Программа "Школьная газета"
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2
Протокол заседаний ШМО _______________ 2019 г. Приказ от______2019г.___
от _________ 2019. №___ ____________/С.А.Зигаева/ ____________/Н.А.Вардия/
_______________/О.Д. Гулина/
Рабочая программа
дополнительного образования
«Школьная газета»
Программа рассчитана на 60 часов
Составитель рабочей программы
Кукузей Жанна Михайловна
г. Радужный
2019 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Реализация Программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.
Целью кружка «Школьная газета» является развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность
• Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации
• Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.
Общая характеристика курса
Основные направления деятельности
Информационная. Кружок «Школьная газета» – форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Школьные новости» позволяет с пользой занять их свободное время, использовать школьную газету во время проведения урочных и внеурочных мероприятий.
Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:
•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы. • Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать печатным словом.
Ценностные ориентиры курса
Ценностные ориентиры программы кружка «Школьные новости » базируются на требованиях и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Место курса в учебном плане.
Данная программа включена во внеурочную деятельность учебного плана школы и составлена из расчета 102 часа (2 занятия в неделю) для учащихся 7-11 классов.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Личностные , метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса предполагают:
· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты ;
· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Школьная газета » отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
·познакомятся с основными терминами журналистики;
· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
·приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
·приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
·научатся давать самооценку результатам своего труда;
·приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
школьной газеты;
·научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
·научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
· поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Содержание программы
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи
Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- 1 сканер;
- 1 лазерный принтер;
- 1 мультимедийный проектор с экраном;
- Музыкальная MIDI клавиатура с акустической системой;
- Графический планшет А5
- Принтер широкоформатный
- Система организации беспроводной сети
Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
- форматировать символы;
- работать с текстовыми инструментами;
- форматировать абзацы;
- создавать колонки;
- создать и редактировать текстовый блок.
Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
- помещать иллюстрацию на страницу;
- создавать и редактировать графические блоки;
- редактировать рисунки в блоках;
- импортировать иллюстрации из других приложений;
- вырезать иллюстрации.
Верстка страниц.
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
- создавать страницу-шаблон ;
- совместно размещать текстовые и графические блоки;
- печатать созданный документ.
Практикум по верстке
Сверстать газетную полосу формата A4.
Учащиеся должны уметь:
- верстать любой вид издательской продукции;
- правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
Секреты стилистики (Правила хорошей речи)
Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.
Стилистика лексических средств языка
Стилистические средства словообразования и морфологии.
Стилистические средства синтаксиса.
Функциональная стилистика.
Культура речи
Компьютер и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- функциональную схему компьютера;
- как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
- состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- назначение и основные функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
- инсталлировать программы;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
Методы работы с программами Microsoft Office
Учащиеся должны уметь:
- отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
- использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
- выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
- перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
- настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.
Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Учащиеся должны уметь:
- применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
- вставлять в документ объекты из других приложений;
- создавать типовые документы на компьютере;
- использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Школьная газета» должны быть достигнуты определенные результаты.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьные новости» (1 раз в месяц)
· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
·Заинтересовать учащихся творческим процессом;
·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
·Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой
грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах;
· Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «Школьные новости »;
Реализация программы кружка « Школьная газета» позволит:
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения | Тема занятия | |||
1 | 2 часа | 7.10.2019 | Понятие о школьной газете. | Вводное занятие. Уточнение списка редакционной коллегии. Утверждение плана работы. |
2 | 2 часа | 14.10 | Этика и психология журналистского общения. | Из истории журналистики. Печатные издания и их роль. |
3 | 2 часа | 21.10 | Язык и стиль газеты. Оформление, дизайн газеты. | Газета. Какая она должна быть? Выпуск газеты «Новая волна». |
4 | 2 часа | 28.10 | Тема и идея текста. | Анализ рубрик печатных изданий. Текст. Стили речи. Особенности стилей. |
5 | 2 часа | 11.11 | Этапы создания газеты. Сбор и оформление информации. Выпуск газеты к Дню Учителя. | |
6 | 2 часа | 18.11 | Юный редактор – кто это? Цели газетного творчества. Газетная статья - основа газеты. | |
7 | 2 часа | 25.11 | Создание газетных статей. Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы. | |
8 | 2 часа | 2.12 | Изобразительные элементы в газете. Редактирование текста. Выпуск газеты « Спортивные новости». | |
9 | 2 часа | 9.12 | Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. Реклама на страницах газеты. Оформление, дизайн газеты | |
10 | 2 часа | 16.12 | Содержание и форма журналистских произведений. Журнальные жанры: информационная заметка, зарисовка. Заметка в газету. | |
11 | 2 часа | 23.12 | Информационная составляющая газеты. Сбор первичной информации. Творческая мастерская. | |
12 | 2 часа | 13.01 | Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью. Практикум. Берем интервью. | |
13 | 2 часа | 20.01 | Особенности диалогической формы. Редактирование статьи. Обмен впечатлениями. Выпуск газеты «Интервью у школьной доски» | |
14 | 2 часа | 27.01 | Репортаж. Особенности жанра. Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий. Композиционные особенности репортажа. | |
15 | 2 часа | 3.02 | Репортаж с места событий. Редактирование репортажа и совершенствование заголовков. Творческая мастерская. | |
16 | 2 часа | 10.02 | Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов. Выпуск газеты « С новым годом!» | |
17 | 2 часа | 17.02 | Очерк. Особенности жанра. Проблемный подход к материалу статьи. Работа с текстом. | |
18 | 2 часа | 24.02 | Редактирование статей. Обмен впечатлениями. Заседание круглого стола. Обсуждение «Моя газета». | |
19 | 2 часа | 2.03 | Подборка материалов по темам. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Выпуск школьной газеты | |
20 | 2 часа | 9.03 | Современный дизайн газеты. Принципы верстки. Оформление информации на электронных носителях. | |
21 | 2 часа | 16.03 | Заголовок в газете. Работа с фрагментами текста. Выпуск школьной газеты | |
22 | 2 часа | 30.03 | Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Подборка материалов по темам. Приемы оформления. | |
23 | 2 часа | 6.04 | Обработка графической информации. Редактирование фотографий. Творческая мастерская. | |
24 | 2 часа | 13.04 | Подборка материалов по темам. Обработка текстовой информации. Поиск информации в Интернете. | |
25 | 2 часа | 20.04 | Нравственно-патриотическое направление газеты. Сбор и оформление информации. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. | |
26 | 2 часа | 27.04 | Экологическое направление газеты. Сбор и оформление информации. Поиск информации в Интернете. | |
27 | 2 часа | 4.05 | Спортивно - оздоровительное направление газеты. Сбор и оформление информации. Выпуск школьной газеты | |
28 | 2 часа | 11.05 | Заседание круглого стола. Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление информации | |
29 | 2 часа | 18.05 | Экскурсия на типографию. Экскурсия на типографию. Выпуск школьной газеты | |
30 | 2 часа | 25.05 | Подведение итогов. Анализ работы за год |
Состав редакционной коллегии (возможны изменения):
1. Руководитель проекта – учитель русского языка
2. Главный редактор
3. Дизайнеры -
4. Журналисты -
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики (компьютерный дизайн) –
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- .Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
- Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3
- Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26
- Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
- Ресурсы Интернета.
- Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои статьи в газету "Горьковский вестник"
Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...
Создание школьной газеты
Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...
Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами
Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....
Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"
Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....
школьная газета "Наша газета" - "Игла - жестокая игра"
проект школной газеты...
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...
Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"
Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...