Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа

Макарова Надежда Александровна

Предлагаю вашему вниманию готовую общеобразовательную общеразвивающую программу. Веду на основе этой программы психологический кружок "Развивайка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа  № 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка»

Педагог-психолог                              Макарова Надежда Александровна

Разделы программы:

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка………………….1          
  2. Цель и задачи программы……………….10
  3. Содержание программы…………………11
  4. Планируемые результаты………………..18

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный  учебный график……………..19

2.2. Условия реализации  программы…………...22

2.3. Формы аттестации…………………………...23

2.4. Оценочные материалы………………………24

2.5. Методические материалы…………………...24

2.6. Список литературы…………………………..25

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка  

  Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка»  культурологического   направления  состоит из 3 разделов: песочная терапия (с элементами игротерапии), сказкотерапия (с элементами игротерапии), арт-терапия (с элементами игротерапии).

Программа «Развивайка» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ и пособий:

Н.П. Локалова. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.

Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. Программа «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников».

О.Н. Рудякова. Программа развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у младших школьников «Я познаю этот мир».

О.Н. Рудякова. Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников «Маленький волшебник».

 О.Н. Рудякова. Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников.

О.Н. Истратова. Программа коррекции познавательных процессов и развития интеллектуальных способностей младших школьников. Программа коррекции и развития учебных навыков младших школьников.

О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе.

Г.Н. Эль. «Человек, играющий в песок».

С.Е. Кальмова, Л.Ф. Орлова, Т.В. Яворовская. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. Терапевтические сказки «Лабиринт души».

 Е.Т. Ткачева. «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей». 

 О.Н. Истратова. «Психолог в начальной школе». Программа коррекции личностной сферы. Программа коррекции сферы межличностных отношений младших школьников.

 М.В. Киселева. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми «Арт-терапия в работе с детьми».

 И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. Пособие «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения».

 Т.Е. Корепанова. Программа, ориентированная на развитие духовно-нравственной сферы школьника «Поверь в себя».

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012. №273 ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 1008 от 29.082013 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г № 1008 г.Москва);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение  Правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р );

-Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172- 14 «Санитарно- эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письма Минобрнауки России  от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Положением о дополнительных образовательных программах в учреждении;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект Минобрнауки от 18.11.2015 № 09- 3242)

Программа направлена  на коррекцию и развитие психических процессов обучающихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.       

 Ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно – игровой деятельности со сверстниками.

Одним из важнейших направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

Содержание занятий включает упражнения на развитие познавательных процессов  (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких качеств и умений, без которых учебная деятельность осуществляться не может  (умение копировать образец, умение подчиняться словесным указаниям, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами; рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки). При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

В программе используются несколько методов психотерапевтической терапии: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия. Все методы психотерапевтической терапии проводятся с элементами игротерапии Каждый метод психотерапевтической терапии выполняет свою существенную функцию.

Игротерапия помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры учащийся социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

 Арт-терапия – это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество. Способствует развитию креативности личности, формированию  образного мышления, развитию мелкой моторики, формированию представлений о себе, осознанию и выражению своих чувств, стимулирует творчество, помогает членам группы лучше взаимодействовать  друг с другом.

 Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать внутренний мир учащегося с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций.

Сказкотерапия играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы учащихся. Развивает эмоциональную сферу у детей, внимание, память, мышление, устную, монологическую и диалогическую речь, волевую сферу, эмпатию и толерантность, умственную активность, интерес к учебной деятельности.

Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Актуальность программы

В последнее время современная школа ставит своей главной целью гармоничное развитие ребёнка. Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования, но и развитие физическое, эмоциональное, личностное. 

Актуальность направления программы высока, так как важным является положительное эмоциональное и психологическое состояние ребенка, посещающего школу. В связи с жизненными ситуациями, взаимоотношениями в семье дети приходят в школу с неустойчивым настроением, они могут быть агрессивны и раздражительны, поэтому помощь педагога-психолога им нужна, для того чтобы помочь справиться с этими состояниями и облегчить процесс адаптации, повысить учебную мотивацию и развить познавательные процессы.

