Социальный проект"История семьи в истории страны".
проект (10 класс)

Анна Маслова

   С целью сохранения культурных традиций и исторической памяти был создан проект"История семьи в истории страны" и оформлена слайд-презентация.       На основе собранного материала мы приняли  участие во Всероссийской акции регионального этапа «Мы не были на той войне». Наладили связь с  мемориальным музеем блокады и обороны Ленинграда. И всё это проделано с целью сохранения исторической памяти о наших родственниках-участниках Вов 1941-1945 г.г. Историю страны мы узнавали через историю своей семьи. Что же изменилось в процессе и результате проведенной работы? Прежде всего – мы сами. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся  патриотами своей Родины ,своей  семьи не на словах, а на деле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsproekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «История семьи в истории страны».

Место реализации проекта: СОШ №1, школьный Музей.

Главные участники и исполнители проекта: совет школьного Музея: учащиеся 9а, 76, 6а  классов (Морева Юлия, Дука Санда, Карамышева Людмила, Бармина Екатерина).

Руководитель проекта:Маслова А.П. – педагог –библиотекарь.

Пользователи проекта: учащиеся СОШ №1, родители учащихся, педагоги, выпускники школы.

Направление: сохранение культурных традиций и исторической памяти.

Сроки реализации проекта: 2017 \2019 учебный год.

                                             Цели проекта.

 Стимулировать  интерес молодого поколения  к истории культурных традиций  и исторической памяти.

 Воспитывать  будущего гражданина родного Отечества через активизацию поисковых дел  по сбору материала о своих родственниках, участниках ВОв 1941-1945 г.г.

Способствовать взаимодействию и творческому общению учащихся и родителей, основанных на любви, нравственности, взаимном уважении к ветеранам ВОв.

Задачи:

- подготовить и оформить материалы для школьного музея на основе сбора информации  о своих родственниках - участниках ВО войны (Кузьминой Е.А., Кривоногове В.П.- свидетелях обороны Ленинграда);

-воспитание  уважительного отношения к людям старшего поколения, желания знать историю  своей семьи, чувства гордости за своих родственников - участников ВО войны.

Актуальность  проекта.

         На сегодняшний день существует проблема  отсутствия должного внимания  со стороны подрастающего поколения к памяти  о  ветеранах   Великой Отечественной войны, интереса к памяти о своих родственниках, участникам тех великих событий.

Как мы пришли к такому выводу? Мы провели опрос(приложение №1) среди своих сверстников и выявили, что большинство ребят  очень мало знают об истории участия своих родственников в ВОв 1941-1945 г.г. Был проведен   опрос и  среди родителей учащихся  школы, после которого был сделан вывод, что многие родители наших учащихся  владеют информацией  об участии их родственников  в Великой Отечественной войне, но очень  редко информируют об  этом  своих детей. Из  ответов на  вопросы анкеты стало ясно, что проблема, поднятая нами, никого не оставила безразличным. 83% респондентов из состава родителей учащихся согласились принять  участие в проекте. Сегодня мы представляем проект   учащихся Моревой Юлии, Барминой Екатерины, Дука Санды, Карамышевой Людмилы.

 Мы действительно в неоплатном долгу перед  ветеранами ВОв 1941-1945 г.г. Мы должны знать историю  своей страны. Название нашего проекта «История семьи в истории страны» говорит сама за себя. Мы решили изучать историю страны через  судьбы своих  родных – участниках Великой Отечественной войны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Наши  родители  родились 30-40 лет назад и поэтому о войне  слышали от своих родителей, которые тоже не воевали. Но наши бабушки и дедушки  общались со своими родителями, которые знали  о  тех страшных событиях не понаслышке. Им есть о чем рассказать нам, подросткам, новому поколению России.

    Забота  государства о ветеранах ВОв  была всегда. Но время неумолимо. Все меньше становится  в живых тех, кто пережил ужасы тех дней, кто стал очевидцем Великой Победы. Мы их поздравляем с праздниками, приглашаем в школу на беседы. Но поразмыслив, решили, что  этого недостаточно. Мы решили собрать и изучить материал об участии наших родственников  в Великой Отечественной войне. Память   о них не должна оставаться без нашего внимания. Такое понимание пришло  еще и потому, что в школе работает музей, основанный на  духовных ценностях, пронизывающих весь уклад работы школьного музея. В 2014 году, в конце мая мы побывали на экскурсии в школьном музее и увидели там фотографию Кузьминой Екатерины Андреевны, завещавшей школьному музею  боевые награды. Оказалось, что в нашем классе учатся ее правнучки. Нас заинтересовала эта информация и мы решили провести поисковую  работу и обобщить ее в проекте «История семьи в истории страны».  Русскому человеку всегда были присущи: любовь к своей Родине, чувство гордости за историю своей страны, благородство, благочестие и, конечно, уважение к своей семье.  Именно этими качествами мы руководствовались при создании проекта.

Сбор информации по избранной проблеме.

