Показательные выступления как средство выработки (привития) интереса к авиамоделированию
методическая разработка

         В настоящее время, в связи с развитием в стране новых социально-экономических отношений, научно-техническое творчество учащихся приобретает особую значимость. Известно, что благосостояние членов общества напрямую зависит от уровня развития реального сектора экономики, а его рост могут обеспечить только технически грамотные, высококлассные специалисты различных производственных отраслей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazatelnye_vystupleniya_v_s.krasnom.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования управления образования, культуры, молодежной политики и спорта  администрации Красненского района

Белгородской области

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей Дом детского творчества с. Красное  Красненского района

Белгородской области

 

Показательные выступления как средство выработки (привития) интереса к авиамоделированию

(Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия)

                                                                  Педагог дополнительного образования  

                                            Дома детского творчества

                                                             Берестов Александр Михайлович

                                                 с. Красное,  ул. Подгорная, 2

 

                                               

с. Красное  - 2019 г.

План

I Пояснительная записка…………………………………………………….. ..3

II Введение……………………………………………………………………. ..5

III.Психолого–педагогические основы самореализации воспитанника кружка технической направленности   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

III.1.Сущность и содержание понятия творческой самореализации воспитанника  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

III.2.Психолого-педагогические особенности досуговой деятельности воспитанника …………………..……………………………..……… . . . . . . . . 9

III.3.Дополнительное образование детей как составная часть современной системы образования………………………………...……………………..… . 12

IV. Результативность применения методических рекомендаций……….. . . . 16

V. Заключение………………………………………………………………….. .19

VI. Список литературы………………………………………………………….21

VII. Приложения…………………………………………………………… . . . 22

Пояснительная  записка

         В настоящее время, в связи с развитием в стране новых социально-экономических отношений, научно-техническое творчество учащихся приобретает особую значимость. Известно, что благосостояние членов общества напрямую зависит от уровня развития реального сектора экономики, а его рост могут обеспечить только технически грамотные, высококлассные специалисты различных производственных отраслей.

         Авиация – это всегда самые современные технологии и конструкционные материалы, в ней сочетается красота и прочность конструкции при минимальном весе. И первая ступень к авиации – авиационное моделирование. Оно дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по настоящему полюбить авиацию. Помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии.

        Авиамоделирование связано с такими изучаемыми  в школе предметами как: геометрия, математика, физика, основы безопасности жизнедеятельности, которые необходимы в современной жизни.

        Техническое  творчество вообще, и авиамоделирование в особенности, неотделимо от военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.

        На занятиях объединения технической направленности ребята знакомятся с историей отечественной авиации и космонавтики, традициями русской и российской  гражданской и военной авиации.

        Применение рекомендаций на занятиях авиамодельных кружков и объединений в сфере дополнительного образования позволит углубить вопросы творческой самореализации личности ребёнка средствами технического творчества в условиях сельской школы.

       Методические рекомендации рассчитаны на воспитанников в возрасте от 13 до 17 лет. В процессе реализации методических рекомендаций возможно использование таких методов как: исследовательский, частично-поисковый, проблемного изучения.  Методические рекомендации предусматривают углубление  воспитанниками основных знаний и умений:

- о теории и практики конструирования авиационных моделей;

- о правилах техники безопасности при работе в школьной мастерской;

- о правилах техники электробезопасности при работе с электроинструментами;

- о принципе работы и устройстве авиационных двигателей внутреннего сгорания;

- понятия о работе воздушного винта;

- практические навыки по обработке конструкционных материалов;

- оказание первой медицинской помощи;

- правила поведения при проведении соревнований по «воздушному бою».

         Развитие творческой инициативы, самодеятельности, социальной активности профессиональной ориентации – основное направление в совместной деятельности педагога и воспитанников.  

Введение

         Захватывающее зрелище – «воздушный бой», поэтому не удивительно, что приходящие в кружок мальчишки хотят строить именно «бойцовки», и как можно скорее.

        Целью разработки методических рекомендаций является на уровне педагога дополнительного образования совершенствование работы; на уровне обучающегося формирование интереса к моделированию.

 В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- создать мультимедийный проект, сопровождающий работу кружка технической направленности по расширению творческой самореализации воспитанников;

- научить целенаправленно применять имеющиеся и полученные знания и практические навыки в выступлениях с моделями на соревнованиях и показательных выступлениях;

- воспитать гражданские качества личности: патриотизм, оптимизм, чувство долга;

- способствовать развитию изобретательности, конструкторского мышления, выдумки и смекалки.

