Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Сопова Юлия Валерьевна

Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет" 

Цель тренинга: Познакомить участников с понятием креативности и её проявлениями. Развитие способности подростков находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.

 Задачи:

1. Развитие и активизация (проявление и управление) креативности - системы творческих способностей. 

2. Осознание креативности в себе.  

3. Развитие нестандартности, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умение находить неожиданные ассоциации.

4. Формирование навыков командной творческой работы.

         Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие креативности у подростков (14-17 лет)

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье.

Семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.

В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель тренинга: Познакомить участников с понятием креативности и её проявлениями. Развитие способности подростков находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.

 Задачи:

1. Развитие и активизация (проявление и управление) креативности - системы творческих способностей.  

2. Осознание креативности в себе.  

3. Развитие нестандартности, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умение находить неожиданные ассоциации.

4. Формирование навыков командной творческой работы.

          Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. 

Оптимальный размер группы 25-30 человек.

Установление правил работы группы.

Вырабатываются правила работы группы:

- говорить по одному;

- не перебивать того, кто говорит;

- не применять физическую силу в адрес других;

- никого не оскорблять, не дразнить и т. д.

Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет правило «Стоп!» («В этой игре я не участвую»).

Правила записываются на доске, либо на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы.

Занятие №1. Развитие и активизация креативности - системы творческих способностей.  

Цель занятия: Прояснение понятия «креативность», проявления креативности, условия формирования и развития. Осознание креативности в себе и развитие чувства принадлежности к группе. Развитие навыков командной творческой работы.

Оборудование: бумага, ручки (по количеству участников), карандаши (3 коробки), краски, фломастеры и т.д. - все, что необходимо для рисования.

Упражнение  1 Приветствие.

Инструкция: "Сейчас я предлагаю Вам встать в круг рассчитаться на первый второй и разделиться на две группы. Одна группа напротив другой выстраивается в две шеренги, на расстоянии четырех шагов и каждый определяет себе партнера, стоящего напротив.

Ребята вы знаете друг друга уже давно (8,9,10 лет) и каждый день здороваетесь друг с другом. А сейчас я предлагаю Вам поприветствовать стоящего напротив вас человека необычным способом, при это после каждого приветствия, по команде ведущего будем двигаться навстречу друг другу»  

Выстраиваются в двух шеренгах и по команде ведущего: Двигаться навстречу друг другу, при этом поприветствовать другого необычным способом. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать только новую форму приветствия. И так 3 раза, а затем на 4 раз предлагается поздороваться, называя друг друга по имени наоборот т.е. «Привет, имя - Паша и имя наоборот – Ашап», при этом приветствие осуществляется телесно, но без рук, а любой частью тела (ногами, головами, спинами, плечами, ушами, носами, боками и т.д).

 Обсуждение: Какие из приветствий Вам понравились и получились оригинальными?

Время проведения упражнения: 7-10 мин.

 

Упражнение  2 Креативность. 

Участники садятся по кругу (либо фронтально). В центре круга лежат бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры и т.д.– все, что необходимо для рисования.

Инструкция: "Предлагаю каждому взять лист бумаги и написать слово «КРЕАТИВНОСТЬ», затем перевернуть лист и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете».

После того как все завершат рисунки, каждый участник рассказывает о своем рисунке, о том, как он (а) понимает, что такое креативность. При необходимости уточняется содержание высказываний.

        Инструкция: «А теперь объединившись в свои команды Вам предлагается:

- сформулировать понятие «КРЕАТИВНОСТЬ»

- обсудить и перечислить проявления «КРЕАТИВНОСТИ» в нашей повседневной жизни, зачем она нужна?

- и ответить на вопросы:

Каковы условия формирования «КРЕАТИВНОСТИ»?

Возможно ли развить «КРЕАТИВНОСТЬ» или нет?»

Обсуждение: Затем каждая команда представляет свои идеи.

(В случае устойчивого расхождения во взглядах по заявленной теме, участникам предлагается: к следующему занятию подготовить, обоснованные идей, факты, подкрепленные научными исследованиями,  и аргументировано представить свою точку зрения).

Смысл упражнения: Осмысление креативности через образное восприятие участников. Прояснение понятия «креативность» и обсуждение проявления креативности, условия формирования и развития. 

        Время проведения упражнения: 15-20 мин.

 

 

Упражнение 3 Креативная личность.

Участники группы сидят по кругу (либо фронтально). У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция: Выберите человека (не из присутствующих здесь), которого точно уважаете, который для вас важен и который по вашему мнению является креативной личностью.

