Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Клуб любителей музыки"
методическая разработка

Красникова Эльвира Даниловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_lyubiteley_muzyki_krasnikova_e.d.doc474 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Оглавление.

  1. Пояснительная записка…………………………………………..…..…………….3
  1. Новизна программы…………………………………………………….….…………3
  2. Актуальность программы……………………………………………..…….………..3
  3. Педагогическая целесообразность программы……………………………………..4
  4. Цель программы……………………………………………………………………….4
  5. Задачи программы……………………………………………………………………..4
  6. Отличительные особенности программы……………………………………………4
  7. Сроки реализации………………………………………………………………………4
  8. Формы организации деятельности…………………………………………………….4
  9. Ожидаемые результаты и формы их проверки……………………………………….4
  10.  Формы подведения итогов…………………………………………………………….5
  11.  Условия реализации программы………………………………………………………5
  1. Тематическое планирование
  1. Тематическое планирование 1-ого года обучения и его содержание…….………….6
  2. Тематическое планирование 2-ого года обучения и его содержание……….……….8
  3. Тематическое планирование 3-ого года обучения и его содержание……..……….. 10
  4. Тематическое планирование 4-ого года обучения и его содержание…….…………12
  1. Календарно – тематическое планирование
  1. Календарно – тематическое планирование 1- ого года обучения…..…….…………17
  2. Календарно – тематическое планирование 3- ого года обучения…………………..19
  1. Методическое обеспечение……………………………………………………………25
  2. Список литературы………………………………………………………………….…27
  3.  Приложение……………………………………………………………………………29

Пояснительная записка.

«Без музыкального воспитания

 невозможно полноценное

умственное развитие человека»,

Сухомлинский.

      Данная программа имеет художественную направленность, актуальность её реализации подчёркивается осознанием педагогической общественностью значимости музыкального образования детей с опорой на традиции народной музыки и народно-песенного исполнительства.

        Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.

               В течение четырёх лет обучения дети постепенно знакомятся со всеми жанрами вокального искусства – сначала с эстрадными песнями, народными, патриотическими, затем романсами, духовными и авторскими песнями, изучают простейший аккомпанемент (ф-но, гитара, гармошка). Систематическая подготовка к праздничным и памятным датам строго организовывает совершенствование вокального исполнения и развивает ответственность детей. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной,  т.к. предусматривает  тесное взаимодействие  песни, поэзии, живописи и элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, артистичность, интеллект.  Объединяет детей всех групп традиционный праздник «День рождения клуба» в конце первой четверти, а также итоговое выступление в конце учебного года  в форме музыкального спектакля, в котором участвуют все члены клуба, показывая свои таланты.

Голос- это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период  детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. Клуб любителей песни дает возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение песен разных жанров.  Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения  в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Один год обучения отводится на  индивидуальное музыкальное развитие одаренных детей 1-го года обучения. Эта работа помогает овладеть своим природным инструментом- голосом и не потеряться  в многообразном песенном мире.

     Заинтересовывает детей в освоение многообразного музыкального мира принцип воспитывающего обучения на основе игровой деятельности: «Путешествие» на бригантине по «морю» музыки и «океану» чувств, открывая  неизвестные «острова» композиторов, нот, оркестров, заходя в «Бухту» музыкальной грамоты, принцип связи с жизнью: изучается и современный, и классический репертуар, и «золотой фонд» русского народного творчества, принцип единства эмоционального и сознательного в каждом ребенке (индивидуальный подход), принцип коллективизма, основанный на объединении детей для достижения общей цели клуба.

           Для совершенствования музыкальных навыков кабинет оснащён музыкальными инструментами: фортепьяно, аккордеон, гитара, труба. Ритмические инструменты: барабан,  металлофон, бубен, гусли.  В кабинете есть диски с образцами вокальной и инструментальной музыки, книги о музыке, ноты песен, ноты инструментальных произведений для детей, обучающие портреты композиторов.

                                                                 Цель программы.

       Сформировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь  к пению.

                                                                 Задачи программы.

      - Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, формировать вокальную культуру.

      -  Научить играть простейшие сопровождения на музыкальных инструментах.

