РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
статья по музыке по теме

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 122434_akkompanement.docx206.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Выполнила: Михеева.Д.В педагог МБОУ ДОД ДШИ им. А.С.Голубкиной  

  1. Введение
  2. История развития аккомпанемента
  3. Аккомпанемент в фортепианном классе.
  4. Виды аккомпанемента и особенности их исполнения:

а)        повторяющиеся аккорды;

б)        бас и аккорд;

в)        разложенные аккорды, равномерное спокойное движение

г)        аккордовое изложение аккомпанемента с мелодией в одном из голосов аккорда;

д)        элементы полифонии.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

Аккомпанемент - в переводе с французского «сопровождать». Он сопровождает партию инструмента (фортепиано, гитару, флейту, виолончель, скрипку или сольную партию певца). Аккомпанемент помогает солисту более выразительно исполнять свою партию и служит гармонической и ритмической опорой мелодическому голосу. Подразделение музыкального изложения на мелодию и аккомпанемент свойственно в музыке гомофонно-гармонического склада, в отличие от музыки одноголосной и полифонической.

В оркестровой музыке ведущая мелодия переходит от одной группы инструментов к другой, состав аккомпанирующих голосов все время меняется.

Характер и роль аккомпанемента зависит от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля. Даже хлопанье в ладоши часто сопровождающие народные песни могут рассматриваться как простейшая форма аккомпанемента.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АККОМПАНЕМЕНТА

В 16-17 веке было принято выписывать лишь нижний голос аккомпанемента (генерал-бас, цифровой бас), а расшифровка аккордов предоставлялась на усмотрение исполнителя, его фантазии, дара импровизации. Со времени И. Гайдна, В Моцарта, Л.Бетховена аккомпанемент выписывается автором полностью. Сейчас запись аккомпанемента ведется очень обширно: ключевые знаки, случайные динамические оттенки, штрихи, словесное пояснение темпа, характера исполнения, сокращения нотного письма.

В инструментальной и вокальной музыке 19-20 века аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: « договаривает невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет психологическое, драматическое содержание музыки, создает иллюстративный и изобразительный. Нередко

из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля, например, в фортепианных партиях романсов и песен Ф.Шуберта, Р.Шумана, Э.Грига, П.Чайковского.

Наивысшего художественного уровня аккомпанемент достигает в эпоху романтизма.

АККОМПАНЕМЕНТ В ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССАХ

Чтобы музыка постигалась учеником как радость, необходимо увлечь его новыми художественно образными переживаниями, развить в нем умение передавать звуками жанрово - характерный рисунок музыки, расширять его кругозор.

Познание азов аккомпанирования включает в себя целый ряд умений: активный слуховой контроль, чуткое ощущение клавиатуры, пунктуальность ритмического исполнения, приобретение самостоятельной оценочной реакции, умение анализировать музыкальную ткань. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора аккомпанемента является осознание ладотональности метроритма.

Главную роль играет мелодия солиста, гармония заключается в аккомпанементе. В чем логика классического аккомпанемента? Все аккорды разделяются на устойчивые, построенные на первой ступени ладотональности тонике, и все другие субдоминанта, доминанта - неустойчивые звуки (и все остальные ступени). Эти закономерности необходимо усвоить для приобретения слуховых навыков самостоятельного разбора.

Ученик при игре аккомпанемента должен научиться чувствовать и передавать в звуках правильное соотношение между степенями громкости мелодии и сопровождения.

Сопровождение не должно заглушать мелодию, каждый звук ее должен не только ясно прозвучать, но и дозвучать незаглушенным до конца. Впечатление зависит от звука, которым играет аккомпанемент, в не меньшей мере, чем от звука, которым исполняется мелодия. Главное заключается в характере исполнения звука.

Помимо этого необходимо научить ученика умению охватить мелодическую фразу, заметить и правильно истолковать все текстовые ремарки.

ВВИДЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

1). Повторяющиеся аккорды.

