Рабочая программа «Юный орнитолог»
рабочая программа (5 класс)

Костырченко Светлана Николаевна

Рабочая программа «Основы орнитологии» естественнонаучной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ornitolog_1_god_kostyrchenko_sn_19-20_uch_god.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

                                                                       

Утверждаю

                                                                                                              Директор

                                                       МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

                                                                       Красногвардейского района

                                                                           _______________ Литвинова Н.Н.

                                                         Приказ №____ от «___» __________ 2019 г.

Рабочая программа

«Основы орнитологии»

естественнонаучной направленности,

1 год обучения

2019- 2020 учебный год

Педагог дополнительного образования:

                                                               

г. Бирюч, 2019

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Основы орнитологии», модифицированная, познавательная, развивающая социальное творчество, базового уровня, естественнонаучной  направленности

Автор- составитель программы:

                   

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « __»  августа  2019 г., протокол №__  

Председатель ______________ Литвинова Н.Н.

                         

Рабочая программа  рассмотрена на заседании педагогического совета

от «__»  августа  2019 г., протокол №__

Председатель _______________     Литвинова Н.Н.

                             

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы орнитологии» разработана и составлена на основе дополнительной образовательной программы Ю. В. Захарова «Орнитолог» (МБОУ ДОД ДЭБЦ  г. Тамбов, 2012 г.) в 2019 году. Программа ориентирована на учащихся,  закончивших курс зоологии и умеющих некоторую подготовку в области орнитологии.

Отличительные особенности программы

Основное отличие данной программы заключается в большем количестве практических занятий в природе, особое внимание уделяется экскурсиям и самостоятельным работам. Также в содержание программы включено фотографирование птиц - это метод и способ документирования наблюдений, а так же тема самостоятельного исследования юного орнитолога.

Адресат программы

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы орнитологии» формируется с учётом психолого - педагогических особенностей развития детей 12-16 лет. Состав групп может быть одновозрастной или разновозрастной, однополый или разнополый. В возрасте 12 – 16 лет дети нуждаются в эмоциональном, доверительном контакте со сверстниками и взрослыми. В этот период у детей повышается риск развития ощущения второстепенности значения учебы,  каждый для себя определятся с выбором приоритетных интересов.  Успешная социализация ребенка в обществе произойдет, если все его свободное время будет подчинено процессам общения, наблюдения и творчества. Задача педагога на данном этапе  – поддержать развитие в ребенке индивидуальных позитивных качеств, склонностей и способностей (умственных, нравственных, эмоциональных).

Объём и срок освоения программы

      Программа рассчитана на один год обучения. Занятия в объединении проводятся с постоянным составом детей. Посещать объединение могут все желающие дети от 12 до 16 лет. Количество обучающихся 15 человек. В учебном плане и учебно-тематических планах указано количество часов для освоения содержания программы.

Формы обучения

     Программа предусматривает очную форму обучения.

Особенности организации образовательного процесса

       Программа предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Важное место в работе занимают практические работы по охране природы, ролевые игры, дискуссии, викторины, экскурсии, самостоятельные чтения дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации. Эти формы и методы работы обеспечивают сознательное и прочное усвоение материала, воспитывают и развивают интерес и любовь к природе.  Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают работу по карточкам, практическую работу, отвечают на вопросы викторины и т.д.).

Режим занятий

I год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)

1. 2 Цель и задачи программы

Цель данной программы: Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся посредством изучения основ орнитологии, практической исследовательской деятельности в природе. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у учащихся знания основ орнитологии, научных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- расширить знания о биологии птиц, об особенностях наблюдения птиц в природе;

- изучить птиц орнитофауны нашего края;

- научить методам полевых орнитологических исследований.

Развивающие задачи:

- развивать навыки работы в коллективе, наблюдательность и внимание;

- активизировать познавательную деятельность учащихся по изучению птиц;

- формировать умения изготовления и развешивания кормушек;

- привить навыки самостоятельного выполнения различных видов орнитологических исследований, составления отчетов, защиты проектов;

- развивать чувство долга и ответственности за окружающую природную среду.

Воспитательные задачи:

-        создать условия для воспитания интереса к экологическим проблемам;

- способствовать выработке у учащихся природоохранного мышления;

- воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской  ответственности, научить общаться, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

п/п

Календарные

сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма

занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы,

техническое обеспечение

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Предполагаемые

Фактические

1. Введение (4 часа)

1.

