Программа "Школьная газета"
рабочая программа (8 класс)

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_gazeta.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

  «РАССМОТРЕНО»                                      «СОГЛАСОВАНО»                                     «УТВЕРЖДАЮ»

  Руководитель  ШМО                                    Заместитель директора                              Директор МБОУ СОШ №2

  Протокол заседаний ШМО                           _______________ 2019 г.                           Приказ от______2019г.___

  от _________   2019. №___                          ____________/С.А.Зигаева/                       ____________/Н.А.Вардия/

  _______________/О.Д. Гулина/                  

   

Рабочая программа

дополнительного образования

 «Школьная газета»

                                                                                   

                                                                    Программа рассчитана на 60 часов

                                                                                                       

                                                     

                                                                                     Составитель рабочей программы  

Кукузей Жанна Михайловна                                                      

г. Радужный

2019 год

Пояснительная записка

Актуальность программы

          Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

        Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

        Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Реализация Программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.

Целью кружка «Школьная газета» является развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность

•  Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации

• Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.

Общая характеристика курса

Основные направления деятельности

Информационная. Кружок «Школьная газета» – форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.

Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются  современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы  по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Школьные новости» позволяет с пользой занять их свободное время,  использовать школьную газету  во время проведения урочных и внеурочных мероприятий.

Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Принципы:

•Уважение к читателям и авторам газеты. •        Создание положительного образа учителя, ученика, школы. •        Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. •        Писать только то, о чем знаешь. •        Не замыкаться в стенах школы. •        Проявлять заинтересованность и творчество. •        Не оскорблять, не унижать печатным словом.

Ценностные ориентиры курса

        Ценностные ориентиры программы кружка «Школьные новости » базируются на требованиях и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Место курса в учебном плане.

Данная программа включена во внеурочную деятельность учебного плана школы и составлена из расчета 102  часа (2 занятия в неделю) для учащихся  7-11 классов.

        Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).

Личностные , метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения курса предполагают:

· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты ;

·        получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

·        понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

·        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

·        продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Школьная газета » отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:

·познакомятся с основными терминами журналистики;

· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

·приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

·приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

·научатся давать самооценку результатам своего труда;

·приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания

школьной газеты;

·научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;

·научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

· поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Содержание программы

        Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.  Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи

Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.

Техническое оснащение:

  • компьютер;
  • 1 сканер;
  • 1 лазерный принтер;
  • 1 мультимедийный проектор  с экраном;
  • Музыкальная MIDI клавиатура с акустической системой;
  • Графический планшет А5
  • Принтер широкоформатный
  • Система организации беспроводной сети

Основы работы с текстом.

Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.

Учащиеся должны уметь:

  • форматировать символы;
  • работать с текстовыми инструментами;
  • форматировать абзацы;
  • создавать колонки;
  • создать и редактировать текстовый блок.

Основы работы с иллюстрациями.

Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.

Учащиеся должны уметь:

  • помещать иллюстрацию на страницу;
  • создавать и редактировать графические блоки;
  • редактировать рисунки в блоках;
  • импортировать иллюстрации из других приложений;
  • вырезать иллюстрации.

Верстка страниц.

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать страницу-шаблон ;
  • совместно размещать текстовые и графические блоки;
  • печатать созданный документ.

 Практикум по верстке

Сверстать газетную полосу формата A4.

Учащиеся должны уметь:

  • верстать любой вид издательской продукции;
  • правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

Секреты стилистики (Правила хорошей речи)

Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.

Стилистика лексических средств языка

Стилистические средства словообразования и морфологии.

Стилистические средства синтаксиса.

Функциональная стилистика.

Культура речи

 Компьютер и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

  • функциональную схему компьютера;
  • как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • назначение и основные функции операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
  • инсталлировать программы;
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

   Методы работы с программами Microsoft Office

    Учащиеся должны уметь:

  • отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
  • использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
  • выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
  • перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
  • настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.

 Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Учащиеся должны уметь:

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • вставлять в документ объекты из других приложений;
  • создавать типовые документы на компьютере;
  • использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

Планируемые  результаты

В результате изучения курса «Школьная газета»        должны        быть        достигнуты определенные        результаты.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьные новости» (1 раз в месяц)

· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

·Заинтересовать учащихся творческим процессом;

·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;

·Повысить         освоение        учащимися орфографической, пунктуационной, речевой

грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в

учебных и иных целях в устной и письменной формах;

 ·        Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «Школьные новости »;

 Реализация программы кружка « Школьная газета» позволит:

        Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата  проведения

Тема занятия

1

2 часа

7.10.2019

Понятие о школьной газете.

Вводное занятие. Уточнение  списка редакционной коллегии.

Утверждение плана работы.

2

2 часа

14.10

Этика и психология журналистского общения.

Из истории журналистики. Печатные издания и их роль.

3

2 часа

21.10

Язык и стиль газеты. Оформление, дизайн газеты.

Газета. Какая она должна быть? Выпуск газеты «Новая волна».

4

2 часа

28.10

Тема и идея текста.

Анализ рубрик печатных изданий. Текст. Стили речи. Особенности стилей.

5

2 часа

11.11

Этапы создания газеты. Сбор и оформление информации.

Выпуск газеты к Дню Учителя.

6

2 часа

18.11

Юный редактор – кто это? Цели газетного творчества.

Газетная статья - основа газеты.

7

2 часа

25.11

Создание газетных статей. Оформление газетных материалов.

Основы оформительской работы.

8

2 часа

2.12

Изобразительные  элементы в газете. Редактирование текста. Выпуск газеты « Спортивные новости».

9

2 часа

9.12

Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям.

Реклама на страницах газеты. Оформление, дизайн газеты

10

2 часа

16.12

Содержание и форма журналистских произведений. Журнальные жанры: информационная заметка, зарисовка. Заметка в газету.

11

2 часа

23.12

Информационная составляющая газеты. Сбор первичной информации.

Творческая мастерская.

12

2 часа

13.01

Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы  для интервью.

Практикум. Берем интервью.

13

2 часа

20.01

Особенности диалогической формы. Редактирование статьи. Обмен впечатлениями. Выпуск газеты «Интервью у школьной доски»

14

2 часа

27.01

Репортаж. Особенности жанра. Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий. Композиционные особенности репортажа.

15

2 часа

3.02

Репортаж с места событий. Редактирование репортажа и совершенствование заголовков. Творческая мастерская.

16

2 часа

10.02

Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов.

Выпуск газеты « С новым годом!»

17

2 часа

17.02

Очерк. Особенности жанра. Проблемный подход к материалу статьи.

Работа с текстом.

18

2 часа

24.02

Редактирование статей. Обмен впечатлениями. Заседание круглого стола.

Обсуждение «Моя газета».

19

2 часа

2.03

Подборка материалов по темам. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Выпуск школьной газеты

20

2 часа

9.03

Современный дизайн газеты.  Принципы верстки.

Оформление информации на электронных носителях.

21

2 часа

16.03

Заголовок в газете. Работа с фрагментами текста.

Выпуск школьной газеты

22

2 часа

30.03

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

Подборка материалов по темам.

Приемы оформления.

23

2 часа

6.04

Обработка графической информации.

Редактирование фотографий.

Творческая мастерская.

24

2 часа

13.04

Подборка материалов по темам.

Обработка текстовой информации.

Поиск информации в Интернете.

25

2 часа

20.04

Нравственно-патриотическое направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

26

2 часа

27.04

Экологическое направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Поиск информации в Интернете.

27

2 часа

4.05

Спортивно - оздоровительное  направление газеты.

Сбор и оформление информации.

Выпуск школьной газеты

28

2 часа

11.05

Заседание круглого стола.

Встреча с интересными людьми.

Сбор и оформление информации

29

2 часа

18.05

 Экскурсия на типографию.

Экскурсия на типографию.

Выпуск школьной газеты

30

2 часа

25.05

Подведение итогов. Анализ работы за год

Состав редакционной коллегии (возможны изменения):

1. Руководитель проекта –  учитель русского языка

2. Главный редактор

3. Дизайнеры  -

4. Журналисты -

5. Фотокорреспонденты

6. Корректоры

7. Верстальщики (компьютерный дизайн) –

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • .Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
  • Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3
  • Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26
  • Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
  • Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
  • Ресурсы Интернета.
  • Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои статьи в газету "Горьковский вестник"

Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами

Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....

Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"

Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...