Аккомпанемент в этих произведениях участвует в создании определенного художественного образа и усиливает его выразительность. В его исполнении очень важно найти нужный звуковой колорит, то ровный и как бы обволакивающий, то трепетный и взволнованный. Для этого нужно добиться одновременного звучания всех звуков аккорда. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Прием, способствующий этому, состоит в том, чтобы арпеджировать разучиваемый аккорд, внимательно вслушиваясь в звучание каждого звука в отдельности, а затем брать звуки одновременно, прислушиваясь к ровности звучания аккорда. При неоднократном повторении аккорда возникает опасность ударной звучности. Нужно добиться непрерывного звучания аккордов без педали, чтобы получился звуковой фон, в котором удару не было бы места. Для этого используются репетиционный механизм фортепиано, то есть взяв аккорд в первый раз, не отпускают клавиши, не дают им полностью подняться, а нажимают все последующие разы «с половины». Педаль при этом чаще всего на короткие длительности мелодии не берется, легато в аккордах сохраняется пальцами. Если в аккомпанементах имеется пауза на сильной доле такта, а затем аккордовое звучание - это составляет дополнительную трудность, аккорды берутся синкопировано.

БАС И АККОРДЫ.

Этот тип аккомпанемента встречается во многих пьесах танцевального характера: вальсах Э.Грига, П.Чайковского, мазурках М.Глинки. Роль баса здесь особенно важна. Он должен звучать значительно громче строящихся на них аккордах и в то же время не заглушать мелодию. Г.Нейгауз называет это исполнение « естественной трехплановостью».

Чтобы добиться единства трехплановости рекомендуют работать отдельно над басом и аккордами, а лишь затем добиваться правильного соотношения с мелодией солиста. Нужно поучить отдельно бас и аккорды разными приемами: более глубоко и протяжно бас и легким звуком аккордов. Бас необходимо брать пятым пальцем, не третьим, как любят делать некоторые учащиеся. В аккордах, по возможности, нижний звук брать третьим и четвертым пальцами. Сначала следует работать без педали, вслушиваясь одновременное звучание всех звуков аккорда, а затем с педалью.


РАЗЛОЖЕННЫЕ АККОРДЫ, РАВНОМЕРНОЕ, СПОКОЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА.

     При работе над этим видом аккомпанемента надо разрешить те же задачи выявления     трехплановости голосоведения, что и в предыдущем варианте, но усложненной фактурой изложения. Этот новый вид аккомпанемента учим приемом собирания разложенных аккордов вместе, так лучше усваивается аппликатура и гармония. Нужной звучности следует добиваться сначала в собранных аккордах, а затем и в разложенных, исполнять их как бы «развертывая» арпеджио звук за звуком в очень равномерной и отчетливой последовательности.

АККОРДОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА С МЕЛОДИЕЙ В ОДНОМ ИЗ ГОЛОСОВ АККОРДА.

  Те же задачи выявления трехплановости усложняются тем, что звуки мелодии и аккомпанемента располагаются в одной руке и требуют умение выделить верхний звук аккорда слабыми пальцами (4-5).

Рекомендуем следующие приемы : учить мелодию (верхние звуки аккорда) отдельно теми пальцами, которыми она исполняется в аккордах, добиваясь при этом нужной дозировки; учить мелодию легато, а сопровождение аккорда- стаккато, добиваясь нужной фразировки в мелодии; учить отдельно аккорды аккомпанемента без мелодии, выделяя бас.

 


ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИФОНИИ В АККОМППАНЕМЕНТЕ

     В музыкальную ткань аккомпанемента кантиленных пьес часто вплетаются элементы полифонии. Иногда они появляются эпизодически, а в других случаях- как выдержанное двухголосие, причем второй голос проявляется в виде скрытой полифонии, а может и иметь и самостоятельную мелодическую линию. Во всех подобных пьесах необходимо добиться различая тембровой окраски голосов так, как при исполнении обычной полифонии. Очень важно развить в ученике темброво-динамический слух, умение слушать звуковую ткань фортепиано, как выразительный язык «тембров»; представлять звучание различных инструментов. Большую роль в искусстве исполнения аккомпанементов подобного типа играет педализация, она смягчает звуковые контрасты, помогает найти нужные оттенки колорита и создать «обволакивающую» звучность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Умное и профессиональное руководство педагога в работе над  аккомпанементом, умение точно объяснить нужные приемы для создания

художественного образа -это те предпосылки так важны для роста учащихся

в освоении нового предмета- аккомпанемента, и, как правило, именно этот

предмет становится самым любимым у учащихся старших класс.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая работа по орфографии в старших классах

АННОТАЦИЯКак научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у многих учителей. Автор данной работы, опираясь на материалы различных ...

Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Работа над гаммами в старших классах ДШИ

материал для преподаавтелей ДШИ фортепиано...

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...

Работа над натюрмортом в старших классах.

Выполнение различных постановок позволяют ознакомить детей с основными понятиями рисунка и живописи. Натюрморты могут выполняться в карандаше и красках, одну постановку\' можно ставить и для рисунка и ...