       - Сплотить коллектив единомышленников, объединенных творческим стремлением к саморазвитию и музыкальному творчеству.

 Отличительной особенностью программы является развитие и совершенствование каждого члена объединения в пении от массового исполнения до сольного и обучение игре на музыкальных инструментах (гитара, пианино, гармошка, труба)

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Форма организации деятельности.

        Групповые занятия, занятия группы индивидуальной работы, работа с солистами.

                           

Ожидаемые результаты и формы их проверки.

 Дети должны научиться петь изученную песню, выразительно передавая сценический  образ песни голосом, мимикой, артикуляцией, жестами, пластикой движений. Может быть использовано «оживление» песни рисунком в тетради,

играть на фортепьяно или другом инструменте песню, петь ее по нотам, назвать лучших исполнителей песни, рассказать, чем отличается их тембр голоса, знать историю развития вокальной и инструментальной музыки, понимать дирижерские жесты, знать жанры вокальной музыки, уметь правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса, петь в унисон, дать критическую оценку своему пению, принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

                                     Формы подведения итогов.

              1.Текущие индивидуальные оценки на экране.

              2. Итоги работы индивидуально и по ансамблям за месяц.

              3.Оценка советом клуба и самооценка после концертного исполнения песен.

              4.Проведение промежуточной и итоговой аттестации.

 

                       

               Тематическое планирование на 1 год обучения.

                             

   №

Тема

Кол-во

часов теории

Кол-во

часов

практики

Общее

кол-во

часов

   1

Вводное занятие, прослушивание голосов.    

  Понятия «МУЗЫКА» и «МУЗЫКАНТ».            

1

1

1

3

2

4

   2

Вокально- хоровая работа:

- Вокальное дыхание. Гигиена певческого голоса.

- Дирижёрские жесты. Унисон.

- Звуковедение. Дикция. Артикуляция.

2

2

     2

2

2

2

4

4

4

   3

Три «Кита» в музыке – песня, танец, марш.

Изучение высоты и длительности звуков на основа русских народных попевок.

2

2

8

14

10

16

    4

Знакомство с основными жанрами песен, выразительным языком исполнения, системы вокальных упражнений:

-Детская  эстрадная песня.

- Русская народная песня.

- Военно - патриотическая песня.

- Православная песня.

2

18

12

20

14

18

12

20

16

   5

История развития музыкальных инструментов.

2

10

12

   6

 Знакомство с лучшими образцами вокальной музыки всех времён и народов.

2

2

4

7

Индивидуальная работа по  подготовке и проведению праздников.

12

12

8

Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации, выступление на отчётном концерте.

2

4

6

ИТОГИ:

20

124

144

                                                       Содержание.

Вводное занятие посвящается знакомству и выявлению музыкальных интересов и склонностей детей. Теория о музыкантах на занятиях постепенно превращается в практику: дети учатся быть и певцами, и танцорами, и оркестрантами, и слушателями музыки. Как музыканты певцы они изучают теорию музыки (гамму до мажор и ля минор, звукоряд,  длительности и высоту звуков) и поют, готовятся к концертам. Как музыканты – танцоры дети изучают танцы и хороводы, начиная с элементарных шагов. Как музыканты – оркестранты учатся играть на пианино, гитаре, трубе металлофоне и ритмических музыкальных инструментах. Они учатся аккуратности, ответственности за себя и за музыкальные инструменты. Как музыканты слушатели дети приучаются вслушиваться в музыку рассказывать о своих впечатлениях. Музыкальные  подвижные и дидактические игры помогают сохранить активность на занятиях. Изучение трёх «китов »  - песни, марша и танца – это основная тема проходящая через весь учебный год. Теоретическое понимание жанров песен помогает лучше исполнить песню, как говорят со знанием дела.

              Тематическое планирование на 2-ой год обучения.

   №

               Тема

Кол-во

часов теории

Кол-во

часов

практики

Общее

кол-во

часов

 1

Вводное занятие

1

1

2

 2

Работа над голосом подготовка к пению «акапелла». Индивидуальный тембр голоса.

