Статья "Проявление закономерностей синергетики в экологическом образовании"
статья

Современное понимание сути экологического образования позволяет считать его процессом получения и формирование системы знаний человека об экологических закономерностях природных явлений. Как следствие, экологическое образование включает в себя осознание человеком ценности природы и роли проявлений в ней основных закономерностей экологии. Поэтому экологическое образование представляется и как формирование системных представлений о роли взаимосвязей природных объектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление закономерностей синергетики в экологическом образовании

Свешников В.Г., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворец детского(юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Современное понимание сути экологического образования позволяет считать его процессом получения и формирование системы знаний человека об экологических закономерностях природных явлений. Как следствие, экологическое образование включает в себя осознание человеком ценности природы и роли проявлений в ней основных закономерностей экологии. Поэтому экологическое образование представляется и как формирование системных представлений о роли взаимосвязей природных объектов.

Кроме того, экологическое образование включает также развитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию человека с окружающей средой. То есть формируется поведение, способствующее уменьшению вмешательства человека в окружающую среду, что позволяет сократить ущерб живой природе от безответственной деятельности людей.

Таким образом, можно предположить, что любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Это возможно, на наш взгляд, лишь при осознании взаимной зависимости между деятельностью человека, его культурой и его природным окружением.

В настоящее время считается бесспорным, что в процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется и экологическая культура личности. Ее, на наш взгляд, следует рассматривать как результат самоорганизации сложных системных отношений личности и среды. Средой в этом случае следует считать не внешнюю среду как экологическое понятие, а несколько иное понятие, близкое по определению к социуму и взаимоотношениям в нем. Поэтому все внешнее окружение личности, воздействующее на нее в процессе экологического образования и воспитания, все многочисленные и разнонаправленные влияния социума можно отнести к внешней среде.

В этой связи, результат взаимоотношений личности и среды представляется сложным процессом становления ее экологического вектора. Поэтому экологическим вектором личности можно считать сформированность системы знаний, норм и правил поведения по отношению к природе и ее объектам. По своей сути экологический вектор личности – это результат сложения многих сил, действующих в культурном поле.

Для понимания упомянутых процессов становления экологического вектора применимы закономерности синергетики, или науки о самоорганизации систем. В синергетике под понятием системы подразумевают взаимодействие множества ее элементов, в результате чего в этой системе возникают новые, интегративные, свойства.

Например, процессы самоорганизации можно наблюдать в школьном классе. Так, результат взаимодействия учеников как элементов небольшой социальной системы приводит к возникновению иерархической структуры и специфических свойств класса, всегда отличающихся от свойств других классов.  В синергетике такие возникающие свойства системы обозначены как эмерджентные.

Помимо экологического вектора и интегративных специфических свойств любого класса, можно найти множество других примеров эмерджентных свойств самоорганизующихся систем. Это и индивидуальные свойства любого организма, и специфические свойства каждой отдельной живой системы от популяции до биогеоценоза.

Другими словами, в любой общности взаимодействующих элементов возникают специфические интегративные свойства. Так, в социальных системах – это менталитет или патриотизм, в экономических – это специфические черты системы,  которые можно считать продуктом явлений самоорганизации.

Признаки самоорганизации можно наблюдать на примере культурного поля человека. По мнению Воюшиной М.П., культурное поле – это пространство культуры, освоенное личностью[1]. Под понятием «культурное поле» принимается объективная реальность, имеющая определенный объем и динамику. Культурное поле как результат синергетических отношений в любой самоорганизующейся системе непрерывно изменяется под действием сил, действующих в социуме, а также вследствие активности и развития личности[2].

Силами, действующими в культурном поле, считаются потребности, ценности, мотивы, интересы, знания, умения и прочие составляющие. Эти силы можно  условно обозначить как положительные. Они упорядочивают, а в соответствии с положениями синергетики, усложняют структуру культурного поля личности. По нашему мнению, в результате подобных процессов в культурном поле  и формируется экологический вектор. При благоприятных действующих силах поля экологический вектор будет иметь   положительную направленность, то есть, ориентирован на понимание явлений природы и сохранение ее целостности.

К сожалению, всегда имеются и отрицательные (негативные) силы, которые разрушают упорядоченность культурного поля, а направленность экологического вектора под их воздействием размывается.

То есть при воздействии положительных сил культурного поля можно видеть становление экологического вектора (как эмерджентного свойства личности), включающего также и результаты экологического образования, экологического воспитания и мышления. Но в социуме имеются и деструктивные силы, разрушающие упорядоченность культурного поля и соответственно, направленность экологического вектора. Становится понятным, насколько важно влияние социальных факторов среды как действенных сил культурного поля. Между тем, влияние этих сил не всегда оказывается очевидным и однозначным.

Так Глазачев С.Н. считает, что главной составляющей экологической культуры личности должно быть представление о родном крае, как о важном звене и месте протекания насущных экологических и «социоестественных» процессов[3].