05.09.19

Введение в образовательную программу

  • -комбинированное занятие
  • - занятие - ознакомление с новым материалом

2

Ведение в образовательную программу. Цели и задачи программы «Основы орнитологии». Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Специфика работы орнитолога/рассказ, беседа, диалог

Распределение обязанностей, составление плана мероприятий. Экскурсия  с целью ознакомления учащихся с учреждением/экскурсия

«Что ты знаешь о птицах?»/анкетирование

 «Наблюдение в парке за птицами семейства отряда воробьиных»/практическая работа

Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде

  • ноутбук, плакат «Инструктаж по т/б»,  карточки с заданиями по теме, плакаты с птицами

2.

07.09.19

Введение в образовательную программу

  • -комбинированное занятие
  • - занятие - ознакомление с новым материалом

2

Ведение в образовательную программу. Цели и задачи программы «Основы орнитологии». Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Специфика работы орнитолога/рассказ, беседа, диалог

Распределение обязанностей, составление плана мероприятий. Экскурсия  с целью ознакомления учащихся с учреждением/экскурсия

«Что ты знаешь о птицах?»/анкетирование

 «Наблюдение в парке за птицами семейства отряда воробьиных»/практическая работа

Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде

  • ноутбук, плакат «Инструктаж по т/б»,  карточки с заданиями по теме, плакаты с птицами

2. Систематический обзор птиц (56 часов)

3.

12.09.19

Орнитология как наука о птицах, предмет и задачи орнитологии, история изучения птиц

  • -занятие-ознакомление с новым материалом

2

Определение орнитологии как науки. Этапы развития орнитологии. Предмет и задачи орнитологии. Основные направления орнитологии / объяснение, рассказ, диалог

Изучение и конспектирование основной литературы/работа со справочными материалами

«Юный орнитолог»/ викторина

Привитие любви к родине, к родному краю, уважению к прошлому

  • презентация «Что такое орнитология», викторина «Юный орнитолог»
  • ноутбук, дополнительная литература

4.

14.09.19

Орнитология как наука о птицах, предмет и задачи орнитологии, история изучения птиц

  • -занятие-ознакомление с новым материалом

2

Определение орнитологии как науки. Этапы развития орнитологии. Предмет и задачи орнитологии. Основные направления орнитологии / объяснение, рассказ, диалог

Изучение и конспектирование основной литературы/работа со справочными материалами

«Юный орнитолог»/ викторина

Привитие любви к родине, к родному краю, уважению к прошлому

  • презентация «Что такое орнитология», викторина «Юный орнитолог»
  • ноутбук, дополнительная литература

5.

19.09.19

Орнитология в современной системе наук

  • - комбинированное занятие
  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Связь орнитологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Объекты и методология орнитологических исследований/рассказ, беседа, диалог

 «Птичьи перезвоны»/ фоторепортаж «Орнитология: наука о птицах»/составление кроссворда

Воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе

  • кроссворд «Орнитология: наука о птицах», тест
  • ноутбук, фотоаппарат, бинокль

6.

21.09.19

Орнитология в современной системе наук

  • - комбинированное занятие
  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Связь орнитологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Объекты и методология орнитологических исследований/рассказ, беседа, диалог

 «Птичьи перезвоны»/ фоторепортаж «Орнитология: наука о птицах»/составление кроссворда

Воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе

кроссворд «Орнитология: наука о птицах», тест, ноутбук, фотоаппарат, бинокль

7.

26.09.19

Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира

- комбинированное занятие

- занятие-ознакомление с новым материалом 

- занятие - экскурсия

2

Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог

«Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина

Воспитание усидчивости и дисциплинированности

викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

8.

28.09.19

Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира

- комбинированное занятие

- занятие-ознакомление с новым материалом 

- занятие - экскурсия

2

Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог

«Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина

Воспитание усидчивости и дисциплинированности

викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

9.

03.10.19

Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира

- комбинированное занятие

- занятие-ознакомление с новым материалом 

- занятие - экскурсия

2

Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог

«Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина

Воспитание бережного отношения к природе

викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

10.

05.10.19

Экскурсия в природу «Знакомство с «пернатыми»

-занятие - экскурсия

2

«Пернатые» нашего края. Инструктаж по ТБ. Составление маршрута экскурсии/ объяснение, беседа

 «Заполнение дневника наблюдений»/самостоятельная работа

Привитие уважения к окружающему миру, значимости всего живого

задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

11.