2

16

18

 3

Расширение знаний музыкальной грамоты (соль мажор, ми минор, интервалы больше октавы, двухголосие).

2

15

17

 4

Углубление знаний о жанрах вокальной музыки (знакомство со сценическим образом песни)

- Авторская песня

-Эстрадная песня

-Духовные песнопения

- Песни – вехи истории нашей страны

-Русская народная песня

1

1

1

2

2

5

11

8

10

9

6

12

9

12

11

  5

Расширение знаний о выразительных возможностях музыкальных инструментов (гитара, ф-но, труба).

2

22

24

  6

Индивидуальная работа с солистами, ансамблями, сводные репетиции перед выступлениям.

26

26

7

Проведение промежуточной и итоговой аттестации

2

5

7

Итого

16

128

144

     

                                                   Содержание.

На вводном занятии проходит беседа о программе, направленной на развитие голоса и повторение изученного материала прошлого года.

Работа над голосом предполагает выявление индивидуального тембра голоса каждого ребенка. Теоретическое понятие «тэмбр голоса» закрепляется в упражнениях акапелла (пении без сопровождения). Расширение знаний музыкальной грамоты соль - можор и ми- минор помогает работе над голосом. Добавление жанра авторской песни расширяет знания о мире музыки. Теоретическое изучение этого жанра сопровождается разучиванием песен с практическим  освоением игры на гитаре. Понятие об  аккомпанементе помогает углублению знаний о жанрах. Изучается понятие «сценический образ». Изучение сценического образа  любой песни проходит сквозь всю песенную работу.

                    Тематическое планирование на 3-ий год обучения.

   №

Тема

Кол-во

часов теории

Кол-во

часов

практики

Общее

кол-во

часов

   1

Водное занятие о задачах второго года обучения. Прослушивание голосов. Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

2

   2

Углубление знаний о жанрах вокальной музыки:

- Патриотическая песня.

1

19

20

- Романс.

1

11

12

- Духовная песня.

1

19

20

- Эстрадная песня.

2

34

36

- Народная песня.

1

27

28

   3

Развитие исполнительных навыков выразительного пения на основе разучивания вокальных упражнений в объеме интервалов от квинты до октавы.

6

30

36

   4

Расширение знаний о выразительном языке музыкальных инструментов, освоение навыков игры по нотам, знакомство с аккомпанементом.

24

48

72

   5

Вокальная работа с ансамблем, совершенствование вокального мастерства (двухголосие).

12

28

40

  6

Проведение промежуточной и итоговой аттестации

1

3

4

Итого

50

166

216

                                                   Содержание.

Вводное занятие посвящено новым любимым песням, которые дети узнали летом. Их пение покажет уровень развития голоса и музыкальных интересов. Повторяются теоретические знания о гигиене певческого голоса. Тема о жанрах вокальной музыки пополняется жанром романса, его истории создания. Жанры патриотической, духовной, эстрадной и народной песни, с которыми ознакомились в первом году обучения, закрепляются изучением новых песен этих жанров. В теме развития исполнительских навыков учитывается теоретическое обучение интервалам, повторение попевок от примы до кварты в первом году обучения и продолжается разучивание народных попевок от квинты до октавы.

Расширение знаний о выразительном языке музыкальных инструментов подразумевает теоретическое изучение нот до- мажорной гаммы и практическое знакомство с  игрой по нотам на пианино, аккордеоне, гитаре. По работе над двухголосием даются теоретические знания ритмических и мелодических канонов и практическое обучения пению таких канонов в ансамбле.

                           

            Тематическое планирование на 4-ый год обучения.

   №

               Тема

Кол-во

часов теории

Кол-во

часов

практики

Общее

кол-во

часов

 1

Вводное занятие

1

1

2

 2

Разучивание военно- патриотических песен ХХ века.

2

26

28

3

Разработка и проведение литературно- музыкальной программы «День рождения клуба Любителей песни».

1

11

12

4

Подготовка концертной программы ко Дню Матери.

1

13

14

5

Подготовка концертых номеров к Новогодним и Рождественским праздникам.

2

22

24

6

Подготовка программы к празднованию Масленицы и Святой Пасхи.

2

10

12

7.

