Главные вкладки

    Методическая разработка (5, 6 класс):
    Методическая разработка "Звук и цвет"

    Имамеева Раиса Анатольевна
    Методическая разработка художественно-музыкального, литературно-драматического турнира «Звук и цвет» адресована педагогам дополнительного образования музыкального и художественного направлений. Она может быть также использована в работе с учащимися средних классов образовательных учреждений, посещающих занятия в ЦДО при школах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_i_tsvet.docx24.22 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  «ЗВУК И ЦВЕТ»

    Р.А. Имамеева

    Система дополнительного образования, включающая  в себя различные области художественного воспитания, представляет широкие возможности для объединения в одном творческом проекте деятельность педагогов по различным предметам эстетического цикла.                         

                 Методическая разработка  художественно-музыкального, литературно-драматического турнира «Звук и цвет» адресована педагогам дополнительного образования музыкального и художественного направлений. Она может быть  также использована в работе с учащимися средних классов образовательных учреждений,  посещающих  занятия  в ЦДО при школах.

            Представленные в данной разработке творческие задания могут стать программой целенаправленной подготовки учащихся к конкурсу как педагогами различных предметов, участвующих в данном проекте, возможно также проведение его одним педагогом музыкального направления.

            Проведение турнира целесообразно как  в конце учебных полугодий, так и в условиях летнего хорового оздоровительного лагеря.

    В турнире предполагается участие двух команд: «музыкантов» и «художников». Численность детей в командах может быть от 3 до 10  человек.  

                Цель методической разработки – развитие творческих способностей учащихся через синтез музыкального, изобразительного и сценического искусств.

                Работа направлена на внутреннее творческое самораскрытие воспитанников, расширение их культурного кругозора, развитие художественно-ассоциативного воображения.

              Важная особенность предлагаемого турнира заключается в том, что не все участники конкурса должны делать то же, что и остальные, но каждый оказывается в ситуации, когда он в соответствии со своими личными способностями, навыками участвует в игре.  Таким образом, разнообразие типов и форм заданий позволяет каждому участнику реализовать свой личный творческий потенциал в той форме и в таком объеме, который для него наиболее приемлем и желателен (конкурс № 5 «Цветомузыкальное караоке», конкурс № 7 «Зоологический карнавал», конкурс № 9 «Святочные гадания»).

            В то же время в разработке турнира представлены  задания, предполагающие совместное планирование учащимися и коллективную  реализацию общего творческого проекта (конкурс № 3  «Золотая рыбка»,  конкурс № 4 «Звукоизобразительный кроссворд», конкурс №  8 «Живая картина», конкурс №  6 «В городах и весях»).  Работа в малых группах над решением определенной творческой задачи создает предпосылки и условия для развития навыков социализации, дружественного творческого общения и сотрудничества ребят.

              Таким образом,  турнир «Звук и цвет» представляет собой опыт межпредметного конкурсного проекта. В основе  интеграционного турнира  предполагаются совместное действие музыки, изобразительного искусства, сценического движения и речи. При выполнении конкурсных задач предпочтительно становятся востребованными креативные способности участников  (импровизация,  композиция), нежели репродуктивные.

    Интегрировано-игровая форма турнира представляет возможность детям актуализировать их главное качество -  способность и желание играть, которое становится помощником педагога в решении различных задач: пробуждении творческих сил, реализации творческой активности, преодолении неуверенности в  себе и т.д.

            

          Известно, что дети обладают  в большей мере, чем взрослые способностью целостного восприятия действительности. Союз музыки и живописи значительно усиливает силу творческого воздействия художественного произведения, остроту  и  глубину его восприятия. Подобная взаимосвязь отражает существующие  глубинные связи между звуком и цветом.  По мысли суфийского философа, музыканта Хазрата Инайят Хана  цвет и звук являются двумя аспектами жизни, и, по сути - они одно - звук является цветом, а цвет  звуком (4, с.17).

             Настоящий турнир  был разработан для классов художественно-эстетического и музыкального развития при ДТЮ «На Ленской».  Специализированные музыкальные классы на базе ДТЮ представляют собой весьма плодотворную  форму и среду обучения, а также творческого общения учащихся.  Для учителя базового предмета – сольфеджио - облегчается возможность создания и построения комплексного, интегративного курса, тесно связанного как с другими предметами музыкального цикла (музыкальной литературой, хором, инструментом), так и с предметами общеобразовательного цикла, и, в первую очередь - с литературой, историей, изобразительным искусством.

      Системность общего и художественно-эстетического образования дает основу для реализации столь актуальной установки на подготовку  юных музыкантов с универсальным подбором творческих навыков, обеспечивающих их готовность к многообразным видам деятельности. Именно ориентация на комплексное развитие учащихся предопределяет  высокий развивающий эффект преподавания. Цельность в этом смысле, как основа обучения музыкальному искусству, как нельзя лучше  была сформулирована выдающимся русским музыкантом середины 19 века А.Ф. Львовым: «Нельзя питать какую-либо силу нашей души отдельно от других сил, их общее развитие должно содействовать развитию музыкального чувства…»(3, с.14).

      Предлагаемая методическая разработка  является одним из опытов в поисках новых форм, методов и средств  в организации учебно-воспитательной  деятельности учащихся  ДТЮ «На Ленской»,  реализации эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности.

