Программа дополнительного образования "Музееведение"
рабочая программа

Кунева Марина Евгеньевна

Программа дополнительного образования "Музееведение" направлена на изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков с целью расширения кругозора учащихся и раскрытия их творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeevedenie_programma.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             «Утверждаю»

                                              Директор

                                                                                                      ___________________  Сорокина М.А.

                     

                                                          Приказ №

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Леньковская основная общеобразовательная школа.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

                                     

«Музееведение».

Историко-краеведческая направленность.

Возраст детей:12-13 лет.

Срок реализации:2 года.

 Автор-составитель:

                                   учитель истории и обществознания

                                                         Кунёва М.Е. 

с. Леньково

2017-2018 учебный год.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Пояснительная записка                                                                         с. 3

 

  1. Содержание программы                                                                        с. 7

  1. Календарно-учебный график                                                               с. 11

  1. Учебный план                                                                                          с. 13

  1. Рабочая программа                                                                                 с. 14

  1. Оценочные материалы                                                                           с. 18

  1. Методические материалы                                                                      с. 19

 Приложение                                                                      

                   

Пояснительная записка.

В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного города средствами музееведения.

Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.

Изучение курса “Музееведение” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.

Нормативно-правовые документы.

~Указы Президента Российской Федерации:

- «О мерах реализации государственной социальной политики от 7 мая 2012 года № 597

- «О реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599

- «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761

~Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в декабре 2013 года

~Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Москва, 2009 год)

~Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р)

~Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

~Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30 декабря 2012 года №2620-р

~План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в сфере образования Нижегородской области» (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 года №429-р)

~Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р

~Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ( от 04.07.2014 года №41)

~Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Цель:

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность

Задачи:

- заинтересовать учащихся познавательной и исследовательской деятельностью;

- опираясь на педагогику развития творческих способностей,  привлекать учащихся к работе в музее;

-организовывать поиск материалов для пополнения музейного фонда;

 - исследовать, систематизировать и обобщать материалы, связанные с историей семьи, школы, села, края;

 

Возрастной  диапазон начала освоения  программы -  12-13 лет, прием детей по желанию.

Продолжительность реализации программы – 2 года, по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа

Ожидаемые результаты:

          В обучающей сфере – приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности  (активность в создании самостоятельных исследований и проектов);

          В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории, людям труда, создателям материальной культуры.

          В развивающей сфере -  достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведению экскурсий по экспозициям музея. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания презентаций и  творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания сознания школьников.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы первого года обучения.

1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение.  Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции.

РазделI. Что такое музей.( 8 ч)

1.1.История появления и развития музеев.

Исторические предпосылки возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества.

1.2. Виды музеев.

Профиль музеев, виды музеев, типологическое деление музеев по их основному общественному назначению.

1.3. Музеи России.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Иркутский музеум и начало провинциальных музеев. Музеи первой половиныХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитарном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России.

1.4. Необычные музеи.

Раздел II. Исторические источники.( 7ч)

2.1. Понятие «исторические источники».

Понятие «исторические источники». Вспомогательные исторические дисциплины, изучающие исторические источники. Основные источники по истории родного края, где можно найти источники.

2.2. Письменные источники.

Виды письменных источников. Науки, изучающие письменные источники.

2.3. Устные источники.

Виды устных источников. Науки, изучающие устные источники.

2.4. Вещественные источники.

Виды вещественных источников. Науки, изучающие вещественные источники.

2.5. Работа с источником.

 Работа с вещественными и письменными источниками на базе школьного музея.

2.6. Работа с библиотечными фондами.

Приемы работы с научно – популярной литературой, словарями, периодической печатью

2.7. Работа с электронными ресурсами.

Поиск материала в сети INTERNET.

Раздел III. Музейные фонды.(19ч)

3.1. Понятие «музейные фонды».

Музейные предметы. Основные свойства музейных предметов. Уникальные музейные предметы. Понятие «фонды музея». Основные и вспомогательные, обменные фонды музея. Атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация музейных предметов.

3.2. Комплектование фонда музея.

Значение и задача комплектования фондов. Комплектование фондов в деятельности музея. Организация работы по комплектованию фондов. Планирование, источники и организационные формы комплектования.

3.3. Основные правила работы с музейными экспонатами.

Основные правила работы с музейными экспонатами.

3.4. Хранение музейных материалов.

Понятие «хранение музейных фондов». Естественное старение, биологические вредители, механическое повреждение. Установление режима хранения. Система хранения фондов. Температурно-влажностный режим. Защита от загрязнителей воздуха, световой режим, биологический режим. Защита музейных фондов от механических повреждений и защита фондов в экстремальных ситуациях.

3.5. Музейный комплекс.

Понятие «культурный комплекс». Составление музейного комплекса.

3.6. Музейные экспонаты.

представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах  музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.

3.7. Изучение музейных экспонатов.

Понятие «Изучение музейных предметов», особенности изучения музейных предметов современного периода.

3.8. Учет музейных фондов.

Учет движения музейных фондов. Переучет музейных фондов. Музейные каталоги и их системы. Порядок пользования музейной фондовой документацией.

3.9. Этикетаж.

Применение указателей, оглавительные тексты и этикетаж.

3.10. Работа в фондах музея.

Самостоятельное изучение музейных предметов и подготовка докладов воспитанниками.

Содержание программы второго года обучения.

1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

Предмет и задачи курса. Инструктаж по ТБ.

РазделI. Искусство музейной экспозиции.(16 ч)

1.1. Виды экспозиций.

Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения.

Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок

Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.

1.2. Методы построения музейной экспозиции.