Программа актуальна, поскольку в ней  выстраивается единая линия занятий, которые помогают ребёнку справиться с психологическими проблемами на данном этапе его развития, изучить собственную личность, развить творческие и интеллектуальные способности, наблюдательность, корректировать свои эмоциональные состояния.

Отличительные особенности программы

В программе используются несколько методов психотерапевтической терапии: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия. Их объединяет общая цель - избавление учащихся от имеющихся у них проблем и достижение продвижения в их развитии.

Кабинет, в котором проводятся развивающие занятия, оборудован предметами сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

В комнате психо-эмоциональной коррекции с помощью различных элементов создаётся обстановка комфорта и безопасности. Сочетание специально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой нежной музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворённости. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Это «комната-доктор», используемая как дополнительный инструмент терапии, повышающая эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Адресат программы

Программа составлена для учащихся 2 - 4 классов в возрасте от 8-12 лет.  

Младший школьный возраст является сензитивным для развития, формирования, освоения и становления следующих характеристик:

  1. мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  2. продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  3. индивидуальных особенностей и способностей;
  4. навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  5. адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  6.  социальных норм, нравственного развития;
  7.  навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений, преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.

Объем и срок освоения программы

Программа запланирована на 2 года. 1-ый год обучения: 144 часа (2раза в неделю по 2 часа); 2-ой год: 216 часов (3 раза по 2 часа).

Форма обучения очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа «Развивайка» реализуется в рамках творческого объединения. Занятия проводятся в оборудованном кабинете. Группа учащихся разных возрастных категорий. Состав группы постоянный. Набор детей свободный.

Модель психологического сопровождения развития младших школьников направлена на формирование положительной учебной мотивации, потребности в систематических учебных занятиях, раскрытие личностного потенциала, самореализацию личности каждого ребёнка, адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям.  Она состоит из пяти модулей: когнитивного, эмоционального, личностного, поведенческого и коммуникативного, которые тесно связаны между собой и гармонично взаимодействуют.

Когнитивный модуль является самым первым и необходимым этапом развития, выполняет информационную функцию и направлен на конструирование новых знаний о себе; на получение информации о разных вариантах отношения к одноклассникам, учителям, к проблемам в учебной деятельности. Когнитивный модуль направлен на актуализацию ценностей, отражающих характер учебной деятельности; на изменение стиля отношения к ошибкам, трудностям в учёбе, к другим людям.

Показателем развития в данном модуле является сформированность системы знаний о ценности учебной деятельности и своих возможностей.

Эмоционально-оценочный модуль - эмоциональное переживание и аффективная окраска учебных ситуаций обеспечивает установление сети сильных ассоциаций, способствующих большей привлекательности успешной учебной деятельности; оценка своих притязаний в учебной деятельности. Направлен на преодоление негативных особенностей эмоциональной сферы и выполняет поддерживающе-оценочную функцию.

Показателями развития в рамках этого модуля являются адекватность самооценки, реалистичность уровня притязаний, сформированные умения принимать себя, свои внутренние противоречия, умение учиться у других.

Личностный модуль - усвоенные знания о себе и информация о своих возможностях в различных учебных ситуациях, а также привлекательность успешной учебной деятельности как таковой приобретают личностную значимость и ценность и приводят к принятию ответственности за результаты и последствия учебной деятельности. Направлен на преодоление негативных особенностей личностной сферы.

Показателями развития в этом модуле это развитые навыки самопознания, раскрытие скрытых личностных ресурсов, стремление к самоизменению.

Поведенческий модуль направлен на изменение непродуктивных поведенческих реакций и неэффективной модели поведения, форсирование стратегий поведения, ориентированных на достижения в учёбе и закрепление их в условиях учебной деятельности, для того чтобы стать доминирующей жизненной стратегией ребёнка. Направлен на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их трудолюбия, активизацию познавательной деятельности.

