Дополнительная общеобразовательная программа «Зебра» (основы изобразительного искусства)
рабочая программа

Цель программы: создание условий для развития мотивации к изучению основ изобразительного искусства

Задачи:

изучить основы цветоведения;

познакомить с техникой рисования гуашью;

познакомить с основами композиции;

познакомить с основами рисунка и живописи;

дать общие представления об отражении природных явлений в произведениях русских художников;

ознакомить с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего;

дать начальные знания в области конструктивного построения предметов, а также понятие о цветовой и воздушной перспективе;

развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, способность правильного цветового восприятия, фантазию, воображение, творческие способности;

развивать художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление;

воспитывать культуру поведения на занятиях в кабинете и на природе;

воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, уважение к работе других учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Зебра»

(основы изобразительного искусства)

Возраст детей - 8 – 18 лет.

Сроки реализации - 3 год

Автор –  Андрейченко Юлия Андреевна

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Зебра» (основы изобразительного искусства) – художественная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа разработана для педагогов дополнительного образования, преподавателей подготовительных групп в художественных школах и ДШИ. Программа написана с целью решения проблемы эстетического воспитания и художественного образования подрастающих поколений.

Учитывая тот факт, что дети приходят в изостудию для ознакомления с миром изобразительного искусства, большое внимание уделяется беседам на темы искусства, которые способствуют пониманию прекрасного, воспитанию интереса и любви к искусству. Основные виды занятий по программе тесно связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учётом интересов учащихся. Тематический принцип планирования учебного материала отвечает задачам нравственного, трудового, и эстетического воспитания учащихся, учитывают интересы детей, их возрастные особенности.

Качество уроков изобразительного искусства определяется также оснащённостью учебных занятий  наглядными пособиями, муляжами, иллюстрированным материалом, техническими средствами.

Цель программы: создание условий для развития мотивации к изучению основ изобразительного искусства

Задачи:

изучить основы цветоведения;

познакомить с техникой рисования гуашью;

познакомить с основами композиции;

познакомить с основами рисунка и живописи;

дать общие представления об отражении природных явлений в произведениях русских художников;

ознакомить с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего;

дать начальные знания в области конструктивного построения предметов, а также понятие о цветовой и воздушной перспективе;

развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, способность правильного цветового восприятия, фантазию, воображение, творческие способности;

развивать художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление;

воспитывать культуру поведения на занятиях в кабинете и на природе;

воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, уважение к работе других учащихся.

Отличительные особенности от уже существующих образовательных программ

Программа построена кольцеобразным способом и включает в себя следующие базовые темы: «Декоративная работа», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История искусств». От уровня общих представлений обучающийся движется к более глубоким знаниям, от элементарных умений – к навыкам работы в различных техниках изобразительного творчества. В отличие от программ специализированных учебных заведений, где даются фундаментальные знания по каждому разделу, в данной программе основные термины, понятия, техники даются на начальном мотивационном уровне с перспективой углублённого изучения в дальнейшем, будь это художественная школа, узконаправленная художественная студия и др.

В программе сочетаются задания на развитие практических навыков с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства. А также различать прекрасное в окружающей действительности. Для выполнения творческих заданий учащиеся используют разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, гелиевые ручки, и т.д.

В процессе ознакомления с изобразительным искусством основное внимание учащихся сосредотачивается на определении передачи формы, характерной для изображаемого предмета, его пространственного положения, пропорций, в результате чего учащийся овладевает умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые предметы и явления, учится наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

Возраст детей - 8-18 лет.

Сроки реализации программы - 3 год обучения.

Формы и режим занятий.

Групповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю, по 1-2-3 часа с перерывом в 15 минут.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности

К концу обучения учащийся

Знает:

виды и жанры живописи и изобразительного искусства, технику рисования гуашью, основные цвета спектра и их оттенки, простые геометрические формы и их различия, виды композиции (вертикальная, горизонтальная, центрическая, угловая),

известные произведения русских и зарубежных художников.

