Открытый урок: « Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».
план-конспект урока

Тлепсук Нуриет Гаруновна

Открытый  урок:

« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Афипсипская детская школа искусств»

Открытый  урок:

« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».

                                                                                               

     

Преподаватель фортепиано

Тлепсук Нуриет Гаруновна

2017г.

Цель урока: Формирование у учащегося умения передавать разнохарактерную, танцевальную музыку.

Задачи урока: 1. Умение находить и применять различные приёмы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры.
2. Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств в работе над звуковыми качествами произведения.
3. Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах танцевального характера.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.

Этапы урока: 
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.

Ход урока:
«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
1
.Организационный момент: Сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово: Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления.
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

3. Практическая часть.

Урок проводился с ученицей 3 класса Намток Разой.

С ученицей проведена следующая работа:

1. Беседа на тему «Что такое танец?»

А) Дано определение жанру танец;
Б) Выявлены характерные черты танцевальной музыки;
В) Какие бывают танцы.

2. Разобран и проучен нотный текст произведения.
На уроке показываем работу над основными деталями пьесы.
Все дети как правило любят танцевать. Поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Названия как правило очень образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Условно разделим работу над произведением на несколько этапов.

(А.Жилинскис «Финский танец»).

Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (l и lll части) и задорный танцевальный (ll часть); танец в характере лендлера.

А) Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).

    В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. В этом танце партия левой руки на протяжении всего произведения исполняется приёмом «щипком» на стаккато с опорой на бас 5,4,3 пальцами.
(Ученица исполняет партию левой руки l части, соблюдая указания педагога).
   Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации.
(Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
   Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция.
   Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения.
(Ученица исполняет наизусть партию левой руки l части).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию.
(Вместе с ученицей, в паре исполняем ll часть пьесы).

Б) В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии , её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем ученица проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняется образ произведения – мелодия становится ритмичной, танцевальной, в ней слышны притопы на 2ую долю в каждой фразе. Фразы становятся короче, частая смена штрихов, аппликатуры, нарастание динамики – всё это требует от ученика внимания и слухового контроля.
(Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, затем отрабатываем все элементы на фортепиано).

В) Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
   В данном танце различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато.
В l части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию со 2ой доли, не нарушая мелодической линии.
(Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения ).
 Вторая часть сложна по технике исполнения. В каждом такте, на каждую долю меняется артикуляционный штрих. Здесь необходимо проследить за объединяющим движением руки. Именно на одном движении ученица должна исполнить целое предложение, точными штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прервав движения мелодии.
(Отрабатываем штрихи на инструменте).

Г) С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности.
(Раза  проучила пальцы и с этим у нас нет проблем).

Д) Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой , затем двумя – с яркими оттенками).

Е) Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу.
(Ученица исполняет l часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).

Ж) Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
(Раза  исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов).

4.Заключение. 

     Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
   Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями(джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

    Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Проект "Развитие музыкального мышления учащихся ДШИ на примере кантиленных пьес".

   В проекте представлены эффективные пути развития музыкального мышления учащихся через анализ интеллектуальной деятельности и культуры музыкального исполнительства кантилены....

Презентация к проекту "Развитие музыкального мышления учащихся ДШИ на примере кантиленных пьес".

   На основании данного проекта разрабатываются и реализуются новые формы организации деятельности учащихся, педагогов и их взаимодействия с родителями, а также психолого – педагогиче...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».

laquo; Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера»....

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...