Показателями развития в этом модуле является сформированность высокого уровня регуляции своих действий, ориентированных на достижение результатов в учёбе; развитие умений ставить адекватные, достижимые цели в учебной деятельности.

Коммуникативный модуль направлен на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения слушать и умений избегать распространенных ошибок в общении, умений дружить и помогать окружающим, на развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях учебной деятельности, разрешение межличностных конфликтов, на поиск средств их благополучного преодоления.

Показателями развития в этом модуле является эффективное взаимодействие с одноклассниками, учителям, родителями.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся два раза в неделю с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для формирования и развития учебных мотивов, коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребёнка.

 Задачи программы:

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей;

- формировать потребность в саморазвитии;

-формировать у детей необходимую позитивную мотивацию к учению;

-формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

-формировать самосознание и адекватную самооценку;

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранять и поддерживать психологическое  здоровье ребёнка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого ребёнка;

- повысить уверенность в себе и развить самостоятельность;

- снять тревожность и эмоциональное напряжение.

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков.

1.3.Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела

1год об

2год об

общ

т

пр

Арт-терапия

70

37

33

Песочная терапия

24

14

10

Сказкотерапия

50

26

24

Всего часов:

144

77

67

216

1 год обучения

Цель: развитие познавательной, эмоциональной и когнитивной сфер учащихся.

Задачи:

-создать условия для формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;

- развить интеллектуальные способности;

- развить памяти, внимания, воображения;

- развить познавательную активность;

- развить мелкую и крупную моторику;

- формировать внутреннею позицию школьника;

- создать в группе учащихся условия для построения системы учебного сотрудничества;

- развить эмоциональную и коммуникативную сферу детей;

- формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим его людям;

- развить способности к эмоциональному переживанию.

Модель:

У учащегося повысится  интерес и активность  на уроках, активизация мыслительной деятельности, сформируется позитивное отношение к учебной деятельности, разовьются навыки самоконтроля, произвольного  внимания, мышления и коммуникативные навыки, снизится уровень тревожности, будет эмоциональное благополучие  в классе.

Учебно- тематический план 1 года обучения:

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

I. Арт-терапия

(с элементами игротерапии)

Вводное занятие «Зачем мы здесь собрались?»

12

8

4

устный опрос

2.

Я и школа

10

5

5

анкетирование, тестирование, устный опрос

3.

Я и мои родители

10

5

5

анкетирование, тестирование, устный опрос

4.

Я и мои друзья

10

5

5

анкетирование, тестирование, устный опрос

5.

Самооценка

8

4

4

тестирование, устный опрос

6.

Мои чувства  и эмоции

14

7

7

тестирование, устный опрос

7.

Груз привычек

6

3

3

анкетирование, устный опрос

8.

II.Песочная терапия

(с элементами игротерапии)

Добро и зло

8

5

3

анкетирование, устный опрос

9.

Что такое сотрудничество?

7

4

3

анкетирование, устный опрос

10.

Одиночество

5

3

2

анкетирование, устный опрос

11.

Критика

4

2

2

анкетирование, устный опрос

12.

III.Сказкотерапия

(с элементами игротерапии)

Культура общения

8

4

4

тестирование, устный опрос

13.

Этикет

8

5

3

анкетирование, устный опрос

14.

Конфликт

8

4

4

тестирование, устный опрос

15.

Обиды

8

4

4

анкетирование, устный опрос

16.

Комплименты

5

3

2

анкетирование, устный опрос

17.

Вежливость

8

4

4

анкетирование, устный опрос

18.

Итоговое занятие «Чему мы научились»

5

2

3

анкетирование, устный опрос

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 года обучения:

Тема 1. Вводное занятие «Зачем мы здесь собрались?»

Цели и задачи курса. Режим работы. «Что такое психология?»Понятия «Песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия».Знакомство. Формулировка правил поведения на занятиях.

Практическая часть:упражнение "Знакомство",  «Снежный ком», рисунок «Моё настроение».