Имеет: понятия линии горизонта, первого и второго планов в натюрморте и пейзаже, о правилах композиции: главное и второстепенное, взаимосвязи людей и предметов, «народное творчество», «орнамент» на примерах гжельской росписи;

первые представления о рисовании животных и людей (пропорции и анатомическое строение).

Умеет: Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, контраст, движение, гармония, композиция) Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте. Создать художественный образ в композициях.

Владеет: техническими навыками работы с гуашью, акварелью, карандашом, пастелью.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основное место занимает декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Во время выполнения практических работ важно использование самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, гуашь, цветная тонированная бумага, пластилин. Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции.

Занятия по теме Композиция обогащаются показом произведений искусства и беседами о красоте вокруг нас.

        Дети учатся пониманию содержания картин, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины. На занятиях просматриваются кинофильмы, показываются репродукции, проводятся экскурсии в художественные галереи и музеи. Во время одной беседы показывается 2-3 произведения (не более 5). Произведения могут знакомить учащихся как с творчеством одного художника, так и быть подобранными по определенной теме.

        Раздел «Композиция» включает в себя тематическое рисование и иллюстрирование по литературным произведениям. Рисование на темы окружающей жизни происходит на основе наблюдения или по воображению. Во время иллюстрации повестей, рассказов, басен и других литературных произведений учащимся предлагается самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы.

        При организации урока по живописи особое внимание уделяется рисованию с натуры, а также выполнению набросков по памяти и представлению отдельных предметов быта простой формы. Учащиеся знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, оттенкам, колоритом, линейной и воздушной перспективой, понятием объема, пространственного положения, освещенности предмета.

При организации любого урока обращается особое внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок делится на следующие части:

        1.Организацион6ый момент. Сюда входит: установление дисциплины, настрой на учебную работу. Серьезное значение уделяется организации рабочего места учащегося. Рисовальные принадлежности раскладываются в определенном порядке. Если на предыдущем занятии было задано домашнее задание, то учащиеся раскладывают на столах свои рисунки, а педагог, обходя ряды, просматривает их, делает замечания или просто хвалит.

        2.Сообщение нового материала.

        Педагог объясняет цели и задачи новой темы, сопровождая свои объяснения наглядными пособиями: методическими таблицами, репродукциями, рисует на классной доске.

        Педагог показывает на доске последовательность выполнения рисунка, обсуждается правильное положение альбома или листа бумаги.

        Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

        3.После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Пока учащиеся рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, иногда помогает учащемуся исправить рисунок, указывает на допущенные ошибки.

        4. Подведение итогов урока.

        К концу работы педагог выбирает наиболее выделяющиеся рисунки и комментирует их, разъясняя группе, в чем их достоинства и недостатки, проявляя при этом педагогический такт и уважение к личности ребенка.

Уровни усвоения образовательной программы на первом этапе  обучения.

1-ый год обучения

Низкий уровень:         - ребенок не усвоил базу предмета

                                          -не может самостоятельно довести работу до конца

                                          -не может самостоятельно оценить свою работу

Средний уровень:       - осваивает приемы работы с материалами с затруднением

                                             - пользуется помощью педагога или товарищей

                                             

Высокий уровень        - хорошо владеет предметом

                                             -хорошо освоил приемы работы с материалами

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Зебра» (основы изобразительного искусства)

I-II-III год обучения

Базовая тема

                     Количество часов

I-1

II-2

III-3

Т

П

Т

П

Т

П

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

2

3

2

3

2

3

РИСУНОК

10

25

10

25

10

25

ЖИВОПИСЬ

10

25

10

25

10

25

КОМПОЗИЦИЯ

10

35

10

35

10

35

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

10

5

10

5

10

5

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

10

20

10

20

10

20

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

-

5

-

5

-

5

ЗАРИСОВКИ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

-

10

-

10

-

10

ИТОГО

 180

 180

 180

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Первый и второй год обучения.

Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Появляются характерные новообразования (появление самоконтроля, самооценки, рефлексии, умения анализировать свои действия, симпатии-сочувствия, переживания), происходит расширение познавательной деятельности. Появляются дружеские отношения (чувство близкого друга).

В итоге формируется устойчивый интерес к различной деятельности (танцы, ИЗО).