10.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

12.

12.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

13.

17.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

14.

19.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

15.

24.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

16.

26.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

17.

31.10.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

18.

02.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

19.

07.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

20.

09.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

21.

14.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

22.

16.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

23.

21.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

24.

23.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

25.

28.11.19

Важнейшие отряды птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- викторина

2

Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к  экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным  материалом на примере воробья домового»/практическая работа

«Родня воробъя»/викторина

«Зимующие птицы»/ фоторепортаж

«Птицы Красногвардейского района»/викторина   «Хищные птицы»/ролевая игра  «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол  

«Птица года»/Конкурс рисунков

Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях»

Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши

26.

30.11.19

Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие

2

Роль птиц в биоценозах и их значении в жизни человека. Примеры. Птицы как биологическое средство защиты растений и украшение в природе / Рассказ с доступным объяснением, беседа)

 «Птицы России»/составление кроссворда

 «Птичьи следы»/игра 

Развитие уважения к окружающему миру, наблюдательности

Кроссворд «Птицы России», игра «Птичьи следы», дополнительная литература, таблица «Птицы России»

27.

05.12.19

Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие

2

Роль птиц в биоценозах и их значении в жизни человека. Примеры. Птицы как биологическое средство защиты растений и украшение в природе / Рассказ с доступным объяснением, беседа)

 «Птицы России»/составление кроссворда

 «Птичьи следы»/игра 

Развитие уважения к окружающему миру, наблюдательности

Кроссворд «Птицы России», игра «Птичьи следы», дополнительная литература, таблица «Птицы России»

28.

07.12.19

Охрана редких видов птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие

2

Птицы, требующие особой охраны, их место в «Красной книге».  Изучение и охрана птиц на международном уровне. Международное сотрудничество в области охраны птиц. Заповедники и национальные парки России. Перечень международных экологических организаций/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Изготовление и размещение кормушек»/ практическая работа  «Наблюдение за птицами, установление видового состава птиц, посещающих кормушки»/ практическая работа  

Воспитание желания и умения оказывать помощь друг другу.

Тест,  карточки с заданиями, таблицы «Виды птиц», таблица «Алгоритм изготовления кормушек», материал для изготовления кормушек

29.

12.12.19

Охрана редких видов птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие

2

Птицы, требующие особой охраны, их место в «Красной книге».  Изучение и охрана птиц на международном уровне. Международное сотрудничество в области охраны птиц. Заповедники и национальные парки России. Перечень международных экологических организаций/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Изготовление и размещение кормушек»/ практическая работа  «Наблюдение за птицами, установление видового состава птиц, посещающих кормушки»/ практическая работа  

Воспитание желания и умения оказывать помощь друг другу.

Тест,  карточки с заданиями, таблицы «Виды птиц», таблица «Алгоритм изготовления кормушек», материал для изготовления кормушек

30.

14.12.19

Тестирование по теме «Систематический обзор птиц»

  • занятие применения и оценки знаний и умений

2

Цель проведения тестирования, этапы проведения, правила проведения/Беседа

 «Систематический обзор птиц/ тестовая работа

Воспитание усидчивости, аккуратности и дисциплины труда

тест-листы

3. Изучение численности птиц различными методами (40 часов)

31.

19.12.19

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

32.

21.12.19

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

33.

26.12.19

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

34.

28.12.19

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

35.

09.01.20

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

36.

11.01.20

Маршрутный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа

«Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта

Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности

Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

37.

16.01.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

38.

18.01.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

39.

23.01.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

40.

25.01.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

41.

30.01.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

42.

01.02.20

Точечный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа

Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта 

«Знатоки птиц»/викторина

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

43.

06.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

44.

08.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

45.

13.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

46.

15.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

47.

20.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

48.

22.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

49.

27.02.20

Площадочный метод учёта птиц

- занятие-ознакомление с новым материалом

-комбинированное занятие 

2

Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа 

Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами.  «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений.

50.

29.02.20

Тестирование по теме «Изучение численности птиц различными методами»

-        занятие применения и оценки знаний и умений

2

«Изучение численности птиц различными методами»/тестирование

«Птичьи заботы»/фоторепортаж

Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, воспитание бережного отношения и чувства любви к ней.

Карточки с заданиями, тест, фото и рисунки «Птицы нашего края»

4. Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц (40 часов)

51.