Формы контроля: устный опрос.

Тема 2.  Я и школа

  Зачем мне нужно ходить в школу?Школьные правила. Учителя и ученики. Я и мои одноклассники.

Практическая часть:рисунок «Мой класс», сочинение «Школа моей мечты», упражнение «Урок или перемена»,  «Составь фигуру», «Школьные знаки», игра «Паровозик»), сказка «Школьные правила».

Формы контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос.

Тема 3.  Я и мои родители

Я и мои родители.  Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением?

Практическая часть: рисунок «Моя семья», сочинение «История моей семьи».

Формы контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос.

Тема 4. Я и мои друзья

Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг? Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Практическая часть: рисунок «Портрет друга», методика «Письмо другу».

Формы контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос.

Тема 5. Самооценка

Самооценка и самоанализ.

Практическая часть: рисунок «Автопортрет», «Я – посуда», «Я-растение», «Я-украшение».

Формы контроля: тестирование, устный опрос.

Тема 6.   Мои чувства  и эмоции

Радость. Как ее доставить другому человеку? Грусть. Страх. Как справиться со страхом? Гнев. Обида. Мимика.  Жесты.

Практическая часть: рисунок «Мои эмоции», упражнение «Страхи сказочных героев», «Поймай слово», «Ловля моли»,«Расскажи свои страхи», «Нарисуй свой страх», «Волшебный лес»,   «Назови эмоцию», «Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство)», «Пирог эмоций», «Цвет настроения», разыгрывание этюда «Теремок», игра «Змей Горыныч»,  «Спрячем страх за забором», «Собери эмоцию».

Формы контроля: тестирование, устный опрос.

Тема 7.  Груз привычек

Что такое вредные привычки?  Способы избавления от вредных привычек.

Практическая часть: рисунок «Вредные привычки», упражнение «привычки людей».

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 8.  Добро и зло

Понятия «Добро и зло». Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Практическая часть: рисунок на песке, игровое упражнение с песком.

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 9. Что такое сотрудничество?

«Сотрудничество – это умение делать дело вместе». Понятие  «Коллективная работа».

Практическая часть: рисунок на песке, игровое упражнение с песком.

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 10. Одиночество

«Что такое одиночество?»  Как не стать одиноким среди своих сверстников?

Практическая часть: рисунок на песке «Моя обида»,игровое упражнение с песком.

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 11.  Критика

Понятие «Критика».  Отработка навыков правильного реагирования на критику.

Практическая часть: рисунок на песке, игровое упражнение с песком.

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 12.Культура общения

Общение в жизни человека. Культура общения полов.

Практическая часть: упражнение «Интервью в парах», «Общение без слов», «Путаница», «Цветок общения»,  «Подарки»,  «Мостик дружбы»,  игра «Кто есть кто?Что есть что?»,  сказка «Создание Лесной школы».

Формы контроля: тестирование, устный опрос.

Тема 13.  Этикет

Что такое этикет? Общепринятые нормы поведения. Умение вести разговор по телефону. Правила приема гостей.

Практическая часть: сказка «В гостях у друга».

Формы контроля:анкетирование, устный опрос.

Тема 14. Конфликт

Что такое конфликт? Как он возникает? Что такое ссора? Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Практическая часть:упражнение «Объединение по качествам»., «Объявление в газету», «Клубок», «Медаль», «Свечка», игра «Тепло рук и сердец»), сказка «Ссора друзей».

Формы контроля: тестирование, устный опрос.

Тема 15.  Обиды

 Понятие «Обида». Как  справляться с обидой?

Практическая часть: сказка «Волчонок обидел маму».

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 16. Комплименты

Понятие «комплимент». Положительные качества людей. Нужные слова для общения.

Практическая часть: упражнение «Комплимент», сказка «Комплименты».

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 17.  Вежливость

Кодекс вежливости, «Добрые слова для каждого». Понятие «вежливость».

Практическая часть: сказка «Вежливым быть важно».

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

Тема 18.Итоговое занятие «Чему мы научились»

Что нового узнали? Чему научились?