Основной формой работы с учащимися младшего школьного возраста становится урок. Акцентируя внимание на индивидуальной работе, возможно применение фронтальной организации урока.

Учебный материал становится более сложным, систематизированным, менее образным - конкретным. При дальнейшем: обучении происходит обогащение знаний, умений, навыков, выработанных ранее, что открывает перед ребенком возможность пользоваться ими самостоятельно и в соответствующих ситуациях.

Оценка работ проходит как на коллективных просмотрах, где участвуют все дети и педагог, так и на индивидуальных консультациях.

Особенностью индивидуальной работы с детьми этого возраста становится объяснение, показ учебного материала каждому ребенку непосредственно.

Рисунок (1-й год обучения)

Рисунок:

Понятие –рисунок.

Основные виды  рисунка. Линейно-объемный рисунок; Изучение принципов и методов работы в рисунке; образное отражение действительности; Изучение основных понятий перспективы; основы линейной перспективы;; наброски, фигуры человека; восприятие пространства, движения и формы; основные виды рисунка:

Тональный, линейно-объемный, линейно-плоскостной; форма как средство выражения замысла; единство формы и содержания в рисунке; рисунок по памяти; мотивы природы и их использование в прикладном искусстве.

         1. Рисунок геометрических тел. Изучение основ изобразительной грамоты, развитие пространственного мышления, обучение грамотному изображению трехмерного пространства на плоскости листа. Изучение элементарных законов перспективы на основе конструкции геометрических тел и  их сочетаний, сложной формы путем мысленного расчленения на простейшие геометрические тела.

2. Рисунок натюрморта. Изучение и знакомство с жанром натюрморта, рисование с натуры. Задача заключается в обучении основным приемам рисовании с натуры, визуальное измерение, изучение основ построения конструкции согласно пропорциональным соотношениям, компоновка, применение метода обрубовки, соблюдение последовательности (от общего к частному).

Рисунок (2-й год обучения)

Рисунок:

линейно-объемный рисунок; принципы и методы работы в рисунке; образное отражение действительности; основные понятия перспективы; основы линейной перспективы; основные виды рисунка; наброски, рисунок головы, фигуры и полуфигуры человека; рисунок отдельных частей фигуры; принципы и методы изображения обнаженной и одетой фигуры; восприятие пространства, движения и формы; основные виды рисунка:

Тональный, линейно-объемный, линейно-плоскостной; форма как средство выражения замысла; единство формы и содержания в рисунке; искусства портрета; виды складок и их изображения; рисунок по памяти; мотивы природы и их использование в прикладном искусстве.

1.        Рисунок геометрических тел. Грамотное изображение трехмерного пространства на плоскости листа.

2.        Рисунок натюрморта. Основные приемы рисовании с натуры, визуальное измерение, построения конструкции согласно пропорциональным соотношениям, компоновка, соблюдение последовательности (от общего к частному).

3.        Рисунок головы. Базовые знания о строении головы человека, о пропорциях лица, которые позволяют в дальнейшем без особых затруднений изображать лицо человека, передавая признаки возраста и эмоциональное состояние.

4.        Рисунок фигуры человека. Вводные беседы об изображении человека художниками всех времен, о произведениях античных скульпторов и мастеров эпохи Возрождения, как гимна красоты и гармонии человека. Практическое изучение основных линий и пропорций человеческой фигуры. Различия в пропорциях детской, мужской и женской фигурах. Понятие «Набросок», «Зарисовка». Схематизация человеческой фигуры на основе скелета. Пластические особенности и элементарные знания по анатомии и конструкции человека.

Живопись (1-й год обучения)

Живопись:

Определение живописи. Виды живописи.

материалы и техника живописи; методика работы над живописным этюдом в акварельной и темперной технике; натюрморт; этюды цветов и растений;; цветовые и тональные отношения; декоративность и орнаментальность живописи; работа над этюдами тканей в складках;

1.        Тон. Светотень. Растяжка.

2.        Объем.

a.        блик

b.        Свет скользящий

c.        Полутон

d.        Тень собственная (предмета)

e.        Рефлекс

f.        Падающая тень

3.        Гризайль.  Материалы: пастель, уголь, карандаш, акрил, масло, акварель

4.        Три цвета.

