Конспект занятия "Кто они - благотворители и меценаты?"
план-конспект

Пономарева Яна Юрьевна

       13 апреля в России отмечается удивительный праздник – День мецената и благотворителя. Она приурочена ко дню рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената (13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) – покровителя художников, артистов, музыкантов.

        Этот день напоминает нам о главных ценностях в жизни каждого человека – о любви и добре, милосердии и справедливости, заботе о ближнем и помощи нуждающимся.

     Традиции милосердия и благотворительности в России имеют глубокие корни и богатые традиции. Еще в Древней Руси благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы.

     Но настоящим золотым веком меценатства считается XVIII-XIX вв. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей. Существовали целые династии, которые жертвовали средства практически во все сферы деятельности человека: Третьяковы, Морозовы, Бахрушины и многие другие.

        В XX веке благотворительность и меценатство уходят на второй план, поскольку Россия переживает большие потрясения и перемены.

Сегодня традиции меценатства возрождаются, благотворительность прочно входит в жизнь общества. Думать не только о себе, но и о тех, кто рядом и нуждается в помощи – становится нормой для большинства людей. Отсюда – и появление праздника в честь тех, кто занимается благотворительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kto_oni_-_blagotvoriteli_i_metsenaty.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

АСИНОВСКОГО РАЙОНА»

Разработка занятия на тему «Благотворительность и меценатство»

Занятие для воспитанников 7-14 лет

Тема занятия: «Кто они – благотворители и меценаты?»

Асино, 2020

Тема: «Кто они – благотворители и меценаты?

Цель: знакомить несовершеннолетних с понятиями «благотворители», «меценаты»; формировать интерес к благотворительной деятельности и воспитание чувства сострадания к чужой беде.

Задачи: 
-Расширять представление несовершеннолетних о добре, раскрывать понятия «благотворительность», «меценат»;

- Рассказать об истории возникновения благотворительности и меценатства в России;

-Развивать творческие способности

Оборудование: цветок, карточки с пословицами, презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

      Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

 2. Стихотворение.

С таким прекрасным настроением мы начнем наше занятие. Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о благотворительности и меценатстве. Для того, чтобы понять, что такое благотворительность, нужно вспомнить какие ощущения вы испытываете, когда, например, получаете подарок? Перечислите их (радость, положительные эмоции и т.д.)  Но однажды ты сам делаешь подарок другому человеку и видишь его искреннюю радость. В этот момент где-то внутри себя понимаешь, что делать подарки гораздо приятнее, чем их получать.

     Благотворительность и помощь людям – это возможность помочь тем, кто в силу каких-то независимых от них причин не может реализовать себя в полную силу.

Послушайте стихотворение Ольги Гражданцевой «Благотворительность» и приготовьтесь ответить на вопросы.

Зачем и почему мы помогаем?
Пустой вопрос… И непростой ответ…
Есть у кого-то в жизни цель другая…
А у кого-то выше цели нет…

Творят добро совсем не за «спасибо!»
Не за табличку «Добрые сердца»…
Не потому что помогать – «красиво»,
Не для того, чтоб тень убрать с лица…

Не для того, чтоб поучать кого-то,
Мол я помог, теперь и твой черед.
Не чтобы откупиться от чего-то…
И не затем, чтоб «заплатить вперёд»…

Мы помощью не платим за ошибки…
Не откуп, не гордыня… вовсе нет!
Мы помогаем, чтоб детей улыбки
Дарили нам свой лучезарный свет… 

Вопросы: - О чем это стихотворение?

                 - Что нам хотел донести автор?
                - А кому могут помочь наши действия?

               

3. Из истории благотворительности в России (презентация)

     Обратимся к истории и традициям милосердия и благотворительности, которые глубоко уходят корнями в начало российской истории.

    Еще в древние времена возникла благодарная традиция – забота о стариках, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании.
     У истоков стояли великие киевские князья, московские и петербургские цари. В Киевской Руси благотворительность была уделом князей, либо возлагалась на церковь и рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени. (слайд 3)

    Князь Владимир поручил попечение над сиротами духовенству, и сам принимал активное участие в этом процессе. (слайд 4)

    Его преемник, князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где содержал и обучал на свои средства 300 юношей. (слайд5)

     При Петре I дальнейшее развитие получило попечение о детях с помощью детских учреждений. (слайд 6)

     В трудах Екатерины II сохранялись архивные документы, где говорилось о действиях высшей власти в помощь народу при бедствиях, о создании Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.  (слайд 7).

     В российскую историю навсегда вошли имена таких благотворителей и меценатов, как семейные династии Третьяковых, Морозовых Мамонтовых, Бахрушиных, Найденовых, Щукиных и других. (слайд 8)

(дети готовят сообщения о некоторых благотворителях: Третьяков П.М., Мамонтов С.И.)

4. Меценатство.

       Меценатство – оказание финансовой помощи, поддержка организаций, представителей искусства, культуры, спорта, науки.

       Название происходит от имени знатного римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния Мецената, который был покровителем поэтов и художников, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности.

      Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям.

5. Физминутка.

6. Работа по карточкам с пословицами.

   О добре и добрых делах сложено много замечательных пословиц. Давайте попробуем их вспомнить. Соедините начало и конец пословицы (у несовершеннолетних имеются карточки с пословицами, нужно составить  пословицы)

Доброе дело питает душу и тело.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Судят не по словам, а по делам.

Жизнь дана на добрые дела.

Всякий человек в деле познаётся.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

7. Задание

А сейчас каждый из вас выполнит задание указанное на доске, а затем проверим правильно ли вы выполнили. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей

1.Хлеб

А)  Больной 

2.Утешение

Б)  Сирота 

3.Приют

В)  Обиженный 

4.Покаяние

Г) Нищий

5.Прощение

Д) Провинившийся

6.Целебный сок

8.  Домашнее задание.