Необходимо признать, что часто эти процессы во многом противоречивы. Так, часто декларации об «экологической и социальной направленности» многих явлений социальной, природоохранительной и общественной жизни оказываются ничем не подкрепленными обещаниями.

Такие расхождения «социоестестенных» процессов существенно влияют на формирование личности и на ее экологический вектор, так как являются результатом  взаимодействия положительных и отрицательных сил. В этом отношении, действительно, важными действующими силами культурного поля личности тогда оказываются экологические и историко-патриотические составляющие.

Они позволяет оценить по достоинству сложную и часто противоречивую социально-экологическую историю региона и отметить ее важную роль в процессах самоорганизации экологической культуры и экологического воспитания личности.

Поэтому необходимо отметить системную сложность экологического воспитания как особой формы воздействия на личность. Если экологическое образование формирует когнитивную сферу, понимание и роль причинно-следственных природных связей и умение ими оперировать. То экологическое воспитание создает систему ценностей и целей, устанавливает мотивации и дает оценки деятельности человека, как части экосистемы. При этом усвоение системных взаимоотношений важнее, чем запоминание конкретных сведений.

В этой связи, в экологическом воспитании высока роль не только образовательных учреждений, но и неформального общения в кругу семьи и ближайшего окружения человека, наблюдение и анализ поступков окружающих и комплекса социальных отношений. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

Если же экологическое воспитание личности можно представить с точки зрения явлений самоорганизации. Тогда становление экологического вектора личности следует рассматривать как процесс перехода количественных изменений (т. е. усвоение элементов экологического образования) в появление нового качества отношения личности к природе и природным объектам - результатов экологического воспитания.

К сожалению, и негативные воздействия в социуме влияют на направленность экологического вектора довольно эффективно, но с той разницей, что они эту направленность разрушают.

Другими словами, соотношение воздействия положительных и отрицательных сил культурного поля непрерывно влияет на направленность экологического вектора личности.

Во множестве взаимосвязанных частей, составляющих систему экологического образования и воспитания, можно отметить важную роль открытости личности учащихся как всякой развивающейся системы для поступления информации. При этом под информацией понимается не только содержательная основа учебных дисциплин, входящих в сферу экологического образования. Но, кроме того, к информации следует относить все многообразие установок, задач и мотиваций, составляющих сферу экологического воспитания и сил, влияющих на формирование культурного поля.

В этой связи, экологический вектор показывает важное свойство самоорганизующихся систем, заключающееся в непрерывной изменяемости их под влиянием поступающей информации. Другими словами, как всякая открытая система, экологический вектор непрерывно изменяется.

Примером такой изменяемости, а именно, деградации экологического вектора личности вследствие снижения потока поступающей информации, может служить быстрая «деэкологизация» взглядов, или векторов, большинства выпускников школы или даже вуза.

С точки зрения синергетических процессов «деэкологизация» взглядов и установок человека, то есть деградация экологического вектора, – это  переход его к состоянию неупорядоченности вследствие поступления негативной информации. К сожалению, деэкологизация наступает и вследствие уменьшения потока позитивной информации.

Другими словами, экологическое образование и воспитание человека должно быть непрерывным, то есть не прекращаться после окончания школы или ВУЗа. В этом случае велика роль СМИ, общественных природоохранных организаций и способность личности критически оценивать поступающую информацию.

В этом отношении формирование структуры экологического образования, воспитания и культуры как целостной системы под воздействием выше упомянутых положительных сил должно быть непрерывным и развивающимся.

Если же такого воздействия нет или оно формально, то самоорганизующаяся система экологического образования, воспитания и культуры быстро разрушается и наступает упомянутая выше «деэкологизация» личности.

В школьной практике разрушение сформированных знаний и установок школьников за летние каникулы – это пример деградации знаний, или, другими словами, это переход их к неупорядоченному состоянию. Восстановление же упорядоченности происходит быстро, в течение нескольких недель после начала учебного года, это пример того, наскольео велика роль открытости системы.

Таким образом, следует признать, что формирование экологического вектора личности – это процесс непрерывного экологического образования и воспитания. Самым проблемным оказывается формирование и поддержание направленности экологического вектора не только у школьников, но и у всех обывателей, давно закончивших школу или ВУЗ. Здесь важна роль СМИ, общества, освещение ими примеров неблаговидных действий, нарушающих природоохранительное законодательство, публикация последствий экологической экспертизы, а также пропаганда  активности людей, неравнодушных к природе.


[1] Воюшина М.П.  Итоги и перспективы исследования культурного поля школьника в метаметодическом аспекте // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: СПб.: Сага, 2008.

[2] Свешников В.Г. Пластичность культурного поля ребенка как явление самоорганизации //Детство в глобальном информационном пространстве. 2007. СПб., РГПУ

[3] Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Экологическое образование. Выступление на заседании круглого стола "Экологическая культура региона"

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева      Круглый стол  «Экологи...

Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...