Работа над аккомпанементом
методическая разработка

Гудина Тамара Васильевна

Работа над аккомпанементом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_akkompanementom.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ

Преподаватель МОУДО «ДМШ»

Гудина Т.В.

2019г.

г. Десногорск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………… 3
  2. Значение басов и аккордов в аккомпанементе …………………………. 3
  3. Простейшие виды аккомпанементов на левой клавиатуре баяна  ..……4
  4. Ритмический  рисунок аккомпанемента  ….…………………….……….6
  5. Исполнение левой рукой мелодии и подголосков  ..……………..…...…8
  6. Фактура аккомпанемента  ……………………………………..…...……..9
  7. Заключение ……………………………………………………………….10

Список литературы ……………………………….…………………...…….12

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Достижение технической свободы исполнения, способствующей раскрытию художественного содержания произведения, выражению его характера и стиля – одна из важнейших задач музыканта.  Достигнуть этой цели поможет только свободное владение исполнителя инструментом и приемами игры на нем. Данная тема раскрывает нам огромные возможности аккомпанемента на баяне и аккордеоне.

  1. ЗНАЧЕНИЕ БАСОВ И АККОРДОВ В АККОМПАНЕМЕНТЕ.

Прежде, чем перейти к разбору аккомпанемента, следует коротко рассказать об особенностях левой клавиатуры. Левая рука специально приспособлена для исполнения аккомпанемента. Эта приспособленность заключается в ограничении диапазона левой клавиатуры низким регистром, в готовых аккордах, в утроенных басовых звуках и в расположении клавиш в определенном порядке, облегчающим исполнение часто встречающихся в аккомпанементах сочетаний аккордов.

С одной стороны, строение левой клавиатуры облегчает исполнение аккомпанемента, с другой стороны, ограничивает исполнительские возможности баяниста и аккордеониста, так как готовые аккорды, каждый из которых дан в тесном расположении и только в одном виде (основном или обращении), а также небольшой диапазон обедняют звучание аккомпанемента.

Обычный, чаще всего применяемый «баянный» аккомпанемент состоит из басов и аккордов, чередующихся в определенной последовательности. Басы и аккорды выполняют различные функции в сопровождении. Басы – фундамент (обычно звучат на сильных долях такта). Иногда басы – подголоски и даже мелодия. Аккорды – гармонический фон для мелодии, заполняют звуковое полотно между мелодией и басами.

Пример 1.

Обр. А. Онегина «Узундара».

Сразу следует отметить недостатки, которые можно наблюдать у учащихся. Панченко Иван очень вязкий и глубокий бас применял в исполнении песни Н. Богословского «Темная ночь», а Малькевич Дарина наоборот, в р.н.п. «Степь, да степь кругом» не доигрывала бас и аккорд, играла очень коротко, тем самым прерывала музыкальную связь между правой и левой рукой.

 Причиной акцентирования аккордов может быть непонимание значения сильных долей такта. Сильные доли – это тот пульс произведения, который учащийся должен ощущать всегда. Задержка аккорда перед басом чаще происходит из-за неопытности, неумения правильно и быстро ориентироваться в левой руке. Боясь потерять порядок чередования басов и аккордов, учащийся просто вовремя не снимает палец с клавиши, и держит его до тех пор, пока не нажмет другим пальцем нужную клавишу.  Поэтому уже с первых уроков нужно с учащимися четко усвоить строение левой клавиатуры. Я с учащимися  своего класса начинаю освоение инструмента непосредственно с изучения именно левой клавиатуры и не перехожу к изучению правой до тех пор, пока не буду уверена в том, что ученик с уверенностью может ориентироваться в левой клавиатуре. Басы, являющиеся опорой мелодии, должны быть несколько выделены при исполнении. Это может быть акцент, и второй способ подчеркивания баса – это более полное выдерживание баса. В зависимости от характера пьесы, к басам и аккордам могут применяться различные штрихи.

Пример 2.

В нотах штрихи для басов и аккордов указываются не всегда.

Принцип исполнения аккомпанемента зачастую исполнители выбирают  сами с учетом характера данной пьесы.

  1. ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ НА ЛЕВОЙ КЛАВИАТУРЕ БАЯНА.