Практическая часть: рисунок «Моё настроение», игра с песком, сказка «Друзья», упражнение «Подарок».

Формы контроля: анкетирование, устный опрос.

1.4Планируемые результаты

У учащихся  должны сформироваться следующие умения и навыки:

  1. эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
  2. чувство единства, умение действовать согласованно;
  3. готовность к самоанализу и самооценке;
  4. целостная психолого-педагогическая культура;
  5. учебные мотивы;
  6. устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
  7. основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
  8. адекватное восприятие  действительности и самого себя;
  9. нравственно-моральные качества;
  10. знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Повыситься:    

  1. уровень работоспособности;
  2. уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
  3. уровень развития памяти;
  4. внимания;
  5. мышления;
  6. восприятия;
  7. произвольной сферы;
  8. интеллектуального развития;
  9. воображения;
  10. речевой активности;
  11. познавательной активности.

Учащиеся  должны уметь:

  1. признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
  2. сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
  3. выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
  4. анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
  5. контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
  6. работать самостоятельно в парах, в группах.

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный  учебный график

п/п

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

12

Вводное занятие «Зачем мы здесь собрались?»

Кабинет педагога-психолога

устный опрос

2

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

10

Я и школа

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, тестирование, устный опрос

3

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

10

Я и мои родители

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, тестирование, устный опрос

4

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

10

Я и мои друзья

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, тестирование, устный опрос

5

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Самооценка

Кабинет педагога-психолога

тестирование, устный опрос

6

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

14

Мои чувства  и эмоции

Кабинет педагога-психолога

тестирование, устный опрос

7

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

6

Груз привычек

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

8

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Добро и зло

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

9

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

7

Что такое сотрудничество?

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

10

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

5

Одиночество

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

11

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

4

Критика

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

12

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Культура общения

Кабинет педагога-психолога

тестирование, устный опрос

13

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Этикет

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

14

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Конфликт

Кабинет педагога-психолога

тестирование, устный опрос

15

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Обиды

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

16

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

5

Комплименты

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

17

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

8

Вежливость

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

18

с 13:30-14:10 и с 14:20-15:00

Очная

5

Итоговое занятие «Чему мы научились»

Кабинет педагога-психолога

анкетирование, устный опрос

2.2. Условия реализации  программы

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, оснащенном в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности и специальным оборудованием.

Используемое оборудование:

  1. Стол  взрослый – 2 шт.
  2. Стол детский – 1 шт.
  3. Стул взрослый – 3 шт.
  4. Стул детский – 4 шт.
  5. Встроенный шкаф  для литературы – 1 шт.
  6. Стеллаж для игрового материала – 2 шт.
  7. Релаксационные кресла "Капелька" – 2 шт.
  8. Сенсорный уголок (воздушно-пузырьковая колонна, угловое зеркало) - 1 шт.
  9. Настенный лабиринт – 1 шт.
  10. Лабиринт доска балансировочная – 1 шт.
  11. Зеркальный шар – 1 шт.
  12. Световая пушка – 1 шт.
  13. Сухой бассейн – 1 шт.
  14. Стол на ножках для рисования песком светозвуковой – 1 шт.
  15. Доска – 1 шт.
  16. Ковер- 1 шт.
  17. Компьютер – 1 шт.
  18. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, мозаики, домино и др.)
  19. Развивающие пособия, энциклопедии.
  20. Бланки для диагностических работ учащихся.
  21. Цветные карандаши,  фломастеры, акварельные краски, мелки, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы, пластилин, картон, клей.

Обеспечение программы методическими видами продукции

Творческое объединение  «Развивайка» обеспечено:

  1. разработанными планами учебных занятий;
  2. демонстрационным  материалом;
  3. наглядным раздаточным материалом по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося);
  4. электронными презентациями по основным разделам программы (в формате MicrosoftPowerPoint);
  5. лекционным материалом.

