверенности того, что в исполняемом произведении всё добросовестно  проработано,  усвоено и никакого волнения не может быть. Но жизнь доказывает, что такое утверждение ошибочно, т.к. некоторые учащиеся, работающие добросовестно и достигшие хороших результатов в классной обстановке, на сцене теряются. Остаётся тот факт, что независимо от одарённости и подготовленности, почти все ощущают в той или иной мере сценическое волнение, являющееся результатом новизны обстановки. Присутствие слушателей, сознание необходимости выступать перед ними, вносят разлад в психику учащегося. Ошибаются  те педагоги, которые считают, что воспитание сценической культуры и исполнительской выдержки  дело второстепенное.

Факторы привития навыков положительного сценического самочувствия обучающегося и исполнительской культуры   следует искать как в профессиональной, так и в психологической сфере деятельности исполнителя. Детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций, что является серьёзной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственного исполнения на инструменте и от общения со слушателем. Как счастлив ребёнок, когда первая пьеска, которую он исполнил, понравилась взрослым! Это не должно быть не замеченным родителями и педагогом. Необходимо заметить успех выступления, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия - приносить людям радость общения посредством исполнения произведений на музыкальном инструменте.

Разрыв между возможностями ученика и его эстрадными навыками порой приводят к неудачам на ответственном выступлении. Чтобы научится играть на сцене, надо как можно чаще выступать. Редкие  выступления приводят к излишнему волнению. Пусть учащийся сыграет меньше пьес в одно выступление, но почаще появиться на эстраде. Огромную пользу принесёт и многократное повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений.

Экспериментальные данные российских и зарубежных музыковедов и психологов позволяют обнаружить влияние различных раздражителей на художественную плодотворность творческого процесса музыканта-исполнителя. Температура и освещённость помещения, цвет и форма окружающих предметов, случайные звуки - всё это может оказывать на исполнителя отрицательное воздействие. Так же сценический страх-причина возможных неудачных выступлений. Чтобы избежать этого, необходимо помнить несколько правил:

  • «Эстрадная выдержка и самообладание укрепляются эстрадной тренировкой» - говорил Лев Аронович Баренбойм. Обучающейся должен как можно чаще и с желанием выступать. С первого года   обучения игре на инструменте мы регулярно с обучающимися  класса практикуем выступления не только на концертах ДШИ, но и в различных учреждениях города:  в детских садах, в общеобразовательных школах… Репетируя перед концертом, мы с обучающимися класса обыгрываем пьесы на домашних семейных торжествах, в других кабинетах ДШИ, т.е. учащихся своего класса приучаю играть в непривычной обстановке.  Примером этого являются выступления в кабинетах перед учащимися художественного отделения, где необычный интерьер, излишнее освещение, свободное поведение юных художников, но всё это не должно отвлекать внимание исполнителя.
  • Во время исполнения решающую роль играет слуховой контроль. По словам Игумнова: «На эстраде надо только слушать себя и следить за логикой исполнения…».

Своих учащихся, напутствуя перед выходом на сцену, прошу думать о художественном образе, о характере исполняемого произведения и стараться передать их слушателям. Заражать присутствующих своим эмоциональным, выразительным и музыкальным исполнением. Настраиваться на встречу с прекрасной   музыкой и дарить эти чувства окружающим.

  • Важную роль в концертном выступлении играет настрой исполнителя. Выходить на сцену с чувством уверенности. Часто причиной страха является внушённая мысль о возможном провале. Самому близкому другу и себе следует говорить безмятежно улыбаясь: «Я с нетерпением жду концерта» и повторять это не только про себя, но и вслух. Такое самовнушение поможет успокоиться и подготовиться к выходу на сцену.

Всегда напоминаю учащимся класса, что исполнять пьесы надо с личным позитивным отношением, с радостью дарить моменты своего исполнительского мастерства публике, т. к. не все могут так научиться владеть инструментом. Необходимо гордиться своими достижениями в стремлении к обучению игре на инструменте.

