Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения
план-конспект

Котова Елена Михайловна

Итоговое занятие II года обучения, в процессе которого легко выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на занятиях в течение учебного года по туризму, экологии и краеведению  в игровой форме, с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское объединение: «Юные туристы-экологи»

Тема итогового занятия:

«Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения».

Место в учебном курсе: Итоговое занятие II года обучения

Общие сведения

Тип занятия  - занятие применения знаний, умений и навыков;

Форма проведения - игра-путешествие «Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения»

Цель занятия:

Выявление качества и уровня овладения знаниями, полученными на занятиях в течение учебного года по туризму, экологии и краеведению  в игровой форме, с использованием ИКТ, коррекция знаний.

Задачи:

  • применять усвоенные навыки ориентирования на местности;
  • закреплять знания о туристском снаряжении и его видах;
  • закреплять знания по истории Курского края;
  • закреплять умения вязки узлов, складывания костра и шалаша, натягиванию палатки;
  • свободно оперировать понятиями: туристское снаряжение, топографическая карта, топографические знаки, краеведение, экология;
  • узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы;
  • закреплять правила поведения в лесу;
  • воспитывать гражданские качества личности: стремление помогать, активную жизненную позицию, оптимизм;
  • формировать положительную «Я концепцию»: умение аргументировать свою позицию, самокритичность, самокритичность, умение сопереживать;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • вырабатывать стремление ребенка к размышлению и поиску, требующих не традиционного подхода к решению ситуации;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, познавательную активность;
  • развивать навыки коллективизма и взаимопомощи.

Приоритетные образовательные области:

Экология, краеведение, туризм

Интеграция образовательных областей:

Окружающий мир, краеведение, история Отечества

Виды деятельности:

Игровая, продуктивная, коммуникативная

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, туристское снаряжение, палатка, дидактические карточки с вопросами и ответами, карточки с изображением  туристского снаряжения, пазлы «Карта Курской области и «курская антоновка», дрова, природные материалы (веточки деревьев, листочки, плоды)

Методы обучения:

  • словесные: диалог, беседа;
  • методы практической работы;
  • метод игры: игра-путешествие;
  • наглядный метод обучения: демонстрационные материалы

Структура учебного занятия:

№ п/п

Этап занятия

Время

1

Вводная часть

5 минут

2

Основная часть

35 минут

3

Подведение итогов

5 минут

Ход занятия:

I. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята.

-  Сегодня 28 мая, уже заканчивается учебный год, и впереди у вас долгожданные летние каникулы. Многие из вас вместе с родителями будут отдыхать на природе. И отправляясь в поход, каждый из вас уже сможет поделиться с родителями тем багажом знаний по туризму, экологии и краеведению, которые вы приобрели  на занятиях нашего объединения «Юные туристы-экологи».

- А прежде, я бы хотела проверить, чему же вы научились за этот учебный год. И у нас сегодня будет не обычное, а итоговое занятие. 

- Для этого я вас приглашаю отправиться в «Виртуальный поход в мир туризма, экологии и краеведения» по просторам нашей  Курской области.

Наш поход будет проходить по основным станциям:

- «Туристское снаряжение»;

- «Ориентирование»;

- «Краеведение»;

- «Экология»;

- «Переправная»;

- «Привал», а это и есть основные темы нашей программы.

II. Основная часть.

- Давай все закроем глаза и послушаем природу нашего края. (Звучат звуки природы)

        И первая наша станция «Туристское снаряжение»

- Прежде, чем отправиться в поход, мы должны собрать, всё, что нам понадобится в путешествии. И как одним словом всё это называется? (Туристское снаряжение)

- А теперь давайте решим, что же нам понадобится в походе.

Что в поход с собой возьмем,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» — в ладоши хлопни,

Если «нет» — ногою топни,

Только пол не проломи.

Все понятно?

Раз, два, три!

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, палатка, соска,

Кружка, ложка и духи,

Две засушенных блохи,

Куртку, кошку, карту, чай,

Всех скорее выручай!

Носовой платок, подушку,

Ласты, компас, мяч и клюшку,

Спальный мешок, веревку, нож.

Ну, а соль с собой возьмешь?

Спички, фотоаппарат —

Вот и собран наш отряд!

Какие виды туристского снаряжения вы знаете? (Личное, групповое и специальное снаряжение)

        Задание.  Перед вами карточки с изображением того, что вам понадобится в походе, ваша задача разделить это  снаряжение на личное, групповое и специальное.

- Рюкзак собран, пора двигаться дальше.

