Работа над штрихами в классе скрипки
методическая разработка

Липарчук Елена Ивановна

В данной работе рассматриваются способы работы над такими штрихами, как легато, деташе, мартеле и стаккато.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_shtrihami.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Работа над штрихами в классе скрипки

Выполнила Липарчук Елена Ивановна

    преподаватель высшей категории по классу скрипки

г. Нижневартовск

2019 г.

  В этой работе мы рассмотрим принципы работы над штрихами деташе, легато, мартеле и стаккато.

На начальном периоде обучения игре на скрипке предусматривает освоение таких штрихов, как деташе и легато.  

Деташе

В переводе с французского слово «деташе» означает «отделять». Таким образом, данный штрих исполняется так: каждая нота играется отдельно каждым смычком, но без остановки в его конце. Этот штрих является одним из выразительных щтрихов. Усвоение всех остальных штрихов начинается именно с деташе.  Таким образом, этот штрих является первостепенным Звук должен быть мягким, без пережима, но плотным по своему качеству. Смычок должен вестись параллельно между подставкой и грифом.

На начальном этапе работы над этим штрихом необходимо обращать внимание ученика на ощущение веса руки. Правая рука должна быть свободной и мягкой, смычок должен хорошо лежать на струне. Движение смычка должно быть легким и мягким.  При этом нужно учитывать то, что вес смычка у колодочки в нижней части смычка больше, чем в верхней. Для того, чтобы звучание было равномерным по всей длине смычка, скрипач должен играть в верхней части с несколько большим нажимом смычка на струну. Вес руки при этом усиливается при помощи нажима на смычок указательным пальцем. При игре в нижней части и особенно у колодочки нужно облегчить вес смычка с помощью мизинца. Кроме того, смычок нужно наклонить в сторону грифа для того, чтобы сузить ленту его волос. И, наоборот, в верхней части смычок разворачивается и ведется всей лентой волос. Изменяется наклон смычка при помощи лучезапястного сустава.      

На начальном этапе обучения необходимо проигрывать маленькие пьесы от разных струн, независимо от того на какой струне они написаны. Это дает возможность почувствовать особенности звукоизвлечения на разных струнах, услышать характер звучания каждой струны.   Если на струне «ми» тембр прозрачный, холодный, то на струне «соль» тембр бархатный, сочный. Струна «ми» тонкая, поэтому давление на нее должно быть небольшим, играть на ней нужно «легким» смычком. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению игровых навыков.

Легато

Слово «легато» в переводе с итальянского означает «связный», «соединенный».  Таким образом, на одно ведение смычка исполняется несколько звуков. В нотах обозначается символом лига. Этот штрих является одним из самых широко распространенных приемов игры. Его применение способствует выявлению сущности природы скрипки-ее возможности выразительного, плавного ведения бесконечной певучей мелодии.    Так же, как и деташе, легато является прилегающим штрихом. Обычно на легато исполняется от двух и более звуков (нот). Поэтому игра на легато предполагает точное распределение смычка, ритмическую и четкую работу пальцев левой руки, что является необходимым условием   хорошей артикуляции в целом. Так же как и в штрихе деташе, работу над штрихом легато лучше всего начинать с открытых струн. Самым главным условием работы над штрихом легато является точное распределение смычка. Если мы исполняем 2 легато, то должны распределить смычок на две равные части. Если, например, при исполнении 6 нот на легато, то смычок делится ровно на шесть частей и т.п. При этом очень важно подобрать скорость ведения смычка по струне и давление на струну. Чем больше исполняется нот на ведение одного смычка, тем медленнее и плотнее ведется смычок. Иногда случается так, что была неправильно подобрана скорость и плотность ведения смычка. Таким образом, если скорость ведения смычка была мешей, чем должно быть, то может остаться большой участок смычка и поэтому приходится ученику «продергивать» смычок, чтобы довести его до конца. Звук становится поверхностным. В случае, если давление на смычок было больше, чем должно быть, то звук становится «передавленным». Таким образом, в работе над штрихом «легато, нужно добиваться непрерывного и ровного звучания скрипки.    

