Занятие по лепке оберега "Подкова"
план-конспект занятия (5 класс)

Ануфриева Елена Александровна

Ход занятия по лепке оберега "Подкова". Предназначение оберегов в жизни человека, их значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obereg.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Описание

Планируемое время (в минутах)

Организационный

Организация детей для проведения занятия.

5

Вводный

Объявление темы, мотивация для участия в работе, при необходимости упражнения для разминки.

10

Основной

Упражнения для повторения пройденного материала, изучение и закрепление нового. Физкультминутка.

25

Заключительный

Поощрение детей, релаксация.

5

План – конспект открытого занятия.

Педагог дополнительного образования: Ануфриева Елена Александровна

Творческое объединение: «Затейники»

Раздел программы: «Лепка из пластических материалов»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Тема занятия: «Лепка оберега «Подкова»

Цель

Лепка оберега «Подкова» для своего дома.

Программные задачи

  • Образовательные:
  • научить технологии изготовления оберега;
  • познакомить обучающихся с одним из явлений русского народного искусства – оберегом;
  • расширить знания о символике оберегов и приметах русского народа.
  • Развивающие:
  • развить фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;
  • развить образное мышление, зрительную память, наблюдательность;
  • стимулировать активный творческий подход к любым видам деятельности, стремление к созиданию прекрасного
  • Воспитательные:
  • приобщить обучающихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;
  • расширить духовные потребности детей, помогать формированию художественного вкуса и становлению творческой индивидуальности;
  • воспитать культуру общения на занятии и в повседневной жизни, аккуратность, усидчивость;
  • воспитать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность через активное включение в творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1. Мотивированность стремления учащихся на реализацию своих возможностей и способностей.

2. Заинтересованность в изучении техники лепки.

Метапредметные результаты:

1. Владение умениями работать с пластическим материалом  

2. Высказывать свои предположения и задумки на заданную тему, аргументировать собственную точку зрения.

3. Умение работать в группе и достигать взаимопонимания.

Предметные результаты:

1. Способность применять технику выполнения в работе по направлению «лепка из пластических материалов»: пласт, клинсер, фактура  и т.д.

2. Овладение знаниями об истории возникновения, видах и особенностях лепки. 

Оборудование и материалы

Оборудование: глина, стеки, баночки с водой, доски для индивидуальной работы, влажные салфетки, кроссворд, ноутбук с колонками, конверты с символами – оберегами, технологические карты лепки оберега «Подкова», шаблон подковы для вырезания из пласта.

Этап занятия

Ход занятия

Время

Вводный этап

Организационный

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, молодцы, что все пришли сегодня на наше увлекательное занятие!

2. Актуализация знаний для изучения нового материала.

Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте загадку.

Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.

Ребята, кто знает, о чём идёт речь?

Правильно, конечно же, о подкове.

А какую роль она играет в доме? (ответы детей). Сегодня на занятии, ребята, мы поговорим об оберегах, а также о народных приметах, связанных с ними. А ещё нам предстоит вылепить образ оберега для своего дома.

5 минут

Основной этап

Ребята,  слово «оберег» толкуется как «предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь».

С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», и разных напастей.

 На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало или будем носить булавку на одежде от сглаза.

Скажите, верите ли вы в приметы? (Ответы детей).

А какие приметы знаете вы?

 Предлагаю проверить ваши знания в форме небольшой викторины. Итак, правила:

Я буду говорить 1 часть пословицы, а вам нужно будет её продолжить.

Приметы:

•  В доме свистеть — (все деньги высвистишь).

•  Не ешь с ножа — (сердитым будешь).

 •  Нечаянно рассыпать сахар — к хорошему, соль — (к ссоре).

•  Поперхнулся за столом - (гость спешит).

• Не сиди на столе — (бедным будешь).

•  Ложка упала со стола – (гость спешит).

•  Наизнанку вещь надеть - (битому быть).

•  Встретил кого-нибудь с пустым ведром — (день будет пустым).

Молодцы, ребята, много примет вы знаете. Итак, по народной примете найти подкову, значит быть человеку счастливым.

А какие обереги вы ещё знаете? (ответы детей). 

Да, ребята, вы правы. Оберегов существует очень много: куклы – закрутки, домовёнок, и другие. Но сегодня мы с вами слепим оберег «Подкову» для вашего дома, приносящий в дом счастье.

Прежде давайте настроимся на работу, так как силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего. Вы должны полностью сконцентрироваться на изготовлении оберега  и в мыслях о прекрасном, добром- ведь вы заряжаете свой оберег положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам.

Потянитесь, выпрямитесь, и приготовьтесь к работе!

10 минут

Практическая работа.

Ребята, давайте вспомним правила безопасности при работе с глиной и инструментами (Дети озвучивают правила).