Представьте, что вы- меценат. Кому и какую помощь Вы хотели бы оказать. Опишите.

9. Рефлексия

-Ребята, сегодня мы хорошо поработали. Перед вами – цветок., но он бесцветный. Подумайте и раскрасьте его, но в определенный цвет:

- если поработали хорошо, узнали новое для себя – красным,

- если не все понравилось, считаете, что не получилось – желтым,

- если считаете, что мы плохо поработали, содержание было не интересным – синим.

(обсуждение результатов)

Интернет-источники и литература:

  1.  https://nauka.club/literatura/stikhi/o-dobrote.html 
  2. https://proza.ru/2019/01/09/1978 
  3. https://stihi.ru/2016/11/24/7392 «О благотворительности»
  4. https://ppt-online.org/246465 «Благотворительность в России - презентация онлайн».
  5. https://www.miloserdie.ru/article/blagotvoritelnost-krestitelya-rusi/ -Святой Владимир: благотворительность крестителя Руси.
  6. https://w.histrf.ru/articles/article/show/mietsienatstvo «Меценатство»

Приложение

  1. Россия издавна славилась традициями милосердия и благотворительности.

Благотворительность - это человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается c принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. когда официально вменил в обязанность духовенству заниматься делами благотворительности.

В течение многих веков церковь и монастыри оставались центром социальной помощи старым и больным. Русские князья служили для народа образцом сострадания, а Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: "Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи".

В XIX веке развивается меценатство – вид благотворительности, при котором добровольное пожертвование предназначается на поддержку и развитие искусства и культуры, которые становятся достоянием общественности.

  1. Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека.

Что же такое русское меценатство? В России благотворительность, связанная  воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию  и соблюдение главной заповеди Христа : «Да любите друг друга».

Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ божий, становился «христолюбцем». Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которыми она приносилась, потому, кА две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорытии - «Всякому просящему у тебя, давай,и от взявшего твое, не требу назад».Рсская

Благотворительность основывалась и на бесславии – «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».

Павел Третьяков родился 15 декабря 1832 года в Москве в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую с самого начала он намеревался передать городу. В коллекции Третьякова работы Н. Г. Шильдера , В. Г. Худякова. И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио , В.И.Якоби, М.П.Клодта и других. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова. В 60-е годы XIXв.были приобретены работы Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции галерею, которая была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять

5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам. В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения. В 1896 году П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. П.М.Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий. Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая, о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств. Он умер 4 декабря 1898 года в Москве.

Мамонтов Савва Иванович (1841— 1918), промышленник и меценат

Конец XIX в. дал истории множество интереснейших личностей, среди которых не последнее место занимает один из крупнейших российских предпринимателей Савва Иванович Мамонтов. Его имя связано с постройкой нескольких железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска. Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений - он обессмертил свое имя бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - так называли этого бизнесмена-мецената современники.

Знаменитый российский промышленник и сам обладал многими творческими талантами: учился пению, был скульптором, музыкантом, режиссером, автором драматических произведений. Где бы он ни был, он всегда являлся центром, вокруг которого группировались одаренные люди. Савва Иванович неутомимо искал и всячески поддерживал молодых деятелей искусств, говоря, что его главный талант - «находить таланты». Он «двигал искусство вперед». Как говорил художник В. М. Васнецов, «в нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

В этот период жизни Мамонтову-промышленнику все удавалось. Он был первым в России, кто сумел сочетать занятие предпринимательством со служением музам. При этом, по наблюдениям современников, в бизнес он привносил элементы артистизма. Умело сочетая одно дело с другим, он совершенно не обращал внимания на окупаемость вложений в искусство. Затраты на него зачастую намного превосходили доходы. И, несмотря на это, предпринимательская деятельность Саввы Ивановича не заслоняла его душевной привязанности к деятелям культуры и их творчеству.

В доме у Мамонтовых часто бывали художники В. Д. Поленов, И. Е. Репин, затем И. И. Левитан, В. И. Суриков и др. Многим начинающим и признанным мастерам искусства Савва Иванович оказывал существенную моральную и материальную поддержку. Его отличительной чертой было умение распознать талант. Предприниматель делал все, чтобы дарование не погибло в нищете и заброшенности.

В 1870 г. Савва Иванович приобрел обширное имение в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры, бывшую дачу писателя С. Т. Аксакова - Абрамцево, и за сравнительно короткое время превратил ее в благоустроенную усадьбу. Были построены больница, школа, мост, плотина на реке Воре, улучшена дорога, сооружены мастерские для художников, церковь и много других зданий, создана оранжерея, разбит прекрасный сад.

Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возник так называемый «мамонтовский кружок», объединивший таких замечательных художников как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, скульпторМ. М. Антокольский. Именно в этой  подмосковной усадьбе художниками были созданы произведения, составившие золотой фонд нашего национального искусства.

 В начале 1880-х гг. у Мамонтова возникла идея заняться большими оперными постановками. Это было смелым и рискованным начинанием. Савва Иванович был первым, кто решился разрушить монополию императорских театров, после того как в 1882 г. было законодательно разрешено создание частных театральных трупп в столичных городах. Предприниматель хотел не просто учредить оперный театр, а создать нечто качественно новое. Именно с Частной оперы Мамонтова берет начало понятие «художник театра». Материальная помощь и щедро оплаченные заказы Саввы Ивановича позволили развернуться таланту  оперного певца Ф. И. Шаляпина.

Знаменитый промышленник был не просто меценатом, а настоящим художественным руководителем каждого своего нового предприятия.

В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Методическая разработка классного часа "Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова"

Методическая разработка классного часа «Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова» предназначена для формирования интереса...