Подготовка музыкальной программы «Приключение в королевстве музыки»

1

11

12

8

Разучивание аккомпанемента к песням

 (ф- но, гитара, балалайка и гармошка).

6

30

36

9

Проведение промежуточной и итоговой аттестации.

2

2

4

Итого

18

126

144

           

                                                    Содержание.

Вводное занятие проводится в форме беседы о предстоящем итоговом годе обучения, о творческой активности детей, о плане праздничных выступлений. Разучивание военно – патриотических песен поможет подготовить программу ко Дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков. Песни В. О. В. и теоретические знания истории песен « Катюша», «28 Панфиловцев» помогают совершенствовать исполнительское мастерство.  Дети привлекаются к разработке литературной музыкальной программы «День рождения клуба любителей песни», предлагают свои номера и исполнение. Ко Дню Матери дети практически готовят музыкальные номера по своему уровню развития. Новогодний и Рождественский праздники постепенно осмысляются по -  новому. Зная теорию рождественских праздников , дети всё больше оценивают глубину рождественских номеров и легкость новогодних. Масленица и святая Пасха приобретают всё больше значения  в музыкальной жизни детей. Заключительная программа «Происшествие в королевстве музыки» рассчитана на весь состав клуба, на возросший творческий опыт детей, на умение музицировать, соучаствовать, импровизировать, использовать свой талант для общего дела.

Календарно-тематическое планирование

занятий в группе детей 1 года обучения

месяц

дата

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

   IХ

4

Вводное занятие

1

1

2

5

Знакомство с вокальными данными детей

1

1

6

Понятие Музыка

1

1

6

Кого называют музыкантом?

1

1

11

Музыканты, певцы

1

1

12

Песня «Просыпайся»

1

1

13

Музыканты-слушатели

1

1

13

Песня «Вечный огонь»

1

1

18

Вокальная работа: певческое дыхание

1

1

19

Музыканты, танцоры

1

1

20

Хоровод «В лес зеленый»

1

1

20

Музыканты-оркестранты

1

1

25

Слушание песня «Катюша»

1

1

      Х

26

Танец с хлопками

1

1

27

Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент»

Повторение «Кого называют музыкантами»

1

1

1

1

   

2

Три «кита» в музыке

1

1

3

Беседа о музыкальном клубе

Музыканты, певцы

1

1

4

Главный «кит» в музыке- песня. «У кота- воркота»

1

1

2

9

Три «кита»-танец

1

1

10

Хоровод «Заинька»

1

1

11

Какие бывают танцы «Маленькая полька»

1

1

2

16

Повторение «В лес зеленый»

1

1

17

Три «кита»-марши «Вместе весело шагать»

1

1

18

Дидактическая игра «Узнай марш»

1

1

18

Вместе весело шагать. Ритмический оркестр.

1

1

23

Поем и шагаем. Песня «Хорошо весьма»

1

1

24

Ритмическая игра. «Жили у бабуси» инсценировка

1

1

25

Закрепление темы «Три кита» в музыке

Репетиция перед выступлением на празднике осени

1

1

1

1

29

Репетиция перед выступлением на  празднике осени

1

1

30

Ритмический оркестр «Дирижёр»

1

1

ХI

1

Что это за ноты? Поем гаммы

Беседа об основных жанрах песни

1

1

2

6

Эстрадная детская песня. В. Шаинский - детский композитор

1

1

7

Песня мамонтенка

1

1

8

Частушки для мам

2

2

13

Беседа о жанре православной песни. Слушаем «Аве Мария»

1

1

14

Разучиваем «Мамочка милая»        

1

1

15

Изучаем  длительности звуков.  Частушки для мам

«Мамочка милая» закрепление

1

1

2

20

Репетиция программы ко дню матери

1

1

21

Репетиция солистов к  празднику «День матери»

2

2

22

Вальс с лентами

1

1

2

28

Жанры песен: русские народные песни «Валенки»

1

1

28

«Как на тоненький ледок»

1

1

29

Мамина любимая русская народная песня

1

1

29

«Как на тоненький ледок». Играем на гармошке

1

1

ХII

4

Повторение «Маленькой елочке"

Разучивание «В лесу родилась ёлочка»

1

1

5

Беседа о жанре православных песен

«Водят звезды хоровод»

1

1

6

Слушаем православное песнопение.

