Разработка учебного занятия по теме: "Работники музеев: научные работники, экскурсоводы"
методическая разработка

Ефимова Анна Викторовна
Разработка учебного занятия
по теме: "Работники музеев: научные работники, экскурсоводы" (для детей старшего школьного возраста)
Ребята учатся работать с экспонатами, с текстом экскурсии, пробуют проводить экскурсии, участвуют в разных районных и городских конкурсах. Очень отрадно осознавать, что некоторые из них хотят связать свою будущую профессию с работой в музее. И поэтому возникла необходимость рассказать о профессиях, которые требуются в музеях. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzeynogo_zanyatiya_konkurs_s_titulnikom_dyuts.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

по теме: "Работники музеев: научные работники, экскурсоводы"

(для детей старшего школьного возраста)

Ефимова Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Пояснительная записка

В Музее истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» работает учебное объединение «Юные экскурсоводы». Ребята учатся работать с экспонатами, с текстом экскурсии, пробуют проводить экскурсии, участвуют в разных районных и городских конкурсах. Очень отрадно осознавать, что некоторые из них хотят связать свою будущую профессию с работой в музее. И поэтому возникла необходимость рассказать о профессиях, которые требуются в музеях.

Цель занятия: познакомить детей старшего школьного возраста с музейными профессиями: научный работник музея и экскурсовод

Задачи занятия:

Достижение предметных планируемых результатов:

  • расширить знания детей о мире профессий, связанных с работой в музее;
  • создание условий для обогащения представлений о мире профессий
  • дать информацию о учебных заведениях, которые готовят к профессии научный работник музея и экскурсовод;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

  • развивать умение работать самостоятельно и в группе;
  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность;

Достижение личностных планируемых результатов:

  • воспитание уважения к профессии;
  • развитие творческого потенциала личности.

Место проведения: экспозиция Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района

Актуальность: в последнее время востребованность в данной профессиях возросла, так как выросла посещаемость существующих музеев и появилось много новых музеев.  

Форма занятия: Рассказ о профессиях с ролевой игрой (Деловые ролевые игры применяются в профессиональном образовании методом моделирования каких-либо жизненных ситуаций, например, работы в трудовом коллективе. В этом случае участники принимают роли различных должностей и профессий).

Этапы и содержание занятия:

План: организационный момент, вступление, основная часть занятия: рассказ о профессиях с использованием презентации, ролевая игра, итоги занятия.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, экран, презентация о музейных профессиях, наборы экспонатов для оформления экспозиции. Фотографии экспозиций. Карточки с заданиями. Ручки и бумага для записей. Указка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем занятие в нашем музее. Сначала мы выясним, какие же профессии нужны для работы в музее.  

Основная часть занятия:

1.Вступление

Беседа о важности правильного выбора профессии. Сегодня мы поговорим о выборе профессии. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. И поговорим мы о профессиях, связанных с работой в музеях, так как в последнее время возрастает спрос на профессию экскурсовода и научного музейного работника в связи с повышением интереса людей к музеям.

2. Показ презентации с рассказом:

Слайд 1: История профессии

Слайд 2: Происхождение названия:

Слайд 3: Факты из «жизни» профессии, которые малоизвестны 

Слайд 4: Трудовые обязанности экскурсовода

Слайд 5: Качества, способности человека, требуемые для данной профессии:

Слайд 5: Ограничения по состоянию здоровья:

Слайд 6: «Плюсы» и «минусы» профессии:

Слайд 7: Учебные заведения Санкт-Петербурга для получения профессии (СПО и ВПО)

Слайд 8: Возможности трудоустройства: 

Слайд 9: Возможности профессионального роста

Слайд 10: Возможности профессионального роста:

Слайд 11: Должностные обязанности научного сотрудника музея:

Слайд 12: Требования к квалификации научного сотрудника музея.

(Презентация на электронном носителе и текст слайдов в приложении 5)

Ролевая игра: Вы узнали о профессиях экскурсовода и научного сотрудника. А теперь вам предлагается попробовать сыграть эти роли. Для этого нам требуется разделиться на 2 группы

1 группа Научные работники-экспозиционеры: Перед вами набор предметов-экспонатов, из которых вы должны за 10 минут создать небольшую экспозицию. (Экспозиция- это демонстрация предметов (экспонатов), связанных единым содержанием, и связанных в единую художественную композицию, которая может рассказать о каком-то явлении, процессе.) (Приложение 1-подсказка)

В помощь экспозиционерам выдается несколько подсказок (фотографии экспозиций – приложение 2)

По истечении положенного времени ваша задача провести представление вашей экспозиции на симпозиуме. (План представления экспозиции- приложение 3)

2 группа Экскурсоводы: Представьте, что через 10 минут в музей придет группа, которой вы должны провести экскурсию по предложенной вам экспозиции и тексту. Экскурсию можно провести коллективно, чтобы каждый попробовал себя в роли экскурсовода. (Текст экскурсии в приложении 4- 10 карточек на каждого).