 Но прежде поговорим о том, что мы должны помнить, отправляясь в поход. Ответы детей:

  • одежда должна всегда соответствовать погоде и сезону;
  • обязателен головной убор;  
  • обувь лучше выбирать закрытую с жесткой подошвой;
  • у туриста обязательно должна быть аптечка;
  • безопаснее всего передвигаться организованной колонной, не вступая в споры с местным населением;
  • передвигаться надо по тропинкам;
  • при движении по лесу нужно смотреть под ноги, чтобы не запнуться о корни деревьев;
  • проходя через кустарники, важно передавать ветки из рук в руки;
  •  если увидите крупных диких животных (волка, лису, медведя, косулю и т.д.), то не подходите к ним. В походе могут быть опасными и насекомые и звери.

        Наш край  - благодатное место для многих видов туризма: бескрайние поля, дремучие леса, прозрачные реки, холмы и равнины. И чтобы не заблудиться на просторах нашей области вы что должны уметь делать?... (Ориентироваться)

Итак, мы продолжаем наше путешествие, к станции «Ориентирование»

- Что значит уметь ориентироваться? (Уметь ориентироваться - значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта)

- А не сбиться с пути нам помогут неизменные помощники туриста. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете сами догадаться, что это за помощники.  

На ладонь он ляжет весь.

Не часы — а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

(компас)

Дорога есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя,

Луга есть - косить нельзя,

В реках, морях - воды нет.

(карта)

- Правильно, ребята, чтобы не заблудиться, туристу в походе обязательно нужны и компас и карта.

- А как можно сориентироваться в лесу не имея компаса? 

  • По местным и природным признакам: муравейникам, коре, смоле и кроне деревьев, по мху, по проталинам на снегу
  • По куполу церкви: верхний конец наклонной перекладины православного креста направлен на север )
  • По солнцу в дневное время (Утром  в 7 часов солнце бывает на востоке, в полдень  - на юге, вечером в 19 часов – на западе; если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток)
  • По звездам ночью. (Полярная звезда, указывает направление на север) 

Задание.  У нас есть с собой компас. Укажите стороны горизонта по компасу.

Мы приближаемся к станции «Краеведение»

        Физкультминутка

- А чтобы дорога не казалась нам скучной и долгой, в пути всегда поможет речевка: (дети встают и шагают)

- кто шагает с рюкзаком?

- мы, туристы!

- кто со скукой не знаком?

- мы, туристы!

- кто в дороге целый день?

- мы, туристы!

- кто не знает слова лень?

- мы, туристы!

-  Вы уже знаете, что у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где проходит наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Малая родина у каждого своя!

Станция «Краеведение»

 -Давайте вспомним, чем мы занимались на занятиях по  краеведению. (Изучением родного края).

- Курская область – это наш родной край. Существует несколько версий происхождения названия города  Курск. Первая, из-за того что он  расположился на реке Кур. Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.

- Ребята, у каждого из вас есть пазл. Давайте соберем все пазлы. (Дети собирают пазлы «Карта Курской области и «курская антоновка»)

 - Что изображено на картинках, которые вы собрали?

- Карта Курской области.

  1. В каком году образовалась Курская область? (Ку́рская о́бласть образована 13 июня 1934 года)
  2. Сколько районов входит в состав  Курской области? (28 районов)
  3. Рассмотрите карту Курской области. Назовите столицу Курской области, с какими областями граничит Курская область? (Липецкой, Воронежской, Орловской, Брянской, Белгородской, Сумской)
  4. Назовите самый северный, южный, восточный и западный  районы области. (Столица – Курск. Северный - Железногорский район, южный - Беловский район, восточный- Касторенский район и западный – Рыльский район. )
  5. Назовите крупнейшие реки области. (Сейм,  Тускарь, Свапа, Псёл)
  6. Назовите самую высокую точку области. (Самая высокая точка Курской области (274 м) находится на границе Поныровского и Фатежского районов  - Тепловские высоты – где находится  памятник советским воинам за победу «Тепловские высоты».Это северный фас Курской дуги

        -  А теперь вспомним символы Курского края.

Яблоко антоновка –

является одним из символов нашего  Курского  края. Золотистое и ароматное яблоко антоновка издавна считается символом плодородия Курской земли.

  1. Когда  установлен памятник «Курская антоновка» и кто его автор? (В 2004 году уроженец Курской области знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил проект  памятника «Курская антоновка», посвящённый символу родной области)
  2. А какие ещё символы  нашего  края вы знаете? (Знаменский собор, Триумфальная арка, Коренная пустынь, Курская магнитная  аномалия, Курский соловей).  
  3. А кто знает, где установлена скульптура "Курский соловей? (на площадке перед мегакомплексом "Гринн" в Курске, а автор "соловья" – курский скульптор Юрий Киреев.)

Вот так мы незаметно подошли к следующей станции –

Станция «Экология»

- Настоящий турист-эколог путешествует, чтобы узнать, что-то новое, проводит наблюдения, он должен помнить, что нас окружает большой живой организм – природа, которую нужно беречь и охранять. 

