«Фольклорное отделение в учреждениях дополнительного образования как форма приобщения учащихся к народной художественной культуре».
учебно-методический материал

Слепынина Наталья Геннадьевна

Приобщение учащихся к народной художественной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное отделение в учреждениях дополнительного образования как форма приобщения учащихся к народной художественной культуре.

Слепынина Наталья Геннадьевна
МБУ ДО ШИ №64 п.г.т. Темиртау Таштагольского района
педагог дополнительного образования первой категории


Аннотация
В статье рассматриваются создание общеразвивающей программы для фольклорного отделения и её воздействие на формирование личности ребенка через изучение фольклора на примере работы МБУ ДО ШИ №64 п.г.т. Темиртау Таштагольского района.

Ключевые слова: фольклор, образование, создание, характеристика, результаты.

Department of Folklore in additional education establishments as a form of familiarizing of pupils to national art culture.

Slepynina Natalia G.

MBU to SHI №64 urban village Temirtau area Tashtagolsky

additional education teacher of the first category

Annotation

The article deals with the creation of general developmental program for folklore department and its impact on the formation of a child's personality through the study of folklore as an example to work MBU SHI №64 urban village Temirtau Tashtagolsky area .

Keywords: folklore, education, creation, characterization results.

           


         Данная тема на сегодняшний день актуальна и значима.

Каждый народ имеет национальную культуру имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. С древних времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь и природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру. 
        Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. 
Народная художественная культура представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических, а также художественных жанров народной культуры.
Так, традиционные ценности русской культуры обретают особый смысл и значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования социальной, экологической культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями своей родины. 
Вышеперечисленные аргументы являются стимулом к созданию программы дополнительного образования детей для фольклорного отделения детской школы искусств.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.

Объект исследования – дополнительное этнохудожественное образование в школах искусств.

Предмет – фольклорное отделение как форма дополнительного этнохудожественного образования в школах искусств.

Цель работы: составить программу для создания фольклорного отделения.

В связи с поставленной целью, нами были сформулированы следующие задачи

  1. Раскрыть сущность программы фольклорного отделения;
  2. Приобщить учащихся школы искусств к народной художественной культуре;
  3. Всесторонне развивать и обогащать личность учащихся используя методы и формы народного художественного творчества;
  4. Сформировать художественно – эстетический вкус и социальную активность учащихся;
  5. Развивать актёрские, творческие, коммуникативные, организаторские способности учащихся;
  6. Воспитывать уважение и бережное отношение к своей древней культуре, сохранять и преумножать знаний о традициях народного творчества;
  7. Развивать толерантность учащихся;
  8. Предложить данную программу для дальнейшего применения в учреждениях дополнительного образования (Школах искусств).

Результаты опроса явились основанием для создания фольклорного ансамбля «Колечко» на базе МБУ ДО ШИ №64, в процессе творческой работы нами были выявлены некоторые минусы в выборе именно данной формы организации, так как Фольклорный ансамбль слишком узкое направление для приобщения детей к народной художественной культуре. Поэтому нами предлагается создание фольклорного отделения на основе учреждения дополнительного образования.

      Программа фольклорного отделения, разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области фольклорного искусства и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств» (Утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012г.№86).

Создание фольклорного отделения позволит включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она представляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации окружающей среде, позитивному самоопределению и профориентации.

Характеристика программы. 
Программа фольклорного отделения. предназначена для комплексного изучения фольклора детьми (7 – 14 лет).

Реализация программы рассчитана на 3 года. В объёме 594ч. Занятия проходят три раза в неделю по два часа.

 Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Количество учащихся в группах 8-10человек. Такая группа оптимальна как для фольклорного ансамбля, так и для осуществления индивидуального подхода к обучению ребенка.

        Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации обучающего процесса: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, посещение мастер-классов, встречи с представителями этнокультурных центров, мастер-классы народных исполнителей и умельцев, фольклорные праздники, отчетные концерты, экскурсии, посещение театров, музеев, концертов, репетиции и выступления.

Работа по программе фольклорного отделения состоит из трёх этапов.

       Первый этап – Подготовительный. Основная цель работы на первом этапе – активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания. Знакомство с до песенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором.

           Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи:

– Ознакомить и приобщить к народной художественной культуре.

– Оказать помощь в овладении совместной деятельности в группе и

– выявить индивидуальные особенности, способности и творческие возможности учащихся.  

      Второй этап – Подготовительный. Целью этого этапа является развитие полученных умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.

 Соответственно, в задачи деятельности на втором этапе входит:

 – ориентировать на профессиональное самоопределение.

     Третий этап – Основной. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями.

Задачи третьего этапа:

– формировать социально-адаптированную творчески активную личность.

– ориентировать на профессиональное и жизненное самоопределение.

Результативность программы объясняется ее педагогической целесообразностью, показывает, что изучение традиционной культуры в детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.
Фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться, раскрепощаться личности. Мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, привносящей что-то свое, т.е. импровизацию, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизацией – важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.

  В результате освоения программы каждый воспитанник должен

 знать:

– происхождение и особенности культуры народов – этносов мира.

– теоретические основы актёрского мастерства.

– теоретические основы художественного слова.

     – принципы устройства и звучания шумовых инструментов;

– историю народного костюма.

– историю и проведение народных праздников.

Уметь: Различать и воссоздавать народные костюмы

    Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики

     Воспроизводить элементы народных праздников используя актёрские навыки.

     Играть на народных инструментах (ложках, кугиклах, дровах, жалейки, балалайке…)

     Результаты образовательного процесса позволяет отслеживать систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося.

Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. Основной формой подведения итогов по программе является участие учащихся в смотрах, фестивалях, конкурсах местного, районного, международного уровня.

Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение

концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.

            Резюмируя выше сказанное, хочется отметить, что по окончанию курса обучения учащиеся должны проявлять инициативу в организации праздников, быть патриотами, с чувством национальной гордости, чести и достоинства, быть не равнодушными к людям, миру искусства и природы.

        В результате реализации  программы учащиеся фольклорного отделения становятся настоящими любителями народной художественной культуры.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

«Художественная керамика» в учреждениях дополнительного образования и художественных школах города Самары.

Исследование по вопросам, касающимся теории и методики преподавания дисциплин системыхудожественного образования....

Организация и проведение фольклорных праздников в учреждении дополнительного образования детей (творческий отчет)

Выявление возможности фольклорных праздников как средства приобщения обучающихся  к народной культуре. Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов1.1.История возникновения ...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...