Конспект занятия "Знакомство с нотным алфавитом"
методическая разработка

Красникова Эльвира Даниловна

Методическая разработка. Цель: знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл notnyy_alfavit.docx35.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Знакомство с нотным алфавитом».

Педагог дополнительного образования: Красникова Эльвира Даниловна 

ТО «Клуб любителей музыки», 2 группа (7-8 лет)

Тема: «Знакомство с нотным алфавитом»

Цель: знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;

Образовательные:

  • вовлечь обучающихся в диалог- рассуждение о музыкальных и шумовых звуках, о характере прозвучавшей музыки;
  • познакомить обучающихся с нотной записью и расположением нот нотном стане;
  • заинтересовать чтением нотного текста;

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Тип занятия: изучение нового материала.

Основные понятия, изучаемые на занятии: нотный стан, «нотоносец», громкость звука, тембр, высота звука, название нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Оборудование и материалы:

  • видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты»;
  • Видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»;
  • Песня « До, ре, ми, фа, соль» (сл. З.Петрова, муз. А. Островский);
  • Телевизор, подключенный к ноутбуку;
  • Цифровое фортепиано.
  • Доска

1.Организационный момент.

П: Приветствие «Здравствуйте, ребята».

Д: Кивок головой.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычное занятие. К нам сегодня в гости пришли мои 4 друга, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай. Давайте я вас сними сейчас познакомлю (включаю самое начало видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»).

2.Основная часть:

Мы все вместе будем путешествовать по миру музыки, и узнавать много нового. Но для того чтобы совершить это путешествие, давайте посмотрим, чем сейчас занимаются наши друзья (просмотр фрагмента видео, до «…если ударить по любому предмету, он издаст звук…»).

П: Скажите, ребята, звуки, которые мы слышали, были музыкальные или немузыкальные?

Д: Музыкальные, не музыкальные.

П: А чем отличается музыкальный звук от шумового?   (ответы детей)

П: На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки и шумы. Но звук нельзя увидеть. Но на что же похож тогда звук, давайте посмотрим…(видео с момента «похож на невидимою волну…» и до «итак, звук – это волна»).

П: Кто был самым внимательным, на что же похож звук?

Д: На волну.

П: Все волны, которые видит наш глаз чем-то похожи между собой, и различаются только размерами. А почему же звуки такие разные? (продолжение видео).

П: Для измерения звуков есть специальные понятия, кто услышал и может перечислить их?

Д: Высота, громкость и тембр или окраска.

П: Какие новые и не знакомые понятия. А что же такое высота, громкость и тембр, наши друзья нам сейчас расскажут (продолжение видео, до «…и от искусства музыканта»).

П: Итак, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай довольно подробно объяснили, что же такое высота, громкость и тембр.

П: Итак, высота звука зависит, от частоты колебания тела. Чем выше частота, тем….

Д: Выше звук.

П: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний, чем выше амплитуда, тем звук…

Д: Громче.

П: А что же такое тембр звука?

Д: Это окраска звука.

П: Умнички, действительно, тембр, это окраска звука, который не виден на глаз, а каким может быть звук по окраске?

Д: Резким, звонким, глухим.

П: Правильно, и как раз наши друзья хотят нам показать разнообразность окраски звука, давайте внимательно посмотрим (смотрим видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты» до момента «…или нотный стан»).

П: Ребята, а что интересного и нового нам рассказал Умник? Что же он такое начал рисовать на мольберте?

Д:  Нотный стан.

П: Правильно, «нотный стан», или по-другому – «нотоносец», но для чего нам нужен нотный стан, как вы думаете?

Д: ---

П: А нужен он для того, чтобы записывать ноты (рисую на доске нотный стан)

(продолжение видео, до «…скрипичный ключ»).

П: Вместе с умником нарисуем скрипичный ключ (рисую на доске)

П: (Продолжение видео). С чем же нас сейчас будет знакомить Умник?

Д: С нотами.

П: Давайте внимательно посмотрим, и постараемся запомнить, а после, все вместе запишем на доске (продолжение видео до «споём ноты, по порядку, с лева на право»).

П: Кто был самым внимательным, и запомнил, как называется самая первая нота, с которой нас познакомил Умник?

Д: «До»

П: И где она рисуется на нотном стане?

Д: На линейке снизу.

П: Дополнительной линейке. Правильно (повторяем все ноты и записываем на доске).

П: А теперь вместе с нашими друзьями споём наши записанные ноты. Спинки подтянули (слушаем, как на видео поют).

П: А теперь все вместе (поём) (продолжение видео).

П: А теперь мы попробуем спеть ноты вниз (поем).

П: А теперь ещё раз, с самого начала, вверх и вниз (поем).

П: Теперь мы знаем, как называются и пишутся основные ноты музыкальной грамоты,  и знаем, что всего у нас 7 нот.

Физкультминутка.

П: А сейчас мы все встанем, и внимательно будем следить за движение моей руки, куда рука направится, туда ваши глазки  и будет смотреть (показываю направление мелодии на нотном стане), теперь нам правая ручка покажет, как у нас двигается мелодия (показываю), и левая ручка нам тоже хочет показать направление мелодии (во время последнего показа, напеваю гамму вверх и вниз, которая будет являться припевом в новой песне).

П: Тихонечко присаживаемся.

П: Скажите, мы с вами нотки выучили?

Д: Да.

П: Петь их научились?

Д: Да.

П: А вот один из композиторов, А.И. Островский, взял наши 7 ноточек, объединил их, и сочинил песню, с которой я хочу сейчас Вас познакомить. Слушаем внимательно, а потом расскажете, о чем же поется в нашей песенке, которая так и называется «До, ре, ми, фа, соль» (слушаем).

П: О чем же пелось в песне?

Д: О том, чтобы научиться петь, нужно быть старательным, внимательным и выучить все нотки.

П: Совершенно правильно, но нотки мы уже выучили, осталось только научиться петь. Сейчас давайте пропоем только припев (играю на инструменте, и показываю название нот, написанные на доске).

П: За вторым разом пропевания, дети показывают рукой направление мелодии (пластическое интонирование).

П: А сейчас все встанем, я буду петь куплеты, а вы мне помогайте и пойте припевы, не забывайте, что наша рука помогает нам в направлении мелодии (исполняем песню целиком, я куплеты, дети – припевы, используя пластическое интонирование).

П: Спасибо всем большое, Вы настоящие помощники, присаживайтесь.

3. Заключительная часть:

П: Мы сегодня с Вами на занятии узнали много нового, и так, сколько же у нас существует ноточек?

Д: 7

П: И рисуются они на…

Д: Нотном стане.

П: Какие вы помните понятия, которыми измеряют звук?

Д: Высота, громкость, тембр или окраска.

П: Вы сегодня все были молодцы!

П: Спасибо за внимание!

Д: Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

Конспект урока во 2 классе по теме : "Праздник алфавита"

Тип мероприятия:Урок-Презентация.(Праздник первых достижений учащихся 2 класса).Цель:формирование интереса к изучению английского языка, развитию положительной мотивации, приобщение к миру информацион...

Конспект урока английского языка "Праздник алфавита"

Урок проводится во 2 классе. Использую игровые формы, забавные стишки-рифмовочки, загадки и различные конкусы. Думаю, каждый найдет в этом уроке что-то интересное для себя....

Конспект открытого занятия "Праздник Алфавита"

Предназначен для повторения и совершенствования знаний об английском алфавите...

Конспект открытого урока "Праздник английского алфавита"

внеклассное мероприятие по английскому языку 2 кл (1 год обучения)Итогом занятия является создание книги- алфавита...

Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку

Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...