Взаимодействие – одна из организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся в условиях школы-интерната.
статья

Козлобаева Ольга Васильевна

Программа сотрудничества Москвариума и школы позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и  включать обучающихся в  проектную  деятельность.         

Главной и неотъемлемой составляющей сотрудничества является выработанный определенный системный подход. Он позволяет обеспечить реальную преемственность и перспективность расширения изучения окружающей природы в школе по программе и знакомство с подводным миром в Москвариуме. Такой подход расширяет знания полученные в школе, экологические знания, систематизирует их на доступных наглядных примерах из океанической жизни, которые предоставляет Москвариум. У воспитанников появляется желание помочь природе справиться с экологическими проблемами. Дети искренне переживают за экологическое состояние водных ресурсов нашей Родины.  

     Программа взаимодействия Школа-Москвариум создает не только интерес к учебному процессу, развивает познавательную деятельность, но предоставляет широкие возможности для создания собственных проектов, включаться в активную жизненную позицию.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие – одна из организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся в условиях  школы-интерната.

Автор: Козлобаева Ольга Васильевна

           

               Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из актуальных проблем в образовательном процессе в условиях школы-интерната. Педагогическая наука и школьная практика накопили большой опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся. Интерес к познанию во время учебного процесса не всегда высок, а иногда он и вовсе пропадает. Администрация Москвариума разработали для детей с особенностями развития адаптированную Программу взаимодействия «Школа-Москвариум», занятия которой направлены на активизацию познавательной деятельности. Реализация программы происходила во внеурочное время в Москвариуме и в школе-интернате. Задачей педагогов было расширение знаний  учеников, повышение интереса к обучению, активизации посильной для каждого воспитанника познавательной деятельности, как на занятиях, так и в самостоятельной работе над проектами.

        Внеклассные занятия по программе взаимодействия, имеют принципы:

- учет возрастных особенностей;

- индивидуальный выбор направления деятельности;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории и практики;

- доступность, наглядность;

- принцип открытости;

- включение активной жизненной позиции.

      Главной и неотъемлемой составляющей обучения,  является выработанный определенный системный подход. Он позволяет обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающей природы в школе и знакомство с подводным миром в Москвариуме. Такой подход расширяет полученные  экологические знания, систематизирует их на доступных наглядных примерах из океанической жизни, которые предоставляет Москвариум. В  лектории Москвариума учащиеся нашей школы-интерната получили информацию о том, как устроены моря и океаны, каковы последние громкие научные открытия. Среди лекторов были известные и неординарные люди: ученые, натуралисты, аквариумисты, телеведущие, путешественники, дайверы. Словом, все те, кто может приоткрыть завесу тайны подводного мира и рассказать об этом много увлекательных и любопытных историй. Содержание занятий в Москвариуме носит развивающий, практический и познавательный характер. На лекциях ученики оказываются перед выбором: либо включаться в практическую работу, либо определить себе  роль слушателя. Формы и  методы всех занятий в Москвариуме носят познавательный характер. Технология обсуждения во время экскурсий экологических проблем и научных фактов позволяет активизировать процесс познания. Дети чувствуют себя достаточно уверенно в ходе обмена мнениями. Экскурсантам раздаются печатные образцы для самостоятельного выполнения задания (с разными уровнями сложности). Это приводит к рациональному усвоению и расширению знаний о подводном мире. Каждое занятие заканчивается экскурсией, во время которой дети имеют возможность покормить морского обитателя или просто прикоснуться к  самым необычным экземплярам морской фауны.  

Данная программа сотрудничества позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и  включать обучающихся в  проектную  деятельность.        

      Во внеурочное время преподаватель в школе организует мероприятия экологического направления: акции, квесты, социальные проекты, которые побуждают учеников интересоваться экологическими  проблемами в мире. Программа также побуждает детей к  познавательной деятельности и выбору индивидуального проекта. На внеклассных мероприятиях учитывались следующие принципы:

- возрастные особенности;

связь теории и практики;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- доступность, наглядность, принцип открытости;

- выработка активной жизненной позиции;

- индивидуальный выбор направления деятельности.