Принципы построения экспозиций. Концепция будущей экспозиции: цели, задачи ее создания и использования, определение и объяснение тематики экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов. Разработка тематико-экспозиционного плана.

1.3. Создание музейной экспозиции.

Проектирование собственной экспозиции и построение ее в школьном музее.

Раздел II. Музейная экскурсия.(9 ч)

2.1. Виды музейных экскурсий.

Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии.

2.2. Правила поведения экскурсовода.

Правила поведения экскурсовода.

2.3. Подготовка экскурсии.

Написание текста обзорной экскурсии к выставке.

2.4. Проведение экскурсии.

Проведение учащимися экскурсий по созданной ими экспозиции.

Раздел III. Проектная деятельность.(10)

3.1. Формы и методы исследовательской работы.

Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тематика научно-исследовательской работы музеев. Формы и методы исследовательской работы.

3.2. Исследовательский проект.

Направления и тематика исследования, цели и задачи исследования, актуальная проблематика, сроки реализации, учет требований к исследовательским работам, форма выхода результатов исследования.

3.3. Разработка исследовательских проектов.

Исследовательская работа воспитанников по тематике школьного музея.

3.4. Защита исследовательских проектов.

Выступления учащихся по защите проектов.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

Сентябрь

Октябрь

01-03

05-10

12-17

19-24

26-01

03-08

10-15

17-22

24-29

1 год

-

1

1

1

1

1

1

1

1

                                   

Ноябрь

Декабрь

31-05

07-12

14-19

21-26

28-03

05-10

12-17

19-24

26-29

1 год

1

1

1

1

1

1

1

1

-

Январь

Февраль

02-07

11-14

16-21

23-28

30-04

06-11

13-18

20-22

1 год

1

1

1

1

1

1

1

-

 

Март

Апрель

27-04

06-11

13-18

20-25

30-01

03-08

10-15

17-22

24-29

1 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

Итого

02-06

10-13

15-20

22-27

29-31

01.09.16- 31.05.17

40  недель

1 год

1

1

1

1

-

36

Сентябрь

Октябрь

2 год

                                   

Ноябрь

Декабрь

2 год

Январь

Февраль

2 год

 

Март

Апрель

2 год

Май

Итого

2 год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Содержание темы

Кол-во часов

Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

1

1

Что такое музей.

8

2

Исторические источники.

7

3

Музейные фонды.

19

Итого:

36

2 год обучения

Содержание темы

Кол-во часов

Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

1

1

Искусство музейной экспозиции.

16

2

Музейная экскурсия.

9

3

Проектная деятельность.

10

Итого:

34

Рабочая программа

                              Календарно-тематическое планирование первого года обучения.

               Раздел, тема.

  Кол-во

   часов

  Теория

  Практика

     Дата

 проведения

         Форма

    проведения

1

Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

1

1

лекция

I

Что такое музей.

           8

2-3-4

История появления и развития музеев.

3

1

лекция

5-6-7

Виды музеев.

3

1

лекция

8

Музеи России.

1

1

семинар

9

Необычные музеи.

1

1

семинар

II

Исторические источники.

         7

10

Понятие «исторические источники».

1

1

лекция

11

Письменные источники.

1

1

лекция

12

Устные источники.

1

1

лекция

13

Вещественные источники.

1

1

лекция

14

Работа с источником.

1

1

практикум

15

Работа с библиотечными фондами.

1

1

практикум

16

Работа с электронными ресурсами.

1

1

практикум

III

Музейные фонды.

        19

17

Понятие «музейные фонды».

1

1

лекция

18-20

Комплектование фонда музея.

3

3

практикум

21

Основные правила работы с музейными экспонатами.

1

1

практикум

22

Хранение музейных материалов.

1

1

лекция

23

Музейный комплекс.

1

1

лекция

24-25-26

Музейные экспонаты.

3

3

лекция

27

Изучение музейных экспонатов.

1

1

лекция

28

Учет музейных фондов.

1

комбинированное

29

Этикетаж.

1

комбинированное

30-36

Работа в фондах музея.

6

6

практика

Календарно-тематическое планирование второго года обучения.

                          Раздел, тема.

Кол-во

часов

Теория

Практика

     Дата проведения

    Форма проведения

1

Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.

1

1

лекция

I

Искусство музейной экспозиции.

          16

        6

          10

2-3

Виды экспозиций.

2

2

лекция

4-5-6-7

Методы построения музейной экспозиции.

4

4

лекция

8-17

Создание музейной экспозиции.

10

10

практическое

занятие

II

Музейная экскурсия.

            9

       3

             6

18-19

Виды музейных экскурсий.

2

2

лекция

20

Правила поведения экскурсовода.

1

1

лекция

21-24

Подготовка экскурсии.

4

4

консультации

25-26

Проведение экскурсии.

2

2

экскурсии

III

Проектная деятельность.

            10

         4

             6

27

Формы и методы исследовательской работы.

1

1

лекция

28-29

Исследовательский проект.

3

3

лекция

30-34

Разработка исследовательских проектов.

4

4

проектная и

исследователь-

ская деятель-

ность; создание

презентаций

35-36

Защита исследовательских проектов.

2

2

семинар

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 год обучения

- Оформление и описание музейного экспоната

- Разработка и защита проекта по теме «Музей»

2 год обучения

- Разработка эскиза раздела музейной экспозиции

- Разработка исследовательских проектов

- Разработка и проведение экскурсии в школьном музее

Литература.

1.     Ванслова Е. Г.    Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2.     Искусство музейной экспозиции. Сб., научн. тр.НИИ культуры. №45, М., 1977

3.      Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

4.     Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996

5.     Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

6.     Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

 

7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.

8.     Интернет. http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  Онлайн энциклопедия Кругосвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...