- Давайте вспомним, что же означает слово «экология»? (Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме, это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.)

Природа – это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

- Мы не одни живем на нашей планете, нас окружает много живых организмов, кто еще, кроме нас, живет в этом доме? (это растения, грибы, бактерии и животные).

Для них планета Земля – дом, такой же, как и для нас.

- Приглашаю вас, ребята, прогуляться по лесу. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте подумаем, как надо вести себя в лесу? (На слайде правила поведения в лесу) (Ребята объясняют, как нужно вести себя в лесу.)

        Вот мы и в лесу.

  1. Какие бывают леса? (Хвойные и лиственные)
  2. Как называют леса, где растут сосны, ели? (Бор)
  3. Как называются леса, в которых растут только дубы? (Дубравы)
  4. А где растут берёзы? (Рощи)
  5. Ребята, а знаете ли вы какое дерево распространено в Курской области? (В Курской области распространено дерево дуб)

        Задание 1.

Перед вами веточки  деревьев, листочки, плоды. Рассортируйте их. С каких деревьев эти веточки?

– Рассмотрите внимательно эти веточки и скажите: как можно различить ель и сосну, берёзу, рябину и дуб.

–  По каким признакам мы научились различить деревья? ( По хвое, по листочкам, по плодам и шишкам, по коре)

        Задание 2.                Посмотрите на экран.

Перед вами животные и птицы, которые водятся в лесах и водоемах Курской области. И оставленные ими следы. Определите, кому какие следы принадлежат. (Ответы детей)

-Продолжая наше путешествие давайте вспомним

- Какой заповедник находится на территории Курской области? (Центрально-Черноземный государственный заповедник им. профессора В.В. Алехина)

        Задание 3.

- Вспомните, какие птицы обитают на территории Центрально-Черноземного государственного заповедника им. профессора В.В. Алехина.

- Посмотрите на экран и выполните задания. (Выполняются задания на экране: по звуку дети узнают птицу)

Новые задания нас ждут на станции «Переправная»

- Кто уже был в походе, знает, что в походах встречаются различные препятствия, реки, горы, болота.

- Ребята, для того, чтобы преодолевать различные препятствия необходимо не только специальное снаряжение, но и знания по вязке различных узлов  и их предназначение.

- Давайте проверим, какие узлы вы научились вязать. (Вязка узлов)

- Где применяются эти узлы? (Ответы)

        А сейчас перед нами болото, как мы будем его преодолевать? (По кочкам)

- Но прежде, чем мы начнем переправляться, мы должны помнить, что  безопасность такой переправы зависит от дисциплинированности переправляющихся.

Какие правила безопасности мы должны помнить?

Перемещаясь по болоту, необходимо иметь с собой палку альпеншток длиной 2 – 2,5 метра для проверки безопасности пути. 

(переправа по кочкам)(между кочками расположены картинки с обитателями водоёмов)

- Ребята, а кого вы встретили переправляясь через болото? (Лягушку, стрекозу)

- Какие растения увидели? (Камыш, кувшинку)

Вот мы и дошли до конечной станции.

За спиной пройденные километры.

Нас одолевает усталость.

По маршруту станция «Привал»

        - Как хорошо на этой поляне: место ровное, как раз для установки палатки. Один из основных навыков туриста – правильная сборка и установка палатки. Вы научились правильно устанавливать палатку на наших занятиях.

        - Что важно для туриста в походе? (чтобы он был сыт). 

- Почему? (Еда нужна силе, а сила – дороге.) 

- Случаются экстремальные ситуации, когда заканчивается запас продуктов. А на нашей поляне растут   ягоды, грибы, недалеко остался лес и водоём. Сумеете ли, вы, ребята найти еду в лесу и на поляне и у водоёма?   (камыш, ягоды, грибы, кустарники)

        - Знаете ли вы, что из этого всего можно употреблять в пищу?

Интерактивная игра «съедобное-несъедобное»)

Детям необходимо по изображениям определить, какие ягоды (грибы) можно положить в «лукошко». Учащиеся пытаются правильно положить ягоды (грибы) в корзину, а ведущий может проверить верность ответа, щелкнув мышкой по изображению ягоды (гриба). При щелчке мышью ядовитые ягоды(грибы) исчезают, а изображение съедобной ягоды(гриба) увеличивается в размере.

- А вот без чего трудно представить себе любой поход? (Загадка)

На привале нам помог

Суп сварил, картошку спек,

Для похода он хорош

Да с собою не возьмешь.

(костер)  

  1. Для чего туристу нужен костёр? (Для обогрева, для сушки вещей, для приготовления пищи).
  2. Какие группы  костров вы знаете? (пламенные, жаровые, дымовые).

        Задание:     Сложить костёр колодец и шалаш. (Делим группу на две команды для выполнения задания.)

