Работа над штрихами в классе фортепиано
статья по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

К важным выразительным средствам музыки относятся штрихи. Штрих - способ звукоизвлечения. Штрихи во многом определяют характер звучания, выразительность исполнения. С самого начала обучения работе над штрихами следует уделять большое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shtrihi.docx22.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка – есть искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы» (Б. Гольденвейзер).

Средством создания художественного образа в музыке является звук. Не случайно при оценке игры пианиста, прежде всего, отмечается красота, разнообразие и выразительность звука. К важным выразительным средствам музыки относятся штрихи.

Штрих (нем. Strich – черта, линия) –. способ (приём и метод) исполнения. Штрихи определяют характер, тембр и другие характеристики звучания.

Чтобы передать радость, грусть и другие эмоции, музыканты используют особую музыкальную артикуляцию, то есть способы извлечения звука из инструмента, которые называются штрихами

Термин «штрих» («черта, линия») был заимствован когда-то скрипачами у художников, поскольку движения кисти художника и смычка скрипача в чем-то похожи. Вскоре этот термин приобрел значение того или иного приема игры и получил распространение среди музыкантов различных специальностей.

Один и тот же звук можно извлечь по-разному: можно сыграть его плавно, мягко, можно остро «уколоть», можно подчеркнуть, проскандировать, следовательно, штрихи бывают разные, они помогают передать определенный характер музыки.

При общении пользуются разными оттенками речи, используют разную артикуляцию. Можно говорить плавно, мягко, а можно язвительно, угрожающе. Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.

Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который пишется над нотами и под нотами и указывает, как именно надо их играть: коротко, длинно, тяжело и т.д.

Есть три основных штриха, которые наиболее часто используются в фортепианной музыке: это легато (legato), нон легато (non legato) и стаккато(staccato).

Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.

Легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Этот штрих как бы имитирует пение, придает звуку певучесть и протяженность. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

В нотах штрих legato обозначается лигой.

Легато требует плавного и связного перехода и переноса веса с пальца на палец без перерывов между звуками». Легато может быть исполнено и при посредстве педали в тех местах, где реально нельзя связать два звука только пальцами, а необходимо сделать перенос

Нон легато (итал. non legato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения игре на фортепиано ученики играют именно нон легато. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом легато. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении стаккато мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её.

Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющейзерна. Стаккато обозначают точкой над нотой или под ней. https://videouroki.net/razrabotki/rabota-nad-shtrikhami-v-klassie-fortiepiano.html

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно нон легато, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под нотой или над нотой.

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем легато. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.\

Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые звуки. Обозначается точками над нотами, а над точкой знак акцента.

Staccato-legіего – поминает технику legіего, звук достигается размаховым движением слегка вытянутых пальцев. Этот прием используется в быстрых пассажах, которые «разлетаются» подобно легким брызгам.

Staccato - martellato исполняется с помощью движений кисти и предплечья. Учить его следует «полетными» движениями от предплечья.

Между staccato и legato проходит целая шкала мельчайших оттенков звукоизвлечения. Воображение и опыт исполнителя подсказывают ему малейшие изменения тембра и звука, меру и дозировку движений руки, создающих в штрихах бесконечное разнообразие звучаний.

Точность в исполнении штрихов необходимо воспитывать в учениках с первых этапов обучения. Успешность работы во многом зависит от внимательного вслушивания в звучание каждого вида штриха. Не следует поднимать пальцы слишком высоко. Это напрягает мышцы предплечья. Лишь свободные движения делают игру плавной, свободной. Они способствуют выразительности игры.

При осуществлении движений важно придерживаться трех основных принципов:

- принцип естественности;

- прнцип экономности;

- принцип целенаправленности.

Усвоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для выполнения пианистические приемы, но и привыкнуть к ним, они должны стать для ученика удобными. Этого можно достичь лишь в результате качественных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественно...

Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

Работа над штрихами в классе скрипки

В данной работе рассматриваются способы работы над такими штрихами, как легато, деташе, мартеле и стаккато....

Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020

Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют у...