      Актуальность данной методической разработки проявляется  в применении современных технологий  на занятиях авиамоделизмом, оказании помощи школе и родителям в воспитании ребенка, способного принимать решения и отвечать за них; создании условий для удовлетворения потребностей ребенка в техническом развитии, самовыражении и самоутверждении в честной спортивной борьбе.  Это достигается развитием у обучающихся творческой инициативы, технического мышления, изобретательности, постоянным знакомством  с новейшими достижениями в области авиамодельного спорта и технического совершенствования моделей.  

         В ходе занятий даются теоретические знания и прививаются практические умения в использовании сложного инструмента и станков, устройств и систем управления моделями. Спортсмены готовятся к соревнованиям, показательным выступлениям, конкурсам и выставкам.

         

  1. Психолого–педагогические основы самореализации воспитанника кружка технической направленности

III.1.Сущность и содержание понятия творческой самореализации воспитанника

Новые процессы в политике, экономике, духовной жизни общества напрямую связаны с новым пониманием роли Человека, с возрастанием значимости личности во всех сферах общественной жизни. Российская  действительность резко обострила противоречие между потребностью в формировании и воспитании активного, творческого, ответственного  российского гражданина и реальной возможности перехода людей на новые позиции своих ответственных, компетентных и обоснованных решений  и  действий. В связи с этим, проблемы самореализации личности  приобретают все  большую активность во всех человедческих науках.

Однако же давайте  обратимся к истории термина «самореализация» (self-realisation), который впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Сегодня стало традицией, проблему самореализации  личности связывать с именами философов теоретиков, разработавших этику самореализации личности  и психологами.

А.И. Крупнов предложил целостно-функциональный подход к исследованию самореализации воспитанника: «Необходимо описать свойства личности как многообразие проявлений и способов реализации личностью себя. Мы должны определиться с тем, как понимать свойство личности, как его можно развивать. Ведь нельзя реализовать себя, не зная свой потенциал».

Таким образом, анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности необходимо в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно - потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик [4].

Самореализация воспитанника, как самостоятельное направление педагогических исследований, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально- интеллектуальных потенций воспитанника - это вопросы, уходящие своими корнями глубоко в глубь веков истории педагогики. Становление и жизненный путь выдающих персоналий всех эпох – пример социальной и духовной самореализации личности воспитанника, пример творческого самостоятельного решения всех жизненных проблем, встречающихся на жизненном пути. Вопрос системного воздействия на духовное становление личности воспитанника - наиболее актуально сегодня.

Таким образом, рассмотрев различные Психолого- педагогические подходы к воспитанию потребности в реализации своих природных потенций, мы полагаем, что, несмотря на то, что термин «самореализация» появился в педагогике  недавно, педагогика все же интуитивно направляла свои усилия на максимальное воплощение учащимися развитых природных задатков, культуросообразности учебной деятельности, то есть на самореализацию образованной личности ценностных идеалов своей эпохи.

Анализируя все аспекты интересующего нас явления, мы пришли к выводу, что основополагающей частью всех методологий известных исследований являются сущностные силы личности воспитанника, которые опредмечиваются в практической деятельности. Становится очевидным, что понимание сущности природы человека, заложенное  выдающимися отечественными психологами и педагогами начала XX века, позволяет рассматривать процесс самореализации как важнейшую форму проявления индивидуальностью жизнетворчества. С середины 90- х годов наметился интерес к исследованию самореализации личности воспитанника в условия дополнительного образования детей.

По мнению исследователей феномена самореализации воспитанника  М.Ю. Коваленко, С.С. Биль, Л.Н. Дроздиковой самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной личности, которое проходит в результате разнообразной деятельности. Необходимыми признаками процесса самореализации личности они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные  ориентации, и расширение сферы деятельности.[15]

Исходя, из всего вышесказанного хочется отметить, что общая тенденция развития современного воспитанника такова: творческий поиск становится неотъемлемой частью каждого ребенка. Потому и развитие творческой самореализации воспитанника в современном мире должна рассматриваться не как специализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности ребенка, входящая в структуру представлений о своем Я. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Именно поэтому воспитание ребенка как творческой личности является необходимым в обучение его умениям и навыкам творческого поведения, которое становится важнейшей задачей современного образования.

