Работа над натюрмортом в старших классах.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Выполнение различных постановок позволяют ознакомить детей с основными понятиями рисунка и живописи. Натюрморты могут выполняться в карандаше и красках, одну постановку' можно ставить и для рисунка и для живописи.

Натюрморт в рисунке.

Длительные задания по рисунку выполняются в следующей последовательности:

1.        Выполнение эскиза (решаются задачи компоновки листа).

2.        Размещение изображения на листе бумаги, определение пропорций и первоначальных форм предмета средствами линий и конструктивных основных обозначений формы.

3.        Переход к детальному анализу натуры.

4.        Заключительный этап - подчинение детали целому, как можно точнее передавая натуру, форму, материальность и фактуру.

Натюрморт в живописи.

Примерные задания:

1.        Постановка из 2-х предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.

Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Касание предмета с фоном.

2.        Постановка из 2-3 предметов на нейтральном фоне. Передача формы (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).

3.        Постановка из 2-3 предметов, различных по материалу.

Обратить внимание на передачу пространства. Передача формы одним цветом. Блик, свет, полутень, тень, рефлекс. Задание монохромное.

4.        Постановка из нескольких предметов более сложных по форме на цветном фоне. Передачи цветовых планов в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_natyurmortom_v_starshikh_klassakh.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над натюрмортом в старших классах.

За годы обучения ребята выполняют много заданий, которые можно было бы объединить одной общей темой: "Натюрморт". Такие задания выполняются по рисунку и по живописи, часто натюрморт становится и темой композиции или входит составной частью в композицию.

Предлагается очень большое количество разных постановок от самых простых в младших классах до сложных в старших.

С натюрмортом, как жанром изобразительного искусства, учащиеся подробно знакомятся на уроках истории искусств.

Во время практической работы целесообразно вновь рассмотреть полотна замечательных мастеров натюрморта: П. Кончаловского "Зеленая рюмка”, КС Петрова-Водкина "Яблоки на красном фоне", И. Машкова "Натюрморт с самоваром", "Синие сливы", И.Т. Хруцкого "Натюрморт со свечой" и т.д. Примеров бесчисленное количество. Интересны натюрморты П. Сезанна, В. Ван-Гога, Ж. Шардена и др.

Выполнение различных постановок позволяют ознакомить детей с основными понятиями рисунка и живописи. Натюрморты могут выполняться в карандаше и красках, одну постановку' можно ставить и для рисунка и для живописи.

Натюрморт в рисунке

Рисунок является фундаментом изобразительного искусства. Основой обучения служит правдивое изображение на плоскости листа видимой конкретной формы в условиях реальной

среды и пространства.

В процессе обучения у учащихся необходимо развивать способность видеть и изображать форму в пространстве, точно передавать пропорции и характер изображаемых предметов, умение выделить главные и характерные черты. Учащиеся должны понять основное строение формы и уметь ее изобразить средствами линий, светотени и тона.

Основным принципом является последовательное выполнение рисунка от общего к частному с обязательным обобщением в конце работы.

Длительные задания по рисунку выполняются в следующей последовательности:

1.        Выполнение эскиза (решаются задачи компоновки листа).

2.        Размещение изображения на листе бумаги, определение пропорций и первоначальных форм предмета средствами линий и конструктивных основных обозначений формы.

3.        Переход к детальному анализу натуры.

4.        Заключительный этап - подчинение детали целому, как можно точнее передавая натуру, форму, материальность и фактуру.

Во время работы над длительной постановкой или после её окончания рекомендуется сделать короткие зарисовки мягким материалом.

Задача: научить конструктивному построению простых предметов при помощи дополнительных линий, научить видеть и изображать тональное разнообразие визуальных форм.

Материал: графитный карандаш. Размер: 1 /4,1 /2 ватмана.

Примерные задания:

1.        Простые геометрические предметы. Объяснение поиска композиционного решения. Плоскость и объем, передний и задний планы. Свет, тень, тональность.

Отдельно выполняются упражнения на постановку руки, штриховку, рисование овалов, кругов, прямых линий.

2.        Натюрморт из простых предметов.

Умение расчленить любую форму на простые геометрические формы: куб, шар, цилиндр.

Усвоение технических приемов работы с карандашом.

Изучение перспективных сокращений прямоугольных и цилиндрических тел, их размещение на плоскости и в пространстве.

3.        Натюрморт из простых предметов с фоном. Размещение и компоновка предметов на листе.

Тональное осмысление композиции в карандаше.

4.        Рисование тканей и драпировок.

Объяснение конструктивных особенностей складок, их размещение на плоскости и в пространстве, распределение тона на складках.

5.        Натюрморт с геометрическими телами.

Изучение перспективных сокращений прямоугольных и цилиндрических тел, их размещение на плоскости и в пространстве, изучение основных закономерностей распределения светотени.

Натюрморт в живописи

Обучение живописи в старших классах посвящается более детальному изучению натуры и развитию восприятия цвета и цветовой передачи. Особенно важно сохранить у учащихся цельность и свежесть первого восприятия до конца работы. Принципом решения объемно-пространственных и колористических задач является органическое единство процесса работы над цветом и формой. Процесс изучения натуры строится на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: цветовых, тональных, пластических, пространственных отношений. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили последовательность в работе: от общего к частному и затем снова к общему. В процессе обучения осмысливаются понятия формата, размера, пропорции, ритма, тоновых отношений, колористической цельности, цветового пятна, понятие декоративности.

Во время работы над длительной постановкой рекомендуется сделать короткие этюды отдельных предметов, с другой точки зрения или с другим колористическим решением.

Материал: гуашь, акварель. Размер:  1/4, 1/2 ватмана.

Примерные задания:

1.        Постановка из 2-х предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.

Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Касание предмета с фоном.

2.        Постановка из 2-3 предметов на нейтральном фоне. Передача формы (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).

3.        Постановка из 2-3 предметов, различных по материалу.

Обратить внимание на передачу пространства. Передача

формы одним цветом. Блик, свет, полутень, тень, рефлекс. Задание монохромное.

4.        Постановка из нескольких предметов более сложных по форме на цветном фоне. Передачи цветовых планов в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая работа по орфографии в старших классах

АННОТАЦИЯКак научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у многих учителей. Автор данной работы, опираясь на материалы различных ...

Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Работа над гаммами в старших классах ДШИ

материал для преподаавтелей ДШИ фортепиано...

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...