Итоги занятия (рефлексия). - Что нового вы узнали на занятии?- Что понравилось?- Что нет?- Что вызвало затруднения? – Какие факты о профессии оказались для вас неожиданными? - Почувствовали ли вы в себе способности к данным профессиям?

Я благодарю вас за участие в занятии, хочу пожелать вам успеха в вашем профессиональном самоопределении, используя полученную информацию. Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией (Б. Дизраэли, британский политик).


Приложение № 1  

Задание для группы «научных работников» (экспозиционеров):

1.Внимательно рассмотрите предоставленные вам предметы (экспонаты).

2. Определите тему, которой может быть посвящена экспозиция.

3.Придумайте идею, то есть то, что вы хотите сказать этой экспозицией.

4. Расставьте предметы так, чтобы они располагались привлекательно, используйте разный уровень расстановки по высоте и дальности.

5.Поставьте себя на место посетителей и посмотрите на экспозицию со стороны.

6.Придумайте красивое поэтическое название.

Задание для группы «научных работников» (экспозиционеров):

1.Внимательно рассмотрите предоставленные вам предметы (экспонаты).

2. Определите тему, которой может быть посвящена экспозиция.

3.Придумайте идею, то есть то, что вы хотите сказать этой экспозицией.

4. Расставьте предметы так, чтобы они располагались привлекательно, используйте разный уровень расстановки по высоте и дальности.

5.Поставьте себя на место посетителей и посмотрите на экспозицию со стороны.

6.Придумайте красивое поэтическое название.

Задание для группы «научных работников» (экспозиционеров):

1.Внимательно рассмотрите предоставленные вам предметы (экспонаты).

2. Определите тему, которой может быть посвящена экспозиция.

3.Придумайте идею, то есть то, что вы хотите сказать этой экспозицией.

4. Расставьте предметы так, чтобы они располагались привлекательно, используйте разный уровень расстановки по высоте и дальности.

5.Поставьте себя на место посетителей и посмотрите на экспозицию со стороны.

6.Придумайте красивое поэтическое название.


Приложение №3

План представления экспозиции:

  1. Назовите тему.
  2. К какому времени относится ваша экспозиция
  3. О чем рассказывает ваша экспозиция
  4. Обратите внимание на самые интересные экспонаты.
  5. В чем ценность вашей экспозиции для посетителей.

План представления экспозиции:

  1. Назовите тему.
  2. К какому времени относится ваша экспозиция
  3. О чем рассказывает ваша экспозиция
  4. Обратите внимание на самые интересные экспонаты.
  5. В чем ценность вашей экспозиции для посетителей.

План представления экспозиции:

  1. Назовите тему.
  2. К какому времени относится ваша экспозиция
  3. О чем рассказывает ваша экспозиция
  4. Обратите внимание на самые интересные экспонаты.
  5. В чем ценность вашей экспозиции для посетителей.

План представления экспозиции:

  1. Назовите тему.
  2. К какому времени относится ваша экспозиция
  3. О чем рассказывает ваша экспозиция
  4. Обратите внимание на самые интересные экспонаты.
  5. В чем ценность вашей экспозиции для посетителей.

План представления экспозиции:

  1. Назовите тему.
  2. К какому времени относится ваша экспозиция
  3. О чем рассказывает ваша экспозиция
  4. Обратите внимание на самые интересные экспонаты.
  5. В чем ценность вашей экспозиции для посетителей.

Приложение №4

Текст экскурсии для группы экскурсоводов (10 экземпляров):

(Текст рассчитан на 7 минут, разбейте между собой фрагменты экскурсии, поработайте над текстом и расскажите посетителям через 10 минут)

Здравствуйте! Меня зовут ___________Я приглашаю вас на экскурсию в Старую квартиру.

        Люди, вещи и слова живут вместе и подчиняются неумолимому ходу времени. Время проходит, люди умирают, вещи старятся и истлевают, слова забываются. Но благодаря музеям, которые сохраняют вещи, записывают слова, собирают фотографии людей, память не дает забыть историю нашей страны. «Старая квартира» - это экспозиция вещей совсем недавнего прошлого, но стремительно уходящего от нас 20 века. Все это - уже ИСТОРИЯ!