2

2

11

Подготовка к промежуточной аттестации

1

1

12

Проведение промежуточной аттестации. «Песня, танец Марш»

1

1

13

Разучивание «Зимней песенки». Вокальные упражнения

Закрепление «В лесу родилась ёлочка». Закрепление «Зимней песенки» (с движениями)

1

1

1

1

18

Ритмический оркестр «Вдоль по улице»

1

1

19

Рождественский хоровод- Разучивание с движением

1

1

20

Выход персонажей из сказки под музыку

1

1

2

25

Повторение «Зимней песенки»

1

1

26

Генеральная репетиция новогодней и рождественской программ

2

2

27

Беседа о святках. Слушание рождественских песен

1

1

2

28

Проведение новогоднего праздника

2

2

I

10

Генеральная репетиция Рождественской программы

2

2

11

Рождественский праздник. Игра «Золотые ворота»

2

2

15

Разучивание песни «Сычевка» Н.Г. Манько.

Жанр авторской песни

1

1

16

Музыкальные инструменты. Беседа о гитаре

1

1

17

Проведение инструктажа по технике безопасности

Беседа о празднике Крещение.

Повторение жанра православные песни

1

1

2

22

Повторение жанра эстрадные песни

1

1

23

Повторение жанра народные песни

1

1

24

Вокальная работа (русские народные попевки)

1

1

24

Ритмический оркестр. Дирижер

1

1

29

Жанр военно-патриотической песни. Песня «Наша армия сильна»

1

1

30

Слушание: «Марш Славянки». Знакомство с трубой

1

1

31

Работа с  солистами-мальчиками

1

1

31

Закрепление песни «Наша армия сильна»

Игра «Командир»

1

1

II

5

Игра «Салют» (с лентами)

1

1

6

Закрепление игры «Салют»  

1

1

7

Ритмический оркестр «Катюша»

2

2

12

Беседа «Образ нежности и чистоты». Песня «Мамочка милая»

1

1

13

Разучивание песни «Еду к бабушке»

1

1

14

Слушание песен о матери

1

1

19

Беседа о сценическом образе песни «Сычёвка»

2

2

20

Повторение песни «Сычёвка»  Н.Г. Манько

1

1

21

Проведение праздника, посвященному Дню защитника Отечества

2

2

26

Закрепление песни «Поможем маме»

1

1

27

Генеральная репетиция программы ко дню 8 марта

2

2

28

Разучивание  песни «Было у матушки 12 дочерей»

1

1

III

5

Репетиция ритмического оркестра

1

1

6

Конкурс игры на музыкальных инструментах

1

1

7

Проведение праздника мам и бабушек

2

2

12

Повторение жанра православной песни. «Бог любит всех людей»

1

1

13

О посте в православии. Слушаем «Русь святая»

1

1

14

Закрепление песни «Бог любит всех людей»

1

1

14

«Колокольный звон»

1

1

19

Строение пианино, учимся играть.

1

1

20

Ритмический оркестр с дирижером

1

1

21

Слушание песни С.Копыловой «Гвозди»

Закрепление знаний о пианино

2

2

26

Разучивание пасхальной песни «Динь -дон»

1

1

27

Благовещение  - престольный праздник. Слушание песню «Дар Богу»

1

1

28

Повторение песни «Поможем маме»

2

2

IV

2

Длительность и высота звуков. Поем гамму

1

1

3

Учимся читать ноты. До-мажор

1

1

4

Слушание песни С.Копыловой «Окно»

1

1

4

Закрепление песни «Динь -дон»

1

1

9

Длительности звуков, закрепление в движении

1

1

10

Закрепление пасхальных песен

1

1

11

Слушание колокольные звоны

1

1

11

Повторение жанра православных песен.