  1. Напишите его имя и наиболее важные его характеристики (черты характера). Давайте поделимся, что у Вас получилось. (каждый участник по очереди зачитывает характеристики представляемой личности). Давайте напишем по каким из перечисленных характеристик можно определить «креативную личность».
  2. Зачеркните его имя, напишите свое. Представьте, что эти характеристики относятся к Вам.
  3. Осознайте, что сейчас поменялось в Вашем восприятии мира и как мир изменился вокруг Вас. Поделитесь своими впечатлениями. (Я рада, что данное упражнение придало Вам позитивного, хорошего настроения).
  4. Открою Вам маленький секрет, что характеристики «КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ», которые Вы написали относятся именно к Вам. Это Вы обладаете таким потенциалом, и проявляется он сейчас у вас в большей или меньшей степени.

А убедимся мы с Вами в этом на следующем занятии выполняя упражнения.

 Смысл упражнения: Происходит прояснение основных черт, характерных для креативных личностей. Осознание способностей и направленности развития своей личности.

Обсуждение: на доске ведущий фиксирует основные характеристики креативной личности.

Время для выполнения упражнения: 10-15 мин.

Подведение итогов занятия №1. Ведущий предлагает участникам группы поделиться своими впечатлениями от прошедшего занятия «настроение, интерес, полезность».

Занятие №2. Развитие навыка продуктивности, развитие навыка умения решать сложные задачи.

Цель занятия: Научить продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал. Развитие способности участников находить нестандартные решения задач, а также налаживание коммуникативных связей внутри группы.

Оборудование: бумага, ручки (по количеству участников).

Упражнение 1. Приветствие. «Веселое знакомство»

Инструкция: "Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в животное. Подумайте и скажите собеседнику, какое животное Вы бы выбрали. А теперь представите, что Вы встретились и Вам необходимо поздороваться друг с другом. При этом приветствие возможно только руками (лапами или хвостами).

 Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки (лапы или хвосты) сначала найдут:

1) друг друга;                         5) подерутся;
2) познакомятся;                         6) помирятся;
3) проявят симпатию;                 7) попрощаются.
4) потанцуют;

 Время для выполнения упражнения: 5 мин.

 

Упражнение 2  Предложения.

Ведущий рассказывает о креативном мышлении: «Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

        Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных».

Участники группы сидят по кругу (либо фронтально) У них в руках листы бумаги и ручки. Инструкция: " Мы с Вами попробуем сломать шаблоны вертикального мышления!

Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через 4 минуты ведущий предлагает каждому ребенку по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным.

Затем ведущий предлагает участникам разделиться на две команды и продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждая команда сообщает, сколько удалось написать предложений и зачитывает их.

Смысл упражнения: При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Обсуждение: Какие предложения запомнились участникам? Какие представляются самыми интересными и оригинальными по стилю и содержанию?

 Время проведения упражнения: 15-20 мин.

Упражнение 3 Групповая проекция.

Участники делятся на две команды. Инструкция: «Ведущий, каждой группе предлагает придумать изобретение - новое «транспортное средство», которое необходимо построить и привести в движение.

  • Каждая команда, обсуждая межу собой, строит из себя групповую конструкцию: «транспортное средство» и представляет свое изобретение «ноу-хау»
  • При этом получившаяся фигура (транспортное средство) попробует двигаться, существовать в пространстве.
  • Представляющий свою команду рассказывает про изобретение «ноу-хау», а также каждого участника, по очереди, называя, какую он изображал деталь «транспортного средства».

Смысл упражнения: Развитие творческого воображения, развитие способности участников находить нестандартные проективные решения задач, а также налаживание коммуникативных связей внутри группы.

Обсуждение: После завершения экспериментов обсудить, кто какую функцию взял на себя, какие функции остались "невостребованными". Все ли удалось и в чем была сложность проективного эксперимента.

Время проведения упражнения: 15-20 мин.

 

Подведение итогов занятия № 2. Ведущий предлагает участникам группы поделиться своими впечатлениями от прошедшего занятия «настроение, интерес, полезность».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"

Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».

Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частн...

Занятие с подростками «Что такое креативность»

Что такое КРЕАТИВНОСТЬ?Creative – с английского языка переводится как «творческий».Креативность – это творческость – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению....

«Аспекты развития креативности у детей и подростков»

«Аспекты развития креативности у детей и подростков»...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...

Тренинг по креативному развитию подростков и старших школьников

Тренинг для развития креативности, творческого подхода к любой ситуации....