Формирование правовой культуры обучающихся
статья

Пышненко Оксана Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravovoy_kultury_obuchayushchihsya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры обучающихся

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь, молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.

Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Правовая культура обучающихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Теоретические основы формирования правовой культуры

Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность обучающегося, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

-об обществе, его целях и ценностях;

- о правах человека и способах их реализации;

- о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;

- о двух противоположных системах отношений:

государство – общество – личность

личность – общество – государство

- о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой молодой человек умеет:

- отстаивать свои права и права других людей;

- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

- грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

- гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

- объективность;

- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия выделяется систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм.

Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Под правовым образованием обучающихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.

Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы, учреждений дополнительного образования), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.

Следовательно, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в школе и учреждениях дополнительного образования направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:

- вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;

- воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;

- воспитание чувства ответственности за свое поведение;

- формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:

1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;

2 - выработку правовых убеждений;

3 - формирование этико-правовых установок;

4 - воспитание правовых чувств;

5 - формирование опыта законопослушного поведения;

6 - формирование активной социально-правовой позиции.

Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:

- интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;

- эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

- практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:

- интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;

- эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;

- практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:

1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;

2) диагностика уровней правовой культуры;

3) целеполагание;

4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;

5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;

6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;

3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.

В изменяющихся условиях современного российского общества всё более актуальным становится обновление и модернизация правового образования. Это вызвано тем, с одной стороны, что правовая система России, провозглашённая демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения.

Однако наблюдается разрыв между новым демократическим правосознанием и законодательством. При этом нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, всё больше распространяется правовой минимум: уход в себя, враждебность в отношениях между людьми, расцвет коррупции во всех сферах жизни человека. Но при этом, с трудом возникающее новое общество, требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав. Таким образом, соединяющие условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.

Учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы формирования правовой культуры детей, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. Основная работа рассчитана на возраст 14 – 18 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности. Основная форма занятий – лекции и семинары, а так же исследовательская работа.