Рабочая программа по дополнительному курсу «Занимательная математика»
рабочая программа (5 класс)

Марсаков Дмитрий Алексеевич

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

            Развитие детской самостоятельности путем живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, разрешимых с помощью арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии.

            Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые  при работе, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platnye_5_klass_zanimatelnaya_matematika.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Видновской

СОШ №5 с УИОП___________

Наймушина Н.Е.

___________________ 2016 г.

Рабочая программа по дополнительному курсу

«Занимательная математика»

5 А класс

Составитель: Марсаков Дмитрий Алексеевич,

учитель математики первой категории

2016 г.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю.

Цели обучения. Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

        Развитие детской самостоятельности путем живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, разрешимых с помощью арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии.

        Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые  при работе, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

5 «А» - класс с углубленным изучением математики. Обучающиеся мотивированны на учебу, с аналитическим складом ума, поэтому в классе на уроке можно больше времени уделять решению нестандартных заданий, заданий повышенной сложности.

Целями изучения данного курса являются:

  • развивать у обучающихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку;
  • развивать и тренировать память, внимание речь;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать;
  • формировать познавательный интерес;
  • учить принимать самостоятельные решения;
  • обосновывать собственные мысли;  
  • прививать интерес и любовь к предмету.

 

Требования к  подготовке  обучающихся

        Изучение программного материала дает возможность обучающимся:

 

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • развить логические операции: сравнение, анализ, синтез, доказательство, построение выводов;
  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • развивать математическую речь, память, самостоятельность;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
  • развивать познавательный интерес учащихся к математике.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

  • уметь проводить исследования предлагаемых задач;
  • уметь сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы;
  • уметь находить простейшие закономерности и придумывать их самостоятельно;
  • уметь логически правильно формулировать ответ на  вопросы;
  • уметь самостоятельно находить ответы на решения заданий;
  • уметь самостоятельно составлять занимательные задачи;

Содержание обучения

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Основная методическая установка данного курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Поэтому освоение курса предполагается через  задачи и игры, развивающие детскую сообразительность. Игровая технология включает в себя дидактические игры, формирующие умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

Содержание курса «Занимательная математика» и методик его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, логику, интуицию, воображение).

  1. Введение: Математика – царица наук.
  2. Задачи – шутки: задачи, правильное решение которых чаще всего не требуют никаких дополнительных знаний, - внимательно читайте условие задачи и попробуйте миновать расставленные ловушки.
  3. Составление выражений: задачи, в которых надо расставить математические действия, скобки, используя цифры составить выражения.
  4. Числовые ребусы: это задания, в которых все или некоторые цифры заменены звездочками или буквами.
  5. Угадай число: задачи, в которых необходимо найти неизвестное число по заданному условию.
  6. Задачи со сказочным сюжетом: задания, в которых идет речь о сказочных героях; задачи в стихах. Составление занимательных задач по теме (работа в группах).
  7. Математический КВН: подготовка, проведение, обсуждение.

Тематическое планирование

учебного материала

п.п.

Содержание

Общее

кол-во

часов    

по

разделам

Кол-во

часов по

темам

Плановые сроки прохожде-ния программы

Скоррек-тирован-ные сроки

1

Введение

3

Математика – царица наук

1

Газета «Математика – царица наук»

2

2

Задачи – шутки

6

Задачи-шутки

2

Задачи-смекалки

2

Конкурс на лучшую задачу-шутку, задачу-смекалку

2

3

Составление выражений

4

Задачи, в которых надо расставить математические действия, скобки

2

Используя цифры, составить выражения

2

4

Практикум «Подумай и реши»

2

5

Числовые ребусы

5

Учимся отгадывать ребусы

2

Составление математических ребусов

3

6

Угадай число

2

7

Задачи со сказочным сюжетом

8

Решение занимательных задач в стихах

2

Решение задач со сказочным сюжетом

2

Составление занимательных задач по теме

2

Конкурс на лучшую брошюру «Занимательные задачи со сказочным сюжетом»

2

8

Математический КВН

2

Литература

  1. М. Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике, книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994г.
  2. Е.Ю. Беленкова. Математика 5 класс, задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – Центр, 2005г.
  3. А.Д.Александров. Геометрия для 5 – 6 классов. – М.: Просвещение, 1991г.
  4. А.В.Фарков. Математические олимпиады по математике 5 – 6 класс. – М.: «Экзамен», 2006г.
  5. И. Шарыгин. Математика, задачи на смекалку, пособие для 5 – 6 класса. – М.: «Просвещение», 1998.
  6. Е.М. Смыкалова. Математика, дополнительные главы для учащихся 5 классов. – С.-Пб: «СМИО Пресс», 2005г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

математики, физики, информатики и ИКТ

от ________________2016 г. №___

Руководитель ШМО

__________________ Е.Н. Нуждина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_________________И.Ф. Гром

_________________2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа к дополнительным занятиям  "Занимательный английский" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа «Занимательная математика » направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного курса «Занимательная математика»

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Занимательная грамматика» для 5 класса на 2015-2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу  «Занимательная грамматика»  для 5 класса  на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса, «Занимательный английский», 5 класс

Предлагаемая программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики  для внеурочных занятий осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка и языково...

Рабочая программа пропедевтического (вводного) курса «Занимательная химия»

Изучение вводного курса «Занимательная химия» в 7 классе направлено на достижение следующих целей: подготовить учащихся к изучению нового учеб­ного предмета; создать познавательную мот...