Исполнение аккомпанемента тесно связано с ведением меха. Нужно помнить, что левая рука выполняет одновременно две задачи: исполняет свою партию, ведет мех. И нужно уметь одновременно вести мех, менять направление его движения и исполнять басы и аккорды, причем в разных комбинациях, разным звуком и штрихами.

Сразу хочется отметить ошибки, которые допускают учащиеся при исполнении аккомпанемента. Наиболее часто встречаются: грубое  исполнение аккомпанемента, заглушающее мелодию без учета характера музыки. Чтобы не допускать этой ошибки, нужно научиться плавно разводить и сводить мех, т.е. не толкать его. Первое упражнение, которое осваивают учащиеся моего класса, называется «Ветерок». Нужно нажать любую клавишу в левой или правой руке и плавно, ровно развести мех – толчок мехом сразу будет ощутим. По мере усиления «ветра», сильнее и интенсивнее разводится и сводится мех. Толчки мехом особенно заметны там, где в правой клавиатуре выдерживается большая длительность, а в левой в это время исполняется бас и аккорд.

Пример 3.

Обр. А. Иванова «Волжские припевки»

В местах, отмеченных скобкой, нужно очень осторожно играть бас и аккорд, без толчков. Толчки допускать только когда это требуется. Чтобы это предупредить или исправить, можно поиграть следующее упражнение.

Пример 4.

Мех ведем ровно, оказывая давление на ремень при разжиме, на решетку баяна при сжиме, на крещендо движение меха постепенно ускоряется, на диминуэндо замедляется. Басы и аккорды нажимаются очень мягко, без усилия. Другая ошибка при работе над аккомпанементом – исполнение его при отрыве от характера пьесы. В результате такого подхода в пьесах различного характера может быть одинаковый аккомпанемент. У учащихся младших классов наблюдается два вида аккомпанемента: легкое, поверхностное, почти всегда соответствующее характеру и выдержанное, заглушающее мелодию, не всегда соответствующее ее характеру. Вот несколько примеров:

Пример 5.

р.н.п. «Не брани меня, родная»

Басы должны прозвучать полно, что достигается глубоким нажатием клавиш и соблюдением лиг. Аккорды при этом звучат плавно, нажимать их следует осторожно.

Пример 6.

М. Глинка «Полька»

Здесь левая рука исполняется отрывисто, басы подчеркивать не следует, так как подчеркнутость будет достигнута при естественном исполнении сильной доли и акцентов в мелодии. Учащийся Сошин Дима, при разборе данной польки, некоторое время исполнял очень протяжно, вязко бас и аккорд. Постепенно в процессе работы он понял характер пьески, само собой изменилось исполнение и аккомпанемента.

  1. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК АККОМПАНЕМЕНТА.

Аккомпанемент, как и мелодия,  имеет свой ритмический рисунок. Этот рисунок часто отличается от ритмического рисунка мелодии.

Выполнение сложного ритма аккомпанемента требует большой тренировки, умения облегчить свою работу путем правильного выбора аппликатуры, пользования вспомогательным рядом басов, верным движением меха.

Пример 7.

б.н.п. «Веселые гуси»

Уже в первом классе все учащиеся изучают данную пьеску. И порой им трудно бывает соединить правую и левую руки, так как обе партии имеют различный ритмический рисунок. Прежде чем соединять, полезно простучать одновременно правой рукой ритм мелодии, а левой аккомпанемент. Затем поучить отдельно каждой рукой, проверяя таким образом оба ритмических рисунка.

Пример 8.

«Страдания»

В «Страданиях» аккомпанемент имеет синкопированный ритм. Четвертной аккорд не нужно выдерживать полностью, а последние аккорды в тактах, приходящихся на слабую долю, следует играть очень коротко. Очень четко этот аккомпанемент получался у моего ученика Левдикова Юры в «Частушечном наигрыше».

Пример 8.

П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

Трудность в исполнении этого ритмического рисунка заключается в игре аккордов шестнадцатыми длительностями. Полезно поучить партию левой руки отдельно в различных темпах. Сначала необходимо добиться четкого и легкого исполнения аккордов на стаккато в медленном темпе. При исполнении аккордов шестнадцатыми длительностями пальцы следует чередовать (применяется репетиция). Очень важно играть на пиано и не увеличивать звук.

