ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Удивительное рядом»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 14-17 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_udivitelnoe_ryadom_dlya_sayta_.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Удивительное рядом»

Возраст учащихся 14-17 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик

Гришина Наталья Александровна

педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» имеет естественно-научную направленность, по уровню освоения общекультурная.

Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.

Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. Оценивается решение в зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно, иногда и в домашних условиях.

Отличительная особенность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.

Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 14-17 лет, занимающихся в дополнительном образовании, интересующихся физическими явлениями.

Цель программы.

Профессиональное и личностное самоопределение учащихся.  

Цели и задачи программы

Цели программы:

  1. Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
  2. привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
  3. помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи программы

Образовательные:

  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • повышать уровень научной грамотности.
  • учить нетривиальному подходу к решению физических задач;

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
  • воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
  • воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • развивать навыков сотрудничества.

Развивающие:

  • Развивать естественнонаучные компетенции учащихся;
  • Развивать способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • Развивать исследовательские навыков;
  • Развивать у учащихся навыки критического мышления;
  • Развивать самостоятельне мышления у учащихся;

Условия реализации программы.

Программа предназначена для подростков в возрасте 14 - 17 лет. Комплектование групп проводится до 10 сентября в количестве 15 человек.

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое обеспечение: помещения для занятий; индивидуальное лабораторное оборудование.

Организация образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия.

Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.

Типы занятий. Сочетаются занятия теоретической и практической направленности.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • воспитать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
  • воспитать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
  • воспитать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • развить навыки сотрудничества.

Метапредметные:

  • развить естественнонаучные компетенции учащихся;
  • развить способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • развить исследовательские навыки;
  • развить у учащихся навыки критического мышления;
  • развить самостоятельное мышление у учащихся;

Предметные:

  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • повысить уровень научной грамотности.
  • научить нетривиальному подхода к решению физических задач;



Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Комплектование группы

2

2

0

наблюдение

беседа

Вводное занятие

2

1

1

беседа 

Тепловые явления

12

3

9

Беседа,

практические опыты, самостоятельная работа

Электрические явления

16

6

10

Беседа,

практические опыты, самостоятельная работа

Магнитные явления

20

8

12

Беседа,

практические опыты, самостоятельная работа

Световые явления

16

4

12

Беседа,

практические опыты, самостоятельная работа

Современная физика

2

2

0

беседа

Заключительное занятие

2

0

2

Контрольное тестирование

Итого:

72

26

46


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Удивительное рядом»

Задачи программы:  

Обучающие 

  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • повышать уровень научной грамотности.
  • учить нетривиальному подходу к решению физических задач.

Развивающие:

  • развивать естественнонаучные компетенции учащихся;
  • развивать способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • развивать исследовательские навыков;
  • развивать у учащихся навыки критического мышления;
  • развивать самостоятельне мышления у учащихся.
  • расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с физикой

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
  • воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
  • воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • развивать навыков сотрудничества.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • воспитать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
  • воспитать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
  • воспитать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • развить навыки сотрудничества.

Метапредметные:

  • развить естественнонаучные компетенции учащихся;
  • развить способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • развить исследовательские навыки;
  • развить у учащихся навыки критического мышления;
  • развить самостоятельное мышление у учащихся;

Предметные:

  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • повысить уровень научной грамотности.
  • научить нетривиальному подхода к решению физических задач

Содержание программы

Тема 1. Комплектование группы.

Теория. Выявление степени самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям.

Тема 2. Вводное занятие.

Теория. Правила поведения и техники безопасности в кабинете физики. План работы группы,

Практика: Определение цены делений приборов и оценка погрешностей.

Тема 3.Тепловые явления (12 часов)

Теория: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота плавления. Кристаллы. Выращивание кристаллов.

Практика: Экспериментальные задания по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение», «выращивание кристаллов», Лабораторные работы: «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых и получаемых при остывании горячей воды и нагреве холодной воды», «Измерение удельной теплоемкости различных веществ», «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда», «Удельная теплота плавления льда»

Тема 4. Электрические явления (16 часов)

Теория: Электрические явления. Электроскоп. Электризация жидкости, газа. Электрический ток. Электричество. Электролиз. Короткое замыкание.

Практика: Экспериментальные задания по темам «Электроскоп», «Электризация жидкости, газа», «Различные электрические явления». «Электролиз», «Короткое замыкание», Лабораторные работы: «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии». «Измерение КПД кипятильника»

Тема 5. Магнитные явления (20 часов)

Теория: Магнитные явления. Магнитное поле проводника с током. Простейшие модели и приборы.