Исполнение любимых песен

1

1

16

Работа с солистами

1

1

17

Слушание хора монастыря острова Валаам

1

1

18

Слушание С.Копыловой «Хитрец»

1

1

18

Разучиваем песню «Давайте весь мир любить»

1

1

23

Закрепление песню «Давайте весь мир любить»

1

1

24

Беседа о светлой пасхальной неделе

1

1

25

Разучивание песни о дружбе

1

1

29

Закрепление песни о дружбе

1

1

V

6

Повторение песни «Вечный огонь»

Слушание песен о войне

2

2

13

Подготовка к итоговой аттестации

1

1

14

Проведение  итоговой аттестации

1

1

15

Повторение жанра народные песни

1

1

20

Генеральная репетиция отчётного концерта

1

1

21

Проведение отчётного концерта для родителей

1

1

22

Итоги работы детей в группе

1

1

ИТОГ

22

123

144

Учебно-тематическое планирование

занятий в группе детей 3 года обучения

месяц

дата

Тема

Количество часов

теория

Прак-тика

всего

IX

3

Вводное занятие о программе на новый учебный год. Прослушивание любимых песен. Инструктаж по ТБ.

1

1

2

4

Разучивание новых  попевок. Вокальная работа  Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

5

Инструктаж по технике безопасности. Вокальная работа с ансамблем девочек

1

1

2

10

Разучивание песни «Смоленск»

2

2

11

Беседа музыкально- голосовом аппарате

Закрепление песни «Смоленск»

1

1

12

Повторение песни «Гимн клуба». Закрепление

« Смоленск»

2

2

17

Разучивание песни «Баллада о солдате»

2

2

18

Вокальная работа по песне « Баллада о солдате» (дыхание, артикуляция)

2

2

19

Сценический образ песни «Вася- Василёк»

2

2

24

Вокальная работа по чистоте интонирования звука в песне «Катюша»- конкурс солистов

2

2

25

Выразительность исполнения песни « Вася- Василёк» Генеральная репетиция

2

2

26

Выступление в программе «На привале»

2

2

X

1

Беседа о празднике осени. Русские народные песни о труде «Во кузнице»

1

1

2

2

Эстрадные песни об осени. Р. Паулс

2

2

3

Классические песни об осени (Чайковский, Кюи)

2

2

8

Разучивание песни «Россия» с солистами

2

2

9

Вокальная работа «Ты рекаль, моя реченька»

2

2

10

Повторение русских народных песен «О труде»

2

2

15

Разучивание игры «Осенний букет»

2

2

16

Сценический образ песни «Россия»

2

2

17

Беседа о программе «Осенний праздник»

Репетиция для солистов

2

2

22

Закрепление песни «Листья жёлтые» с ритмическим оркестром

2

2

23

Творческая импровизация: инсценировка песни «Там вдали за рекой»

2

2

24

Осенние частушки

2

2

29

Репетиция и проведение праздника «Осенние посиделки»

2

2

30

Конкурс на лучшее исполнение любимой песни об осени

2

2

XI

5

Беседа о программе ко дню матери

1

1

2

6

Разучивание песни «Мама, как тебя люблю я»        

2

2

7

Разучивание частушек для мам

2

2

12

Ритмический оркестр. Вокальная работа по интервалам

2

2

13

Слушание С.Копыловой «Последний лист»

2

2

14

Работа над чистотой интонирования в песне «Мама, как тебя люблю я»

2

2

19

Разучивание песни «Миразаступница»

2

2

20

Индивидуальная работа с солитсами к конкурсу

2

2

21

Русская народная песня «Было у матушки 12 дочерей»

2

2

26

Закрепление песни «Миразаступница»

2

2

27

Генеральная репетиция песен о маме

2

2

28

Участие в конкурсе песни ко Дню матери

2

2

ХI

3

Беседа о новогодней и рождественской программах

1

1

2

4

Любимые песни о зиме

2

2

5

Разучивание песни «Снежинки спускаются с неба» вальс

2

2

10

Разучивание народной песни «Как на тоненький ледок»

2

2

11

Ритмический оркестр «Как хорошо, что есть зима»

2

2

12

Закрепление песни «Снежинки спускаются с неба» вальс

2

2

17

Закрепление инсценировки «Как на тоненький ледок»

2

2

18

Разучивание рождественской песни «Ах, какая красота!»