        Давайте немного задержимся в прихожей. Смотрите, на вешалке середины прошлого века висит плащ и зонт 80-х годов, тут же спортивные коньки и ролики 60-х, знаменитая авоська и старомодные дамские сумки. На стене отсчитывает киловатты счетчик, а прямо над ним висит велосипед «Турист», сделанный в 70-х годах. К сожалению, городские квартиры были маленькие и приходилось использовать каждый сантиметр свободного пространства не только на полу, но и на стенах. Поэтому рядом с велосипедом всегда висела раскладушка на случай гостей. Около стены стоял круглый столик с вышитой скатертью и дисковым телефоном. На полочке были популярные в советское время духи «Красная Москва» и «Серебристый ландыш».

        А теперь давайте пройдем на кухню. Аккуратнее, она очень маленькая! Здесь можно часами рассказывать об алюминиевой посуде, которую использовали в прошлом веке, и о различных кухонных приспособлениях… Посмотрите, вот сифон для изготовления газировки в домашних условиях. А вот первые механические миксеры. Обратите внимание на этот шкаф-буфет - он пережил блокаду в Ораниенбауме! Точно такой же шкаф я видела в Музее истории в Санкт-Петербурге.

        Давайте пройдёмте в гостиную! Там тоже столько интересного! Садитесь на диван и стулья середины прошлого века и посмотрите на самый первый телевизор. Кстати, вы знаете, когда началось регулярное телевещание в России? (началось 10 марта 1939 года) Однако, первый советский телевизор был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) ещё в апреле 1932 года. Своё название «КВН» этот телевизор получил от первых букв фамилий конструкторов: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Кстати, в народе аббревиатуру «КВН» расшифровывали как «Купил — Включил — Не работает». К сожалению, это было правдой, так как качество первых телевизоров было очень плохим.

        А сейчас я хочу показать вам одну вещь. Вы знаете, что это? Логарифмическая линейка, появившаяся в середине XVII века и выполняющая различные математические операции. В Советском Союзе такая линейка использовалась в школах. Только в 1980-х гг. её вытеснили калькуляторы. А ведь с помощью такой, казалось бы, простой логарифмической линейки были рассчитаны все полеты в космос!

        А вот это знаменитый Маг: так с любовью и для скорости называли магнитофон, изобретенный датским инженером Паульсеном. В Советском Союзе первый бытовой магнитофон был выпущен в сороковые годы. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог иметь его дома. Широкое распространение маг получил только в 70-х годах.

        Посмотрите, вот коллекция дорожных чемоданов 20 века,  сейчас их уже никто не использует. Самый огромный из них, с деревянными ободами, относится к середине 20 века.

        В одном из чемоданов хранится комсомольский билет и значок члена ВЛКСМ, то есть члена Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, созданного в 1918 году. В комсомол принимали с 14 лет. Там же можно найти пионерский галстук: в 1922 году была создана Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, и принимали в пионеры с 9 лет.

        Еще в нашей квартире хранятся такие редкие вещи, как аккордеон и патефон, печатная машинка «Континенталь» и арифмометр, диапроектор и фотоаппарат «Зенит», кримпленовые платья и школьная пионерская форма, молочная бутылка и газовая плита, какую уже и на дачах не встретить, швейная машинка «Зингер» и игрушка-пианино «Октябренок», даже плюшевый медвежонок, которому уже 56 лет и многое-многое другое…

Об этих вещах можно рассказывать бесконечно! Какие у вас будут вопросы, мы готовы ответить. Приходите к нам в Музей!


Приложение № 5

Текст презентации:

Слайд 1: История профессии

 В нашей стране экскурсии стали практиковаться всего пару столетий назад, и предназначались для детей школьного возраста. Сначала это были прогулки в условиях естественного ландшафта, затем – посещения производственных организаций. В XIX веке люди из высшего общества ездили «на воды» с целью отдохнуть от повседневности и укрепить здоровье.

Слайд 2: Происхождение названия

Происходит от существительного «экскурсия» и глагола «водить»;

 По-латински «excursiō» - это «вылазка», а «excurrere» - «выезжать»;

 Следовательно, экскурсовод – человек, проводящий экскурсии, своеобразные «вылазки» в разные уголки истории.

Многие думают, что если умеешь говорить – легко можешь стать экскурсоводом. На самом деле это не так. Чтобы рассказать просто и доступно, нужно просмотреть много информации, выбрать самое важное и интересное и суметь преподнести этот материал экскурсантам любого возраста.