05.03.20

Этология птиц

  • -занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие - игра

2

Этология птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Эти удивительные птицы»/познавательная игра

Воспитания уважения к труду, любви к природе

игра «Эти удивительные птицы», рисунки и фото птиц,  плакат «Этология птиц»

52.

07.03.20

Сезонные изменения в жизни птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие- экскурсия

2

Сезонные изменения в жизни птиц. Процесс смены перьевого покрова. Изменение кормового поведения/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Птицы речной долины»/экскурсия

Воспитание аккуратности, дисциплинированности

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, определитель птиц, дневник наблюдений

53.

12.03.20

Стаение и отлёт птиц. Сезонные миграции

- занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- экскурсия

2

Сезонные миграции, их причины. Пролётные пути. Общее понятие об ориентации птиц в пространстве/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Птицы - наши соседи и друзья» /экскурсия

Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений

54.

14.03.20

Значение зимней подкормки птиц

  • занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- экскурсия

- занятие- викторина

2

Значение зимней подкормки птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Птицы соснового леса»/экскурсия

«Птицы- наши друзья» /Проведение викторины

Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе.

задания по карточкам, викторина «Птицы- наши друзья», тест, таблица «Зимняя подкормка птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

55.

19.03.20

Значение зимней подкормки птиц

  • занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- экскурсия

- занятие- викторина

2

Значение зимней подкормки птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Птицы соснового леса»/экскурсия

«Птицы- наши друзья» /Проведение викторины

Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе.

задания по карточкам, викторина «Птицы- наши друзья», тест, таблица «Зимняя подкормка птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений

56.

21.03.20

Зимующие птицы

  • занятие-ознакомление с новым материалом
  • комбинированное занятие

2

Зимующие птицы нашего края и их подкормка. Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в городской и сельской местности. Численность разных видов и их динамика в течение осени- весны/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Изготовление кормушек, их развеска и уход за ними. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Составление списков»/Практическая работа

Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру

карточки с заданиями, тест, таблица «Изготовление кормушек пошагово», таблица «Зимующие птицы»

57.

26.03.20

Зимующие птицы

  • занятие-ознакомление с новым материалом
  • комбинированное занятие

2

Зимующие птицы нашего края и их подкормка. Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в городской и сельской местности. Численность разных видов и их динамика в течение осени- весны/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Изготовление кормушек, их развеска и уход за ними. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Составление списков»/Практическая работа

Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру

карточки с заданиями, тест, таблица «Изготовление кормушек пошагово», таблица «Зимующие птицы»

58.

28.03.20

Привлечение птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - комбинированное занятие

2

Птицы- дуплогнездники. Техника привлечения в лесу, саду, парке. Предпочитаемые виды. / Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Изготовление искусственных гнездовий- синичников, для привлечения мелких птиц»/практическая работа

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, презентация «Изготовление искусственных гнездовий»

59.

02.04.20

Привлечение птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - комбинированное занятие

2

Птицы- дуплогнездники. Техника привлечения в лесу, саду, парке. Предпочитаемые виды. / Рассказ с доступным объяснением, беседа

 «Изготовление искусственных гнездовий- синичников, для привлечения мелких птиц»/практическая работа

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, презентация «Изготовление искусственных гнездовий»

60.

04.04.20

Фенология прилёта птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Значение фенологии прилёта птиц. Сроки прилёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Введение журнала прилёта птиц»/ практическая работа

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, журнал прилёта птиц, таблица «Сроки прилёта птиц»

61.

09.04.20

Фенология прилёта птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Значение фенологии прилёта птиц. Сроки прилёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Введение журнала прилёта птиц»/ практическая работа

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, журнал прилёта птиц, таблица «Сроки прилёта птиц»

62.

11.04.20

Определение птиц в природе

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- экскурсия

2

Методики определения птиц в природе/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Голоса птиц в природе»/Экскурсия

Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, таблица «Оседлые и перелётные птицы»

63.

16.04.20

Определение птиц в природе

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

- занятие- экскурсия

2

Методики определения птиц в природе/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Голоса птиц в природе»/Экскурсия

Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, таблица «Оседлые и перелётные птицы»

64.

18.04.20

Развеска гнездовий

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Развеска гнездовий, их маркировка, инвентаризация. Целевое привлечение птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Целевое привлечение полевых воробьёв для подавления очага дубовой листовертки» /практическая работа

Воспитание познавательного интереса к жизни птиц

тест, задания по карточкам, кормушки, фотоаппарат, таблица «Виды гнездовий птиц»

65.