2

2

19

Проведение промежуточной аттестации

1

1

2

24

Закрепление «Ах, какая красота!»

2

2

25

Разучивание рождественских колядок, слушание рождественских песен

2

2

26

Повторение новогодней и рождественской программы

2

2

28

Участие в новогоднем празднике

2

2

I

11

Рождественский концерт

2

2

14

Беседа, анализ выступления. Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

15

Разучивание песни «Зима бывает раз в году»

2

2

16

Ритмический рисунок песни «Зима бывает раз в году» (пение с движением)

2

2

21

Конкурс на лучшее исполнение песни «Зима бывает» между ансамблями мальчиков и девочек

2

2

22

Беседа о творчестве В.В.Высоцкого

2

2

23

Разучивание авторской песни «Васильковое поле» Н.Г. Манько. Беседа о творчестве Н.Г. Манько

1

1

2

28

Беседа о сценическом образе песни «Васильковое поле»

2

2

29

Закрепление выразительного исполнения «Васильковое поле»

2

2

30

Конкурс на лучшее исполнение песен Н.Г. Манько

2

2

II

4

Повторение военно- патриотических песен об армии

2

2

5

Беседа о народной песне- самом древнем жанре

1

1

2

6

Работа над выразительностью исполнения песни «Там вдали за рекой». Разучивание «Прощание славянки»

2

2

11

Работа над сценическим образом песни « Прощание славянки»

2

2

12

Работа над выразительностью исполнения обрядовых песен: старинные заклички

2

2

13

Конкурс на знание русских народных песен

2

2

18

Выразительность интонации и движения в частушках

2

2

19

Разучивание песни «Прощай, масленица» с солистами. Индивидуальная работа

2

2

20

Конкурс на знание русской народной песни

2

2

25

Беседа о программе для мам и бабушек

1

1

2

26

Разучивание частушек для мам и бабушек

2

2

27

Репетиция к концерту для мам и бабушек

2

2

III

4

Разучивание песeн «Конь», «Русская тайна»

2

2

5

Работа с ансамблем мальчиков. Песня «Конь»

2

2

6

Разучивание песни «Русь называют святою»

2

2

11

Закрепление песни «Русь называют святою». Двухголосие

2

2

12

Повторение песен «Конь», «Россия»

2

2

13

Ритмическое двухголосье

2

2

18

Слушание казачьего ансамбля «Атаман»

2

2

19

Закрепление  песни «Русь называют святою»

2

2

20

Закрепление песни «Конь»

2

2

25

Конкурс на лучшее исполнение   песни. Православные песни

2

2

26

Беседа, анализ результатов конкурса

1

1

2

27

Сценический образ в песне «Конь»

2

2

IV

1

Вокальная работа, ритмическое эхо

2

2

2

Разучивание песни «Не дразните собак»

2

2

3

Закрепление песни «Не дразните собак»

2

2

8

Разучивание песни Б. Окуджавы «О маленьком трубаче»

2

2

9

Закрепление песни Б. Окуджавы «О маленьком трубаче»

2

2

10

Работа над сценическим образом песни

 Б. Окуджавы «О маленьком трубаче»

2

2

15

Повторение пасхальных песнопений. Разучивание песни «Красное яичко»

2

2

16

Работа над песнями «Экологическая песня», «Не дразните собак», «Конь»

2

2

17

Генеральная репетиция песен (поппури о природе)

2

2

22

Повторение песни «Красное яичко»

2

2

23

Праздничный пасхальный колокольный звон

2

2

24

Беседа о празднике светлой Пасхи. Повторение песен

1

1

2

29

Репетиция песен ко Дню победы. «О маленьком трубаче» инсценировка «Вася- василёк»

2

2

30

Разучивание песни «На безымянной высоте»

2

2

V

6

Закрепление « На безымянной высоте»,

2

2

7

Повторение песен о войне

2

2

13

Подготовка к итоговой аттестации

2

2

14

Генеральная репетиция

2

2

15

Повторение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

2

2

20

Повторение песни «Надежда»

2

2

21

Повторение походных песен под гитару

2

2

27

Итоговая аттестация. Конкурс на лучшее исполнение любимой песни

2

2

28

Отчётный концерт перед родителями

2

2

ИТОГ

16

200

216

                                    Методическое обеспечение.