Профессия экскурсовода связана с большими физическими нагрузками, поскольку экскурсии могут занимать несколько часов. Кстати, существуют и ночные экскурсии.

Слайд 3: Трудовые обязанности экскурсовода

•        собирать и изучать исторические материалы и документы

•        разрабатывать личную технику рассказов и выступлений

•        заниматься организацией встреч и комфортного перемещения группы

•        выбирать благоприятное место расположения тургруппы для проведения экскурсионных бесед

•        читать экскурсионные лекции по культуре и истории

•        проводить инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей

•        заполнять необходимую экскурсионную документацию

•        координировать поведение группы в чрезвычайной ситуации

•        оказывать первую медицинскую помощь

Слайд 4: Качества, способности человека, требуемые для данной профессии:

•        эрудированность;

•        культура речи;

•        концентрация и распределение внимания;

•        организаторские и коммуникативные способности;

•        эмоциональность;

•        такт.

 Слайд 5:  Ограничения по состоянию здоровья:

•        нарушений функций опорно-двигательного аппарата;

•        нарушения зрения и слуха;

•        дефекты речи;

•        хронический ларингит.

Слайд 6: «Плюсы» и «минусы» профессии:

 Плюсы:

•        «Плюс» профессии несомненно в возможности постоянно самосовершенствоваться.

•        Отдача от слушателя - истинное наслаждение для экскурсовода.

Минусы:

•        Огромные эмоциональные затраты, ведь без подачи экскурсии от всего сердца, она превратится в скучную лекцию, которая пройдёт мимо ушей.

•        Многочасовые экскурсии

•        Невысокая зарплата

Слайд 7: Учебные заведения Санкт-Петербурга для получения профессии (СПО и ВПО)

•        СПБГУ (исторический и филологический факультеты)

•        Университет культуры и искусств (факультет культурологии)

•        ДЮЦ «Петергоф» (Музей истории путешествий)

•        ГМЗ «Петергоф»

Слайд 8: Возможности трудоустройства:

Для того чтобы работать по профессии экскурсовода, не обязательно иметь высшее профессиональное образование. Достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или окончить специальные курсы.

Наблюдается повсеместная нехватка кадров, что даёт возможность устроиться на работу по данной профессии.

Однако, заработная плата экскурсовода составляет от 18 до 40 тыс. рублей в среднем.

Слайд 9: Возможности профессионального роста

•        Для профессионального роста экскурсовода существуют различные курсы повышения квалификации.

•        Углублённое изучение тем экскурсий, работа над дикцией, развитие культуры речи и постоянная работа над собой.

•        Общение с коллегами, музейными работниками, частными коллекционерами также вносит свой вклад в профессиональный рост экскурсовода.

Слайд 10: Востребованность профессии на рынке труда

 Российская молодёжь, по данным опросов, выбирает:

•        частное предпринимательство — 51%

•        финансы — 41%

•        право, юридическая деятельность – 32%

•        маркетинг, менеджмент, управление частной компанией – 27%

•        сфера услуг, сервис – 10%

Между тем, не снижается интерес общества к культуре и истории, в связи с чем экскурсовод является востребованной профессией.

Особенно высокая востребованность на рынке труда СПб и Лен. области

Слайд 11: Должностные обязанности научного сотрудника музея:

•        Осуществляет научно-исследовательские работы;

•        Изучает музейные предметы;

•         Разрабатывает планы научного комплектования музейных фондов, научные концепции развития музея, концепции экспозиций и выставок;

•        Осуществляет подготовку публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем.

•         Принимает участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, исследованиях, научных экспедициях, в том числе археологических.

•        Ведет лекционную работу,

•        Готовит ответы на запросы посетителей музея и средств массовой информации.

Слайд 12: Требования к квалификации научного сотрудника музея.

•        Главный научный сотрудник музея - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

•        Старший научный сотрудник музея - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет либо высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

•        Научный сотрудник музея - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет.

•        Младший научный сотрудник музея - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики на тему: Метод замены переменных

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики  на тему «Метод замены переменных» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский коллед...

Разработка учебного занятия по теме: "Работники музеев: научные работники, экскурсоводы"

Музейные профессии. Какие они? Где им учат? Какие качества характера нужны для таких профессий? Обо все этом вы узнаете из методической разработки....

Методическая разработка внеклассного занятия в Центре образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»

Предложена разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7 класса по биологии. Цели урока:1.Методическая – использование методов активации познавательной деятельности обучающихся;2.Образ...