Технологическая карта лепки оберега висит на доске и у каждого из вас на рабочем месте, давайте вместе разберем этапы работы:

1.Промять глину до состояния глиняного теста.

2. Из общего куска глины раскатать пласт. Из заготовки пласта по шаблону вырезать стекой подкову и загладить водой. 

3. На концах подковы сделать сквозные отверстия (когда сувенир будет готов – продеть в них ленту). 

4. Украсить оберег дополнительными элементами – символами.

А теперь приступим к работе.

Как называется способ, который вы будете использовать при лепке подковы? (Лепка из пласта).

Ребята, не забудьте во время работы следить за своей осанкой.

(Дети вместе с педагогом лепят оберег, педагог каждому помогает – метод наблюдения)

Молодцы, думаю, Вы все справились с заданием. Я чувствую, вы немного устали, поэтому предлагаю вам отдохнуть. (Предварительно дети вытирают руки влажными салфетками).

А сейчас физкультминутка.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб лепить нам, рисовать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 ( Дети повторяют движения за педагогом)

Отдохнули? А теперь давайте  вернёмся к теме нашего занятия.

Ребята, обереги могут содержать в себе ещё несколько элементов-символов, которые только усиливают его действие.

Поэтому я предлагаю вам усилить ваш оберег дополнительными символами. У вас на столах лежат дополнительные элементы – символы для украшения оберегов.  Выберите самостоятельно нужные вам символы или слепите их самостоятельно, и разместите на вашей подкове.

Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение:

• гречка-плодородие и достаток;

• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство

• пшено - от сглаза;

• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме

• тыква, семена тыквы - символ плодородия,

• крупа - мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой

А пока вы украшаете свой оберег, я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать!

Отгадывание загадок.

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Все ребята знать должны,

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка… (Соли)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! (Вода)

Ну что, вы большие молодцы, и я расскажу вам, как правильно повесить оберег-подкову. Итак, подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза).

(Обучающиеся заканчивают работу.)

25 минут

Заключительный этап

Итог занятия. 

Ребята! Я вам предлагаю организовать выставку ваших работ, чтобы каждый поближе смог рассмотреть каждую работу.

Какие же у вас красивые обереги получились, какие они все разные, наверное, вы наделили их теми элементами - символами, которые важны в вашей семье. Молодцы!

А теперь, давайте разгадаем кроссворд по пройденной теме. Ключевое слово оберег.

Задания:

1.К чему согласно примете просыпать соль.

2.Символ крепкой семьи.

3.Во что верили древние славяне.

4.Символ силы и здоровья.

5.Каким способом вы слепили подкову.

6.Отчего вешают подкову ветвями вниз.

ССОРА, БУБЛИК, ПРИМЕТА, ОРЕХ, ПЛАСТИЧЕСКИЙ, СГЛАЗ

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

3 минуты

Рефлексивно-оценочный этап.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Из какого материала выполнена работа?

- Чему вы научились, узнали ли что нового?

Итак, верно, сегодня мы узналио том, во что верили наши предки, о том, как ценили они тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью оберегов. К тому же, особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Помимо традиционных, можно сделать свой собственный, семейный оберег, что мы и сделали, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Наша же задача сохранить и донести потомкам, все старое, доброе, что велось веками, поэтому мы должны чтить и продолжать с вами русские традиции.

- Похлопайте в ладоши, если вам сегодня все удалось. Потопайте, если испытывали затруднения.

- Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо вам, ребята! Закончить наше занятие мне хочется легендой: «В давние времена по земле путешествовал незаметно для всех одинокий бог, приняв облик коня. Споткнувшись о камень, он потерял подкову с задней ноги. Эту подкову нашла старуха. Как только она взяла ее в руки, то превратилась в красавицу. Это было ее самое заветное желание. И пока подкова была с ней, она оставалась молодой и красивой, до тех пор пока не потеряла по рассеянности божественный подарок. Подкову нашел другой человек - сбылась и его мечта. С той поры приносит подкова людям счастье».

Вот и я желаю вам, чтобы подкова, которую вы сегодня слепили, приносила в ваши дома только счастье и радость!

2 минуты

Уборка рабочих мест.

- Убираем рабочие места.

- Спасибо за занятие. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"

В документе  находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические  карты. Урок содержит  культурологический момент....

Конспект занятия по лепке "Планета Земля"

Рельефная лепка в предшкольной группе...

Внеклассное занятие по лепке с использованием готовых форм "Домашний зоопарк"

Данное занятие является творческим – дети могут проявить самостоятельность, применить фантазию при изготовлении и оформлении поделок.Чтобы оживить и разнообразить занятие, перед  выполнением прак...

Конспект занятия по лепке с детьми 5-6 лет "Лепка яблока"

 Занятия  лепкой увлекательный процесс. Лепка это развитие мелкой моторики, познавательных интересов, умений обобщать и детализировать. Лепка помогает снять психологическое напряжение...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»...