Методическая разработка экологической игры.
занимательные факты (5 класс)
Предварительный просмотр:
День воды.
Методическая разработка экологической игры.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на земле.
Задачи: привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях. Показать насколько дороги природные ресурсы (вода).
Оборудование: глобус, стакан, трехлитровая банка с водой, пипетка, таблица «Расход воды», плакаты по теме, тазы с водой, два яблока, две губки.
Ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Зе6мле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем? (показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода). А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего, лишь половину стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана вы получите воду из рек и озер (свои слова ведущий сопровождает показом опыта). Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, мили о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий учёный всегда стремится разгадать их.
Конкурс «Загадочный».
- Что бежит без прогону? (вода).
- Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).
- Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (облако).
- В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападет-
Этот бархат опадет. (иней).
- Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (туча).
- Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось-
С неба на землю свалилось. (снег).
- Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки).
- Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (туча).
- Днем окно разбито,
За ночь вставлено. (лед в проруби).
- Текло, текло и легло под стекло. (река подо льдом).
- Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (болото).
- Бежит без ног
Рукава без рук. (река).
- Вода по воде плавает. (лед).
- В воде родится
Воды боится. (лед).
- Пришли воры,
Хозяев украли,
А дом в окошки ушел. (рыбаки, рыба, невод, вода).
Ведущий: демонстрирует детям глобус.
Ведущий: океаны, моря и реки регулируют круговорот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем: регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.
Викторина
«Реки, озера, моря и океаны».
Вопросы:
- Сколько на нашей планете океанов? (4)
- Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
- Белое, красное, черное, желтое – что это? (названия морей)
- Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
- Как называются начало и конец реки? (исток, устье)
- У какого водоема бывают рукава? (река)
- Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
- В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
- По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
- Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (примерно 70%)
- Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
Конкурс «Знаете ли вы?»
Ведущий: а знаете ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы:
- У кого оба глаза в одном боку? (камбала)
- У кого одна нога дом перевозит? (моллюск)
- Кто одной ноздрей дышит? (кашалот)
- Кто клыками дно пашет? (морж)
- Какую птицу море отучило летать? (пингвин)
- Что такое «морская капуста»? (водоросли)
- Какая пролетная стая обещает снег? (стая гусей)
- Кто пьет ногой? (лягушка)
Физкультминутка
«Вода - не вода».
- Достать без рук, ртом из таза с водой яблоко.
- Кто быстрее губкой нальет воду в стакан.
- Ложкой из стакана в стакан перелить воду. (на время)
- Достать без рук ключ из банки с водой.
Конкурс «С улыбкой по стране».
Ведущий: наш следующий конкурс «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.
Вопросы:
- Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)
- В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)
- Какой приток реки Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)
- Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)
- В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
- В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нем всего полбуквы. Назовите ее. (река Пола-пола)
- У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Припяти - «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)
Конкурс «Где мы используем воду?»
Ведущий: В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды:
- она содержится в крови,
- вода, входящая в состав слюны и желудочного сока помогает переваривать пищу,
- с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
Детям показывают таблицу «Расход воды».
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95 -190 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье пола, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
Ведущий: вот так много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»
Детям предлагается найти примеры неэкономного расходования воды в быту и предложить свои методы экономии воды.
Ведущий: с приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки и озера. Если не принимать срочных мер – водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него.
Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться так4ие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.
Когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
Ведущий дает совет детям приучиться чистить зубы при закрытом кране и стирать мелкие вещи только в тазу.
Литература:
- «Игры, кроссворды, загадки, ребусы для 4-8 классов»
- ПедСовет №1-2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...
Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"
Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

Методическая разработка экологического мероприятия "Сказ о том, как Вовка живую воду искал"
Экологическое мероприятие, посвященное Дню воды....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...

Методическая разработка экологической игры: "Земля-наш общий дом"
Экологическая игра для детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка_Настольная игра_Экологическая тропа
Методическая разработка може быть использована педагогами в сфере дополнительного образования для повышения уровня экологической воспитанности младших школьников....

Методическая разработка экологической викторины "Экологические проблемы человечества"
В работе представлен ход проведения обучающей экологической викторины "Экологические проблемы человечества", в которой обучающиеся не только узнают про глобальные экологические проблемы, но ...