5.        Полная палитра с распределением холодной и теплой цветовой зоны. Лессировочные и корпусные цвета.

6.        Перспектива.

7.        Композиция.

8.        Некоторые темы займут несколько занятий (в зависимости от усвоения материала каждой конкретной группой).

Живопись (2-ой год обучения)

Живопись:

материалы и техника живописи; методика работы над живописным этюдом  гуашью, натюрморт; этюды цветов и растений; изображение фигуры и головы человека; цветовые и тональные отношения; декоративность и орнаментальность живописи; работа над этюдами тканей в складках. Тон. Светотень. Растяжка.

1.        Объем.

a.        блик

b.        Свет скользящий

c.        Полутон

d.        Тень собственная (предмета)

e.        Рефлекс

f.        Падающая тень

2.        Гризайль.  Материалы: пастель, уголь, карандаш, акрил, масло, акварель.

3.        Три цвета.

4.        Полная палитра с распределением холодной и теплой цветовой зоны. Лессировочные и корпусные цвета.

5.        Перспектива.

6.        Пропорции, Способы соизмерений.

7.        Постановка. Складки. Гипсы.

8.        Белое на белом.  Принцип образования колорита на объеме.

9.        Голова. Пропорции.

10.        Композиция.

.

Некоторые темы займут несколько занятий (в зависимости от усвоения материала каждой конкретной группой).

Композиция (1-ый год обучения)

Основы композиции: Определение композиции.

Основные законы композиции; правила, приемы и средства композиции; статические и динамические композиции.

Композиция (2-ой год обучения)

орнамент и костюм - часть общей материальной культуры общества; хроматические и ахроматические композиции; гармонические сочетания цветов в хроматических композициях; ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный.

Третий год обучения

Ведущие виды деятельности -  учебная деятельность, культурное общение. Основные новообразования этого возраста:

•        чувство взрослости (подражание поведению других людей, в одежде);

•        яркая эмоциональная нестабильность;

•        переоценка ценностей, идеалов, следствием чего являются конфликты с

родителями, учителями.

Основные возрастные особенности выражаются в:

•        потребности отстаивать свое мнение;

•        потребности уважения к себе;

•        частой сменой увлечений.

Занятие сохраняется как основная форма работы с подростком. Но занятие выступает как стержень микросистемы форм. Занятие не должно быть жестким, оно должно быть более мобильным, подвижным. Не должны четко выделяться отдельные его элементы, они должны переходить друг в друга или смещаться.

Для учебного материала характерна профессиональная направленность. Особенностями оценки становятся: самостоятельная оценка своих работ, проблемная ситуация решения возникающих вопросов, коллективная работа. Непременным: условием решения поставленных задач необходимо считать сознательное отношение подростка к приобретаемым знаниям и навыкам.

Общение с педагогом открывает особые возможности (появляется возможность профессионального овладения деятельностью).

Настоящий этап обучения совпадает с тем этапом в жизни подростка, когда происходит перестройка важнейших психических и физиологических функций организма. В это время у ребенка заканчивается развитие понятийного мышления. Он начинает мыслить теми же категориями, что и взрослый человек, и устанавливает более обобщенные и глубокие связи с явлениями жизни.

На данном этапе изобразительного обучения учащийся достаточно свободно владеет многими специальными знаниями, связанными как с формой и стилем, так и с теоретическими и практическими категориями. Запас таких знаний постоянно пополняется, они становятся разнообразнее и глубже.

Таким образом, в соответствии с психологическими особенностями учащихся характер процесса обучения необходимо изменять по мере взросления ребенка. На каждом возрастном этапе имеет место свое программное содержание: методы, средства и формы обучения.

Рисунок (3-й год обучения)

Рисунок:

линейно-объемный рисунок; образное отражение действительности; основные понятия перспективы; наброски, рисунок головы, фигуры человека; рисунок отдельных частей фигуры; принципы и методы изображения обнаженной и одетой фигуры; восприятие пространства, движения и формы; основные виды рисунка:

Тональный, линейно-объемный, линейно-плоскостной; форма как средство выражения замысла; единство формы и содержания в рисунке; искусства портрета; виды складок и их изображения; рисунок по памяти; мотивы природы и их использование в прикладном искусстве.