23.04.20

Развеска гнездовий

  • - занятие-ознакомление с новым материалом

2

Развеска гнездовий, их маркировка, инвентаризация. Целевое привлечение птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Целевое привлечение полевых воробьёв для подавления очага дубовой листовертки» /практическая работа

Воспитание познавательного интереса к жизни птиц

тест, задания по карточкам, кормушки, фотоаппарат, таблица «Виды гнездовий птиц»

66.

25.04.20

Проверка заселённости гнездовий

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие- экскурсия

2

Определение птиц по гнёздам/ Рассказ с доступным объяснением, беседа 

«Знакомство с разнообразием гнездостроительства» 

/экскурсия

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений

67.

30.04.20

Проверка заселённости гнездовий

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие- экскурсия

2

Определение птиц по гнёздам/ Рассказ с доступным объяснением, беседа 

«Знакомство с разнообразием гнездостроительства» 

/экскурсия

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений

68.

07.05.20

Наблюдение за гнездованием птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие- викторина

2

Гнездостроительство у птиц. Участие самца и самки. Насиживание кладки, выкармливание птенцов. Защита гнезда от врагов. Время вылета и самостоятельная жизнь молодых птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Наблюдение за гнездовьем птиц»/ практическая работа

«Птичьи заботы»/викторина

Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе.

карточки с заданиями, тест, викторина «Птичьи заботы», фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений, таблица «Виды гнездовий птиц».

69.

14.05.20

Наблюдение за гнездованием птиц

  • - занятие-ознакомление с новым материалом
  • - занятие- викторина

2

Гнездостроительство у птиц. Участие самца и самки. Насиживание кладки, выкармливание птенцов. Защита гнезда от врагов. Время вылета и самостоятельная жизнь молодых птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа

«Наблюдение за гнездовьем птиц»/ практическая работа

«Птичьи заботы»/викторина

Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе.

карточки с заданиями, тест, викторина «Птичьи заботы», фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений, таблица «Виды гнездовий птиц».

70.

16.05.20

Тестирование по теме «Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц»

-        занятие применения и оценки знаний и умений

2

«Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц и»/тестирование

«Птичьи заботы»/фоторепортаж

Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, воспитание бережного отношения и чувства любви к ней.

Карточки с заданиями, тест, фото и рисунки «Птицы нашего края»

Итоговое занятие (4 часа)

71.

21.05.20

Итоговое занятие

  • - занятие –конференция

- занятие обобщения и систематизации знаний

- комбинированное занятие

2

Обсуждение правил мероприятия, соревнование команд. / Рассказ с доступным объяснением, беседа        

Познакомить с заданиями на лето. Проинструктировать о правилах выполнения и оформления летних заданий/ объяснение, обсуждение

«Диалоги о птицах»/Проведение конференции

«Наши дела» Экологические задания на лето /просмотр презентации

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

плакаты о природе, презентация «Наши дела» фото и рисунки «Птицы нашего края»

72.

23.05.20

Итоговое занятие

  • - занятие –конференция

- занятие обобщения и систематизации знаний

- комбинированное занятие

2

Обсуждение правил мероприятия, соревнование команд. / Рассказ с доступным объяснением, беседа        

Познакомить с заданиями на лето. Проинструктировать о правилах выполнения и оформления летних заданий/ объяснение, обсуждение

«Диалоги о птицах»/Проведение конференции

«Наши дела» Экологические задания на лето /просмотр презентации

Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы

плакаты о природе, презентация «Наши дела» фото и рисунки «Птицы нашего края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Рабочая программа "Я и город" ,предназначена для внеурочной работы во 2 классе по краеведению Пояснительная записка Рабочая программа,  к курсу «Юный горожанин» 2класс,  составлена  н...

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Программа предназначена для внеурочной деятельности...

Рабочая программа "юный стрелок"

В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения освоение знаний о безопасном поведении человека в опасн...

рабочая программа "Юный географ" учителя географии МАОУ "Гимназия №1" Вильгельм Ларисы Геннадьевны

Пояснительная запискак программе кружка «Юный географ»   Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:·     ознакомление...

Рабочая программа "Юные музееведы"

Программа внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО...

Рабочая программа: "Юные орнитологи"

Рабочая программа: "Юные орнитологи"  естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....