  • Не менее важен вопрос о собственной «стратегии» педагога и характере проведения уроков. Чем ближе к сценическому выступлению, тем больше уроки стоит уподобить своеобразным репетициям, тем осторожнее должны быть педагогические рекомендации. Преподавателю наибольшую осмотрительность нужно проявлять в словах «напутствиях» учащимся перед их выходом на сцену. Наставления должны носить обобщённый характер. Уместно будет предостеречь от торопливости в игре или напомнить о ярком и выразительном исполнении. 

         

Заключение: В одних случаях необходимо подбодрить юного исполнителя, вселить в него уверенность, напоминая о его сильных сторонах или апеллируя к самолюбию, пристыдить за чрезмерное волнение. В иных случаях желательно преуменьшить значение предстоящего выступления или напротив, подчеркнуть важность и ответственность, чтобы достигнуть большей артистической мобилизованности.

Как мы видим, всё зависит от характера уч-ся, от присущего ему в данный момент психологического самочувствия.

Сценическое выступление своего рода является событием в процессе исполнительского обучения. Задача педагога - хорошо продумать программу выступления. Она не должна быть завышенной и твёрдо выучена обучающимся на память.

Исполнитель должен игнорировать любой промах в исполнении. Если произведение играется с душой, публика и комиссия простят некоторые помарки или неточности. Нужно учиться слушать свою игру и настраиваться на лучшее. Важно убеждать учащегося  в том, что заслугой является не только избегание фальшивых нот, но если это всё же произошло, главное, - умение отреагировать не паническим состоянием, а напротив собранностью и целеустремлённостью в раскрытии художественного образа  и характера исполняемого произведения.

  • Особую важность приобретает послеконцертная оценка в период первоначального обучения игре на инструменте и первых выступлений учащихся. Первое выступление перед слушателями производит всегда сильное, подчас неизгладимое впечатление. Чувство радости от сознания удачного выступления или огорчения от неудачного, надолго запомнятся, и  может повлиять на дальнейшую концертную деятельность.

Требование объективности оценки качества исполнения не снимает необходимости учёта педагогом индивидуальных психологических особенностей ученика. Как «подать» тому или иному учащемуся оценку его выступления - вопрос далеко не праздный. Опытные педагоги умело пользуются ею, как инструментом формирования у обучающегося способности в будущем реально оценивать собственные успехи. В любом случае оценка должна быть объективной, форма её тактичной и гибкой.

С учащимися класса постоянно обмениваемся впечатлениями о выступлении. Анализируем неудачные моменты исполнения и обязательно закрепляем свои успехи.

 Выводы: В заключение хочется напомнить, что для ученика-исполнителя и для его педагога каждое сценическое выступление - это создание произведения искусства, за которое оба несут ответственность перед слушателями. Сценическое выступление всегда должно быть важной вехой в процессе  обучения игры на инструменте  и вносить разнообразие в рутинный учебный процесс. Необходимо заметить успех, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия приносить себе и людям радость общения с музыкой.

Список используемой методической литературы:

- И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы» М.: Классика-ХХ1, 2002г.

- И.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» М.: Гос. муз. издат. 1961г.

- Ю.Акимов «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне»

- С.Клещев «Волнение на эстраде и методы его устранения»

- Л.А.Баренбойм «Фортепианная педагогика» М.: Классика-ХХ1, 2007г.

- В.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» М.: Классика-ХХ1, 2004г.

- С.Савшинский «Пианист и его работа» М.: Классика-ХХ1, 2002г.

- Л.Маккиннон «Игра наизусть» М.: Классика-ХХ1, 2004г.

- Методические записки по вопросам музыкального образования выпуск 1, 2. Редактор и составитель Н.А.Фишман.

- Г.Коган «У врат мастерства» М.:»Советский композитор», 1977г.

- В.Смирнов «Концертное выступление, принципы развивающего обучения» 2010г.

- Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании» М.:Владос,1995г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно - нравственных ценностей»

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...

«Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно нравственных ценностей»

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...

Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся

Цель данных методических рекомендаций  - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Решение проблемы сценического волнения у обучающихся.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее ...

Сценическая постановка для обучающихся старших классов "Ирония судьбы или здравствуйте, Иван Васильевич"

Данная новогодняя сценическая постановка предназначена для классных руководителей и обучающихся 9-11 классов. Сценарий написан по мотивам двух известных фильмов "Иван Васильевич меняет профессию...

Преодоление сценического волнения у обучающихся

В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в пери...