Мартеле

В переводе с французского слово «мартеле» означает «отчеканивать, бить молотком, ковать». Штрих мартеле - это отрывистый штрих. Он похож на деташе, но он является акцентированным штрихом. В нотах он обозначается акцентами над нотами. Штрих мартеле является по своему характеру энергичным, и в то же время изящным.

Этот штрих исполняется обычно в верхней половине смычка, атака звука является акцентированной, между звуками должны быть паузы.  

В работе над штрихом мартеле особенно важно начало звука. Оно должно быть акцентированным.  Для этого на начало звука нужно сделать акцент, т.е.  небольшой «укол» смычком через указательный палец. Активный импульс правой руки способствует быстрому и энергичному ведению смычка. Необходимым условием является угасание звука в конце исполнения штриха мартеле. Это угасание является естественным при ведении смычка как от середины к его концу, так и от конца к середине.

Что касается пауз между звуками, то эти паузы должны быть равны половине длительности указанных нот. Если, например, мы видим в акцентированных нотах половинную длительность, то это значит, что исполняться мартеле будет как четвертная нота. Если мы видим четвертную ноту, то будем исполнять мартеле как восьмую и т.п.

Таким образом, для того, чтобы штрих получился легким, коротким, острым, необходимо во время остановки смычка перед каждым новым звуком делать паузу. А в паузах необходимо готовить «укол» для начала звучания следующей ноты указательным пальцем путем вращательного движения предплечья правой руки. Одновременно с импульсом   начинается горизонтальное проведение смычка. Импульс обычно должен идти от локтя. После акцента необходимо сразу освобождать руку. При этом смычок должен лежать на струне.

Стаккато

Штрих стаккато во многом похож на штрих мартеле. Поэтому в основе работы над штрихом стаккато лежит работа над штрихом мартеле. Между тем, при изучении штриха стаккато применяются умения и навыки исполнения штриха легато. В скрипичных нотах штрих стаккато обозначается лигой с точками.

Если посмотреть в скрипичные ноты, то можно отметить, что количество нот, обозначенных как стаккато, встречается от двух и более.  Таким образом, как мы отметили ранее, в основе штриха стаккато лежит принцип работы над штрихом легато.  Как и в легато, необходимо четкое и равномерное распределение смычка. Если, например, при игре целым смычком двух нот штрихом стаккато необходимо поделить ровно смычок пополам (т.е. на 2 равные части). Если написано 8 нот на одно ведение смычка, то смычок распределяется ровно на 8 частей.  Иногда встречается так, что при большом количестве нот при ведении одного смычка, не хватает смычка. Это происходит потому, что неправильно подобрана скорость ведения смычка. Чем больше исполняется нот на одно ведение смычка, тем плотнее и медленнее ведется смычок.   Подбирая скорость и давление при ведении смычка, может случиться так, что смычок остался с запасом. Это гораздо лучше, чем в случае, если бы смычка не хватило.  

В основе работы над штрихом стакккато лежат навыки овладения так же штрихом мартеле. При движении смычка от колодочки вниз смычком имеются особенности исполнения стаккато в отличии от игры от конца вверх смычком. Так же, как и при исполнении штриха мартеле, здесь используются уколы смычком, которые готовятся заранее. Если мы исполняем 2 звука на одно ведение смычка вниз смычком, то мы делаем два укола вращательным движением предплечья от себя.  Написанные ноты звучат при этом наполовину короче, так как мы делаем паузы, равные половине длительности ноты. В паузу готовится укол для исполнения последующей ноты. Движения предплечья похожи на вращательные движения, которые совершаются при открывании двери ключом. При ведении смычка вверх вращательные движения предплечья совершаются к себе.  

Таким образом, работа над штрихами мартеле, легато и стаккато во многом очень сходна. Эти штрихи являются основополагающими. Овладение ими является необходимым условием профессионального роста начинающего скрипача.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

"Работа над основными штрихами легато и деташе в классе скрипки"

Работа над основными штрихами легато и деташе в классе скрипки...

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Работа над штрихами в классе фортепиано

К важным выразительным средствам музыки относятся штрихи. Штрих - способ звукоизвлечения. Штрихи во многом определяют характер звучания, выразительность исполнения. С самого начала обучения работе над...

Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют у...