Методом «мозгового штурма» мы  определили, кто и как будет решать поставленную задачу - сбор материала о ветеранах, наших родственниках. Никто не остался равнодушным. Информации о родственниках, участниках ВОв, оказалось очень много. Мы решили в этом году остановиться на изучении истории города – героя Ленинграда через призму судьбы Кузььминой Е.А.и Криворогова В.П., которые непосредственно были участниками Ленинградского фронта.

Ребята сразу отметили  необходимость встреч с заведующей школьным музеем, работниками  военкомата. На вопрос «Зачем нам это надо?» – ответ такой: «Мы хотим сохранить память о своих родственниках, воевавших за Родину в 1941-1945 г.г.» Вместе с руководителем школьного музея, советом школьного музея мы побывали в архиве городского музея, сделали запрос в Государственный мемориальный музей обороны и блокады  Ленинграда. Обработали с  Советом музея СОШ №1 полученный материал и сопоставили его с результатами собранного материала о Почетной пионерке  нашей школы с 1983года Кузьминой Екатерины Андреевны, Кривоногове В.П., участниках боевых действий при обороне Ленинграда.

Программа действий.

    Разработка положения о проекте, формирование проблемы (анкетирование,(приложение №1) беседы, анализ  и пути  решения, план действий.   Сбор материала о родственниках учащихся СОШ №1,участниках ВОв 1941-1945 г.г.               Сентябрь-декабрь.

   Составление сметы.(Приложение №2)Сентябрь .

   Связь с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда      Октябрь.

    Конкурс сочинений «Мы помним. Мы гордимся».Ноябрь.

    Встреча с работниками военкомата г. Белоярский (консультация  о значении наград Кузьминой Е.А., оставившей  награды в дар школьному музею СОШ №1) и  наград Кривоногова В.П., описанных в наградных листах. Декабрь.

  Оформление тематических выставок в музее истории школы и краеведения, составление сценариев мероприятий на тему о ВО войне. Январь.

    Январь-февраль.

           Формирование банка данных о защитниках Ленинграда, наших родственниках, во время ВО войны 1941-1945 г.г. Январь-февраль.

Оформление слайд – презентации «Мы этой памяти верны»,  представление её на конкурсе инсценированной песни для учащихся 9,10 ,11 классов. Февраль.

       Подготовка ряда мероприятий на тему «Мы помним.Мы гордимся».Февраль-май.

      Тематическая беседа для учащихся 5-6 классов «900 блокадных дней Ленинграда» на основе итога поисковой работы (биография Кузьминой Е.А, участницы Ленинградского фронта).Январь.

          Устный журнал, посвященный 75годовщине снятия блокады Ленинграда для учащихся 7-8 классов ( на основе материала из Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда). Январь.      

          Участие во Всероссийской акции регионального этапа «Мы не были на той войне», которая проводилась с целью сохранения и передачи будущему поколению воспоминания  о днях Великой Отечественной войны; сохранения исчезающих фотоматериалов военных лет. Февраль.

          Проведение экскурсий в школьный музей по теме «История одной фотографии», «Награды  даром не даются». Февраль-апрель.

           Подготовка ряда мероприятий на тему «Мы помним.Мы гордимся».Февраль-май

          Анкетирование по итогам работы над проектом «История семьи в истории страны».Апрель.

Предполагаемый  результат.

1.Диагностический этап.

Получение целостной картины знания учащихся о родственниках- участниках ВОв, формирование патриотизма как личностного качества воспитанников через изучение исторического материала о ВО войне и вкладе своих родственников в  великую Победу.

2.Содержательно-  деятельностный этап.

Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, к памяти о тех ,кто воевал за Родину.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Освоение доступных знаний  о Великой Отечественной войне, в частности о блокаде Ленинграда.

3.Рефлексивный этап.

Изменение социальной и гражданской позиции воспитанников.

Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.

Определение системы дальнейшей деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Перспектива.

 В настоящее время   работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек учащихся школы. У них появилось желание  узнать о своих родственниках-участниках ВОв  1941-1945 г.г., о том, где они воевали, какие имели награды, что испытали, узнав о Победе. Они не только хотят знать об этом сами, но и хотят делиться об этом со своими сверстниками,  оставить собранный материал в своей семье и гордиться   своими родственниками. Ребята продолжают заниматься проектом еще и потому, что с их точки зрения, они знают, как это сделать. Огромное значение в реализации проекта «Судьба семьи в истории страны » имеет то, что наша школа с 2012-2013 уч. г. внедряет программу духовно-нравственного воспитания, которая  способствует, с точки зрения  родителей, развитию нравственности и духовного роста   учащихся школы.

     Вся работа над проектом пронизана патриотизмом, неравнодушием к биографии тех, кто воевал за то, чтобы мы сегодня могли жить в свободной России. На конкретных примерах  мы постигаем тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя достойный след на Земле, чтобы внуки могли гордиться достойно прожитой жизнью своих предков. Работая над созданием проекта, мы коснулись очень важной темы –гордости за свою страну, причастности каждой семьи к истории страны.  Чтобы эта акция не была разовой, мы решили, что наш проект  станет первой страницей в создании общешкольного проекта «История городов-героев Великой Отечественной войны  в истории моей семьи», который планируется реализовать в 2015-2016 учебном году, приурочив его к 71 годовщине со дня Победы в ВОв 1941-1945 г.г.

