Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного курса «Занимательная математика»
    рабочая программа (6 класс)

    Марсаков Дмитрий Алексеевич

    Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

                Развитие детской самостоятельности путем живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, разрешимых с помощью арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии.

                Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность.

    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые  при работе основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Видновская средняя общеобразовательная школа №5

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «Видновская СОШ №5

                                                                                                                     с УИОП» ______________

    О.В. Рубцов

    30 августа 2018г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    дополнительного курса «Занимательная математика»

    в   6 «А» классе

    Составитель: Марсаков Дмитрий Алексеевич,

     учитель математики,

                                                                                             первая квалификационная категория

     2018 г.

    Пояснительная записка

    Цели обучения. Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

            Развитие детской самостоятельности путем живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, разрешимых с помощью арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии.

            Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность.

    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые  при работе основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

    Целями изучения данного курса являются:

    • развивать у учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку;
    • развивать и тренировать память, внимание речь;
    • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать;
    • формировать познавательный интерес;
    • учить принимать самостоятельные решения;
    • обосновывать собственные мысли;  
    • прививать интерес и любовь к предмету.

     

    Программа рассчитана на 32 часа в год, 1 часа в неделю.

    Требования к  уровню подготовки  учащихся

            Изучение программного материала дает возможность учащимся:

     

    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • развить логические операции: сравнение, анализ, синтез, доказательство, построение выводов;
    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • развивать математическую речь, память, самостоятельность;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
    • развивать познавательный интерес учащихся к математике.

    Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

    • уметь проводить исследования предлагаемых задач;
    • уметь сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы;
    • уметь находить простейшие закономерности и придумывать их самостоятельно;
    • уметь логически правильно формулировать ответ на  вопросы;
    • уметь самостоятельно находить ответы на решения заданий;
    • уметь самостоятельно составлять занимательные задачи;

     

    Содержание обучения

    Содержание курса «Занимательная математика» направленно на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность. Игровая технология включает в себя дидактические игры, формирующие умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

    Содержание курса «Занимательная математика» и методик его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, логику, интуицию, воображение).

    1. Введение: решение числовых ребусов, задач – шуток.
    2. Задачи со спичками.
    3. Остроумный дележ: задачи на переливание, взвешивание; задачи на деление и логические задачи (типа про козу и капусту).
    4.  Логические задачи.
    5. Волшебные квадраты и волшебные таблицы: задания, в которых необходимо в клетки квадрата (таблицы) расставить числа по заданному правилу.
    6.  Решение олимпиадных задач.
    7. Круглый стол «Подведем итоги»: обобщающее занятие курса «Занимательная математика»; выпуск книги «Моя занимательная математика»

    Календарно-тематическое планирование

    п.п.

    Содержание

    Общее

    кол-во

    часов    

    по

    разделам

    Кол-во

    часов по

    темам

    Плановые сроки прохождения программы

    Скорректированные сроки прохождения программы

    1

    Введение

    2

    1.10-14.10

    Решение числовых ребусов, задач-шуток

    2

    2

    Задачи со спичками

    3

    15.10-4.11

    Добавь (убери) спичку

    1

    Переложи спичку

    1

    Составление задач со спичками

    1

    3

    Остроумный дележ

    10

    5.11-4.02

    Задачи на переливание

    3

    Задачи на взвешивание

    2

    Задачи на деление

    2

    Логические задачи

    3

    4

    Практикум «Подумай и реши»

    1

    5.02-10.02

    5

    Логические задачи

    5

    11.02-24.03

    6

    Волшебные квадраты и волшебные таблицы

    3

    25.03-5.04

    Волшебные квадраты

    2

    Волшебная таблица

    1

    7

    Конкурс на лучшую математическую газету «Газета любознательных»

    1

    6.04

    8

    Решение олимпиадных задач

    6

    13.04-24.05

    9

    Круглый стол «Подведем итоги»

    1

    25.05-30.05

    Литература

    1. И.. Шарыгин, А.В. Шевкин. Математика, задачи на смекалку, пособие для 5 – 6 классов. - М. «Просвещение», 1998.
    2. Е. В. Смыкалова. Математика, дополнительные главы по математике, для 5 – 6 классов. - С – П. «СМИО Пресс», 2005.
    3. Л.М. Кубашина. Занимательная математика. - Чебоксары, 1995.
    4. В.В. Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике. М. «Глобус», 2008.
    5. А.В. Фарков. Математические олимпиады по математике 5 – 6 класс. - М. «Экзамен», 2006.  

     

    РАССМОТРЕНО                                                          

    на заседании ШМО учителей математики,                        

    физики и информатики              

    «____» ____________20____г.            

    протокол № __

    Руководитель ШМО                      

    ___________Е.Н. Нуждина  

    СОГЛАСОВАНО  

     Заместитель директора по учебно-воспитательной работе        

    «_____»____________20____г

    _______________ И.Ф.Гром  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса

    Рабочая программа элективного курса " Занимательная математика" для учащихся 5 класса...

    Методическая разработка "Рабочая программа по курсу "Занимательная математика в 5 классе""

    Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных нав...

    Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида

    Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

    Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса

    Рабочая рограмма факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса...

    Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика"

    Учебный курс направлен на достижение следующих целей:развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к предмету....

    Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »

    Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...

    Рабочая программа по дополнительному курсу «Занимательная математика»

    Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...