        Как и где нужно разводить костёр?

  • Место под костер необходимо расчистить от сухих листьев.
  • По периметру место под костер обкопать.
  • Костер разжигать на расстоянии 3-5 метров от палатки, иначе летящие искры.., а иногда — и привести к пожару.
  • Нельзя жечь костер под деревьями или ближе 10 м от них.
  • Нельзя разводить костер вблизи зарослей сухой травы и кустарника.
  • Нельзя разводить костер в зарослях соснового молодняка.
  • Уходя обязательно, костер засыпать землей.

III. Рефлексия. (Подведение итогов)

        -Наше путешествие завершается, а вместе с ним и наше итоговое занятие. Сегодня, ребята, вы опять немного окунулись в интересный, полный впечатлений мир туризма, краеведения  и экологии. Надеюсь, что знания, которые вы получили в прошедшем учебном году не раз пригодятся вам летом.

Рефлексия содержания учебного материала.

- Ребята, ответьте мне, какую полезную информацию вы вспомнили на сегодняшнем занятии? 

  1. Что мы изучаем на занятиях по краеведению?
  2. О каких символах Курского края мы сегодня говорили?
  3. С помощью чего турист, может ориентироваться в лесу?
  4. Какими качествами должен обладать настоящий турист?
  5. По каким признакам мы можем отличать деревья?
  6. Чем мы можем помочь природе?
  7. Какие правила безопасности нужно соблюдать в походе?
  8. Как можно прокормить себя в лесу, если закончились продукты?

Рефлексия деятельности.

Что на занятии понравилось больше всего и почему?

-  Сейчас я предлагаю вам «помочь» поляне стать  более  красивой. Возьмите вот этих бабочек  и усадите их на ромашки. (Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся этапу урока. Каждый ребёнок берет бабочку, и, озвучивая  своё мнение: я хочу получить больше  знаний по туризму  для того, чтобы…и  украшает цветок.)

Рефлексия чувств, эмоций, настроения

- В конце нашего интересного общения, я хотела бы узнать с каким настроением вы уходите домой. (Дети показывают смайлики – солнышко, тучка, тучка за солнышком).

Вот и подошло к концу наше путешествие. На память о нашем виртуальном походе  я вручаю каждому из вас значок «Первый поход», этот значок получает каждый, кто совершает первый поход.

- Помните, дети, чтобы ваши каникулы прошли без неприятностей, обязательно соблюдайте правила безопасного нахождения не только в походе, но и на улицах города.

- А чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться всему, что нас окружает.

Наше занятие закончилось, спасибо вам за участие, я буду рада увидеть вас на наших занятиях в следующем учебном году! До новых встреч!

Список источников и литературы:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных: в т.3.М:Терра-Terra, 1992
  2. Букин А.П. в дружбе с природой. М.,1991
  3. География Курской области / Под общей редакцией проф. В.И. Галицкого. - Ц-Ч книжное изд-во,1974.
  4. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.
  5. Илларионова Ю.Г.  Учить детей отгадывать загадки. М., 1988.
  6. Красная книга Курской области. Под ред. А.А.Власова. Тула 2002.
  7. Кучер Т.В. Игра в экологическом воспитании школьников.
  8. Молодова Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми. М.: Асар, 1996
  9. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Самара, 1996.
  10.  Природа Курской области : курс лекций / Курск. гос. ун-т; авт.-сост. Г. В. Козлова. — Курск: Изд-во ИП Бабкина Г. П., 2014. — 225 c.: ил. — ISBN 978-5- 905354-11-3.
  11.  Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.
  12. Сезоны года. Общеобразовательный журнал.
  13. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/ М. Аксенова, С. Исмаилов, -М.: Аванта+, 1995.
  14. Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое  пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.
  15. Флора и растительность Центрального Черноземья — 2015: материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 80- летнему юбилею Центр.-Чернозем. заповедника / Центр.-Чернозем. гос. природ. биосфер. заповедник им. В. В. Алехина; Курск. гос. ун-т; [отв. ред. О. В. Рыжков]. — Курск: [Мечта], 2015. — 225 с. — ISBN 978-5-98916-102-7.

        Интернет-ресурсы:

  1. http://www.hist.msu.ru/ 
  2. http://knowhistory.ru/
  3. http://www.istmira.com/
  4. http://adm.rkursk.ru
  5. http://zapoved-kursk.ru/rasteniya/redkie-vidy-rastenij.html
  6. Фотографии и картинки взяты из ресурсов интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....

Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».

План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Презентация по краеведению: виртуальная экскурсия-викторина "О чем рассказывает памятник"

Презентация выполнена в форме виртуальной экскурсии, в которой раскрываются следующие вопросы по истории г. Ногинска:1. - Основные этапы истории города Ногинска;2 - Их имена в истории Ногинска (знамен...