Статья "Преображая мир вокруг нас".
статья

Белозерская Елена Михайловна

Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования. Предлагается практический опыт подготовки и участия в конкурсе «Сердце отдаю детям» педагога декоративно-прикладного творчества. Указаны основные моменты, на которые необходимо обратить внимание будущего конкурсанта. Приведен пример проведения занятия на тему «Введение в предмет» в коллективе художественной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pobeditelya_konkursa.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОБРАЖАЯ МИР ВОКРУГ НАС.

 Е. М. Белозерская,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина Белгородской области, г. Губкин

Одно из важных предназначений человека – преображать мир вокруг себя. В особенности это свойственно женщине. С древности девочек учили в семье как сделать свой дом уютным и красивым. Учили шить одежду и другие, необходимые в быту вещи. Именно этот вид творчества был наиболее близок большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию. В наше время, к сожалению, утрачена традиция передачи секретов рукоделия в семье. Эту функцию взяло на себя дополнительное образование, где в детских объединениях учащиеся приобретают знания, умения и навыки для изготовления оригинальных изделий, которые могут украсить интерьер или послужить приятным подарком.

Авторская образовательная программа «Нескучное рукоделие» предполагает обучение девочек швейному делу и различным видам декоративно – прикладного творчества. Программа рассчитана на 5 лет, но при желании учащиеся могут продолжить обучение. В 2019 году нашему коллективу «Белошвейка» исполняется 25 лет. Срок немалый. В течение этих лет, несмотря ни на какие трудности, получаю огромное удовольствие от своей работы с детьми. Занятия  в коллективе дают возможность преобразить мир вокруг нас, украсить его приятными и полезными вещами, а также подарить радость себе и другим. Творческие замыслы порой преобразуются в настоящие произведения искусства, что позволяет учащимся получать серьезные результаты в региональных и всероссийских конкурсах. Как признание наших достижений, в 2017 году коллективу было присвоено высокое звание  «Образцовый коллектив». За долгие годы работы накоплен определенный опыт в воспитании и образовании детей, который позволяет попробовать свои силы в конкурсах  высокого уровня.

Так в 2016 году я стала победителем регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» в художественной номинации. Эта номинация интересна тем, что в ней участвуют педагоги по вокалу, хореографии, сценическому искусству, изобразительному искусству  и декоративно-прикладному творчеству. Нам, последним, бывает непросто проявить себя в такой яркой компании. Здесь необходимо все досконально продумать и сконцентрироваться так, чтобы твое выступление не только не осталось незамеченным, но заинтересовало и поразило всех присутствующих.

Согласно положению,  на муниципальном этапе конкурсанты должны были подготовить видеоролик занятия по теме «Введение в предмет», самопрезентацию «Мое педагогическое кредо», представить и защитить образовательную программу,  провести мастер-класс. Хочется более подробно остановиться на проведении занятия, поскольку считаю это самым важным в нашей работе. Было разработано занятие с учетом интересов детей семилетнего возраста. Подготовлена выставка работ учащихся разных лет. Получился небольшой музейный уголок, где о каждой вещи можно было рассказать целую историю. Часть занятия была проведена в форме экскурсии по выставке. Здесь дети увидели прекрасные панно с цветами из ткани и фоамирана, работы в технике декупаж, лоскутной мозаики, декоративной обработки кожи. Много кукол в красивых нарядах и мягких игрушек, выполненных руками детей. После такой экскурсии у девочек возникает желание скорее научиться делать то же самое. Моя задача – поддержать это желание как можно дольше. Этому способствовала  слайдовая презентация о коллективе. В проведении занятия мне «помогала» кукла Коза, матушка семерых козлят, которую специально для конкурса мы сшили со старшими девочками нашего коллектива. По сценарию, она выбирала вид деятельности для своих детей во Дворце детского творчества. Удивилась, что такие малыши уже решили заниматься рукоделием. Решила проверить, знают ли они, что необходимо для такой работы. Загадала загадки, связанные с инструментами для рукоделия, пожелала успехов и большого терпения, так необходимого в этом деле.  Практическая часть занятия предполагала работу по подгруппам. Дети должны были создать панно с изображением прекрасной яблони с наливными яблочками в технике аппликации из ткани. Одна группа вырезала листья, другая – яблоки. По ходу практической работы мы вспоминали пословицы и поговорки, связанные с этим деревом. В завершении занятия был небольшой игровой фрагмент. Юным учащимся были розданы яркие буквы, выполненные из разноцветных лоскутов. По заданию нужно было создать слово из этих букв. Все дружно решили, что это   будет слово «Белошвейка»! Оно у нас и получилось. Занятие было подготовлено и четко продумано, шло в хорошем темпе. Дети не подвели,  были активными, выполняли  все точно, вовремя, с интересом и азартом. Но работа перед камерой, видимо, требует определенного навыка, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно. Поэтому после записи я никак не могла успокоиться. Мне казалось, что я была скована, не так стояла, не так говорила. В общем, была очень недовольна собой. Дошло до того, что я хотела просить оператора переписать занятие. На что он, человек абсолютно посторонний, сказал мне следующее: «Елена Михайловна, Вы зря переживаете. Я с удовольствием работал над Вашим фильмом. Все хорошо получилось. Жалко, что мне некого привести в Ваш коллектив, а то я бы обязательно это сделал». Такая поддержка, конечно, ободрила и успокоила. Дальнейшие этапы прошли легко, хотя каждому из них предшествовала серьезная подготовка.

В самопрезентации важно было найти оригинальную форму рассказа о себе и о своей работе, так, чтобы предельно заинтересовать и присутствующих педагогов и, конечно, членов жюри. На мой взгляд, мне это удалось. Я чувствовала, что меня слушали с большим вниманием и интересом.  Выступление получилось емкое и яркое. Не скрою, здесь я была довольна собой.

Защита авторской программы требует лаконичности и четкости изложения. Поскольку я работаю по многогодичной программе, говорить о ней можно было бы долго. Но, важно было конкретно показать пути реализации цели и задач программы, отразить результаты учащихся, обозначить жизненное применение тех знаний, которые они получили в период обучения. Здесь, конечно, мне понадобилась методическая помощь коллег, и я очень благодарна им, потому что получила ее в полной мере. Стоит сказать, что именно поддержка руководства и помощь коллектива дала мне возможность получить такой высокий результат в этом важном конкурсе.

Во время проведения мастер-класса педагог показывает умение в течение короткого времени познакомить коллег с одним из видов своей деятельности и выполнить с ними практическую работу.  На мой взгляд, результатом работы должен быть приятный сувенир, который напомнит о том волнительном событии, где это происходило. Я предложила коллегам сделать сувенирный магнит с корзинкой фиалок из фоамирана. На корзинке была закреплена надпись «Сердце отдаю детям». Все участники мастер-класса с удовольствием поработали и получили памятный подарок.

Конкурсы профессионального мастерства – это, прежде всего колоссальный опыт, который педагог получает при подготовке, мобилизуя все свои ресурсы, и, конечно, в процессе общения с коллегами во время конкурсных испытаний. Хочется пожелать всем будущим участникам радости в приобретении такого опыта и успеха в их благородном деле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 2002. - 391 с.

2. Дополнительное образование детей: учебное пособие / Ред. Лебедев О.Е. - М.: Владос, 2009. - 293 с.

3. Монахов, Д.Л. Совместными усилиями - к новому качеству образования / Д.Л. Монахов // Дополнительное образование и воспитание. - М.: ИД Витязь, 2009. - №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Немецкий вокруг нас"

С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Презентация  Зачем нужна химия...

Чудеса вокруг нас

Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"

Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....