Информационное обеспечение:

  1. использование Интернет-ресурсов;
  2. использование компьютерных диагностических методик;
  3. использование развивающих компьютерных игр;
  4. использование в работе цифровых книг, пособий, энциклопедий.

Кадровое обеспечение:

В реализации данной программы занят 1 педагог-психолог.

2.3. Формы аттестации

-Формы  отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей.

- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, диагностическая карта, открытое занятие, отчёт итоговый, портфолио.

2.4. Оценочные материалы:

В работе используются следующие диагностические методики, позволяющие определить достижения учащихся:

  1. Методика определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
  2. Проективный рисунок-тест Н. Г. Лускановой«Что мне нравится в школе?»;
  3. Методика «Школа зверей» С. Панченко;
  4. Методика диагностики  мотивации учебной деятельности младших школьник  Н.В. Елфимовой  «Лесенка побуждений»;
  5. Методика изучения уровня внимания у школьников Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.;
  6. Диагностика уровня развития мышления школьника А.З. Зака;
  7. Диагностика памяти и анализа ассоциаций. А. Р. Лурия, « Пиктограмма »;
  8. Изучение межличностных отношений в классе Морено;
  9. Рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Я -посуда», «Я –растение», «Я –украшение», «Я-посуда», «Две фигуры», «Мой родитель-мой цветок», «Рисунок семьи»;
  10. Методика определения самооценки детей. Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейна;
  11. Шкала явной тревожности А.М.Прихожан.                                              

2.5. Методические материалы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» построена в соответствии с дидактическими принципами:

  1. Принцип развивающего обучения.
  2. Принцип воспитывающего обучения.
  3. Принцип доступности обучения.
  4. Принцип систематичности и последовательности.
  5. Принцип индивидуального подхода к учащимся.
  6. Принцип наглядности.
  7. Принцип сознательности и активности учащихся в усвоении и применении знаний.

Методы и приёмы работы

Учитывая возрастной, психологический, образовательный, эмоциональный потенциал учащихся, их заинтересованность и активность в программе, используются методы обучения:

1.Наглядные  (демонстрация, иллюстрация, показ презентаций).

2.Словесные (пояснения, рассказ, чтение, указание, беседа, объяснение, лекция).

3.Игровые методы (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры, загадки).

4.Практические методы (упражнения – воспроизводящие, тренировочные, устные, письменные).

Формы организации учебного занятия

Групповые занятия, индивидуальные занятия, работа в группах.

2.6. Список литературы

  1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова //Журнал прикладной психологии. - 2001.-№1.-С.41-61
  2. Битянова, М.Р.Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьев, Н.Л. Васильева – М.: Генезис, 2001. - 352 с.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: учебное пособие/ П.П. Блонский .Москва: МОДЭК, МПСИ, 2006. — 632 с.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие/ Б.С. Волков.  Москва: ВЛАДОС, 2005. —208 с.
  5. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие / Б.С. Волков.Москва: ВЛАДОС, 2005. — 343 с.
  6.  Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников //Проблемы современной науки и образования. -2015. -№ 5. - С. 96-99.
  7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В.Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.  Москва: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  8. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2009. – №1. – С.8 – 9.
  9. Дубровина И.В. Психология: учебное пособие/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан.Москва:Академия, 2003  464 с.
  10. Домрачева С.А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. -2016.- № 9. -С. 86-90.
  11. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – С.102 – 109.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Москва:  «ТЦ Сфера», 2003. 464 с.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник/ В.С. Мухина. — Москва: Издательство «Академия», 1999. 495 с.
  15. Немов Р.С.  Психология. Психодиагностика: учебник/ Р.С. Немов. — Москва:  ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
  16. Осипова И.А. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. – 2003. – №8. – С.33 – 36.
  17. Суркова О.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. -№ 1 .- С. 157-158.
  18. Туревская Е.И. Возрастная психология: учебник/ Е.И. Туревская. Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2002. — 102 с.
  19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебное пособие/ И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
  20. Царева Е.В., Гордеева Н.П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников// Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. -2015.- № 1. - С. 258-263.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...