Рисунок геометрических тел. Грамотное изображение трехмерного пространства на плоскости листа.

Рисунок натюрморта. рисование с натуры, визуальное измерение, построения конструкции согласно пропорциональным соотношениям, компоновка, соблюдение последовательности (от общего к частному).

Рисунок головы.  Повторение Базовых знаний о строении головы человека, о пропорциях лица, которые позволяют в дальнейшем без особых затруднений изображать лицо человека, передавая признаки возраста и эмоциональное состояние.

Рисунок фигуры человека. изображение человека художниками всех времен, о произведениях античных скульпторов и мастеров эпохи Возрождения, как гимна красоты и гармонии человека. Повторение основных линий и пропорций человеческой фигуры. Различия в пропорциях детской, мужской и женской фигурах. Понятие «Набросок», «Зарисовка». Схематизация человеческой фигуры на основе скелета. Пластические особенности и элементарные знания по анатомии и конструкции человека.

Живопись (3-ий год обучения)

Живопись:

материалы и техника живописи; методика работы над живописным этюдом в акварельной и темперной технике; натюрморт; этюды цветов и растений; изображение фигуры и головы человека; проблемы передачи пространства; цветовые и тональные отношения; декоративность и орнаментальность живописи; работа над этюдами тканей в складках; силуэт и движения фигуры в этюде; портрет как жанр живописи; этюды тканей с орнаментом; этюды драпировок на манекенах.

1.        Тон. Светотень. Растяжка.

2.        Объем.

a.        блик

b.        Свет скользящий

c.        Полутон

d.        Тень собственная (предмета)

e.        Рефлекс

f.        Падающая тень

3.        Гризайль.  Материалы: пастель, уголь, карандаш, акрил, масло, акварель

4.        Три цвета.

5.        Полная палитра с распределением холодной и теплой цветовой зоны. Лессировочные и корпусные цвета.

6.        Перспектива.

7.        Пропорции, Способы соизмерений.

8.        Постановка. Складки. Гипсы.

9.        Белое на белом.  Принцип образования колорита на объеме.

10.        Голова. Пропорции.

11.        Композиция.

12.        Портрет.

13.        Некоторые темы займут несколько занятий (в зависимости от усвоения материала каждой конкретной группой).

Композиция(3-ий год обучения)

законы композиции; изобразительные возможности тона, предметов интерьера .

История искусств(1-ый,2-ой,3-ий год обучения)

История искусств:

генезис искусства; памятники первобытной культуры; искусство Древних цивилизаций; Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Древний Восток; искусство Средневековья, искусство Ренессанса и Нового времени; направления и стили в европейском искусстве;  американское искусство XIX в.; мировое искусство XX в.; современные тенденции в западном искусстве: реализм, модернизм, постмодерн, масс-культ; тенденции и перспективы развития современной художественной культуры; искусство Древней Руси; русское искусство XVIII в.; искусство XX века России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.        Аксенов К.Н. Рисунок и живопись. М. 2004

2.        Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1957.

3.         Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.

4.         Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М., 1957.

5.        Выготский психология искусства. М., 2003.

6.        Грейнер Л.К. Общие основы композиции промышленных изделий. 1961

7.        Дейнека  А.А. Учитесь рисовать. М.,

8.        Кардовский Д.Н. Об искусстве. М., 1099.

9.        Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М., 1981.

10.        Кузин В.С. Психология. М., 1982

11.         Маслов Н.Я. Пленэр. М 1984.

12.        Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. М., 2003.

13.        Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.

14.        Пономарев Я.А. Психология творчества. М.,1985.

15.        Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.,1998.

16.        Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М., 1985.

17.        Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.        Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.

2.        Воронов Б.Г. Японская гравюра. М., 2001.

3.        Иогансон Б.В. О живописи. М., 1960.

4.        Каменева Е.А. Какого цвета радуга. М., 1985.

5.        Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. М., 1961.

6.        Паррамон Х.М. Основы живописи. М.,1994.

7.        Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.,1981.

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Проект примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная»

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе  в ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".

 Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;- формировать ...

Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...