История фотографии
презентация к уроку (8 класс)

Береговая Екатерина Евгеньевна

История фотографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_fotografii.docx26.55 КБ
Файл istoriya_fotografii.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

История фотографии

Цели урока

Образовательные:

познакомить с историей возникновения фотографии;

познакомить с работой фотографа и основными качествами, которыми он должен обладать;

раскрыть роль фотографии в жизни людей.

Воспитательные:

воспитание умения слушать преподавателя и выполнения всех указаний;

воспитание бережного отношения к компьютеру;

воспитание информационной культуры обучающихся;

Развивающие:

развивать творческие навыки обучающихся – умение внимательно смотреть на мир.


Оборудование: Мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.

Актуализация знаний

- Какую роль играет фотография в жизни человека?
- В каких сферах деятельности используют фотографию? 
- Нравится ли вам фотографировать? Что именно? 
- Кто занимается фотографией (ходит в кружок, изучает специальную литературу? 
- Кто из вас хотел бы стать профессиональным фотографом?

Теоретический материал

  1. «Фотография до фотографии»

Ка́мера-обску́ра — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

  1. Гелиография Ньепса

НЬЕПС (Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор) (7 марта 1765, Шалон-сюр-Сон, Франция — 5 июля 1833, там же), французский изобретатель, один из создателей фотографии. Впервые (1820-е гг.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак (гелиография). С 1829 сотрудничал с Л. Дагером.

Ньепс стремился заставить свет рисовать. Достичь цели удалось с помощью асфальтового лака (битума), растворенного в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла, меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере-обскуре несколько часов. Таким образом, "первая фотобумага" была изготовлена из асфальта(!). Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, Ньепс в темной комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытие линий изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции и остававшееся мягким и растворимым (по другим источникам асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина). Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров, как это раньше делалось с любых травленых или гравированных пластин. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом — гелиография (в переводе с греческого «нарисованная светом»). Первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822. Однако сохранилась лишь гелиография 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом. Экспозиция длилась восемь часов(!).

Такая гелиогравюра представляла собой лишь начальный этап в изобретении фотографии. Четкость изображения на гелиогравюрах была невелика. Ньепс изобрел диафрагму для исправления дефектов изображения, полученного при открытой линзе камеры-обскуры.

  1. Дагерротипия

ДАГЕР (Daguerre) Луи Жак Манде (18 ноября 1787, Кормей, Франция — 10 июля 1851, Бри сюр Марн), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839).

Его идея заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути.

Результата он достиг в 1837, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение он фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным раствором соли и горячей водой. После 1839 соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия. В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов).

В результате получалась единственная фотография — позитив, названная автором дагерротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении. Но Дагер сумел при получении изображений на дагерротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это и сделало его процесс доступным и практичным. Ученые, художники и любители улучшили процесс Дагерра. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагерротипе не зеркальным, а нормальным. Дагерротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841 была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были созданы средства, предохранявшие поверхность дагерротипов от повреждений и царапин.

  1. Опыты Тальбота

Тальбот Уильям Генри Фокс (1800-1877), английский физик, химик, изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии (калотипии). Занимался также математикой, спектроскопией, астрономией, археологией и лингвистикой.

Тальбот пытался копировать виды природы с помощью камеры-обскуры. Но он не обладал навыками рисования. Поэтому ему захотелось зафиксировать изображение, которое он видел в камере-обскуре. Тальбот знал о том, что свет может воздействовать на свойства различных материалов, и изобрел такой светочувствительный материал. Для этого он погружал лист бумаги в слабый раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра. При этом в бумаге образовывался хлорид серебра, и она становилась светочувствительной.

В 1835 Тальбот с помощью камеры делал снимки на своей светочувствительной бумаге, пропитанной хлористым серебром. Первым был снимок решетчатого окна его дома. Выдержка длилась в течение часа. Так он получил первый в мире негатив. К нему он прикладывал другой такой же лист бумаги и засвечивал их. Так Тальбот сделал позитивный отпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, а чувствительность его бумаги была очень низкой.

Изобретение Тальбота было названо фотографией!  

В 1840 Тальбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией (от греч. слов kalos — красивый и typos — отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия.

Калотипия Тальбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов.

В 1844-46 Тальбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями — видами природы и архитектуры.

В 1851 Тальбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858. Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг. качественных полутоновых фотопластин.

Патенты Тальбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах.

  1. А что у нас?

В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. Русские ученые не только проявили живой интерес к факту открытия фотографически процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.

В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (Fritzsche) (1802 - 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.