III.2. Показательные выступления как средство выработки (привития) интереса к авиамоделированию

       

IV. Результативность применения методических рекомендаций

        Для оценки результативности данной методической разработки проводилось анкетирование и социологический опрос среди обучающихся.

        По результатам анкетирования «Как вы относитесь к занятиям в авиамодельном объединении?» выяснилось, что

рисунок

отношение

воспитанники

положительное

85%

отрицательное

5 %

нейтральное

10 %

        Данная разработка поможет правильно определить содержание работы авиамодельного кружка, решить ряд методических вопросов в организации коллективного творчества обучаемых и будет способствовать улучшению работы по развитию технического творчества и воспитанию гармонично развитого молодого человека.

        Проведенный анализ образовательной деятельности в авиамодельном объединении выявил положительные результаты в применении методических рекомендаций по данному направлению творчества.

Количественный состав обучающихся авиамодельного объединения «Чкаловец»

          Анализ наполняемости авиамодельного кружка «Чкаловец» Дома детского творчества по количественному и качественному уровню обучающихся позволяет сделать вывод об увеличении занимающихся в объединении, о преобладании мальчиков и стабильном посещении девочек.

         Интерес мальчишек к занятиям в авиамодельном кружке выше, чем у девочек. Это объясняется рядом причин: история авиации и космонавтики неразрывно связана с мужскими именами; уважение ребят к  героическим подвигам  летчиков во время Великой Отечественной войны; руководителем кружка является мужчина, воин запаса Вооруженных сил России, а в этом возрасте, учитывая психологию, мальчики тянутся к сильному полу, видя в нем авторитет.

         Количество посещающих объединения технической направленности  напрямую зависит от качественного проведения занятий, систематического участия кружковцев в областных соревнованиях, районных конкурсах. Призовые места, завоеванные обучающимися  служат существенным стимулом для посещения авиамодельного объединения.

Динамика участия воспитанников авиамодельного объединения «Чкаловец» в областных соревнованиях и показательных выступлениях

  1.  Учебный год

количество обучаемых – 36 человек

                                               Заключение

Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребенка представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально самореализовать функции психолого-педагогической поддержки воспитанников.

Дополнительное образование ориентировано на то, чтобы дать ясные представления воспитанникам о системе взаимодействия технического творчества с жизнью человека и общества, формировать у них способность и готовность к личному, активному участию в этом взаимодействии.

На основе изучения и анализа проблемы психолого-педагогическое развитие творческой самореализации  воспитанника в условиях Дома детского творчества можно сделать следующие выводы:

Во-первых, то, что творческая самореализация воспитанника в муниципальном Доме детского творчества- это личностная самореализация в школьном возрасте является генетически исходной, определяющей развитие других видов самореализации и личности в целом, активный характер этого процесса на данном возрастном этапе делает человека субъектом собственной жизни; основной сферой самореализации является учебное заведение, школа и учреждение дополнительного образования;

Во-вторых, самореализуя себя как личность, воспитанник  развивает в себе качество самостоятельности, самоопределения, формирования качеств лидерства  развитие самореализации школьника в условиях дополнительного образования  начинается с начальных классов и заканчивается по окончанию школьной жизни.

Все дети любят заниматься творчеством. Что бы это ни было: аппликации из бумаги и высушенных листьев, рисования гуашью, роспись по ткани, танцы, пение, и техническое творчество в том числе. Им интересно все, они пробуют себя в разных направлениях. Только заинтересованность в деле дает возможность постигать новое, сложное, ранее не изученное. Ведь успех зависит в первую очередь от того, хочет ли человек эти задачи решать и этим искусством овладеть, а не то, что он может, а точнее, мог бы сделать, если бы захотел.

Перед педагогами дополнительного образования, стоит первоочередная задача - пробудить в ребенке духовную потребность видеть и чувствовать прекрасное, соединять труд с азартом творческого поиска. Тогда раскроется талант каждого воспитанника.