Заключение.

В начале процесса реализации проекта мы  узнали, каким человеком является каждый  из интересующих нас родственников - ветеранов, что любил, чем увлекался, какие имел жизненные ориентиры, где служил, воевал  во время ВОв 1941-1945 г.г. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратились к родственникам, которые общались с ветеранами, наладили связь с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда, обратились к газетам прошлых лет, к книгам, к воспоминаниям близких, самих ветеранов, которые с большим интересом делились с нами воспоминаниями, участвовали во всех мероприятиях.  

Результатом нашей работы  стало

 -участие во Всероссийской акции регионального этапа «Мы не были на той войне», которая проводилась с целью сохранения и передачи будущему поколению воспоминания  о днях Великой Отечественной войны; сохранения исчезающих фотоматериалов военных лет;

-  создание сменной выставки  «История семьи в истории страны» ,организация экскурсий в школьный исторический музей для учащихся школы, учителей-ветеранов, выпускников нашей школы;

- проведение устного журнала, посвященного 71 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда,  тематической беседы «900 блокадных дней»;

-проведение вечера памяти на основе собранного материала о наших родственниках-участниках ВО войны «Мы помним. Мы гордимся»;

-оформление  альбома Памяти о наших родственниках-участниках ВО войны 1941\1945 г.г.

Работа над проектом отражалась на школьном сайте. Итоговое анкетирование (приложение №3) показало, что 100%  опрошенных учащихся и  их родителей при работе над проектом  испытали чувство сопричастности своей семьи  к тем великим событиям, чувство гордости за свою семью и Родину. Все респонденты на вопрос «Будете ли вы хранить собранный материал в семейных архивах ?» ответили «Да!»

Что изменилось при работе над проектом?

 Прежде всего – мы сами. Мы вместе с родителями учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, что мы, таким образом, становимся  патриотами своей Родины, своей  семьи не на словах, а на деле. Мы продолжаем традиции школьного музея и начинаем открывать новые традиции своей семьи: сохраняем историческую память, изучая историю страны через историю своей семьи.

Методическое обеспечение.

         Государственная  программа  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015 годы(утвержденная Правительством РФ от 05.10.2010года № 795).

         Программа духовно-нравственного воспитания школьников СОШ №1 .

         Школьная программа  гражданско – патриотического воспитания «Музейная педагогика».          

Приложение №3.

 Итоговое анкетирование.

    1.Когда вы впервые услышали об участии ваших родственников в ВО войне?

                                                       Ответ детей.                                                 Ответ родителей.

.Работая над проектом.                                85%                                                             13%  

.Гораздо раньше.                                          15%                                                              85%  

      2.  Что изменилось в результате работы над проектом?

Ничего не изменилось.                                 8%                                                               1%    

 Проект помог нам:

-сблизиться,

-установить взаимопонимание,                        86%                                                           86%

-наладить взаимопомощь со сверстниками,    45%                                                         23%  

-появилось чувство сопереживания,              100%                                                         100%

гордости за свою  семью, за Россию.

В анкетировании приняли участие учащиеся 6-7 классов(45 человек) и их родители.

Анкетирование показало общую заинтересованность и результативность работы над проектом «История семьи в истории страны».

   

Приложение №2.

Смета расходов на оформление проекта «История семьи в истории страны».

Наименование.

Цена.

Количество.

Стоимость.

Адрес плательщика.

Фотоальбом.

980 рублей.

1щтука.

980рублей.

СОШ №1

Канцтовары:

фломастеры,

75 рублей.

1 пачка.

75 рублей.

СОШ №1

ручки гелевые,

65 рублей

2 штуки.

130 рублей

СОШ №1

папка display book,

120 рублей

1 штука

120 рублей

СОШ №1

бумага А-4

140 рублей

1 пачка

140 рублей

СОШ №1

бумага цветная

150 рублей

1 пачка

150 рублей

СОШ №1

Итого:                                                                         1595 рублей.

Смета составлена советом учащихся школьного  музея под руководством  творческого консультанта консультанта проекта Осколовой Л.П.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От истории семьи к истории страны"

В ходе исследовательской работы изучен и систематизирован материал, связанный с историей династий Поспеловых, Матвеевых, построено генеалогическое дерево. В результате составлена родословная, которая ...

История семьи в истории моей страны

В работе представлен жизненный путь семьи Когутовский. Подробно описываются события ВОВ и трудовой подвиг в послевоенное время....

проект «История семьи в истории школы».

История развития образования в сельской местности в 30 - 60 годы 20-го столетия...

История семьи в истории страны

В презентации собраны материалы о боевом и трудовом пути  Павлова А.М., Павловой М.Ф., Юдиной П.Ф., Кузнецова Л.П., Кузнецовой З.Т....

Проект духовно-нравственного воспитания "История семьи в истории школы"

Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящей перед школой...

Методическая рекомендация по составлению родословной к проекту «Моя семья в истории страны»

Методическая рекомендация по составлению родословной к  проекту «Моя семья в истории страны»...