Адаптированная программа предусматривает ежемесячный просмотр подготовленный педагогом или обучающимися информационно-экологического журнала «Все мы родом из детства». Каждая страничка журнала нацелена на эколого-познавательную деятельность. С помощью своей странички, обучающиеся могут рассказать об интересующей их проблеме. Обсуждается план предстоящей коллективной или индивидуальной работы, лучший способ ее выполнения, распределяются обязанности. Необходимо поощрять тех воспитанников, которые сделали попытку самостоятельного поиска экологических проблем, поставили задачи, нашли наилучший способ ее решения или объяснения. При обсуждении предстоящего дела или задания важно стимулировать воспитанников на то, чтобы они давали собственную оценку происходящему, выражали свою точку зрения. Педагогам важно побуждать обучающихся творчески выполнять задания, планировать свою деятельность, выделять последовательность действий, определять конечный результат в проекте, анализировать и оценивать результаты деятельности.

Ежемесячный выпуск журнала «Все мы родом из детства», участие в акциях, школьных мероприятиях, конкурсах, занятия в Москвариуме – все это позволило разбудить интерес у детей. Они научились разбираться в огромном разнообразии обитателей аквариумов, сами проводили экскурсии по экспозициям. Юные экскурсоводы  рассказывали об обитателях Москвариума близким, а самые смелые проводили экскурсии  для посетителей Москвариума. Благодаря такой практике у обучающихся развиваются не только познавательные, экологические, но и профессиональные интересы.  Происходит зарождение первых желаний выбора  профессии, например – экскурсовод.

В процессе работы поддержка педагогом веры в познавательные возможности ученика определила основные организационно-методологические подходы. Поощрение успеха, самостоятельности в действиях, инициативы, воспитание эмоционально-положительного отношения, интереса к занятиям и другим видам деятельности заметно повлияло на развитие познавательной деятельности воспитанников вне урока. Они получили важнейшие навыки социального поведения в совместной деятельности с обучающимися из других школ, внимательного отношения друг к другу, оказание взаимопомощи. Учебно-познавательная деятельность осуществляется в условиях, приближенных к естественным, и имеет практическую направленность. Это выходит за рамки учебных предметов, обеспечивает учащимся широкий круг знаний, умений в разных сферах деятельности.

Такая практика содействует развитию познавательных интересов, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, социализации вне школы-интерната. Обучающиеся без труда общались с другими детьми, давали интервью каналу ТВЦ и Первого канала. Они ознакомились с морскими животными, научились самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, ставить задачи, выдвигать гипотезы и находить решения проблем.  Обучающиеся предложили свои проекты, которые защищали на конференции Москвариума. Внеурочная воспитательная деятельность направлена также на повышение уровня нравственной, патриотической и экологической культуры.  У детей формируются творческие способности, они учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, у них развиваются такие качества как толерантность и доброта. У воспитанников появляется желание помочь природе справиться с экологическими проблемами. Дети искренне переживают за экологическое состояние водных ресурсов нашей Родины.  Программа взаимодействия Школа-Москвариум создает не только интерес к учебному процессу, развивает познавательную деятельность, но предоставляет широкие возможности включить активную жизненную позицию и даже выбрать будущую профессию. Наиболее полно реализовать экологическую учебную деятельность в образовательных учреждениях позволяют проблемно- поисковые и нетрадиционные методы обучения учащихся. Этим требованиям отвечают учебные игры. Знания, приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у школьников правильное «миропредставление», включающего его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса.

Использованная литература, источники

1. Условия и формы активизации познавательной деятельности http://allrefrs.ru 

2. Валеева О. С. Обеспечения индивидуального подхода в рамках внеурочной деятельности  http://referatwork.ru/category/ob

3. Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/105/25044/ (дата обращения: 11.05.2018)

4. Алекина Т. А. Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством совершенствования исследовательских способностей 

5. Степанов Е. Н. Персонально ориентированная воспитательная деятельность педагога как важнейший фактор развития внеурочной активности школьников

6. Аргунова, М. В. Экология в мире профессий: методические рекомен- дации для учителей / М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков, Т. А. Плюснина, И. И. Тюхов, М. А. Шахраманьян. – М.: МИОО, 2015. – 92 с. Проектная и исследовательская деятельность школьников.

Москва, 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формы организации познавательной деятельности обучающихся"

В докладе рассматриваются фронтальная , групповая, индивидуально - обособленная и коллективная формы познавательной деятельности обучающихся....

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре....