Главные вкладки

    Методическое обеспечение. Развитие речи. Артикуляционная гимнастика
    методическая разработка

    Карамушка Елена Викторовна

    Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются  путём игровой методики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskoe_obespecheni.razvitie_rechi.docx20.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое  обеспечение  

    Развитие речи

    Артикуляционная гимнастика

    1.     Покусайте кончик языка — «мама шинкует капусту».

    2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

    3.  Язык, как жало змеи.

    4.   Язык, как тоненькая иголочка — «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.

    5.    Почистите верхние и нижние зубки языком.

    6.    Закройте глаза, представьте ночь — «сели на лошадку и поехали». Цокайте.

    7.    Достаньте кончиком языка нос.

    Воспитатель гладит детей, у которых получилось упражнение.

    8.    Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

    9.    Погладьте зубками губы.

    10.  Натяните губы на зубы, широко открыв рот.

    11.  Нарисуйте надутыми губами солнце.

    12.   Представьте, что заводите мотоцикл — поехали. На пути — гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.

    13.   Язык поднимите кверху:

    Ша-ша-ша,

    Наша шуба хороша.

    14.     — Здравствуйте, котята!

    —  Мяу, мяу.

    — Здравствуйте, телята!

    — My, му, му.

    — Здравствуйте, мышата!

    —  Пи, пи, пи.

    — Здравствуйте, лягушки!

    —  Ква, ква, ква.

    15. Свои губы прямо к ушкам

    Растяну я, как лягушка.

    А теперь слоненок я,

    Хоботок есть у меня.

    А сейчас я — дудочка,

    Дудочка-погудочка.

    Мне понравилось играть,

    Повторю-ка все опять.

    16.  «Возьмитесь» за меня глазами.

    Скороговорки на развитие дикции

    1.        Вез корабль карамель,

    Наскочил корабль на мель.

    И матросы три недели

    Карамель на мели ели.

    2. Книга книгой, а мозгами двигай.

    3. Волки рыщут — пищу ищут.

    4.     Везет Сенька Саньку

            С Сонькой на санках.

    Вопрос: кто где находится?

    Санки — скок!

     — Сеньку с ног!

    Почему? (Он шел впереди.)

    Саньку — в бок,

    Соньку — в лоб,

    Все — в сугроб.

    5. Курочка по зернышкам

    Кудах-тах-тах,

    Уточка — кря-кря-кря,

    Индюшонок — фалды-балды,

    Кисонька — мяу-мяу,

    Собачка — гав-гав,

    Поросенок — хрюки-хрюки,

    Коровенка — муки-муки,

    Лошаденка — ноки-ноки.

    6. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

    Рожица, жук, моржонок, флажок.

    7.   Виноград, трава, топор,

    Шар, крапива, помидор,

    Сковородка, ранец, груша,

    Крыша, радуга, Каркуша.

    8. Маша шла, шла, шла

     И игрушки нашла:

    Кошку ,  матрешку, шишку, мартышку,

    Мышку,  машинку, катушку, лягушек, -

    Кто  потерял  столько игрушек.

    9. Утром, присев на зеленом пригорке,

    Учат сороки скороговорки:

    Картошка, картонка, карета, картуз,

    Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

    10.  Жук, над лужею жужжа, Ждал до ужина ужа.

    11.  В перелеске перепел Перепелку перепел.

    Развитие интонационной выразительности

    1.  Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом — Волка.

    Козлятушки, ребятушки,

    Отомкнитеся, отворитеся,

    Ваша мать пришла,

    Молочка принесла...

    2. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

    Кумушка, послушай!

    Вправду, кроме шуток,

    Открывают школу

    Для утят-малюток.

    Л. Фурмина

    3. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.

    4.  Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

    5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

    6.     Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.

    1 -й ребенок

    —  Ты кто?

    — Нет, не заяц ты.

    — Нет, не заяц.

    —Нет, не заяц.

    — Нет, не заяц.

    —Ты? Ты мышонок.

    — Да, ты мышонок.

    —Я лягушонок?

    —  Не лягушонок я.

    Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.

    2-й ребенок

    —  Я заяц.

    — Нет, заяц!

    — Нет, заяц!

