конспект занятия
план-конспект

проеображенский михаил викторович

подробный конспект занятия в объединении "Шахматы" на тему "Идея дебюта" с последующим самоанализом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektzanyatiyaisamoanal.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
станция юных техников г.Рассказово

Объединение «ШАХМАТЫ»

Занятие по  теме
«ИДЕЯ ДЕБЮТА»
(тема по учебно-тематическому плану: идея дебюта)

форма учебного занятия:  учебно-тренировочное занятие

Педагог Преображенский М. В.,

Год обучения:  второй
возраст детей: 9-13 лет


Тема занятия: ИДЕЯ ДЕБЮТА

Цель: усвоить понятие идеи дебюта

Задачи:

  • Обучающая: ознакомиться с шотландской партией
  • Развивающая: сообщение сведений из истории шахмат; развитие навыков практики игры
  • Воспитательная: поддержка атмосферы взаимопомощи в  коллективе

Оборудование: демонстрационная доска и фигуры, портреты чемпионов мира, игровые комплекты шахмат, шахматный компьютер «Интеллект», наглядное пособие «Деревья дебютов».

Ход занятия.

Организационный этап

Приветствие. Создание психологического настроя – сообщение о предстоящем первенстве области среди школьников.                         (2 мин.)

Подготовительный этап.

Обеспечение мотивации: предложить вспомнить правила дебюта;  заострить внимание детей на необходимости ориентации в многочисленных дебютах, ведь есть «20 способов начать партию» - см. наглядное пособие.         Вопрос: какую лекцию читал О. Бендер - вспомним фильм «12 стульев»  («Плодотворная дебютная идея»).                                                         (5 мин.)

Основной этап

Новые знания. Классификация дебютов: открытые, полуоткрытые, закрытые. Невозможность механического запоминания огромного числа вариантов.                                                                                 (3 мин.)

Напоминание о 2-м чемпионе мира Э.Ласкере и 4-м чемпионе мира А.Алехине (см. портреты). Демонстрация партии Алехин – Ласкер (Москва, 1914г. В этот момент Ласкер был в зените славы, а Алехин – молодым мастером).

1. e4 e5 2.Kf3 Kc6 3. d4 ed 4.Kd4 Kf6 5. Kc3 Cb4 6. Kc6 bc 7.Cd3 d5 8. ed cd 9.0-0 0-0 10. Cg5 Ce6 11. Фf3 Ce7 12. Лe1 h6 13.Ch6 gh 14. Лe6! fe 15. Фg3 Крh8 16. Фg6! Фe8 17. Фh6 Крg8 18.Фg5 вечный шах.                 (10 мин.)

Её начало – шотландская партия. Происхождение названия  - матч Эдинбург – Лондон, понятие о заочных соревнованиях.                         (4 мин.)

На этом примере – понятие идеи данного дебюта:  борьба за пункты  е4 и d5. При осознании этого дебютные ходы «получаются сами собой», и их не надо зазубривать.                                                                         (5 мин.)

Проверка понимания.  Демонстрация миниатюры, по ходу которой ученикам предлагается подсказывать демонстратору правильные ходы (Дельмар – Липшютц)  1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3.d4 ed 4.Kd4 Kf6 5.Kc6 bc 6.Cd3 d5 7.e5?(ed) Kg4 8.0-0 Cc5 9.h3?(Cf4) Ke5! 10.Ле1 Фf6 11.Фе2 0-0! 12. Фе5 Фf2 13. Крh1 Сh3! 14. gh Фf3 15.Крh2  Cd6         16. Фd6  Фf2! белые сдались                 (8 мин.)

Закрепление навыка. Партия против «Интеллекта» (не знающего идеи) до получения явного преимущества за счёт дебютного перевеса. (8 мин.)

Рефлексивный этап

Выслушать мнение детей по поводу поданного материала и прокомментировать его.                                                                         (3 мин.)

Контрольный этап.

Разбиение учеников на команды  и проведение тематического соревнования с записью партий (обязательное применение шотландской партии) и последующим совместным анализом, нацеленным на выявление отклонений от идеи дебюта.                                                                         (40 мин.)

Информационный этап

Дать оценку работы учеников, наметить тему следующего занятия:  разбор партий мастеров, в которых применялись различные варианты шотландской партии.                                                                         (2 мин.)

Самоанализ занятия

Тема занятия: идея дебюта

Тип занятия учебно-тренировочный, в учебно-тематическом плане данное занятие относится к пятому разделу «Дебют».

Задачи занятия:

  • Обучающая: ознакомиться с шотландской партией
  • Развивающая: сообщение сведений из истории шахмат
  • Воспитательная: поддержка атмосферы взаимопомощи в  коллективе

Занятие разбито на этапы, каждому из которых уделено необходимое количество времени.

Применяемые методы: словесный для рассказа из истории и оценки работы учеников, метод рассказа-показа для демонстрации учебных примеров,  игровой метод для разыгрывания учениками тематических партий.

Контроль усвоения материала проводится путем опроса (угадывания ходов в демонстрируемой миниатюре), что позволяет выяснить,  насколько полно детьми усвоена теория раздела,  и путем игры в тренировочных тематических партиях, показывающей,  могут ли учащиеся применить полученные знания на практике.

Контакт между педагогом и учениками вполне удовлетворителен, что проявляется в задаваемых учениками вопросах по существу предмета и стремлении поделиться с педагогом удачным применением только что полученных знаний.  Взаимоотношения между детьми хорошие, что проявляется во взаимопомощи при записи ходов и при анализе партий.

Результат: поставленная цель – донести до детей необходимость понимания идеи дебюта в противовес зазубриванию ходов – может считаться достигнутой.

К удачам занятия следует отнести заинтересованность учеников данным дебютом и желание его применять на практике, впечатление, произведённое на них примером борьбы против маститого противника. Неудача: ошибки детей при записи партий и ощутимое нежелание записывать партию.

Самооценка учебного занятия: хорошо.

Используемая литература:

  1. Рети Р. Современный учебник шахматной игры.  - М.: ФиС, 1981
  2. Ройзман А. Шахматные миниатюры. Минск: «Полымя», 1978
  3. Авербах Ю., Бейлин М. «Путешествие в шахматное королевство» М.,ФиС, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....