Техническое творчество не должно войти в жизнь ребенка как нечто чуждое и равнодушное, в виде формальных правил, безличных технических приемов, которыми он обязан овладевать, или заданий, лишенных для него привлекательности. Если со всего этого начать, то сущность творчества скроется от детских глаз. Ребенок должен с самого начала ощутить в творчестве что-то такое, в чем он может выражать свои чувства, свои эмоции. Дети, которые не ставились в творчестве в определенные рамки, мыслят свободно и открыто. В них развивается духовная личность, полная стремлений.

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что система дополнительного образования способствует более интенсивному процессу развития творческой самореализации воспитанника, социальной адаптации личности ребенка, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия ребенком самостоятельных решений. А творческая самореализация воспитанника в муниципальном Доме детского творчества, есть продуктивная образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Список литературы

  1. Бруднов А.К.  Концепции дополнительного образования детей. // [Текст] Внешкольник, №1.1996. – 42с.
  2. Горбачева Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. [Текст] //Классный руководитель, № 6. 2002.- 12с.
  3. Горский В.А., Дополнительное образование как феномен перестройки. [Текст] //Дополнительное образование № 1. 2005. -5с.
  4. Константинов Ю.С. О развитии системы дополнительного образования детей. [Текст]// Дополнительное образование. №7.2003.-45с.
  5. Константинов Ю.С. О развитии системы дополнительного образования детей [Текст] //Дополнительное образование. №7.2003. -9с.
  6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. “Классный руководитель”[Текст] 2001, № 3.
  7. Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России [Текст] //Дополнительное образование. № 4. 2005. -42с.

8. Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения - общая задача современной России”. “Внешкольник” [Текст] 2001, №2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Сценарий

показательного выступления

авиамодельного кружка «Чкаловец»

в День 350–летия образования села Красное

и Красненского района

Подготовил:

Педагог дополнительного образования

Берестов Александр Михайлович

с.  Красное,  2012

Ведущая: Добрый день, дорогие зрители! Пять лет  назад, в 2005 году в нашем районе был организован авиамодельный клуб «Чкаловец».

 Слово   представляется   офицеру   запаса   вооруженных   Сил   Российской Федерации,     педагогу    дополнительного     образования    Красненского Дома    детского творчества, руководителю авиамодельного объединения «Чкаловец» – Берестову  Александру Михайловичу.

Александр   Михайлович:   Уважаемые   глава   администрации   Дыбов Алексей Иванович и настоятель Свято – Ильинского храма отец Евгений, дорогие    земляки – красненцы,   Мы,    жители    Кругловского    сельского поселения сердечно приветствуем вас и поздравляем с вашим престольным праздником:  днем Святого пророка Илии. От всей души желаем вам и вашим семьям крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов во всех ваших делах.

В  2005 году при активной поддержке администрации Красненского района при     Красненском     Доме        детского     творчества     был     организован авиамодельный кружок. Мы назвали его в честь выдающегося российского летчика – испытателя     Валерия    Павловича    Чкалова, совершившего беспосадочный перелет СССР – США  через Северный полюс.

Сейчас в нашем объединении занимаются 40 ребят из Кругловской и Новосолдатской школ. Стало традицией  заниматься в кружке семьями. На занятиях ребята строят авиационные модели различных классов, изучают теорию полета модели, самостоятельно производят запуски кордовых и свободно  летающих моделей.

Мы регулярно выезжаем на областные соревнования, где собирается
много ребят из различных районов и городов нашей области.
        

(Звучит    музыка,    и    под     нее    идет    представление    воспитанников  авиамодельного кружка «Чкаловец»)

Александр     Михайлович:     Позвольте     представить     вам  наших воспитанников:

  1. Наталья Шеншина с младшим братом Алексеем: Наташа – неоднократный  участник областных соревнований по комнатным авиамоделям и планерам. По итогам выступлений выполнила норматив второго спортивного разряда. Алексей принимает участие во внутрикружковых соревнованиях.
  2. Сергей Головин с двоюродным братом Иваном Измайловым:
  • Головин  Сергей является  старостой  нашего  объединения,  он освоил управление моделями класса «Воздушный бой» и класса  «пилотаж». Выполнил норматив второго спортивного разряда.
  • Иван Измайлов принимал участие в областных соревнованиях по комнатным моделям, выполнил норматив третьего спортивного разряда. К показательным выступлениям подготовил две модели «Пилотажную» и « Воздушный бой».  Принимал участие в областном      мероприятии      «День      Красненского      района»,  проходившем в городе Белгороде, за что был удостоен   личной   похвалы Главы администрации Красненского района Дыбова Алексея Ивановича.
  1. Верютин Евгений с младшим  братом Александром:  Женя  освоил  пилотирование моделей   «скоростная и пилотажная». У него третий  спортивный  разряд. Саша  подготовил  к  нашему     показательному выступлению пилотажную модель.        
  2. Шеншина Ирина – неоднократный участник областных соревнований в    классах «планер» и «комнатная модель», имеет второй   спортивный разряд.
  3. Какоткин   Евгений освоил    полёты      моделей   «воздушный   бой»,    «пилотажная модель», принимал   неоднократное участие в областных соревнованиях. Евгений имеет второй спортивный класс.
  4. Фомин Сергей неоднократный участник  областных соревнований по  кордовым   моделям в классе «воздушный бой» и «пилотаж» – второй спортивный разряд.        В 2007 году в Белгороде, во время празднования