23 мая 1839 года Фрицше на заседании Петербургской Академии наук выступил с "Отчетом о гелиографических опытах", в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов. "Ботаник может пользоваться ей с выгодой, когда речь идет о том, чтобы сделать точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария", - сообщил он. Одновременно Фрицше предложил внести существенные изменения в этот способ – он рекомендовал заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.

         Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук представляет собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.

  1. И наконец…

Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно.

Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор - заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра.

В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать.

Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной.

В 1873 году Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы "Кодак") наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер".

Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотография – взгляд, сохранённый навсегда Истоки фотоискусства

Слайд 2

Камера-обскура Фотография до фотографии Светонепроницаемый ящик с линзой в одной из стенок и экраном на противоположной стене. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.

Слайд 3

С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов. В середине XVIII века в России была камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив », сделанная в виде походной палатки.

Слайд 4

Особенности камеры-обскуры Труд рисовальщика упрощён Полученное изображение, в отличие от картины, объективно отражает реальность Изображение нельзя закрепить

Слайд 5

Гелиография Ньепса Нарисованное светом НЬЕПС Жозеф Нисефор (1765 – 1833), французский изобретатель, один из создателей фотографии. Впервые (1820-е гг.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак

Слайд 6

Как заставить свет рисовать? Битум наносился на пластину из стекла или меди и помещался в камеру-обскуру на несколько часов. Затем пластина обрабатывалась кислотой. Гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров.

Слайд 7

Сохранилась гелиография 1826 года «Вид из окна». Ньепс . 1826

Слайд 8

Особенности гелиографии Плохая чёткость Длительная экспозиция (8 часов) Изобретённая диафрагма исправляла дефекты изображения, полученные при открытой линзе камеры-обскуры

Слайд 9

Дагерротипия Первый практически пригодный способ фотографии ДАГЕР Луи Жак Манде (1787 —1851), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839).

Слайд 10

Фото-позитив Пластина, пропитанная парами йодида помещалась в камеру-обскуру и подвергалась экспозиции. Проявлялась парами ртути. Изображение фиксировалось раствором соли и горячей водой.

Слайд 11

Особенности дагерротипии В результате получается единственное фото – позитив Время экспозиции – несколько минут Не нужны услуги ни художника, ни гравёра Невозможно сделать копию изображения

Слайд 12

Калотипия Шаг навстречу современности Тальбот Уильям Генри Фокс (1800-1877), английский физик, химик, изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии ( калотипии ). Занимался также математикой, спектроскопией, астрономией, археологией и лингвистикой.

Слайд 13

Негатив + позитив = фотография Тальбот изобрел светочувствительный материал. Он погружал лист бумаги в слабый раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра. При этом в бумаге образовывался хлорид серебра, и она становилась светочувствительной.

Слайд 14

Первая калотипия Решетчатое окно дома Тальбота

Слайд 15

Первый альбом – «Карандаш природы»

Слайд 16

Особенности калотипии Возможность делать фотографии за несколько минут, а впоследствии и мгновенно Сначала появляется негатив, с которого впоследствии можно сделать любое количество позитивных отпечатков

Слайд 17

А что же в России? Нет предела совершенству В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1802 - 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота .

Слайд 18

Русские ученые проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов: "Ботаник может пользоваться ей с выгодой, когда речь идет о том, чтобы сделать точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария". Одновременно Фрицше рекомендовал заменить во время проявления тиосульфат натрия аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.

Слайд 19

И наконец…

Слайд 20

Домашнее задание Погружение в мир фотографии Прочитать главу 1 (часть, вторая, стр. 60) Фотосъёмка несложного объекта (по собственному выбору) – объясните, почему вы решили сфотографировать именно эту вещь именно таким образом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История фотографии

История создания фотографии от снимка «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры, до полноценных цветных диапозитивов Прокудина-Горского...

Классный час "История одной фотографии"

Классный час для обучающихся 6 класса в рамках Дня матери. Задача:формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье....

История фотографии

История рождения фотографииФотография художественная (фотоискусство) (от греч. phos свет, graphs пишу) новый вид изобрази тельного искусства, в котором художественное восприятие действительности...

История фотографии

Презентация разработана по изобразительному искусству для 9 класса по программе Неменского...

презентация на тему "История фотографии"

презентация на тему "История фотографии" предмет "Искусство" 9 класс...

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....

Тест к уроку к мхк в 8 классе по теме: история фотографии.

тест предназначен для проверки знаний по теме: история фотографии. 8 класс. С ответами....