Начинающие баянисты иногда допускают ритмическую ошибку при игре триолей, исполняя их неровно или укорачивая в аккомпанементе длительность баса (или аккорда), за счет увеличения длительности последующего аккорда (или баса).

Пример 9.

В данной схеме пунктирной линией показаны моменты исполнения аккомпанемента по отношению к триолям в мелодии.

  1. ИСПОЛНЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ МЕЛОДИИ И ПОДГОЛОСКОВ.

Произведение может иметь не одну мелодию, а две, исполняемые одновременно правой рукой или правой и левой. Такое произведение называется двухголосным.

Пример 10.

И. Бах «Менуэт»

«Менуэт» Баха – двухголосное произведение, где второй голос имеет самостоятельное развитие, но  также является и сопровождением для первого верхнего голоса, т.е. для основной мелодии. Нижний голос нужно исполнять на легато. На баяне или аккордеоне не всегда возможно сыграть четыре такта (одну музыкальную фразу) на одно движение меха, поэтому иногда приходится прерывать лигу или менять мех очень аккуратно, незаметно для слуха.

Пример 11.

р.н.п. «Ах ты, ноченька»

В р.н.п. «Ах ты, ноченька» левой рукой приходится исполнять одновременно мелодию и аккомпанемент. Для того, чтобы выделить мелодию, нужно басы выдерживать очень полно и на фоне их звучания плавно, но коротко сыграть аккомпанирующие аккорды. После снятия пальца с аккордовой клавиши бас должен еще звучать, аккорды будут выдерживаться не как восьмые, а примерно как шестнадцатые длительности. Это не будет в точности соответствовать нотной записи, но зато позволит выделить мелодическую линию в басах.

Подобную запись басов и аккордов можно наблюдать и там, где левой рукой приходится исполнять небольшие кусочки мелодии (подголоски), часто встречающиеся в аккомпанементе. Такие мелодические подголоски обогащают звучание аккомпанемента.

В примере 12 в последних двух тактах предлагается басы играть на легато. Аккорды при этом не должны нарушать лигу, они в данном случае исполняются легко и коротко.

Пример 12.

р.н.п. «Светит месяц»

6. ФАКТУРА АККОМПАНЕМЕНТА.

Фактура аккомпанемента – это форма изложения сопровождения. Одна и та же мелодия при различном по фактуре сопровождении может быть с интересом прослушана несколько раз; разнообразие аккомпанемента освежает мелодию, придает ей новые оттенки звучания.

Каждое проведение мелодии в песне «Неделька» сопровождается различным по фактуре аккомпанементом. В первой части мелодия имеет обычное сопровождение, где на сильную долю приходятся басы, а на слабую аккорды, во второй части басы исполняются уже одновременно с аккордами, подчеркивая еще сильнее первую долю такта. А в третьей части мелодия сопровождается выдержанными басами, что делает ее более протяжной.

Пример 13.

р.н.п. «Неделька»

С оркестром баянов мы играли песню В. Шаинского «Голубой вагон», где каждый куплет песни сопровождался различным аккомпанементом. Это очень повлияло на характер песни.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Очень хорошо видно, как учащиеся владеют левой рукой, когда сдают технический зачет во втором полугодии. Играя одни и те же этюды, но, исполняя по-разному аккомпанемент, сразу становится понятно, кто справляется с данным аккомпанементом, а кто – нет.  Поэтому крайне важно с каждым учащимся работать над характером произведения и приемами игры, а также индивидуально подходить к изучению одних и тех же пьес с разными учащимися. Все время повышать навыки учащихся, меняя аккомпанемент на одной и той же пьесе, приучая тем самым их слушать себя и окружающих, вовремя исправлять ошибки. А это достигается ежедневными осмысленными занятиями.  А нам, педагогам, быть все время начеку и направлять своих учащихся в нужную сторону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.П. Басурманов. Работа баяниста над мелодией и ее сопровождением. М., 1981г.
  2. В. Максимов. Баян. Основы исполнительства и педагогики. СПб, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в классе аккомпанемента

Методическая работа раскрывает основные принципы работы с аккомпанементом вокальной и инструментальной музыки. Знакомит с правилами аккомпанирования вокалист...

Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано

Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпрета...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ...

Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...