Практика: Экспериментальные задания по темам «Магнитные явления», «Магнитное поле проводника с током», практические задания по работе: гальванического элемента, электромагнита.

Тема 6. Световые явления (16 часов)

Теория: Световые явления. Разложение света в спектр. Законы преломления и отражения. Полное внутреннее отражение. Рассеяние. Оптические иллюзии и миражи. Линзы.

Практика: Экспериментальные задания по темам: «Из каких цветов состоит белый», «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает», «Рассеяние разных длин волн», «Коэффициент преломления», «Полное внутреннее отражение», «Передача света по оптоволокну»

Тема 7. Современная физика (2 час)

Теория: Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.

Тема 8. Заключительное занятие (2 час)

Практика: Контрольное тестирование, презентации на тему:«Физика в моей будущей профессии»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Удивительное рядом»

 № п/п

Наименование темы

Количество часов

Дано

По плану

По факту

По плану

По факту

1

Комплектование группы

2

2

Вводное занятие

2

3

Тепловые явления

2

4

Тепловые явления

2

5

Тепловые явления

2

/

6

Тепловые явления

2

7

Тепловые явления

2

8

Тепловые явления

2

9

Электрические явления

2

10

Электрические явления

2

11

Электрические явления

2

12

Электрические явления

2

13

Электрические явления

2

14

Электрические явления

2

15

Электрические явления

2

16

Электрические явления

2

17

Магнитные явления

2

18

Магнитные явления

2

19

Магнитные явления

2

20

Магнитные явления

2

21

Магнитные явления

2

22

Магнитные явления

2

23

Магнитные явления

2

24

Магнитные явления

2

25

Магнитные явления

2

26

Магнитные явления

2

27

Световые явления

2

28

Световые явления

2

29

Световые явления

2

30

Световые явления

2

31

Световые явления

2

32

Световые явления

2

33

Световые явления

2

34

Световые явления

2

35

Современная физика

2

36

Итоговое занятие

2

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Удивительное рядом»

№ п/п

тема программы

Педагогические методики и технологии

Дидактические материалы

Информационные источники

Формы и средства контроля результативности обучения.

Фиксация и предъявления результатов обучения.

1

Комплектование группы

Беседа

наблюдение

беседа

2

Вводное занятие

Беседа, Практическая работа

Лабораторное оборудование

Инструкция по ТБ

План работы

беседа 

устно

3

Тепловые явления

Беседа, Эксперимент, Практическая работа

Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование.

фронтальный опрос 

лабораторная работа

4

Электрические явления

Беседа, Эксперимент, Практическая работа

Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование

фронтальный опрос 

лабораторная работа

5

Магнитные явления

Беседа, Эксперимент, Практическая работа

Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование

фронтальный опрос 

лабораторная работа

6

Световые явления

Беседа, Эксперимент, Практическая работа

Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование

фронтальный опрос 

лабораторная работа

7

Современная физика

Беседа

Презентация.

фронтальный опрос 

8

Итоговое занятие

Беседа

Презентация, контрольный тест.

Контрольный тест, презентации учащихся.

Литература для педагога

Методическое обеспечение

  1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике.
  2. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике.
  3. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя
  4. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. .
  5. Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов
  6. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике

Литература для учащихся

  1. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты.
  2. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике

Техническое оснащение занятий

  1. Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
  2. Лабораторный набор «Механика».
  3. Лабораторный набор «Электричество».
  4. Лабораторный набор «Магнетизм».
  5. Лабораторный набор «Оптика».
  6. Демонстрационный набор «Электричество и магнетизм»
  7. Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Удивительный микромир"

Дополнительная образовательная программа предлагает занятия по микробиологии с использованием электронного микроскопа Школьный Альтами для учащихся 5 - 8 классов....

Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"

Рабочая программа кружка "Удивительное рядом".  34 учебных занятия....

Дополнительная общеобразовательная программа "Удивительный мир кукол"

Программа способствует реализации потребностей детей в организации познавательного и содержательного досуга, развитию личных качеств, повышению культуры.     Занятия помогают развивать ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей "Удивительное рядом"

Программа «Удивительное рядом» относится к дополнительным  общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности. Данная программа является результатом многолетней деят...

Образовательная программа "Удивительное рядом"

Рабочая программа "Удивительное рядом" с рецензией....

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Рабочая программа дополнительного образования "Удивительное рядом"

Программа расчитана на детей 10 - 16 лет. Программа естественно-научной направленности....