1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

                        Программа промежуточной аттестации по годам:

        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1-год  - Какие  три кита в музыке ты знаешь?

2-год – Песни каких жанров вы узнали за первое полугодие?

3-год – Что такое ТЕМБР голоса? Примеры.

4-год - Схема жанров музыкального мира

                   ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Оценивается выступление детей на праздниках ДЕНЬ МАТЕРИ и РОЖДЕСТВО.

                   Программа  итоговой  аттестации по годам:

                                          ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1-год  - Назови жанры песен, их примеры.

2-год - Назови любимые песни, выученные во втором полугодии, назови их жанры.

3-год - Что такое сценический образ песни?

4-год – Проведение итоговой аттестации «Изученные жанры песен»

               ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

      Выступление на отчётном концерте перед родителями.

Литература

  1. Чайка Н.Г., Шубина О.В. «Музыкальное развитие детей на основе культуры: планирование, занятия, развлечения» Учитель, 2016.
  2. Зинаида Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва, «Айрис»,     Пресс 2015.
  3. «Программы дополнительного художественного образования детей», М., «Просвещение», 2017.
  4. «Музыкальные способности у дошкольников», Изд-во «Аркти», М., 2016.
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников, М., 2016.
  6. Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома, «Сталкер», 2015.
  7. Песни паломника (Духовное песнопение), «Красный звон», Санкт-Петербург-Москва, 2017.
  8. Конкевич С.В. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2015.
  9. Олифирова Л. Подружитесь с песней, Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2017.
  10.  Агапова И.А.,  Давыдова М.А. ЗО музыкальных занятий, «Аквариум», ГИППВ, 2018.

     

  1. Дарья Пушкина «Небесные заступники», М. ДАРЬ, 2016;
  2. Борис Ганаго  «Детям о слове», Минск, 2016;
  3. Н.В. Корчаловская «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников», М. АРКТИ, 2015;
  4. Т.А. Замятина «Современный урок музыки», М. ГЛОБУС, 2017;
  5. И.А. Агапова; М.А. Давыдова «Мир музыкальных праздников». В 2-х книгах, М., 2016;
  6. С.В. Конкевич «Музыкальные праздники», Санкт-Петербург, 2015.

                                                         Приложение

     Музыкальный материал для 1-го года обучения:

«Песня о Сычёвке» сл. и муз. Н. Г. Манько

«Вечный огонь»

«Падают, падают листья»

«Дождик»

«Бравые солдаты»

«Если весело живется»

Частушки (осенние, о маме, новогодние, масленичные)

«Мамочка»

«Пять февральских роз»

«Мамочка милая»

«Про улыбку» «Детство»

«Что это за ноты?»

«Еду, еду к бабушке»

«У дедушки Мороза горячая пора»

«Метелица»

«Почему медведь зимой спит?»

«Аз, Буки, Веди…»

«Бог любит всех людей»

«Блины»

«Прощай, зимушка старушка»

«Ой, бежит ручьём вода»«

Славит Его земля»

 

                  Музыкальный материал для 3-го года обучения

«Песня о Смоленске»;

«Синий платочек»;

«Там вдали за рекой»;

«Орлёнок»;

«Прощание»; муз. Т.Хренникова;

«Огонёк»; сл. Исаковского;

«О героях былых времен» (из к/ф «Офицеры»);

«Горячий снег» муз. А.Пахмутова;

«Россия» сл. и муз. Н.Манько;

«Алые паруса»;

«Облака» муз. В.Шаинского;

«Аист на крыше»;

«Зимняя сказка»;

«Ангелы в небе»;

«Рождественская песня»;

«Мама»;

«Песня о  бабушке» муз. Пономаренко;

«Чудо выше всех чудес»;

«Весенний хоровод»;

«Господа пойте!»;

«Вазуза» сл. и муз. Н.Манько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МЫ И МУЗЫКА»

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир музыки»

Программа дополнительного образования. Срок реализации 1 год....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"

Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...