10–летия   Всемирного фонда «Поколение» он демонстрировал летное мастерство перед депутатом Государственной Думы Андреем  Владимировичем   Скотчем   и   членами   правительства   Белгородской  области. Бессменный капитан сборной района по кордовым моделям.

     7.        Борисов   Иван – выступал   на   областных   соревнованиях   в   классе                                  «планер» и «комнатная модель». У него второй спортивный разряд.

  1. Жданов Сергей освоил профессию «механик на старте», участвовал в областных соревнованиях по «воздушному бою». Сергей имеет третий спортивный разряд.        

9.        Корнев    Дмитрий –  «механик    на    старте»,    участник    областных
      соревнований по «воздушному бою», третий спортивный разряд.

10. Беляев    Сергей   самостоятельно   освоил   пилотирование   кордомоделей.

11. Соболев Сергей – неоднократный участник областных соревнований.  Сергей выступал в классе «планер», освоил профессию «механик на старте» и имеет второй спортивный разряд.

12. Вотчелъ Роман – участник класса «комнатные модели». Имеет третий спортивный разряд.        

     13. Чехонадских   Александр - участник    класса    «комнатные    модели»,  
участник областных соревнований, у Александра третий спортивный
разряд.

Александр Михайлович: Члены авиамодельного объединения «Чкаловец»  –  настоящие патриоты своей большой и малой Родины, стало доброй традицией в  канун Дня Победы   поздравлять с этим великим праздником жителей села Новосолдатка, ветерана Великой Отечественной войны    Головина    Семена    Тихоновича.    В    этом    году    воспитанники подготовили большую музыкально – литературную  композицию, с которой выступили у Семена Тихоновича дома. Об этой традиции знают все жители села, собираются возле его дома и с интересом слушают выступления ребят.        

В настоящее время ребята готовят экспозиции макетов боевых самолётов и техники  для участия в Межрегиональном историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в Победу над  фашизмом  в годы  Великой  Отечественной войны,  посвященном 65-летию окончательного снятия блокады Ленинграда».

А теперь слово авиамоделистам.

Ведущая: Вашему вниманию мы предлагаем показательное выступление авиамодельного кружка «Чкаловец».

(Идут показательные выступления воспитанников авиамодельного кружка)


Ведущая:    Слово    для    награждения    победителей    предоставляется   директору Дома детского творчества Федосовой Нине Егоровне.

(Дети награждаются, звучат слова поздравлений)        

        

Приложение 2

Меры предосторожности при запуске двигателя

- категорически запрещается вставлять в окно гильзы любые предметы для фиксации поршня и затяжки гайки крепления винта;

- нельзя допускать попадания компонентов топливной смеси на поверхность кожи, слизистых оболочек глаз, носа и рта; в случае, если это произошло, необходимо промыть эти места большим количеством чистой холодной воды;

- запуск производить только на открытом воздухе или в помещении с соответствующей вытяжной вентиляцией;

- ни в коем случае не касаться вращающегося воздушного винта во избежании тяжелых травм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к иностранному языку через участие учащихся в играх, конкурсах и олимпиадах

Пробудить интерес у ребенка к изучению иностранного языка, сделать процесс посильным и радостным - нелёгкая задача для каждого учителя иностранного языка. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хор...

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету...

Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Выступление на ШМО по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"

Выступление на Школьном методическом объединении по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"...

"Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений"

Брошюра " Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений" (из опыта работы) содержит описание приёмов изучения биогра...