    — Нет, заяц.

    — А кто же тогда я?

    — Я мышонок?

    —Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты — лягушонок.

    — Да, ты лягушонок.

    — Нет, лягушонок.

    Игра «Подскажи словечко»

    1.    Я у бабушки Полины

    Много красной съел ... (малины).

    На закате, как пожар,

    Опускался солнца ... (шар).

    Был он сказочно-прекрасный

    И, конечно, ярко ... (красный).

    2.  Важен он, как господин,

    Этот сочный ... (апельсин).

     Ел однажды карапуз

    Сладкий, сахарный ... (арбуз).

    По весне из клейкой почки

    Появляются ... (листочки).

    3.   На поляне, где валежник,

    Голубой растет ... (подснежник).

    Ручка пишет буквы, точки,

    А ложаться  они  в …  (строчки).

    1. Не бывает сливы без ... (косточек).

    Не бывает часов без ... (стрелок).

    Не бывает автобуса без ... (колес).

    Не бывает стула без ... (спинки).

    Не бывает лисы без ... (хвоста).

    Не бывает капусты без ... (листьев).

    Не бывает самоката без ... (колес).

    Не бывает сосны без ... (ствола).

    5.Краски с ... (кисточкой). Автобус с ... (колесами). Стол со ... (скатертью). Сумка с ... (застежкой). Куст с ... (ветками). Песочница с ... (песком). Лестница со ... (ступеньками). Часы со ... (стрелками). Кастрюля с ... (крышкой). Весы с ... (гирями).

    Пастух со ... (стадом). Стакан с ... (водой). Лес с ... (деревьями).

    6.  Муха ахнула сперва:

    — Ах, какие кружева!

    — А попала в кружева

     — И пропала голова!

    Бедняжка, словно в тине,

    Увязла в ... (паутине).

    7.Погляди на молодцов —

    Веселы и бойки.

    Волокут со всех концов

    Материал для стройки.

    Вот один споткнулся вдруг

    Под тяжелой ношей,

    И спешит на помощь друг.

    Тут народ хороший!

    Без работы, хоть убей,

    Жить не может ... (муравей).

    1. В лесу под щебет, звон и свист

     Стучит лесной телеграфист:

    —    Здорово, дрозд-приятель!

     — И ставит подпись ... («дятел»).

    9. Трещит с самого утра:

     — Пор-ра! Пор-pa!

     — А что пора?

    Такая уж морока,

    Когда трещит ... (сорока).

    10.В своей короне красной

     Он ходит, как король.

    Его ты ежечасно

    Выслушивать изволь:

    — Я тут! Я начеку-у!

    Я всех вас допеку-у!

    Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

    — Уснули дети.

    Свет потух.

    Молчи, ну не кричи,... (петух).

    11.   Живет спокойно, не спешит,

    На всякий случай носит щит.

    Под ним, не зная страха,

    Гуляет ... (черепаха).

    12.    Он ходит, голову задрав,

    Не потому, что важный граф,

    Не потому, что гордый нрав,

     А потому, что он — ... (жираф).

    13. И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

     Сторожей боятся этих

    Мыши — прячутся, дрожа.

    Очень уж суровы Филины и ... (совы).

    14. На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться —

    Два огромнейших крыла

    У хозяина ... (орла).

    15.  Уж очень вид у них чудной.

    У папы — локоны волной,

    А мама ходит стриженой,

    За что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша ... (львица).

    16. Скажу я слово «высоко»,

    А ты ответишь «низко».

    Скажу я слово «далеко»,

    А ты ответишь ... («близко»).

    Скажу я слово «потолок»,

    А ты ответишь ... («пол»).

    Скажу я слово «потерял»,

    Ответишь ты ... («нашел»).

    Скажу теперь я слово «трус»,

    Ответишь ты ... («храбрец»).

     Теперь «начало» я скажу,

    Ответишь ты ... («конец»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

    В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

    Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."

    — В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...

    Обобщение педагогического опыта. Сохранение и повышение здоровья у учащихся. «Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики».

    Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности – утренняя гимнастика (обычная зарядка). Утренняя гимнастика способствует правильному фи...

    Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

    Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

    Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

         Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

    Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

    Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...