    ТУРНИР  "ЗВУК И ЦВЕТ"

    Команды-участницы: в турнире принимают участие две команды. Команда  -«музыкантов» и команда «художников».

    Домашнее задание: 

           1) Сочинить мелодию (команде «музыкантов»),  текст (команде «художников») «Гимна ДТЮ».  Спеть, обыграть.

    2) Представить сказку А.С. Пушкина «Золотая рыбка» в различных жанрах:

    1. Оперы                3. Водевиля     6. Кукольного спектакля

    2. Оперетты           4. Комедии      7. Балета

    3. Рок - оперы        5.Трагедии      8. Пантомимы

    Конкурс 1. «Домашнее задание – Гимн школы».

    Конкурс 2 "О, викторина, ах, вернисаж!"

    Тема: Времена года в живописи и в музыке.

    Задание: Подберите к прослушанным четырем фрагментам "музыкальных времен года" соответствующие живописные произведения.

    Музыкальные фрагменты:

    1. А. Вивальди. "Осень" (из цикла "Времена года").

    2. Э.Григ. "Весной".

    3. С. Прокофьев. "Вариации феи Лета" (из балета "Золушка").

    4. П. Чайковский.  Декабрь. "Святки" (из цикла "Времена года")

    Живописные произведения:

    1. Ткачев А. "Золотая осень".

    2. Шишко С. "Днепр осенью".

    3. Рущиц Ф. "Весна". —

    4. Врубель М. "Сирень".

    5. Волков Е. "В лесу. По весне".

    6. Левитан И. "Большая вода".

    7. Моне К. "Дама в саду".

    8. Пластов А. "Полдень".

    9. Кустодиев Б. "Масленица".

           10. Брейгель П. "Поклонение волхвов в снегопаде".

           11. Васнецов В. "Снегурочка".

    Конкурс 3. "Золотая рыбка" (домашнее задание).

    Конкурс 4. "Звукоизобразительный кроссворд"

                  Задание: составить и решить кроссворды каждой команде (всего 12 вопросов: 6 -музыкальных, 6 - художественных).

    Конкурс 5. "Цветомузыкальное караоке".

    Задание: а) запев - исполнить соло участнику команды;

                                 б) припев - команде болельщиков.

     Конкурс 6. "В городах и весях".

    Задание первой команде: "Страны - композиторы" - разложите предложенные карточки с фамилиями композиторов и названиями стран парами.

    Задание второй команде: "Страны - художники" - разложите предложенные карточки с фамилиями художников и названиями стран парами.

       Конкурс 7. "Зоологический карнавал".

    Задание: представить в движении: (пантомиме, танце), в соответствии с музыкальным образом по пять животных и птиц. Болельщикам: определить вид животного.

    1. К. Сен-Санс. "Слон" (из цикла "Карнавал животных").

    2. С. Прокофьев. "Шествие кузнечиков".

    3. Г. Галынин. "Медведь".

    4. К. Сен-Санс. "Лебедь".

    5. К. Сен-Санс. "Курицы и петухи".

    1. Н. Римский-Корсаков. "Полет шмеля" (из оперы "Сказка о царе Салтане").

    2. К. Сен-Санс. "Кенгуру".

    3. К. Илиев. "Курочка снесла яичко".

                    4. С. Прокофьев («Утка» из сюиты «Петя и волк»).

    1. К. Сен-Санс. «Королевский марш льва» (из цикла "Карнавал животных").

    Конкурс 8. "Живая картина".

    Задание: по представленной картине сделать групповую композицию. Командам по очереди необходимо угадать название "картины" (или дать свое название).

    1. Решетников  Ф. "Опять двойка".

    2. Перов В.  "Приезд гувернантки в купеческий дом".

    3. Перов В. "Тройка".

    4. Васнецов В. "Аленушка".

    5. Маковский К. "За чаем".

    6. Федотов П. "Сватовство майора".

    Конкурс 9. "Святочные гадания по мелодическому рисунку".

            Игра "Угадай мелодию" - на материале отечественной эстрады.


    Использованная литература:

    1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. - Л., 1977.
    2. Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978.
    3. Львов А.Ф. Советы начинающим играть на скрипке.- СПб., 1859.
    4. Хан Х.И. Мистицизм звука.- М., 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока "Цвета неба"

    В статье содержится методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме "Цвета неба".Занятие ставит перед собой цель научить детей лучше чувствовать цвет,находить взаимосвязь между цве...

    Методическая разработка "Изготовление цветов и украшений из бисера"

    Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов и украшений из бисера...

    Использование цвета при оформлении интерьера помещений. Продукты и цвет.

    Выбор цветового решения интерьера жилых помещений – задача, важность которой трудно переоценить, ведь от правильно выбранного цвета вашего дома зависит ваше настроение и работоспособность, комфорт и у...

    Методический материал "Сочетание цвета в одежде"

    Методический материал для образовательной программы театра моды составила методист ЦДТ "Царицыно"Некрасова Елена Николаевна__________________________________________________________________...

    Методическая разработка урока «Цвета. Счет 1-10. Буква Oo.»

    Методическая разработка«Цвета. Счет 1-10.Буква Oo.»...

    методическая разработка "изготовление цветов с жесткими лепестками" в технике квиллинг

    подробное описание этапов урока и технологии изготовления цветка розы в технике квиллинг с фотографиями этапов работы и готовых изделий...